|
Проведение эксперимента, анализ полученных данных
Одной из самых распространённых методик диагностики самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста является тест «Лесенка». Стимульный материал: рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек; карандаш. Данная лестница была оформлена в виде бланка. Процедура исследования: Методика проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребёнком с использованием определённой шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и предположительно определяет то место, куда его поставят другие люди Ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объясняют задание. Инструкция. «Посмотри на эту лесенку. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие и добрые дети; тут (показать вторую и третью) - хорошие; здесь (показать четвертую) - ни хорошие, ни плохие ребята; тут (показать пятую и шестую ступеньки) - плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) - самые плохие. Возьми в руки карандаш и нарисуй кружок на той ступеньке, на которую ты хочешь себя поставить. Объясни почему». Интерпретация. Ребёнок поставил себя на первую ступень: завышенная самооценка. Для детей младшего школьного возраста является нормой, они оценивают себя подобным образом, исходя из своих достижений: «Я хороший, потому что помогаю маме». Ребёнок поставил себя на вторую-третью ступень: адекватная самооценка. Ребёнок поставил себя на четвёртую ступень: заниженная самооценка. Является крайним вариантом нормы. Здесь важно то, как ребёнок объясняет постановку себя на данную ступень. Ребёнок поставил себя на пятую-шестую ступень: низкая самооценка. Ребёнок поставил себя на седьмую ступень: крайне низкая самооценка. Проведение теста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значение ступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок объяснение, в случае необходимости следует повторить его. После тестирования проводится беседа с ребёнком, в ходе которой его просят рассказать, почему он поставил себя на ту или иную ступень. Более подробно интерпретация результатов методики «Лесенка» представлена в Приложении 1. Результаты исследования по методике «Лесенка» отображены в табл. 1 и на рис. 1.
Таблица 1 - Самооценка младших школьников с ЗПР по методике «Лесенка»
Анализ данных таблицы 1 показывает, что самооценка младших школьников с ЗПР распределились следующим образом: завышенная у 4 школьников (40%) нормальная у 2 (20%) заниженная у 4 школьников (40%).
Рисунок 1 - Самооценка младших школьников с ЗПР по методике «Лесенка», %
Методика Дембо-Рубинштейн, наиболее достоверная и часто применяемая, основана на непосредственном оценивании (шкалировании) ряда личных качеств. Ребенку предлагается семь отрезков, расположенные параллельно друг другу. Каждый отрезок является шкалой, измеряющей самооценку ребенка по следующим характеристикам: здоровье, способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками, внешность, уверенность в себе. Детям были розданы бланки, на которых уже были нарисованы семь линий, каждая из которых уже была подписана. Детям предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Инструкция: Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер, ум и т.д. Уровень развития каждого качества человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя. Обработка результатов проводится по 6 шкалам: шкала здоровье является тренировочной, остальные - зачетными. Каждый ответ выражается в баллах. Размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику. Более подробно методика «Дембо-Рубинштейн» изложена в Приложении 2. В результате исследования по методике «Дембо-Рубинштейн» были получены следующие экспериментальные данные, которые представлены в табл. 2 и на рис. 2.
Таблица 2 - Распределения младших школьников с ЗПР по уровню самооценки
Анализ данных таблицы 2 показывает, что дети с ЗПР распределились по уровням самооценки следующим образом: низкая самооценка (30%); адекватная самооценка (20%); высокая самооценка (50%).
Рисунок 2 - Уровень самооценки младших школьников с ЗПР по методике «Дембо-Рубинштейна», %
Итак, анализируя результаты эксперимента мы видим, что младшие школьники с ЗПР: по методике «Лесенка» показали одинаковое количество как неадекватно заниженную (40 %), так и неадекватно завышенную самооценку (40 %). по методике «Дембо-Рубинштейна» показали неадекватно завышенную самооценку (50 %). Таким образом, в ходе эксперимента, результаты двух методик подтвердили, что у детей младшего школьного возраста с ЗПР самооценка неадекватная, и чаще завышенная. Дети, имеющие неадекватно завышенную самооценку, переоценивают себя, свои качества и возможности. У детей младшего школьного возраста с ЗПР не сформирована критичная самооценка, которая присутствует у детей этого возраста с нормальным развитием. Самооценка носит интуитивный, неустойчивый характер, формируется под влиянием ближайшего социального окружения. Можно предположить, что самооценка детей с задержкой психического развития напрямую зависит от их оценки взрослыми, которые их окружают (учитель, родители). Такие выводы побуждают к определению путей коррекционной работы, которая необходимо направить на формирование самооценки младших школьников с ЗПР в процессе учебной деятельности.
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|