Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Сокращения, обозначения, определения





ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия;

ПМПк – психолого-медико-педагогический консилиум школы;

ДЦП – детский церебральный паралич;

МКБ-10 – Международная классификация болезней десятого пересмотра;

ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения;

ВОС – Всероссийское общество слепых;

ВОГ – Всероссийское общество глухих;

РДА – ранний детский аутизм;

СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности;

ОНР – общее недоразвитие речи;

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи;

ИКТ – информационно-коммуникативные технологии;

ЛФК – лечебная физкультура;

ЗПР – задержки психического развития (термин специальной педагогики, медицинский диагноз – расстройство учебных навыков);

ЗУН – знания, умения, навыки;

Специальное (коррекционное) обучение осуществляется в рамках системы специального образования по следующим видам образовательных организаций:

I вид – для детей с тяжелыми нарушениями слуха (глухие дети);

II вид – для детей слабослышащих;

III вид – для детей с тяжелыми нарушениями зрения (слепые дети);

IV вид – для детей слабовидящих;

V вид – для детей с тяжелыми нарушениями речи;

VI вид – для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

VII вид – для детей с ЗПР или с расстройствами учебных навыков в соответствии с МКБ-10;

VIII вид – для детей с нарушениями интеллектуальной деятельности (умственно отсталые дети).

Коррекционное обучение – организация специального обучения, направленного на преодоление нарушений в развитии, формирование способов и средствполучения знаний, умений, навыков, применения полученных знаний в практических действиях, жизненном опыте ребенка. Основная цель коррекционного обучения – формирование механизмов компенсации в учебной деятельности.

Коррекционное развитие – преодоление недостатков интеллектуального, эмоционального, личностного развития ребенка, препятствующего адаптации и обучению, совершенствование сохранных сенсорных и познавательных функций, с помощью которых обучающийся может осваивать образовательные программы.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – логопедическое заключение на детей с сохранным интеллектом, слухом, зрением. Различают три уровня в зависимости от степени нарушений речи: I уровень (неговорящие дети), II уровень и III уровень. При общем недоразвитии речи нарушены языковые средства фонетико-фонематической и лексико-грамматической структуры речи.

Системное недоразвитие речи – квалифицируют у детей с нарушениями интеллекта, слуха и речи. Различают легкую, среднюю и тяжелую степени в зависимости от характера нарушений лексико-грамматических средств языка, мышления и личности в целом.

 

Общие требования к организации логопедического обследования де­тей с ограниченными возможностями здоровья в ПМПК

В соответствии с современным законодательством обращение в ПМПК ро­дителей (законных представителей) является добровольным, а качество доку­ментов, необходимых для работы комиссии зависит от организационной работы педагогических коллективов общеобразовательных организаций, в которых обучаются (воспитываются) дети, имеющие трудности в обучении и (или) нарушения в поведении.

Для направления детей в ПМПК необходимы достаточно аргументирован­ные основания. Согласно теории педагогической психологии обучение и воспитание определяются как двуединый процесс. С одной сто­роны, рассматриваются реакции ребенка на воздействие взрослого, а с другой стороны, педагогическая деятельность учителя (воспитателя), направленная на организацию, стимуляцию и управление развитием ребенка.

Несмотря на то, что обучение и воспитание выступают как специфические виды деятельности, они рассматриваются как совместная деятельность взрослого и ребенка, так как представляют собой ситуацию организованного общения.

Поэтому логопедическое обследование детей в ПМПК должно соответствоватьопределенным этапам организации обследования речи и лингвистическим параметрам оценивания ее развития.

В практике условно выделяют несколько этапов.

Этап подготовительный включает:

1. Подбор диагностического материала в соответствии с возрастными требованиями к уровню развития речи детей, особенностями индивидуального развития, ограниченными возможностями здоровья (необходимы невербальные и вербальные методики, специальный материал для обследования речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, др.).

2. Анализ психолого-педагогической документации (педагогические характеристики, заключения учителей-логопедов, педагогов-психологов образовательных организаций, других специалистов), медицинских заключений о состоянии здоровья ребенка, продукты самостоятельной деятельности(рабочие тетради, контрольные работы, рисунки, др.) в соответствии с основными задачами логопедического обследования.

3. Составление вопросовдля беседы с ребенком, его родителями (законными представителями), представителями образовательных организаций в соответствии с компетенциями учителя-логопеда.

4. Постановку проблемывзаимодействия нарушений речи, поведения, обучения, общения, личностного развития ребенка.

5. Выбор методов обследования ребенка в соответствии с его особенностями общения, возможностями восприятия информации (учитывается состояние слуха, зрения, соматического здоровья, др.).

6. Определение линии (маршрута), тактических приемов логопедического обследования в соответствии с комплексным психолого-педагогическим обследованием.

7. Определение гипотезы(предварительного логопедического заключения) на основании проведенных консультаций со специалистами ПМПК, изучения работ ребенка, документации, беседы с родителями (законными представителями).

8. Подготовка бланка протокола обследованияречи (в соответствии с компетенциями учителя-логопеда) для осуществления записи о нарушениях речи, типологических особенностях общения и поведения ребенка.

Этап логопедического обследования предусматривает реализацию способов и методов осуществления контакта с ребенком:

· способы сообщения заданий (невербальные, вербальные инструкции,показ,разъяснения, формы совместной деятельности, др.);

· возможность варьирования инструкций, краткость или развернутость фразы, предъявление заданий в полном объеме или по этапам, др.;

· достаточный самоконтроль речевых инструкций учителя-логопеда: четкость звукопроизношения, использование грамотных лексико-грамматических языковых средств, соблюдение правильной интонации (темп, громкость, выразительность, паузы, ударения, ритм, др.);

· осуществление помощи (виды, формы, объем, время);

· анализ результативности помощи;

· организация возможной самостоятельной деятельности ребенка.

Этап анализа результатов логопедического обследования в структуре психолого-педагогической диагностики включает:

1. Соответствие методов логопедического обследования задачам психолого-педагогического изучения деятельности ребенка.

2. Обоснованность возможной смены тактики и формы общения при обследовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья с учетом тяжелых нарушений речи.

3. Определение первичности или вторичности нарушений речи и мышления. Формы взаимодействия учителя-логопеда с другими специалистами при обследовании ребенка и составлении итоговых заключений, оформлении протоколов, согласовании спорных и (или) конфликтных ситуаций.

4. Составление логопедического заключения, обоснованность предложений к рекомендациям по организации специального (коррекционного) обучения ребенка (формы и содержание логопедической помощи при коррекции нарушений речи).

Этап заключительный предполагает сообщение заключения, итоговую беседу с родителями (законными представителями) по вопросам согласования вида образовательной программы, организации коррекционных занятий с учителем-логопедом.

Этап консультаций предусматривает дополнительные разъяснения по результатам логопедического обследования по обращениям всех заинтересованных лиц.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.