Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ





ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ

ПОТРЕБНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

г. Южно-Сахалинск

2014 г.

 

Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья./ Г.Н. Картухина, В.Н. Якубова, Е.А. Терещенко, Н.А. Бондарюк.

 

В сборник включены статьи специалистов центральной психолого-медико-педагогической комиссии по актуальным вопросам диагностики, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Статьи содержат актуальную теоретическую, методическую информацию по запросам родителей, учителей, воспитателей, специалистов территориальных психолого-медико-педагогических комиссий и школьных психолого-медико-педагогических консилиумов.

 

 

Г.Н. Картухина, председатель ЦПМПК,

учитель-логопед высшей

квалификационной категории

 

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА В ОРГАНИЗАЦИИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ПМПК

 

Поведение взрослых, организующих воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, часто является определяющим в их дальнейшей судьбе. Именно от качествасвоевременного педагогического воздействия зависит вероятность компенсации нарушений в развитии,поведении, трудностей в обучении.

В специальной психологии, логопсихологии убедительно доказано, что становление психики детей происходит под влиянием речевого общения, обучения и воспитания. Специалистам психолого-медико-педагогических комиссий (далее – ПМПК) необходимо учитывать при оценкепсихоречевого развитиядетей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ)информацию от родителей (законных представителей), учителей, воспитателейоб особенностях речевого развития, способах коммуникации, навыках взаимодействия с окружающими и др.

Поэтому при комплексном обследовании ребенка с ОВЗ в ПМПК значительная роль отводится качеству логопедического заключения для объективной интерпретации полученных результатов психолого-медико-педагогического обследования при составлении итогового заключения и рекомендаций к обучению.

Целью данных методических рекомендаций (далее – рекомендации) является определение подходов к организации обследования детей в ПМПК, основных параметрованализа результатов при составлениилогопедических заключений и условий эффективного коррекционно-развивающего сопровождения в учебно-воспитательном процессе.

В рекомендациях представлены общие требования к структуре и содержанию логопедического обследования,рассмотрены вопросы дифференциальной диагностики сходных речевых нарушений, даны разъяснения к составлению педагогических характеристик на детей с ОВЗ, предложен список определений, сокращений в рамках профессиональных компетенций учителей-логопедов.

Методические рекомендации адресованы, прежде всего,учителям-логопедам, специалистам территориальных ПМПК, школьных консилиумов (далее – ПМПк), а также могут быть полезны руководителям школьных консилиумов,педагогам-психологам, воспитателям и учителям образовательных организаций, в которых обучаются дети с ОВЗ.

Взаимодействие учителя-логопеда ПМПК с учителями-логопедами

И педагогами образовательных организаций

Для осуществления комплексного логопедического обследования и составления качественного заключения учителю-логопеду необходима информация об особенностях поведения, общения, обучения и развития ребенка, указанная в психолого-педагогических характеристиках или заключениях.

Поэтому содержание таких характеристик должно отвечать определенным требованиям. При составлении психолого-педагогической характеристики на ребенка с ОВЗ, направленного в ПМПК, необходимо учитывать следующие рекомендации:

5. Характеристика должна содержать обобщенные результаты наблюдения за обучающимся (воспитанником) в течение определенного этапа обучения.

6. Временные рамки наблюдения за ребенком должны соотноситься с учебным годом, меньшие сроки могут допускаться при выраженных нарушениях в развитии детей и необходимостью своевременного вмешательства в коррекцию при организации учебно-воспитательного процесса.

7. При составлении характеристики следует осуществлять подбор и систематизацию фактов, опираясь на наблюдения, зафиксированные в педагогической карте на ученика, или описание в дневнике наблюдений.

8. Факты, описанные в характеристике, должны быть характерными для поведения данного ребенка и изложены последовательно.

9. В характеристике следует избегать поверхностных оценочных суждений, указаний на личностные недостатки, например, ссылки на плохое поведение, нарушения дисциплины. Нарушенияречевых или учебных навыков должны быть обоснованными, т.е. указаны педагогические меры по организации помощиребенку с указанием ее результативности на протяжении всего периода обучения.

10. В характеристике на ребенка с ОВЗ необходимо указывать положительные стороны его личности, интересы и способности.

11. Педагогу не следует использовать специальные термины, обозначающие диагнозы, болезни и другие специфические особенности развития психики детей, так как это является компетенцией специалистов.

12. Содержание характеристики должно быть согласовано со специалистамишкольныхПМПк. Согласование характеристики с руководителем образовательной организации не должно носить формальный характер, так как администрация несет ответственность за достоверность информации, создание условий по организации психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ и контроль за исполнением рекомендаций, выданных ранееспециалистами ПМПК.

13. С характеристиками на детей, направленных школами или детскими садами в ПМПК, обязательно должны быть ознакомлены родители (законные представители). Информация о согласовании должна быть указана на последнем листе характеристики.

14. Структура и содержание характеристики должны соответствовать современным требованиям ведения педагогической документации: необходимо соблюдать последовательность, четкость и краткость изложения, избегать противоречий в суждениях, обосновывать поставленные вопросы, формулировать предложения по организации психолого-педагогической помощи ребенку в процессе дальнейшего обучения.

Рекомендации к структуреи содержанию

Педагогической характеристики

К структуре педагогической характеристики нет определенных требований, однако обязательно должны быть включены следующие разделы:

Общие сведения о ребенке.

Если ребенок обучается в школе,необходимо указывать срок обучения в данной организации, в каком классе оставался на повторное обучение. Например, ученик 3 класса может обучаться пятый год, так как повторно был оставлен во 2 и 3 классах,необходимо указывать вид специальной (коррекционной) образовательной программы.

Если ребенок прибыл из другой школы, необходимо описать сведения о предыдущем периоде: год поступления, причины перевода и др.

Кроме этого, в данном разделе необходимо отметить количество длительных пропусков занятий и их причины. При наличии нарушений зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата необходимо указать степень нарушений, если такие сведения имеются в школьной карте, или со слов родителей (законных представителей) в соответствии с медицинской картой развития ребенка.

Для учителя-логопедаПМПК необходима информация о семье ребенка: сведения о составе семьи, наличии других детей, их возрасте, особенностях развития и обучения. Полезной может быть информацияоб уровнеобразования родителей, ихучастии в воспитании детей, понимании проблем в развитии и (или) обучении своего ребенка, др.

Этапы в развитии ребёнка

В соответствии с данными современных исследований, отставание в развитии большинства детей с синдромом Дауна находится в пределах от лёгкой до средней степени. Интеллектуальную деятельность некоторых детей можно назвать пограничной или находящейся в пределах между низкой и средней, и только совсем немногие дети имеют выраженную задержку интеллектуального развития. Из этого следует, что у детей с синдромом Дауна умственные возможности могут колебаться в широком диапазоне.

Ещё одно неверное представление связано с процессами, происходящими в зрелом возрасте. Считалось, что с возрастом умственные способности людей с синдромом Дауна постепенно снижаются. Однако, наблюдения ученых в течение нескольких лет за группой людей с синдромом Дауна, не обнаружили наличия этого явления.

Затруднять их обучение могут следующие факторы:

· отставание в моторном развитии (в развитии тонкой и общей моторики);

· возможные проблемы со слухом и зрением;

· проблемы с развитием речи;

· слабая кратковременная слуховая память;

· более короткий период концентрации;

· трудности овладения и запоминания новых понятий и навыков;

· трудности с умением обобщать, рассуждать и доказывать;

· трудности с установлением последовательности (действий, явлений, предметов и др.);

Зрение. Дети с синдромом Дауна обычно имеют хорошие способности к наглядному обучению и могут использовать их для прохождения учебной программы, но многие имеют тот или иной недостаток зрения (60-70% детей). Уже в дошкольном возрасте они должны носить очки.

Слух. До 20% детей могут иметь сенсоневральную потерю слуха, вызванную дефектами развития уха и слухового нерва. Уровень их слухового восприятия может меняться в течение дня.

Речь. Дети с синдромом Дауна имеют:

· меньший словарный запас;

· пробелы в освоении грамматических конструкций;

· способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

· большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

· трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости, более слабой мускулатуры рта и языка физически затрудняют произношение слов, и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Мышление. Глубокое недоразвитие речи этих детей часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения, труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным изучение отдельных школьных предметов.

Память. Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Внимание. Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение. Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка но, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Поведение. Характеризуется, в основном, послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Могут встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

Эмоции. У детей с синдромом Дауна отмечается сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, иногда привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они общаются постоянно. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Им доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Личность. В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из детей с синдромом Дауна наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству из них присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны.

Развитие ребенка с синдромом Дауна напрямую зависит от своевременно оказанной помощи. Ранняя комплексная помощь – это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Отмечен положительный опыт пребывания в детском саду ребенка с синдромом Дауна и одно из наиболее ценных умений, которые ребенок приобретает там - это умение играть. Игра является естественным средством развития и усвоения знаний. Здесь дети с синдромом Дауна на первых порах нуждаются в помощи. Они должны имитировать действия и поступки, учиться делать что-то непосредственно в процессе игры, и не только управлять происходящими событиями, но и вызывать их. Они должны делать выбор и делиться с другими участниками игры. На их поведение налагаются ограничения, и они должны учиться действовать в их соответствии совместно. Все эти навыки помогают сформировать правильную модель поведения и решать задачи, которые стоят перед педагогами и родителями.

Детский сад – это идеальная возможность для ребенка быть вовлеченными в основной поток сверстников, это возможность воспитываться в языковой среде с детьми, более продвинутыми в речевом отношении.

В детском саду для такого ребенка организуют индивидуальные занятия с логопедом. Во время занятий делается акцент на развитие восприятия речи и речевой активности. Для достижения результатов работы с детьми с синдромом Дауна необходимо взаимодействие персонала детского сада и родителей. Участие родителей помогает организовать домашние задания в соответствии с занятиями в детском саду. Таким образом, открытое общение ДОУ и семьи жизненно важно для оптимального развития ребёнка.

Поступив в школу, дети с синдромом Дауна погружаются в процесс развития и роста, который протекает в соответствии с их способностями.

Если ребёнок имеет возможность играть со своими ровесниками, ему будет относительно легко взаимодействовать с одноклассниками в школе.

Ответственность за то, чтобы ребёнок приспособился к новым условиям, возлагается на родителей и педагогов. Успех их усилий во многом будет зависеть от опыта приобретенного ребенком в дошкольные годы дома или в детском саду.

Многие проявления развития, которые мы ожидаем увидеть у ребёнка в дальнейшем, у ребёнка с синдромом Дауна могут и не наблюдаться, поэтому образовательная программа должна адаптироваться применительно к его способностям и особым потребностям.

Детей с синдромом Дауна школа должна обучить не только базовым академическим дисциплинам (чтению, письму, арифметике), но и подготовить их к столкновению со всеми сторонами жизни, какими бы разными они ни были. Научить их выполнять работу, которая должна быть выполнена, ладить с людьми и знать, куда обратиться, чтобы найти ответ на вопрос.

Очень важно, чтобы дети с синдромом Дауна оказывались в таких ситуациях, которые могут обусловить их успех. Для эффективного обучения педагогу необходимо с самого начала позитивно подходить к работе с данными детьми.

Примерные задания по рисованию и подготовке к письму:

· перерисовать круг;

· перерисовать крест (+);

· перерисовать овал;

· нарисовать лицо;

· нарисовать квадрат;

· нарисовать человека;

· перерисовать треугольник;

· рисовать, не заходя за две ограничительные линии;

· обвести линии;

· обвести круг;

· перерисовать буквы;

· обвести написанное имя;

· перерисовать написанное имя;

· обвести слова;

· перерисовать слова;

· рисовать по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом вдоль, потом – вверх, и опять вдоль.Ты делай так же.»);

· рисовать квадрат после того, как ребенку подсказали, что для этого нужно сделать (педагог подсказывает:«Веди вниз, вдоль, вверх, вдоль»);

· рисовать квадрат после того, как педагог, взяв руку ребенка в свою, нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления движения руки, т.е., в углах квадрата);

· соединить 4 точки, образующие квадрат (нарисовать 4 точки на бумаге, сказать: «Я соединяю эти точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать ребенку, как их соединить.).

Детям с синдромом Дауна ввиду недостаточности мелкой моторики целесообразно давать упражнения на перерисовывание по шаблону очертаний букв и цифр, и только после этого он может попытаться нарисовать их самостоятельно. Важный момент – обучение без ошибок: достаточная практика в обведении, а затем в срисовывании. В обучении письму (рисованию) возможно перерисовывание с завязанными глазами по шаблону, предъявляемому ему предварительно.В этом случае происходит нейтрализация зрительной обратной связи от руки, ребенок сосредоточивается только на одной системе обратной связи – проприоцептивной (от лат. capio. cepi. «принимать, воспринимать»). Такая нейтрализация позволяет закрепить «моторные программы» –при том условии, что ребенок обводит очертания точно по шаблону. Овладение навыками счета для детей с синдромом Дауна происходит труднее, чем освоение чтения, что связано с абстрактной природой числа.

 

Примерные задания по обучению счету от 1 до5:

· механический счет от 1 до 5;

· счет движущихся предметов от 1 до 5;

· счет фиксированных предметов от 1 до5;

· счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 5;

· счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от1 до5;

· механический счет путем называния чисел от 1 до 5;

· счет и определение размеров набора из 1-5 предметов;

· пересчет подмножеств набора из 1-5 предметов;

· сопоставление с числами от 1 до 5;

· выбор числа от 1 до 5;

· называние по порядку чисел от 1 до 5;

· называние в произвольном порядке чисел от 1 до 5;

· счет от 1 до 5 с указанием соответствующей карточки с числом;

· упорядочивание карточек с числами от1 до 5;

· механический счет до предъявленного числа (от 1 до 5);

· отбор карточек с числами от 1 о 5;

· отбор компонентов из карточек с числами от 1 до 5;

· отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от1 до 5;

· сопоставление множеств (наборов) предметов с числами на карточках от 1 до 5.

Счет от 0 до 10:

· счет движущихся предметов от 1 до 10;

· счет фиксированных предметов от 1 до 10;

· счет беспорядочно движущихся предметов от 1 до 10;

· счет фиксированных, но неупорядоченных предметов от 1 до 10;

· механический счет путем называния чисел от 1до 10;

· счет и определение предметов набора из 1-10 предметов;

· пересчет подмножеств набора из 1-10 предметов;

· сопоставление с числами от 1 до 10;

· выбор числа от 1 до 10;

· называние по порядку чисел от 1 до 10;

· называние в произвольном порядке чисел от 1 до 10;

· счет от 1 до 10 с указанием соответствующей карточки с числом;

· упорядочивание карточек с числами от 1 до 10;

· механический счет до предъявленного числа (от 1 до 10);

· отбор карточек с числами от 1 до 10;

· отбор подмножеств из карточек с числами от 1 до 10;

· отбор набора предметов, соответствующего карточке с числом от 1 до 10;

· сопоставление множеств (наборов) предметов с карточками от 1- до 10.

 

Даже после того, как ребёнок с синдромом Дауна начинает ходить в школу, у него остается время для общения с другими людьми, для занятий домашними делами. Он может выполнять достаточное количество самых разных повседневных дел. Дома формируются и навыки самообслуживания – во время одевания и раздевания. Детей необходимо приучить к обычным гигиеническим процедурам: чистить зубы, мыть руки, ухаживать за волосами, обувью и одеждой. Ребёнок с синдромом Дауна лучше принимают в обществе, если он выглядит чисто и опрятно, если его причёска и одежда соответствует тому, как причёсываются и одеваются его ровесники в настоящее время. Дома формируется еще один навык – это развитие самостоятельности. Необходимы создавать такие условия, в которых при решении проблемы ребенок с синдромом Дауна не будет испытывать особых трудностей, и сможет самостоятельно успешно справиться. Однако это не значит, что он никогда не должен сталкиваться с проблемными жизненными ситуациями и обстоятельствами. Ребенок должен знать, как вести себя за пределами дома и как взаимодействовать с людьми. Он должен уметь проводить время в одиночестве. Ребенку следует научиться занимать себя, для этого он должен иметь подходящие игрушки и материалы. Большое удовольствие ребенок с синдромом Дауна получает от игр со сверстниками, которые можно организовать дома. Движения под музыку помогают в развитии навыков общей моторики ребенка, учат сохранять равновесие. Они являются средством самовыражения. Ритмичные танцы улучшают координацию движений и делают сами движения более точными и плавными. Посещение театров, музеев также дарят детям положительные эмоции. Занятия спортом способствуют разностороннему развитию ребёнка, укрепляют его физическое здоровье.

Целенаправленная система социально - педагогических мероприятий, включение ребенка с синдромом Дауна в коррекционно-образовательный процесс с раннего возраста, повышает уровень его развития, способствует социальной активности. Современные исследования показали наличие глубокой связи между психологической обстановкой в семье, уровнем взаимодействия между родителями и ребенком, эффективностью программ ранней помощи, дошкольной и школьной помощи. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма с правильно подобранными программами на каждом этапе обучения, эффективными формами её организации могут в значительной мере нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического развития ребенка.

 

Литература:

1. Синдром Дауна. Факты. Пособие для родителей (брошюра). Составитель Е.В. Поле-М.: Монолит, 2004, – 32 с.

2. Развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна. Пособие для родителей. Т.П. Медведева – М.: Монолит, 2007. – 208 с.

3. Малыш с синдромом Дауна. Книга для родителей. П.Л. Жиянова, Е.В. Поле. – М.: Монолит, 2007. – 208 с.

4. Хрестоматия для родителей. Сборник статей, опубликованных в журнале «Сделай шаг» за 1997-2008 гг.Издание 2-е, переработанное и дополненное. Составители: П.Л. Жиянова, Н.С. Грозная. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап», 2008 – 208 с.

5. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. П.Л. Жиянова при участии М.Ф. Гимадеевой. – М.: Монолит, 2002. – 197 с.

6. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Методическое пособие. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап» при участии Гуманитарного центра «Монолит», 2004. – 264 с.

7. Семейно-центрированная модель ранней помощи. П.Л. Жиянова. – М.: Монолит, 2006. – 288 с.

8. Логоритмика для детей с синдромом Дауна. Книга для родителей. Сост. Л.В. Лобода; ред. Е.В. Поле. – М.: Благотворительный фонд «Даунсайд Ап»», 2008. – 80 с.

9. Опыт работы интегративного детского сада./ Составители В.В.Алексеева, И.В. Сошина. – М.:Теревинф, 2004. – 184с.

 

 

Е. А.Терещенко, учитель-дефектолог

первой квалификационной категории

 

 

II этап – преддошкольный

(от 1 года до 3-х лет)

Этап становления активной речи. В это время ребенок повторяет и сам произносит слова. При этом путает звуки, переставляет их местами, искажает, пропускает. Происходит значительное накопление словаря. К трем годам он достигает 1200 – 1300 слов. При общении ребенок использует почти все части речи. Формируется грамматический строй речи. На этом этапе понимание речи превосходит произносительные возможности.

III этап – дошкольный

(от 3 до 7 лет)

На этом этапе еще отмечается неправильное звукопроизношение, Но уже развивается звуковой контроль за собственным произношением, т.е. формируется фонематическое восприятие. Продолжается быстрое увеличение словарного запаса (4500 слов), развитие грамматического строя речи, овладение связной речью.

Трехлетний возраст – один из так называемых критических периодов развития ребенка, когда скачок в развитии особенно заметен и значим. В три года происходит переход на новый уровень речевогоразвития. К трем годам ребенок в основном правильно применяет падежи, строит многословные предложения. Самое важное в речи ребенка – слово несет смысловое предметное значение. Ребенок обозначает одним словом предметы, различные по своим внешним свойствам, но сходные по какому-то существенному признаку или способу действия с ними. С появлением предметных значений слов связаны первые обобщения.

Увеличивается значение коммуникативной функции речи. Ребенок уже может общаться с помощью речи не только с близкими людьми, но и с другими взрослыми, детьми.

Возрастает и познавательная функция речи. С трех лет ребенок начинает внимательно прислушиваться к тому, что говорят взрослые между собой. Возникновение познавательной функции речи определяет важный момент в речевом развитии ребенка. Он свидетельствует о том, что ребенок уже в состоянии познавать действительность не только непосредственно через органы чувств, но и через речь. К трехлетнему возрасту речь начинает занимать центральное место в психическом развитии ребенка.

На третьем году существенно меняется понимание речи окружающих: ребенок начинает понимать временные отношения. С ним можно говорить не только о данном моменте, но и о прошлом (что произошло вчера, что было летом на море, как украшали елку и т.д.) и о будущем (куда он пойдет завтра).

Освоение речи качественно изменяет ориентировку ребенка в окружающем мире и обеспечивает легкое приспособление к среде. Используя слова, ребенок учится анализировать окружающий его мир. С помощью слов, обозначающих признаки предметов, ребенок учится узнавать различные цвета, звуки, запахи. Особое значение имеет речь для освоения ребенком правил поведения, ведь все требования взрослых выражены словами. С третьего года жизни слово становится регулятором поведения ребенка. Его действия начинают подчиняться словесно выраженному приказу, запрету.

С ребенком третьего года жизни нужно заниматься развитием речи, выделяя определенное время для таких занятий. Малыши могут работать сосредоточенно в течение 10 минут, и за это время можно поиграть с ними в лото, почитать книгу, рассмотреть картинки. Но это не значит, что в остальное свободное время малыш будет играть один: полноценная речевая среда должна оставаться главным средством развития речи ребенка.

При нормальном речевом развитии ребенок может довольно свободно общаться с окружающими. Он задает много вопросов (недаром детей этого возраста называют «почемучками»), сам охотно отвечает на вопросы, с удовольствием заучивает стишки и песенки.

Дети трех лет говорят и развернутыми предложениями, используя простые грамматические формы. Инициатива ребенка в общении зависит от активности взрослого. Необходимо использовать любую возможность, чтобы обговаривать с ребенком все наблюдаемое им, все воспринимаемое в окружающей жизни.

Показателем нормального развития детской речи на этом возрастном этапе является возможность ребенка к трем годам строить предложения из 3-4 слов и более, употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах.

Роль родителей в успешном овладении ребенком языком достаточно велика. Если речевое окружение и языковая среда не обеспечивают в полной мере потребности необходимой речевой практики ребенка, он оказывается не в состоянии усвоить язык в достаточном объеме.

Родители должны учить ребенка сопровождать речью свои действия в игре и в быту, давать словесный отчет о выполнении действий (что я сделал, как я это сделал), планировать речью предстоящее действие (сначала я … потом я возьму… после этого я …). Так постепенно у ребенка формируется речемыслительная деятельность – необходимое условие развития психики.

Исключительно важно, чтобы речь окружающих была четкой, правильной, выразительной, а темп ее не убыстренный. Ребенок трех лет склонен к подражанию, в том числе и речевому. Если взрослые говорят с дефектом, то и ребенок будет воспроизводить этот дефект, ведь речь, как и многое другое, ребенок усваивает подражательно.

Родителям необходимо давать трехлетнему малышу достаточно новых впечатлений, источником которых являются совместные прогулки, кинофильмы, книги, рассказы, самостоятельная практическая деятельность ребенка с вещами и предметами. Задача взрослого – всемерно поощрять виды речевой деятельности, стимулирующие речевое развитие малыша.

К сожалению, не всегда процесс становления речи протекает так благоприятно. Нередки случаи, когда в три года ребенок молчит, называет отдельные слоги, лепетные слова, подкрепляя их жестами. Или его речевое общение состоит из отдельных коротких предложений с многочисленными ошибками в употреблении грамматических форм. В таких случаях родителям необходимо убедиться, что у ребенка нет проблем со слухом (посетить врача-отоларинголога). Затем обратиться за консультациями к врачу-неврологу и учителю-логопеду. Данные специалисты определят причины задержки речевого развития и дадут необходимые рекомендации.

Для того чтобы речь ребенка развивалась правильно, чтобы он владел ею в полной мере в дальнейшем, родителям необходимо соблюдать ряд условий.

· Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

· В общении следите за своей речью. Говорите с ребенком спокойно, не торопясь, звуки и слова произносите четко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, встречающиеся в тексте, объясните малышу.

· Не подделывайте свою речь под детский лепет, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными словами – все это тормозит речевое развитие ребенка.

· Своевременно устраняйте недостатки речи ребенка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово. Напоминайте ему, что говорить надо внятно, четко и не спеша.

· Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?

Овладение речью имеет огромное значение для разных сторон психического развития малыша. Речь постепенно становиться важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта, управления его деятельностью. Под влиянием речи перестраиваются его психические процессы – восприятие, мышление, память.

Наиболее благоприятный и интенсивный период в развитии речи ребенка приходится на первые три года жизни. Если условия развития в это время неблагоприятны, то формирование речевой деятельности может задерживаться или протекать в «искаженном» виде. Взрослым надо помнить, что к трем годам ребенок начинает осознавать себя как отдельную личность. Именно в этот период в ребенке начинают закладываться основные черты характера, формируется его склад ума и проявляются врожденные способности и таланты. Поэтому очень важно не упустить этот главный этап в жизни ребенка. Попытаться раскрыть с лучшей стороны его личность, заложить прочный фундамент гармоничного, полноценного человека, которому предстоит вскоре самостоятельно ступать на нелегкую дорогу под названием «ЖИЗНЬ».

 

Словарь терминов

Активная речь ребенка – собственная устная речь ребенка, произнесение вслух слов, фраз.

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги и слова.

Вербальный – речевой.

Задержка речевого развития – замедленный темп развития речи.

Звукопроизношение – воспроизведение при помощи органов речи звуков родного языка.

Коммуникативная функция речи – функция общения.

Коррекция нарушений речи – исправление недостатков речи.

Логопедия – специальная педагогическая наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления, устранения средствами специального обучения и воспитания.

Мелкая моторика – движения и действия кистями и пальцами рук.

Мимика – движения мышц лица, глаз, отражающие разнообразные чувства человека: радость, печаль, беспокойство, удивление, страх и т.д.

Речевое подражание – воспроизведение вслед говорящему произнесенных им звуков, слов, фраз.

Фонема – минимальная единица звукового строя языка.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, позволяющий узнавать и различать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом передачи информации от поколения к поколению.

 

 

Литература:

1. Громова О.Е. Методика формирования начального детского лексикона. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.

2. Громова О.Е. Путь к первым словам и фразам. – М.: Просвещение, 2008. – 112 с.

3. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 160 с.

4. Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. Возрастная психология. Курс лекций. – Ростов-н/Д.: 2002. – 146 с.

5. Максаков А.И. Развитие правильной речи ребенка в семье. – Мозаика-Синтез, 2011. – 144 с.

6. Макарова В.Н., Ставцева Е.А., Едакова М.Н. Диагностика развития речи дошкольника. – М.:Педагогическое общество России, 2007. – 80 с.

7. Титова Ю.О. Играть с ребенком. Как?: развитие восприятия, памяти, мышления, речи у детей 1-5 лет. – М.: Эксмо, 2010. – 96 с.

8. Тумашенко А.Ф. Неврологические нарушения у детей. Причины, профилактика, коррекция. – СПб.: Детство-пресс, 2011. – 160 с.

9. Янушко Е.А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5-3 лет. – М.: Теревинф, 2007. – 192 с.

 

Содержание:

1.   Роль учителя-логопеда в организации психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья в психолого-медико-педагогической комиссии. Г.Н. Картухина. …………………………………………    
2.   Обучение детей с синдромом Дауна. В.Н. Якубова. …..................    
3.   Обучение детей с нарушениями интеллекта в образовательной организации. Е.А. Терещенко. ……………………………………...    
4. Развитие коммуникативных навыков у детей трехлетнего возраста. Н.А. Бондарюк. …………………………………...





Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.