Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как помочь маленьким копушам?





В Тимином случае медлительность была не столько врожденным свойством, сколько след­ствием психотравмы. Так, некоторые дети за­тормаживаются из-за попадания в больницу (см. соответствующую главу) или пребывания в других дискомфортных условиях. Но в пси­хологически комфортной обстановке они по­степенно приходят в себя, как бы оттаивают.

В таком случае нужно просто создать ребен­ку душевный комфорт и подождать, пока все само собой придет в норму.

Но если сын или дочь медлительны от при­роды, я советую вам прежде всего ослабить напор.

Да, это трудно, но иначе ничего не полу­чится. Для ребенка ваш напор — все равно что для вас снежная лавина. Как бы вы по­смотрели на человека, требующего, чтобы вы научились ей противостоять? Но, в отличие от снежной лавины, вы обладаете волей и разу­мом. И можете себя контролировать.

Конечно, хочется с обидой спросить: «А почему именно я? Почему я должна (должен) меняться, а другие ничего не должны?»

Но, во-первых, мы уже говорили, что взрос­лость — это не только большие права, но и большие обязанности. Нам дано право опреде­лять практически всю жизнь наших несовер­шеннолетних детей, а взамен мы должны по­стараться сделать ее счастливой. И, во-вто­рых, следить за собой не означает в корне перемениться. Этого не надо требовать ни от себя (что бывает достаточно редко), ни от ре­бенка (что происходит, увы, гораздо чаще).

Пытаться в корне переделать человека, на мой взгляд, бессмысленно. Сил потратите уйму, а добьетесь только того, что у сына рас­шатаются нервы. Общение с ним будет еще трудней, а подчас «перековка» может кончиться и вовсе печально — ребенок от пере­напряжения начнет заикаться или мочиться в постель.

Не сравнивайте ребенка с собой, как дела­ла Витина мама.

Это вызовет только обоюдную досаду и ра­зочарование. Лучше, с одной стороны, макси­мально облегчить медлительному ребенку жизнь, а с другой, возвысить, элевировать медлительность до обстоятельности, то есть недостаток поднять до уровня достоинства.

 

Развиваем мелкую моторику

Прежде всего, сходите к невропатологу и про­верьте, все ли у ребенка в порядке с мелкой моторикой.

Очень часто медлительность детей происте­кает от того, что у них неловкие, непослуш­ные руки. Если выяснится, что моторика ос­тавляет желать лучшего (часто это бывает следствием родовой травмы), то необходимо заняться ее развитием. Во многих городах этим занимаются психологи или учителя-дефектологи. Если же такого специалиста рядом нет, можно заниматься самим. Полезно нани­зывать на нитку бусы, ягоды рябины, бисер. Для развития мелкой моторики рекомендуют складывать мозаику, играть в конструктор типа ««Него» с крошечными деталями, лепить из глины или пластилина, вышивать, рисовать по точкам или по контуру. Постарайтесь най­ти какое-нибудь пособие по развитию мелкой моторики и не спеша занимайтесь по нему, разнообразя задания и превращая занятия в приятную, веселую игру.

Если малыш будет от чего-либо отказывать­ся, значит, ему трудно выполнить задание. Столкнувшись с таким отказом, многие роди­тели (особенно молодые, усвоившие модный нынче постулат, что на ребенка ни в коем случае «нельзя давить») оставляют сына или дочь в покое. Дескать, раз не хочет — значит, ему неинтересно. Но далеко не все в жизни, что мы вынуждены делать, бывает нам инте­ресно. Если с детства не привыкнуть преодо­левать скуку и лень, то потом возникнет мно­жество трудноразрешимых проблем.

А главное, детям дошкольного и младшего школьного возраста на самом деле интересно все. ВСЕ, ЧТО У НИХ ПОЛУЧАЕТСЯ. ВСЕ, ЧТО НЕ ВЫЗЫВАЕТ СТРАХА НЕУДАЧИ. Взрослая логика «повторения скучны» тут не работает. Вы, наверное, замечали, что дети 5-7 лет готовы по сто раз слушать одну и ту же пластинку, читать одну и ту же книжку, одно и то же рисовать или строить. А на предложения начать что-нибудь новое, зачас­тую отвечают отказом. И большинство не при­знается, что боится неуспеха, а скажет: «Не хочется. Неинтересно».

Что происходит, когда взрослые не настаи­вают, дабы «не подавлять индивидуальность ребенка»? (В рассматриваемом нами случае — не развивают его мелкую моторику.) В разви­тии мальчика или девочки образуется пробел, который сам собой, скорее всего, не исчезнет. А значит, с возрастом пробелы будут наслаиваться друг на друга, как снежный ком. Ре­бенок пойдет в школу, и там из-за недоразви­тия мелкой моторики его начнут ругать за плохой почерк. Одноклассники научатся пи­сать достаточно быстро, он не сможет поспе­вать за ними, будет нервничать, сажать в тет­ради ошибки, в таком состоянии ему будет трудно усваивать новый материал. Рано или поздно это вызовет отказ от учебы. И пере­ориентировать ребенка будет крайне сложно, ведь уход от трудностей давно стал для него привычным стереотипом. Это уже въелось ему в кровь и плоть.

В результате индивидуальность маленького человека будет подавлена многочисленными не­удачами. И родители, на словах озабоченные соблюдением детских прав, лишат сына или дочь одного из важнейших прав ребенка — права на гармоничное развитие.

Поэтому отказ ребенка от какой-либо дея­тельности должен восприниматься вами как скрытая просьба о помощи. Прямым принуж­дением, обличением недостатков и проч. вы, разумеется, ничего хорошего не добьетесь. На­оборот, важно, чтобы ребенок не воспринимал недоразвитие мелкой моторики как дефект.

Это тоже особенность детской психологии. Взрослые обычно болеть не любят и стараются поскорее победить свой недуг. Дети же, особен­но маленькие, часто видят в болезни средство, позволяющее им увильнуть от тягостных обя­занностей (посещения ненавистного детсада, приготовления уроков и прочее), и потому под­сознательно не желают с ней бороться. Выполните львиную долю трудного задания сами, побуждая ребенка хоть немножко по­мочь вам. Но при этом создавайте у него ил­люзию, будто бы вы все делаете вместе. Ког­да он включится в совместную деятельность, постепенно поручайте ему все больший учас­ток работы, идя от простого к сложному и неустанно его подбадривая.

Однажды мне довелось заниматься со стар­шим дошкольником, у которого с мелкой мо­торикой было из рук вон плохо. Он не мог соединить на бумаге пару точек, на его рисун­ки (вернее, каракули) было жутко смотреть. Естественно, рисовать мальчик отказывался наотрез, а мама, свято уважавшая «права ре­бенка», не смела его принуждать.

Я начала показывать Кеше так называемый «театр на столе». Это были приключения ге­роя, изображавшегося маленькой куклой маль­чика. Какие-то предметы, иллюстрирующие происходящее, были у меня припасены, а что-то надо было нарисовать. Помню, первый раз герой по ходу сюжета попал в заколдованный лес. Понимая, что целиком дерево Кеша изоб­разить не сможет, я нарисовала ствол и попро­сила Кешу пририсовать ветки. Он с трудом осилил одну. На следующем занятии изобра­жение ветвей (хотя и корявых) уже далось ему без особого труда. И на них даже появи­лось несколько зеленых листочков Кешиного производства. Это его так вдохновило, что за­колдованный лес стал главным мотивом Кеши­ного творчества, и вскоре все стены в кварти­ре были завешены рисунками берез и елок. А я между тем внедряла в его голову нехитрую мысль, что практически все на свете можно изобразить при помощи трех геометрических фигур: круга, квадрата и треугольника. И подтверждала свои слова на практике, пока­зывая, как это делается. Продвигаясь вперед небольшими шажками, мы рисовали дома и замки, реки и озера, мебель и домашнюю ут­варь, зверей и людей. При переходе на оче­редную ступеньку, Кеша зажимался, но с каждым разом его сопротивление слабело. Мама с удивлением говорила, что оказывает­ся, он обожает рисовать и готов посвящать этому все свободное время.

Потом мы аналогичным образом освоили лепку и основы правописания. С той только разницей, что Кеша уже привык к преодоле­нию трудностей и почти не упирался, получая новое задание.

Теперь он учится в школе и вполне справ­ляется с программой.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.