Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Результаты теста «Возраст. Пол. Роль» (ВПР)





Психодиагностический тест ВПР позволяет проследить аспекты принятия себя в соответствии с собственной половой принадлежностью, а также эмоци­ональное отношение к своему и противоположному полу у детей в различных возрастных группах, начиная с 4 лет.

Тест ВПР — модификация психологического теста «Предпочитаемый тип симпатии» (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1990), который был создан для исследования осознаваемых и неосознаваемых проявлений симпатии у чле­нов семьи.

Метод относится к невербальным и соответствует понятию импрессивных проективных тестов. Результаты теста имеют количественные выражения, что позволяет отнести его также и к шкальным методам.

Теоретическое обоснование теста ВПР опирается на особенности субъек­тивного зрительного восприятия, влияния феноменов идентификации, кате­горизации и психологических установок на восприятие. Человек останавлива­ет свой выбор именно на тех портретах, которые имеют для него личностный смысл, которые по тем или иным причинам оказываются значимыми (пози­тивно или негативно).

Стимульный материал представляет собой набор из 30 карточек размером 6x9 см, в котором 15 мужских и 15 женских штриховых портретов. Все карточ­ки разделены на 5 возрастных групп; по 6 карточек в каждой группе, где 3 муж­ских портрета и 3 —женских.

Границы возрастных групп и терминология приведены в соответствии с Международной классификацией ООН:

□ группа 1 — дети в возрасте от 4 до 12 лет;

□ группа 2 — подростковый и юношеский возраст (13—21 год);

□ группа 3 — возраст ранней зрелости (22—35 лет);

□ группа 4 — возраст поздней зрелости (36—55(60) лет);

□I группа 5 — пожилой возраст (старше 55 (женщины), 60 (мужчины) лет).

Всем испытуемым предлагается ранжировать предпочитаемые и отвергае­мые портреты определенным образом.

Первичные результаты выборов испытуемых анализируются с помощью специального математического аппарата. Разработаны формулы для вычисле­ния коэффициентов предпочтения и отвержения портретов по половому при­знаку. Каждая формула «учитывает» 6 первичных значений, предпочитаемые портреты обозначены знаком (+), отвергаемые — знаком (—).

КМ± — взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужс­ких портретов, отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли;

KF± — взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов, отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.

Все полученные результаты обработаны методом вариационной статисти­ки с определением средней арифметической (<х>), ошибки средней арифме­тической (Дх) и среднеквадратичного отклонения (а).

I

Статистические решения принимались на 5%-ном уровне значимости при двусторонней альтернативе для критерия Стьюдента.

Доказана надежность и валидность методики для исследования лиц с нару­шением интеллекта.

Проективный тест ВПР позволяет сделать заключение о принятии субъек­том себя в половозрастном аспекте, своей половой роли и отношении к ней, в данной системе отношений.

С помощью теста ВПР была исследована группа девочек (43 чел.). Девочки проживают в Детском доме-интернате № 1 (г. Петродворец) около 10 лет. Воз­раст исследуемых 14—18 лет.

Данную основную группу мы разделили на две подгруппы, по степени вы­раженности интеллектуального дефекта. Подгруппа 1 состоит из 23 девочек с умственной отсталостью в легкой степени (IQ = 70—60).

Подгруппа 2 состоит из 20 девочек с диагнозом умственная отсталость в умеренной степени (IQ = 50—40).

В качестве испытуемых контрольной группы были исследованы 57 девочек — учениц трех девятых классов средней школы № 263 Центрального района Санкт-Петербурга. Возраст испытуемых — 14-16 лет.

Исследования проводили индивидуально с каждым обследуемым в форме беседы-наблюдения. Беседы с девушками из основной группы отличались бо­лее подробным, чем в контрольной группе, разъяснением инструкции, отсут­ствием ограничения во времени, подробным обсуждением результатов, боль­шим набором уточняющих вопросов.

Всем испытуемым предлагали следующую инструкцию: «Разложите на столе все карточки с портретами. Внимательно рассмотрите их и выберите 6 карточек, которые кажутся вам наиболее приятными, и 6 — наиболее неприятными. Вы­бранные карточки расположите в двух рядах: предпочитаемые, начиная с само­го приятного портрета; отвергаемые, начиная с самого неприятного портрета».

Вычисляли следующие показатели (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999): взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) мужских пор­третов (КМ+), отражающий эмоциональное отношение субъекта к мужской половой роли; взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) жен­ских портретов (KF±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли.

Девушки, которые были отнесены к подгруппе 1 (с легкой степенью умствен­ной отсталости), быстро справлялись с заданием, у них не возникало трудно­стей в усвоении и выполнении инструкции, они выражали заинтересованность при выполнении задания, легко отвечали на заданные вопросы.

В подгруппе 2 (с умеренной умственной отсталостью) были отмечены зна­чительные трудности в усвоении и выполнении инструкции. Ответы девушек на дополнительные вопросы были стереотипны и односложны.

Полученные результаты в подгруппах 1 и 2 имели значительные различия и были обработаны раздельно.

По данным, полученным в ходе исследования, девочки из подгруппы 1 вы­бирали портреты, соответствующие своему полу и возрасту, в 84,5% случаев, а в подгруппе 2 — в 40%.

Это, видимо, отражает факт личностной идентификации и положительно­го отношения к образу Я. В подгруппе 1 полученные данные были более чем в 2 раза выше, чем в подгруппе 2, что связано с более выраженным интеллекту­альным нарушением девочек из этой подгруппы. Полученные данные отраже­ны графически (рис. 28).

У девочек из основной группы (подгруппа 1) коэффициент предпочитаемых женских портретов был достоверно больше, чем коэффициент предпочитаемых мужских портретов, и больше, чем коэффициент отвергаемых женских портре­тов. Мужские портреты чаще отвергались девочками, чем предпочитались.

Девушки отдавали предпочтение женским портретам 1-3 возрастных групп и отвергали портреты пожилых женщин. В числе предпочитаемых мужских порт­ретов девушки чаще выбирали портреты юношей и молодых мужчин. Среди от­вергаемых — портреты мальчиков и портреты мужчин пятой возрастной группы. Портреты юношей и девушек предпочитали одинаково, причем мужские порт­реты только этой возрастной группы предпочитались больше, чем отвергались.

Аналогичные данные были получены в контрольной группе девочек.

Иная картина наблюдается у девочек с умеренной умственной отсталостью. В этой подгруппе коэффициент предпочитаемых мужских портретов был дос­товерно выше, чем коэффициент предпочитаемых женских портретов. Вместе с тем мужские портреты больше отвергались, чем предпочитались. Таким об­разом, мужские портреты больше выбирались девочками подгруппы 2 как сре­ди предпочитаемых, так и среди отвергаемых портретов, что свидетельствует об их высокой значимости.

Резюмируя полученные данные, следует отметить, что инвалидность по физическим и психическим заболеваниям может по-разному влиять на инди­видуальную сексуальность и освоение половой роли. Она отражается не толь­ко на самовосприятии, сексуальных и общественных отношениях индивида, но и на его социальном статусе. Долгое время общественное мнение придава­ло значение лишь обеспечению безопасности и социальному обслуживанию инвалидов. Постепенно общество начинает осознавать, что инвалиды испы-

тывают определенные потребности (в том числе и сексуальные) и имеют такие же права на их удовлетворение, как и все остальные люди. Сексуальные по­требности должны учитываться в целостном подходе к решению различных проблем лиц с разной степенью умственной отсталости.

Полученные результаты позволяют заключить, что негрубое нарушение ин­теллекта не имеет значительного влияния на формирование полоролевой иден­тичности. Результаты, полученные в подгруппах 1 и 2 основной группы, име­ют резко выраженные различия. Полученные данные свидетельствуют, что в подгруппе 2 наблюдается тенденция к непринятию своей половой роли и пред­почтение мужского стиля поведения. Условия воспитания и содержания дево­чек обеих подгрупп одинаковы, что дает нам возможность утверждать, что раз­личия вызваны более грубым нарушением интеллекта, имеющегося у девочек подгруппы 2. Все вышеизложенное позволяет констатировать, что выражен­ное нарушение интеллектуального развития влияет на формирование полоро­левой идентичности.

Освоение умственно отсталыми девушками понятий собственной сексуаль­ности, своих потребностей и возможностей видится нам чрезвычайно значи­мым для процесса интеграции их в социуме. Члены семьи, работники образо­вания, здравоохранения и другие лица, осуществляющие уход за детьми со сниженным интеллектом, должны владеть информацией об особенностях пси­хосексуального развития умственно отсталых, поскольку это сделает помощь более эффективной и сведет к минимуму риск сексуального злоупотребления и использования детей с умственной отсталостью.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.