Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Рекомендации, направленные на формирование адекватной самооценки младших школьников с ЗПР





 

Завышенная оценка, равно как и заниженная, по мнению многих ученых, требует самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей. Следовательно, дети данной категории нуждаются в коррекционно-профилактических мероприятиях, направленных на формирование адекватной самооценки, способствующей успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.

Для правильного развития самооценки младших школьников с ЗПР необходимо тщательно следить за ее уровнем. Два раза в год требуется проведение контрольного тестирования. Чтобы развитие и коррекция самооценки младших школьников с ЗПР было наиболее продуктивным, педагоги в своей работе должны придерживаться некоторых правил.

Обучение таких детей должно обязательно иметь и воспитывающую, и развивающую, и коррекционную направленность. Х.С. Замский считает, что воспитывающая направленность обучения в школе XVIII вида состоит в формировании у учащихся нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Это реализуется, прежде всего, в содержании учебного материала и в соответствующей организации деятельности учащихся в школе и вне ее [33, С.323].

Развивающая направленность работы с такими детьми проявляется в содействии общему развитию учащихся. Но их развитие не может быть успешным без коррекции психических функций и мышления. Поэтому обучение младших школьников с ЗПР должно носить коррекционно-развивающий характер.

Среди педагогических условий развития адекватной самооценки младших школьников с ЗПР необходимо особо выделить обучение ребенка умению учиться - умению видеть настоящие учебные задачи и находить соответствующие способы их решения. При этом содержание преподаваемого материала должно быть продуманным с точки зрения соответствия научным достижениям и быть доступным для восприятия.

Соблюдение принципов систематичности и последовательности обучения, связи обучения с жизнью для таких детей обязательно. Как и при обучении обычных младших школьников, необходимо широко использовать принцип наглядности. На уроках важно развивать сознательность и активность самих учащихся. К таким детям необходим особый индивидуальный и дифференцированный подход.

Так как самооценка младших школьников практически лишена самостоятельности и имеет большую зависимость от взрослых, важно давать детям и их поступкам самые объективные оценки.

Как подчеркивает Виноградова А.Д., «в формировании правильной самооценки определяющая роль принадлежит оценке учителем деятельности, поступков, высказываний учащихся» [34, С.144], при этом оценки должны быть и положительными, и отрицательными. Если отдавать предпочтение только положительным оценкам, то в сознании учащегося может произойти перекос в сторону переоценивания себя, т.к. собственная малоценность ребёнка с ЗПР компенсируется «искусственной» переоценкой своей личности, скорее всего неосознаваемой ребёнком». Такие психозащитные механизмы начинают возникать в результате прессинга «детей со стороны значимых взрослых, а также особенностями их личностного развития [15, С.206].

Среди методических приемов организации процесса обучения большое значение в формировании самооценки младших школьников с ЗПР отводится игровым приемам. При этом игровые приемы должны не отвлекать от учебы, а привлекать еще больше внимания к программному материалу. Игровую оболочку можно придать не только учебному процессу, но и трудовой, и художественной деятельности. В силу своих возрастных особенностей приглашение к игре младшие школьники воспринимают с радостью. Игры должны обеспечивать ребенку активность, возможность самонаблюдения и самоконтроля. В игре ребенку легче оценить свои возможности, соотнести их с возможностями других учащихся, подчиниться определенным требованиям, проявить индивидуальные личностные качества.

Большой потенциал имеют такие игровые ситуации, в которых ученику отводится роль педагога. С позиции руководителя ребенок может поделиться своими знаниями, проконтролировать других, исправить их ошибки. Игровой характер заданий, подразумевающий элементы состязательности, соревнования, активизации внимания, стимулирует речевую, умственную, творческую деятельность и оказывает эффективное влияние на развитие адекватной самооценки.

Большой простор для организации полезных для развития самооценки игр предоставляет внеурочная деятельность. Она позволяет смоделировать ситуации необходимого взаимодействия и взаимопомощи, сплочения с другими участниками игры. Здесь есть возможность для фантазии, импровизации, проявления личностных качеств, демонстрации таких собственных умений и навыков, которые не применяются в обыденной жизни. Полезно предоставить возможность для проявления умений младших школьников с ЗПР, в которых у него наметились заметные успехи. Это поможет приобрести заслуженное уважение окружающих.

Среди факторов развития самооценки решающими являются отношение окружающих и правильное осознание младшего школьника с ЗПР особенностей своей деятельности, ее результатов. Педагогу важно научить его умению видеть и понимать себя, согласовывать свои желания с требованиями и нормами окружающей среды. Важно понимать, что для учащегося начальных классов важен результат деятельности, а не процесс работы и ее планирование. Поэтому необходимо регулярно напоминать учащимся с ЗПР о контроле каждого этапа своих действий, промежуточных результатов, правильно их оценивать. Это, безусловно, положительно скажется на результатах их учебной деятельности и создаст добротные основы формирования самооценки.

У хорошо успевающих младших школьников с ЗПР важно развивать самокритичность, умение ставить перед собой возрастающие по трудности задачи и находить пути их решения. Не следует забывать и о формировании ретроспективной и прогностической самооценки.

Первая обращена в прошлое и направлена на осуществления самооценки выполненных действий. Вторая направлена на прогнозирование и предвосхищение необходимых операций, оценку своих возможностей еще до совершения реальных действий. Целью использования этих двух самооценок является пониманием самими учащимся характера происходящих изменений, касающихся структуры их знаний, развития умений. Сам ребенок с ЗПР, постоянно находясь в оси координат взаимооценок его и его сверстников, обсуждения способов решения задач и их оценивания, применения разных критериев, постепенно будет приближаться к необходимому уровню адекватности самооценки.

С целью выявления особенностей самооценки у младших школьников с ЗПР нами проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие дети восьмилетнего возраста, посещающие коррекционный класс для детей с ЗПР МБОУ СОШ № 175 города Зеленогорска, в количестве - 10 человек.

Гипотеза: дети младшего школьного возраста с ЗПР характеризуются неадекватно повышенной (или заниженной) самооценкой.

В эксперименте мы использовали две методики:

) Методика «Лесенка».

) Методика «Дембо-Рубинштейн».

По результатам проведения эксперимента мы пришли к выводу, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР самооценка неадекватна и чаще завышена. Следовательно, проведённое исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о том, что самооценка младшего школьника с ЗПР имеет свои особенности, а именно:

детям данной категории присуща некритичность при оценке собственных возможностей и действий;

общая самооценка младших школьников с ЗПР имеет повышенный и пониженный уровень, что позволяет утверждать, что в этом возрасте задержка психического развития выступает в качестве фактора, отрицательно влияющего на уровень ее адекватности, замедляя процесс становления самооценки.

При этом, развитие и коррекция самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР обусловлено многими внешними и внутренними факторами, главными среди которых являются уровень общего развития учащегося и восприятие его окружающими. Поэтому для развития адекватной самооценки чрезвычайно важно воспитание полноценной социально активной личности, способной к адекватному самовыражению, к деятельности, осуществляемой в рамках общепринятых правил и норм.


Заключение

 

В первой, теоретической, части мы рассмотрели психолого-педагогическую характеристику детей с ЗПР. Выяснили, что задержка психического развития (ЗПР) - это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. То есть, ЗПР - это замедленный темп развития, и проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей ребёнка его возрасту. При этом отмечается, что ЗПР поддаётся коррекции, при обучении и воспитании ребёнка в специальном коррекционном классе.

Теоретический анализ литературы показал, что важнейшим механизмом регуляции поведения является самооценка, которая играет значимую роль в овладении ребёнком учебной деятельностью, в реализации его возможностей и способностей, в установлении его дружеских отношений, и следовательно, применительно к школьникам с ЗПР её изучение приобретает особое значение.

В этой же главе нами проанализированы основные пути формирования самооценки, особенности её проявления у детей младшего школьного возраста с ЗПР. Существующие исследования самооценки у детей с ЗПР показывают её определённое своеобразие, что обусловлено, по мнению многих исследователей, спецификой психического дефекта, а также негативным влиянием микросоциальных факторов. Чаще всего она неадекватна, в сторону завышения, и полностью зависит от внешних оценок, у них не сформированы правильные представления о своих личных и физических качествах, возможностях и способностях.

Таким образом, теоретический анализ проблемы самооценки детей младшего школьного возраста с ЗПР свидетельствует о сложности строения этого личностного образования, на состояние которого оказывают влияние многочисленные факторы.

Во второй части курсовой работы мы провели экспериментальное исследование. С целью изучения особенностей самооценки младшими школьниками с ЗПР нами был реализован констатирующий эксперимент на базе школы № 175 города Зеленогорска Красноярского края.

Для достижения цели исследования нами использовались методики «Лесенка» и «Дембо-Рубинштейна», результаты которых показали, что дети с ЗПР имеют либо завышенную, либо заниженную самооценку. Так, результаты исследования по методике «Лесенка» распределились следующим образом: завышенная - 40%, нормальная - 20%, заниженная - 40%; а по методике «Дембо-Рубинштейна»: низкая - 30%, адекватная - 20%, высокая - 50%. Таким образом, полученные данные в ходе реализации констатирующего эксперимента указывают на то, что у обследуемых детей младшего школьного возраста с ЗПР самооценка неадекватная и чаще завышенная. Дети, имеющие неадекватно завышенную самооценку, переоценивают себя, свои качества и возможности. У таких детей не сформирована критичная самооценка, которая присутствует у детей этого же возраста с нормальным развитием. Самооценка младших школьников с ЗПР носит интуитивный, неустойчивый характер, формируется под влиянием ближайшего социального окружения. Они ориентируются на оценку родителей и учителей.

Следовательно, выдвинутая в исследовании гипотеза о том, что младшие школьники с ЗПР характеризуются неадекватно повышенной (или заниженной) самооценкой - подтвердилась.

По мнению многих ученых, завышенная оценка, равно как и заниженная, требует пристального внимания со стороны педагогов и родителей, поэтому дети данной категории нуждаются в коррекционно-профилактических мероприятиях, направленных на формирование адекватной самооценки, способствующей успешной социальной адаптации и интеграции в обществе.


 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.