Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как же отыскать «золотую середину»?





Пожалуй, самое главное, это ориентация на сверстников ребенка. У многих детей появля­ются комплексы именно оттого, что они чув­ствуют себя белыми воронами. Причем всего ближайшее окружение: одноклассники, ребята со двора или из одного кружка. При этом важно учитывать и индивидуальные осо­бенности вашего сына или дочери. Если они рассеяны, то самостоятельно переходить через дорогу им еще рано. Хотя опыт показывает, что дети, которых чересчур опекают, часто бывают рассеянными и безответственными не из-за каких-то врожденных особенностей, а в силу обстоятельств. Зачем напрягаться, когда взрослые все за них сделают сами? Так, чело­век, которого везет опытный водитель, обыч­но не утруждает себя детальным запоминани­ем дороги. Ему это просто ни к чему.

 

Подготовка к «свободному плаванию»

Обычно родители подробно проговаривают но­вую ситуацию, стараясь подготовить к ней ре­бенка. Но гораздо эффективней эту ситуацию проиграть. Вот очень типичный случай. Девя­тилетней девочке предстояло впервые поехать на автобусе одной. Остановка была через доро­гу от дома. Мать оговорила с дочкой маршрут и даже нарисовала план на листочке бумаги. Каково же было ее удивление, когда, выглянув в окно, она увидела, что девочка в растерянно­сти замерла перед светофором и не решается шагнуть на мостовую! Только потом мать сооб­разила, что умение дочери пересекать улицу не вызывало у нее сомнений, ведь они столько раз это делали вместе! Матери просто не пришло в голову, что, идя с ней за руку, ребенок не фиксирует последовательности действий, а со­вершает их автоматически. Если бы мать не обговорила, а отрепетировала эту ситуацию в ролевой игре, скрытая трудность непременно вылезла бы наружу и была бы устранена.

 

И все-таки когда?

Лет

Раньше дети начинали гулять без взрослых лет с пяти.

Сейчас (по крайней мере, в Москве) им это почетное право начинают предоставлять значительно позже, в первом-втором классах. А право действительно почетное, ведь именно оно, а не помощь по дому или усердное при­готовление уроков ассоциируются в представ­лении ребенка с понятием «взрослость». «Большие ребята» — это те, которые бегают по двору, а не те, что ходят с мамой за ручку.

Поэтому прежде всего нужно дождаться, чтобы ребенок ДОЗРЕЛ до желания гулять один. Если он не рвется, торопить события не стоит.

Многое, конечно, зависит и от самого дво­ра: часто ли там ездят машины, какой кон­тингент жильцов и проч. За время совмест­ных прогулок с малышом вы, вероятно, успе­ли познакомиться с кем-то из соседок, имею­щих детей того же возраста. Активизируйте эти связи и поначалу наладьте дежурство: сперва вы присмотрите за детьми, потом ваши подруги. Тогда не нужно будет каждые две минуты припадать к окну, нервно высматри­вая свое чадо.

Естественно, ребенка надо психологически подготовить к самостоятельным прогулкам. Затейте с ним игру с куклами, в которой вы будете моделировать проблемные ситуации, поджидающие малыша во дворе.

Важно, чтобы он в этих сценках говорил о себе в третьем лице (не «я пошел», а «Петя пошел»). Таким образом, ребенок слегка от­страняется от персонажа и может оценивать его поступки со стороны, но не перестает осознавать, что герой — он сам, и все проис­ходящее в игре, ему особенно близко.

Какие опасности могут подстерегать ребенка при самостоятельных прогулках во дворе?

Начнем по порядку.

 

 

Лифт

Дошкольникам и младшим школьникам не следует ездить в лифте без взрослых. Ни по­одиночке, ни стайкой.

Это слишком опасно и должно быть запреще­но. Объясните, что лифт может застрять, но очень сильно в пугающие подробности вдавать­ся не стоит. Если переусердствовать, можно породить фобии (патологические страхи), и по­том ребенка по ночам будут мучить кошмары, связанные с падением в шахту лифта и т. п.

А можно ли ездить в лифте вместе с чужи­ми взрослыми?

Правило тут простое: в лифт входят только с ОЧЕНЬ хорошо знакомыми людьми. Со все­ми другими лучше не надо. Скажите, что под­ниматься по ступенькам полезно — трениру­ешь ноги.

Посоветуйте, как вежливо отказаться, если ребенка позовут подняться с ними в лифте незнакомые взрослые. («Мне невысоко...», «Спасибо, я пешком...» И, наконец, более жесткое в ответ на назойливые уговоры: «Мне мама не разрешает...»). Ведь очень часто дети соглашаются на что-то сомнительное просто потому, что резко отказать им неудобно, а как это сделать, не обидев взрослого, они не знают.

 

Незнакомцы

Эта тема, пожалуй, больше всего волнует ро­дителей. Собственно говоря, так было и во времена моего детства, но сейчас, конечно, си­туация усугубилась. Как предостеречь ребен­ка и в то же время не посеять в его душе из­лишней подозрительности, недоверия к людям вообще?

Думаю, здесь имеет смысл придерживаться следующей линии рассуждений. У нас многие взрослые, особенно пожилые женщины, добро­желательно относятся к маленьким детям. Даже сейчас, когда все так дорого, порой можно увидеть в метро, как бабушка-пенсио­нерка, растрогавшись, достает из сумки кон­фету и протягивает незнакомому ребенку.

Поэтому постарайтесь объяснить ребенку, что ПОЧТИ НИКТО из взрослых, которые могут заговорить с ним во дворе, не хочет ему зла. «Плохих» вообще очень мало. Но на вся­кий случай НИ С КЕМ из незнакомцев нику­да ходить не надо.

Опять-таки не вдавайтесь в подробности, рассказывая, что именно могут сделать с ре­бенком «плохие дядьки и тетки». Но что это очень страшно, сказать надо. Особенно если ребенок по натуре любопытен, своеволен или излишне доверчив.

Причем не ограничивайтесь общими слова­ми, а обрисуйте конкретные ситуации: чем взрослые могут приманивать ребенка. Вот наи­более типичные:

— приманка угощеньем;

— обещание показать щенков, котят или других домашних животных;

— предложение посмотреть мультики или поиграть на компьютере;

— ссылка на родителей («меня послала мама», «мама попала в больницу, поедем к ней» и т. п.).

Скажите ребенку, чтобы он не вступал в долгие переговоры с такими людьми, а гово­рил: «Мне пора», и СРАЗУ ЖЕ шел домой. Не ленитесь повторять напутствие «Ни с кем никуда не ходи». Я, например, говорила это даже своим 10-летним детям, отправляя их на прогулку. Эта формула должна прочно заст­рять в голове, чтобы у вас была хоть мало-мальски надежная гарантия ее усвоения.

 

Уход со двора

Тут (по крайней мере, в первые несколько лет) должно действовать железное правило: со двора уходить нельзя. Равно как нельзя захо­дить домой к друзьям, не известив вас. Даже на минутку!

За нарушение этих запретов следует НА­ДОЛГО (минимум на неделю, а то и на ме­сяц, судя по провинности) лишать ребенка права самостоятельных прогулок. Если вы не хотите через несколько лет, когда сын или дочь станут подростками, сходить с ума, до­жидаясь их по ночам, необходимо с детства приучить ребят к тому, что вы всегда знае­те, где они и с кем. Помните: любые по­блажки в данном вопросе чреваты весьма се­рьезными последствиями для всей вашей се­мьи!

 

Костер

Это соблазн, которого не удается избежать ни одному ребенку. Слишком завораживающе действует на нас древняя стихия огня. Тем не менее, «капать на мозги», конечно, надо. Но параллельно старайтесь потихоньку озна­комить детей с техникой безопасности. Пусть усвоят хотя бы несколько важнейших правил:

1. Не подходить слишком близко к огню — на тело или на одежду может попасть искра.

2. Не жечь костры возле автомашин — это чревато большим пожаром.

3. Не бросать в костер никаких посто­ронних предметов. Особенно аэрозольных упа­ковок или бутылок — в них могут оказаться остатки бензина, керосина, лаков, огнеопас­ных красок и проч.

4. Не разжигать костер бензином.

 

Деревья

Ситуация опять-таки двойственная. Предосте­регать ребенка от падения, конечно, нужно, но предотвращать его попытки залезть на де­рево нельзя. Тут все зависит от возраста и от темперамента. Шестилетних детей обычно еще не тянет оседлать тополь или клен, растущий у вас под окнами. А вот девяти-десятилетним уже охота поиграть в Тарзана. Да и какой это мальчишка, в конце концов, если он даже на дерево взобраться не может?

Так что лучше заранее научить его (или ее, иные девчонки мальчишек за пояс заткнут!) лазать по деревьям. Естественно, это сподруч­нее делать мужчинам. Впрочем, женщины тоже в состоянии осилить сию премудрость, если немного напрягутся и припомнят свой собственный детский опыт. Главные рекомен­дации тут таковы:

— прежде чем опереться на ветку всем ве­сом, нужно попробовать, выдержит ли она тебя;

— необходимо остерегаться сухих ветвей;

— когда лезешь вверх или, наоборот, спус­каешься, необходимо всегда опираться на ТРИ точки (например, на две руки и ногу), тогда не так легко сорваться.

 

Крыши и чердаки

А вот это следует табуировать строжайшим образом. Хотя, конечно, в основном на подоб­ные подвиги тянет не младших школьников, а подростков. Но все равно, прежде чем впер­вые выпускать ребенка одного на улицу, сове­тую подняться на последний этаж и посмот­реть, перекрыт ли у вас выход на чердак. Ес­ли нет — займитесь этим вопросом, не откла­дывая в долгий ящик.

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.