Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Исследование активного словаря





Состояние предикативного словаря по указанным ниже заданиям выявляется у детей в возрасте 5 лет и старше. Об­следование начинается с выяснения состояния глагольного словаря. Это обусловлено тем, что логопед в процессе коррекционной работы прежде всего развивает и обогащает гла­гольный словарь. Глагол является основой фразы и способ­ствует развитию внутренней речи, которая, по мнению Л. С. Выготского, предикативна. Внутренняя речь является особым психологическим состоянием, которое занимает про­межуточное положение между мыслью и внешним высказы­ванием. Формирование внутренней речи оказывает положи­тельное влияние на развитие мышления и экспрессивной речи.

Задание. Назвать действие по предъявленному предмету. Логопед использует предметные картинки. «Что делают руч­кой?» Ответ ребенка (или с помощью логопеда): «Пишут». «Ножом?»... (с продолжающейся интонацией), ребенок: «Ре­жут». Далее: ножницами стригут, ложкой едят, карандашом рисуют (пишут), кистью красят, топором рубят, пилой пилят, молотком забивают, щеткой чистят, иголкой шьют и т.д.

Задание. Сказать, кто как передвигается или в каком со­стоянии находится: щука плавает, ласточка —..., кузне­чик —..., змея -.... лошадка —..., собака —..., корова —..., самолет —.... Используются предметные картинки, на ко­торых изображены соответствующие действия. Подобрать антонимы к следующим словам:

входит —... закрывает —...

встает —... поднимается —...

ползет —... бежит —...

улетает —... ложится —...

плачет —...

Состояние номинативного словаря. Задание. Назвать пред­метные картинки по темам: игрушки, семья, посуда, мебель, одежда, обувь, части тела, животные, растения, люди разных профессий, картины природы, транспорт.

Задание. Назвать предметы по описанию: «Как называ­ется предмет, которым расчесывают волосы?» «Как называ­ется предмет, которым намыливают руки?» «Как называется предмет, которым вытирают руки и лицо после умывания?» «... предмет, которым рисуют красками?» «... предмет, кото­рый лежит под головой, когда человек спит?» «... предмет, ко­торым вышивают?» «... предмет, по которому смотрят филь­мы и передачи?» «... предмет, на котором любят качаться де­ти?» «... предмет, которым мальчики играют в футбол?» и т.д. Задание. Подобрать родственные однокоренные слова к следующим словам: земля, лес, поле, вода, радость, след, скорость, зима и др.

Состояние атрибутивного словаря. Задание. Подобрать оп­ределения к словам: туча, море, небо, город, дорога, трава, тигр, слон, зайчик, машина, ягода, окно, сад, компот, ли­мон, ножик и др.

Задание. Подобрать антонимы к следующим словам: хо­лодный, ловкий, ленивый, толстый, твердый, тупой, роб­кий, сухой, тесный, черный, кислый, высокий и т.д.

Отметить: точность употребления слов, дать характе­ристику активного словаря: звукоподражания, лепетные слова. Наличие глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных исследуется в том случае, если ребенок выражает желание говорить по подражанию.

Способность воспроизведения речевого материала (ряда звуков, слогов и слов) проверяется у детей с афферентной моторной алалией, у которых относительно сохранна кине­тическая мелодия речи (по А. Р. Лурия).

Предъявляемые слова при исследовании слоговой струк­туры слова и звуконаполняемости:

пуговица простокваша лекарство

помидоры сквозняк телевизор

сковорода температура свисток

скворечник милиционер аквариум

Предъявляемые предложения: «Ребята слепили снегови­ка. Волосы подстригают в парикмахерской. Милиционер едет на мотоцикле. В аквариуме плавают рыбки».

Логопед записывает ответ ребенка транскрипцией.

Исследование грамматического строя речи

Исследование способностей словоизменения

Изменение слова по падежам. Логопед показывает ребенку карандаш и говорит: «У меня карандаш (ребенок повторяет самостоятельно или с помощью логопеда). У меня нет... (с продолжающейся интонацией)». Ответ ребенка: «Каранда­ша». И далее: «Я протягиваю руку к... (карандашу). Я беру в руки... (карандаш). Я рисую домик... (карандашом). Я меч­таю о красном... (карандаше)».

Преобразование имени существительного в именитель­ном падеже единственного числа во множественное. Лого­пед показывает ребенку предметные картинки, на которых изображены один предмет и несколько предметов:

стол — столы ухо — уши

лист — листья пень — пни

кукла — куклы рот — рты

глаз — глаза стул — стулья

дерево — деревья рукав — рукава

окно — окна воробей — воробьи

Образование форм родительного падежа имен существи­тельных в единственном и множественном числе. Логопед показывает предметные картинки с изображением различ­ного количества предметов, ребенок называет их. Затем ло­гопед убирает картинку, на которой несколько предметов, и осторожно побуждает ребенка сказать слово, стоящее в родительном падеже множественного числа:

шар — шара — шаров

мяч —... —...

дерево -... —...

окно — окна — окон

дом-... -...

шапка —... —...

Согласование прилагательных с существительными един­ственного числа в роде:

шар — голубой

чашка — голубая

платье — голубое

мяч —...

машина —...

ведро -...

Согласование числительных «два» и «пять» с существи­тельными: дом, жук, ведро, рыбка, шар, вишня, огурец, яб­локо, крыша, ботинок, шапка, арбуз.

Исследование способности словообразования

Образование существительных с уменьшительно-ласка­тельными суффиксами. Логопед использует предметные картинки с изображениями предметов разной величины.

стол — столик ложка — ложечка

кукла — куколка ковер — коврик

окно — окошечко кровать — кроватка

 

Образование прилагательных от существительных (под­готовительная группа). Логопед: «Стол из дерева. Какой стол?» и сам отвечает: «Деревянный». И далее предлагает ребенку следующие словосочетания:

шуба из меха — (меховая) стаканчик из бумаги — (бумажный)

мяч из резины — (резиновый) кувшин из стекла — (стеклянный) платье из шелка — (шелковое) замок из железа — (железный) платок из шерсти — (шерстяной) кофточка из кружев — (кружевная)

Образование глаголов движения с помощью приставок ПРИ, У, ДО, ПЕРЕ, ВЫ, ОБ, С (подготовительная группа). Слова для предъявления: ходить —...; бежать —...; летать —....

Исследуя характер употребления предложных конструкций, показать, а затем спросить у ребенка, где лежит карандаш (на столе, в коробке, под книгой); произнести фразу без предлога и предложить ребенку вставить необходимый предлог: «Лам­па висит —... столом. Мяч упал —... пол. Птичка слетела —... ветки. Игрушки висят —... елке».

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений

Фонематический анализ

Выделение звука на фоне слова по картинкам и на слух (после показа логопедом). Инструкция: «Слышишь ли звук [Ш] в слове ШШУБА?» (логопед произносит звук в изоли­рованном положении и в слове интонированно, т. е. более продолжительно). И далее: «Слышишь ли звук IР] в слове ПАРР? звук [Ж] в слове ЖЖУК? звук [Ч] в слове МЯЧ? звук [Щ] в слове ЩЩЕПКА? звук [Л] в слове ЛЛАМПА?».

Выделение на слух ударного гласного из начала слова. Сло­ва для предъявления: Аня, Оля, утка, Ира, окна.

Определение места, последовательности и количества зву­ков в слове (подготовительная группа). Например, определе­ние места звука в слове (глобально: в начале слова и в конце).

Инструкция: «Какой звук слышишь в начале слова ШАПКА? Какой звук слышишь в конце слова ДУШ?».

Фонематический синтез

Логопед предлагает ребенку составить слово из звуков, произнесенных логопедом в ненарушенной последователь­ности: [С], [Ы], [Р]; [Н], [О], [С]; [О], [С], [А]; [Л], [А], [П], [А].







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.