|
Артикуляционно-мимическая гимнастикаЭти упражнения помогают: создать нервно-мышеч ный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции; предотвратить патологи- н--- развитие движении артикуляции, а также снять ' < шиною напряженность артикуляционной и мимиче- м мускулатуры; выработать необходимые мышечные ■■■ • > ния для свободного владения и управления частя-н финфляционного аппарата. Идет тренировка мышц ii i нгй челюсти, губ, языка, мышц глотки и мягкого (*''■<, мимических мышц. Для этого используются стати-t • w и динамические упражнения. Рекомендации при выполнении упражнений «пыполнять упражнения только перед зеркалом; * и (бегать сопутствующих движений (работает только г пин мышц); »пыполнять упражнение в спокойном темпе, без |п ищи, стремясь к плавному и ритмическому выполне-h"»t движений. комплекс упражнений артикуляционно-мимической $f ипистики Упражнения для мышц лба: нахмурить брови, с угрозой произнести: «А-а!»; удивленно-радостно вскинуть брови, произнести с р ■* хищением: «А-а!» Упражнения для мышц глаз: - зажмуриться — «распахнуть» глаза; < iiiiiИ глаз; - озорно, со значением подмигивать; - спокойно закрывать и открывать глаза, макси- Упражнения для щёк: - надувать щёки; - втягивать щёки; =• перекатывать воображаемый шарик во рту (пооче- и'дпо надувать щёки); =- «полоскать рот» воображаемой водой. Упражнения для губ: =- улыбнуться («и-и-и»); ■-=- сложить губы в трубочку («у-у-у»); =- двигать губами от правой щеки к левой; - двигать губами по кругу; - «развесить губы»; Упражнения для языка: — расслабить язык на нижней губе, «пошлепать» губами («пя-пя-пя»); — пощелкать языком, присасывая строго по сред линии; — вяло, лениво «пожевать манную кашу» («мня, м мня»); — облизывать губы. Изобразить: — грозного владыку; — лазутчика; — кокетливую барышню; — деревенского дурачка. Голосовая и интонационная гимнастика Целью голосовой гимнастики является развитие сил высоты, тембра голоса, голосовых модуляций, интон ционно-мелодической речи. Рекомендации при выполнении упражнений: • работая над гласными, необходимо следить за мя кой атакой звука (бархатистое звучание, чуть пригл шенное, с теплым выходом); • не следует допускать горлового и других призвуко • при выполнении упражнений с гласными следу соблюдать умеренность темпа, четкость артикуляци равномерное распределение выдоха. Упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса Упражнение 1. Звук произносится шепотом с прис единением голоса, мягко и негромко. Сила голоса до~ на быть одинаковой от начала до конца звучания. Упражнение 2. Напевание колыбельной. Полунапе но произносится гласный звук, изменяя высоту голоса а а а у у у а а У У «Раскачав» гласные, «бросать» их вверх без напряже ния. По аналогии данное упражнение можно использ вать при произнесении сочетаний из двух или трех зву ков. '*щщжнение 3. «Голосовая горка». Произносить глас- (щук, изменяя его по высоте, представляя горку, по t«tti чвук «взбирается» и «спускается вниз». Упражнение 4. «Выколачивание» гласных звуков (от- !' пи мягкой голосоподачи и включение грудного ре- < щшжнение 5. «Разбойники увидели жертву». На вы-щюизносить «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву), и ■ п на выдохе произносить «ох-хо-хо-хо-хо» (пред-i " щм, что они с ней сделают). Упражнение 6. Произносить гласные звуки и слоги, ■mi иная/понижая тональность на каждом последующем в * * /слоге. Образуется своеобразная лестница. 7.3.2. Интонационные упражнения Упражнение 1. При произнесении последовательнос-н пшсиых звуков воспроизводить удивление, недоуме-ц<* Оюсходящая интонация) и ответный возглас (нисхо- i пили интонация). Упражнение 2. Произносить эталон «АОУИ» (сочета-•м» гласных) с разной интонацией, сопровождая дири- * шмонанием:» Восторженно • Спокойно • Категорично «Вопросительно • Задумчиво • Скорбно • Дерзко «С сожалением Но аналогии в этом упражнении можно использо- •нн. фразу. Логоритмические упражнения Логоритмические упражнения способствуют разви-utio темпа и ритма речевого дыхания, развитию артику-шционной моторики, укреплению мимической мускула-«у|1Ы, формированию фонематической системы, разви-iiiio темпо-ритмических и мелодико-интонационных фактеристик речи, развитию умения сочетать движении и речь, координировать их, подчинять единому рит-
iv, оказывают благоприятное воздействие на формирование дикционных навыков. Логопедическая ритмика предполагает коррекци координации движений и речи. Связь движений и ре нормализует состояние мышечного тонуса, помогает с вободиться от эмоциональной и двигательной зажато ти, развивает координацию процессов дыхания, голос ведения, артикуляции. Способствует регулировани ритма речи, профилактике и преодолению таких реч вых расстройств, как нарушение темпа речи, главнь образом его ускорение, смазанность, нечеткость звук произношения, заикание. Все упражнения направлены на согласование речи движением. Ученик сопряженно с логопедом на каждь слог синхронно совершает движения руками, ногам ладонями. Например, ученик читает хорошо знакомое стих творение В. Мирясовой, плавно дирижируя одной ил двумя руками: Го-во-рит свинь-я: ХРЮ-ХРЮ, — толс-то-му сы-ноч-ку. Пя-та-чок пос-ле е-ды вы-ти-рай пла-точ-ком! Или шагает на месте, скандируя: Ут-ром ра-но два ба-ра-на За-сту-ча-ли в во-ро-та: тра-та-та-та-та-та-та. Ученику можно предложить представить себя артис том, который читает стихи на сцене в театре. Благодар этому речь станет более выразительной и громкой, а за нятие превратится в интересную игру. В процессе тренировки темпа и ритма речи необхо димо выработать следующие умения: • двигаться в заданном темпе; • чередовать движения в различном темпе; • согласовывать движения с ритмической организа цией высказываний и проговариванием в нужном темпе Рекомендации к упражнениям Упражнение необходимо выполнять: — с четкой артикуляцией; — с равномерным распределением выдоха; — соблюдая умеренный темп; — синхронизируя произнесение и движение (на слог). Вольшую помощь заикающимся окажут специальные кфпжнения, направленные на согласование речи с дви- ■щием рук в стиле «робота», с хлопками и ладоши, нньба на месте, по кругу, встречное дирижирование и ■н. Например: Лты-баты шли солдаты, Аты-баты на базар. Лты-баты, что купили? Аты-баты самовар. Руки сгибают в локтях, совершают поочередно дей-* ишя, имитирующие движения рук робота или Бурати-U0. Текст произносят скандированно и четко. В этой маленькой корзинке Есть помада и духи, Ленты, кружева, ботинки, Что угодно для души. Считалочка Руки совершают плавные встречные движения, ими-!ируя движения рук дирижера в оркестре. Стоит робот на дороге, У него не гнутся ноги, Может он махать руками, Может он моргать глазами, Может головой кивать,, Раз, два, три, четыре, пять. Е. Анищенкова Ученикии сгибают руки в локтях, совершают поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Вуратино. Текст произносят скандированно и четко. Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. Е. Анищенкова Имитировать движения пингвинов, шагать по кругу. По бревну, по бревнышку Проползла букашечка, Пролетела бабочка, Пропархала пташечка. Шагать на месте, скандируя стихотворение. Дождик какпает — кап, кап, С Мишиных лохматых лап. Любит летнею порой Душ принять он дождевой. В. Мирясова Поочередно разжимать и сжимать кулачки, руки уровне плеча и перед собой. Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|