Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Семья в системе институтов социализации детей





Введение

 

Окружающий нас мир основан на взаимодействии каждой из его составляющих, общество в котором, мы живём, сложнейший организм, являющийся непосредственным примером такого взаимодействия. Человек, не приспособленный к общественной жизни, не сможет сосуществовать с другими людьми. Для его развития и усвоения социальных норм необходимо пройти путь социализации, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.

Ранняя социализация играет важнейшую роль на этапе формирования и становления личности. Семья, как важнейший институт социализации, оказывает самое сильное воздействие на будущего члена общества. Именно в семье, с появления на свет нового человека, начинается долгий процесс обучения и становления, как новой ячейки общества.

На правильное формирование личности в семье влияет множество факторов: психологические, физиологические, финансовые и т.д. Нарушение или отсутствие одного из факторов требует от членов семьи адаптации к сложившейся ситуации, чаще всего усиливает сплочённость людей, но как правило, наоборот, является поворотным событием и приводит к дезорганизации внутри семьи.

Родители, как агенты социализации, до определённого возраста являются незаменимыми и практически единственными. Отсутствие одного из родителей зачастую приводит к искажённому восприятию общества, неполноценному развитию личности, девиантному поведению.

Вопрос социализации личности в неполной семье, является актуальным в современном обществе, и подлежит более глубокому и детальному анализу. В данной работе рассмотрены некоторые ключевые моменты, касающиеся этой проблемы.

 


 

1. Социализация детей как социальная проблема

 

Теория социализации в отечественном и зарубежном обществоведении

 

Общество, как известно, сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны между собой. От взаимодействия каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

Каждую секунду в обществе рождается новый человек, еще не приспособленный к общественной жизни. Который не знает ни правил, ни норм, ни законов, по которым живут его родители. И у родителей стоит ответственная задача, научить его всему, чтобы он стал самостоятельным членом общества, активным участником жизни, способным обучить и передать новому поколению все жизненные навыки.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит.

Процесс социализации включает в себя множество аспектов:

передача и овладение знаниями, умениями, навыками;

формирование ценностей и идеалов, норм и правил поведения в обществе.

В социологии принято выделять два основных типа социализации:

1. Первичная социализация - это усвоение норм и ценностей ребенком. Она происходит в основном в сфере межличностных отношений.

2. Вторичная социализация - это усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком в рамках социальных институтов.

Социализация личности представляет собой совокупность различных агентов и институтов, которые формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становлении личности человека в обществе.

Агентами социализации выступают конкретные люди, которые ответственны за обучение культурным нормам и социальным ценностям. В зависимости от типа социализации, существуют первичные и вторичные агенты социализации. К первичным агентам относятся люди, которые составляют непосредственное и ближайшее окружение человека, это родители, сестры (братья), дедушки (бабушки), другие близкие родственники; так же друзья, учителя или лидеры молодежных группировок.

К вторичным агентам относятся люди, которые оказывают менее важное воздействие на личность человека. К ним можно отнести представителей администрации школы, университета, предприятия, где человек работает, армии, милиции, церкви, так же сотрудники средств массовой информации и так далее.

В жизни человека не все агенты социализации играют одинаковую роль, и степень ее влияния на развитие личности со временем меняется. Так в период первичной социализации родители играют главенствующую роль, однако со временем она может ослабляться, и уже сверстники с течением времени становятся авторитетнее родителей. Важное отличие первичных и вторичных агентов социализации заключается в том, что первичные агенты - взаимозаменяемые, авторичные таковыми не являются. Это объясняется тем, что агенты и институты вторичной социализации специализированы и проводят социализацию в определенном контексте. Так же агенты первичной социализации сами заинтересованы в социализации конкретной личности, а для агентов вторичной социализации это непосредственно их профессиональная деятельность (учитель в школе или преподаватель в ВУЗе).

Институты социализации представляют собой сами учреждения, которые влияют на процесс социализации человека и направляют его.

Так же как и агенты социализации, рассматриваются первичные и вторичные институты социализации. Первичные институты - это семья, школа, сверстники и так далее. К вторичным институтам относятся - государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и так далее.

Сам процесс социализации состоит из нескольких стадий:

1. Стадия адаптации.

Эта стадия проходит от непосредственно рождения до подросткового периода. На данном этапе происходит усвоение социального опыта, это выражается в подражании окружающим.

2. Стадия идентификации.

Эта стадия выражена в появлении желания выделить себя среди других индивидов.

3. Стадия интеграции.

Представляет собой стадию внедрения в жизнь общества. Она может проходить как благополучно, так и неблагополучно

4. Трудовая стадия.

Эта стадия характеризуется воспроизведением социального опыта и воздействием на окружающую нас среду.

5. Послетрудовая стадия.

Для этого периода характерен пожилой возраст личности. На этой стадии происходит передача социального опыта новым поколениям.

Социализация личности проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами людей. Жизненные циклы связаны с приобретением нового статуса, со сменой социальных ролей, изменением привычного образа жизни. Каждый переход на новый этап социального взаимодействия связан с различными трудностями, часто сопровождаемые стрессовыми ситуациями, что требует освоения нового комплекса ролей и длительного переобучения.

 


 

1.2 Сущность и содержание социализации детей

 

Социализация начинает происходить с самого детства, в то время, когда формируется личность человека. Хоть это и самый незащищённый этап жизни, в это время происходит закладывание фундамента социализации, накапливаются социальные навыки и знания. Если в детстве не происходит накопления необходимого знания, главным образом благодаря обучению, то во взрослой жизни возникают такие проблемы, которые и решить будет невозможно.

Дети, которые каким-то образом оказались, изолированы от общества, погибают в социальном плане. Ведь социальная среда играет решающую роль в становлении личности. И когда она выпадает на самом раннем этапе, такие дети не могут стать полноценными членами общества. Таких детей называют "феральными людьми". Большинство детей весьма податливы, они способны вырасти и развиться во взрослых людей совершенно разного типа. Это напрямую зависит от окружающей их обстановки.

Масштаб детских возможностей на самом деле очень удивителен. Дети могут демонстрировать общечеловеческие реакции на самых ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, они уже принимают участие в общественной жизни, указывая пальчиком на разные предметы, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Этим они демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то же, что видят они, но и уверенность в том, что взрослые обязательно посмотрят, к чему дети проявили интерес. Так они уже могут "рассказать" в чем они нуждаются или что им уже интересно в обществе. К двум годам кукла у детей совершает уже какие-то действия, как будто она живая и способна действовать сама по себе, таким образом, в этом возрасте у детей появляется способность воспринимать других людей как независимых агентов. А большинство детей трехлетнего возраста уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких ролей. Это говорит о том, что появляется понимание ими социальных ролей (например, ребенок представляет себя учителем, который учит куклу, или представляет себя врачом, который осматривает куклу в качестве пациента).

Четырехлетний ребенок в игре может уже исполнять двойную роль: кукла-учитель ведет урок и кукла-ученик отвечает на вопросы, где ребенок ведет процесс общения между двумя куклами, говорит за обеих, задает вопросы и сам отвечает на них. В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность совмещать игровые роли более сложным образом: девочка представляет себя врачом и одновременно мамой. А большинство детей в шесть лет могут представить себе, что они одновременно выполняют несколько ролей. К этому времени они способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с определенными культурными моделями в обществе. В дошкольном возрасте дети еще рассматривают свое собственное Я и свой разум целостно, как части своего тела, но уже к 6-8 годам они начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны. И уникальны не только потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека есть свои чувства и мысли. Они начинают на уровне интуиции приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Самое интенсивное развитие происходит в период с 7 до 8 лет, затем изменения в осмыслении окружающего мира замедляются.

Процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека, но между социализацией взрослых и детей существуют определённые различия:

. Социализация у взрослых проявляется, как правило, в изменении их внешнего поведения, а у детей вносит изменения в базовые ценностные ориентации.

. Дети могут только усваивать нормы, взрослые же способны их оценивать.

. Социализация взрослых главным образом предполагает понимание того факта, что между белым и чёрным цветом находится множество оттенков.

. Социализация взрослого человека способствует овладению определёнными навыками, социализация детей, как правило, формирует мотивацию в их поведении.

Рассматривая понятие и сущность социализации, стоит также обратить внимание на половую социализацию детей. Под половой социализацией понимают процесс формирования половой идентичности (мужской или женской) в соответствии с культурными нормами, принятыми данным обществом. Половая идентичность является осознанием и принятием своей половой принадлежности.

С появления на свет ребёнка начинается процесс его первичной половой социализации, обучение половой роли мальчика (девочки), в зависимости от пола.

В возрасте около полутора лет у ребенка происходит формирование половой идентичности, которая является фундаментом его самосознания в будущем.

К двум годам ребёнок знает, что он мальчик (девочка), но объяснить этого ещё не может.

В возрасте трёх-четырёх лет дети почти без труда различают пол других людей, но, как правило, это ассоциация по внешним признакам (одежда, волосы, борода).

В четыре-пять лет дети понимают различие женщин и мужчин в поведении и занятиях: мальчик считает, что он должен быть - сильным, большим, смелым, умным, видит себя офицером, а девочка - маленькая, красивая, тихая и т.п.

Окончательно половую принадлежность дети осознают в шесть-семь лет.

Отношения между детьми и родителями от рождения зависят от половых различий. Мальчики и девочки по-разному реагируют на одно и то же поведение родителей. В зависимости от пола ребёнка, родители пытаются воспитывать его, согласно их представлениям.

Под содержанием социализации понимается усвоение базовых норм (социальных), овладение умениями, формирование социальных убеждений и установок, самоактуализация личности, вхождение в социум и приобщение к социальным связям.

 


 

Заключение

 

Рассматривая в качестве института социализации неполную семью, видно что функции воспитания и социализации в таком типе семьи не реализуются в полном объёме. Почти во всех случаях монородительская семья сталкивается со сложностями реализации этих функций. Это связано с низким экономическим положением, нехваткой свободного времени, отсутствием должного внимания и, прежде всего, - отсутствием одного из родителей.

Анализируя факторы, которые влияют на социализацию и воспитание детей, можно выделить следующие ключевые моменты:

. Нарушенная структура семьи связана с трудностями идентификации подростков с родителями.

. Материальные затруднения ограничивают в приобретении даже самых элементарных вещей, доступных друзьям или одноклассникам, влияют на формирование комплекса неполноценности у ребенка, развитию озлобленности, агрессии, зависти. Эти проявления особенно характерны для подросткового возраста, и касаются как мальчиков, так и девочек.

. Детям из неполных семей свойственны плохая успеваемость, пассивность, девиантные формы поведения, социальное одиночество. С другой стороны подростки из таких семей нередко проявляют более развитую социальную ответственность, высокую активность при возникновении семейных проблем, заботу о здоровье родных.

. Важная роль отходит бабушкам и дедушкам. Наличие в семье старшего поколения улучшает материальную обеспеченность, усиливает контроль над детьми, частично возмещает воспитательную функцию родителей, предоставляет дополнительное свободное время.

. Не менее важную роль имеют другие институты социализации. Посещение кружков или секций помогает организовать свободное время детей, создаёт дополнительные условия для их развития, общения со сверстниками.

Далеко не все родители имеют достаточный опыт и знания для осуществления педагогической функции, особенно при отсутствии свободного времени. Учитывая все проблемы, возникающие в неполных семьях, можно сделать вывод, что такие институты социализации нуждаются в помощи социальных работников, в повышении педагогической грамотности родителей, проведении семинаров в школах и садах, организации секций, для совместного времяпровождения, как детей, так и родителей.

 


 

Введение

 

Окружающий нас мир основан на взаимодействии каждой из его составляющих, общество в котором, мы живём, сложнейший организм, являющийся непосредственным примером такого взаимодействия. Человек, не приспособленный к общественной жизни, не сможет сосуществовать с другими людьми. Для его развития и усвоения социальных норм необходимо пройти путь социализации, начиная с раннего детства и на протяжении всей жизни.

Ранняя социализация играет важнейшую роль на этапе формирования и становления личности. Семья, как важнейший институт социализации, оказывает самое сильное воздействие на будущего члена общества. Именно в семье, с появления на свет нового человека, начинается долгий процесс обучения и становления, как новой ячейки общества.

На правильное формирование личности в семье влияет множество факторов: психологические, физиологические, финансовые и т.д. Нарушение или отсутствие одного из факторов требует от членов семьи адаптации к сложившейся ситуации, чаще всего усиливает сплочённость людей, но как правило, наоборот, является поворотным событием и приводит к дезорганизации внутри семьи.

Родители, как агенты социализации, до определённого возраста являются незаменимыми и практически единственными. Отсутствие одного из родителей зачастую приводит к искажённому восприятию общества, неполноценному развитию личности, девиантному поведению.

Вопрос социализации личности в неполной семье, является актуальным в современном обществе, и подлежит более глубокому и детальному анализу. В данной работе рассмотрены некоторые ключевые моменты, касающиеся этой проблемы.

 


 

1. Социализация детей как социальная проблема

 

Теория социализации в отечественном и зарубежном обществоведении

 

Общество, как известно, сложный организм, в котором все ячейки тесно взаимосвязаны между собой. От взаимодействия каждой из них зависит эффективность жизнедеятельности общества в целом.

Каждую секунду в обществе рождается новый человек, еще не приспособленный к общественной жизни. Который не знает ни правил, ни норм, ни законов, по которым живут его родители. И у родителей стоит ответственная задача, научить его всему, чтобы он стал самостоятельным членом общества, активным участником жизни, способным обучить и передать новому поколению все жизненные навыки.

Социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение и воспроизводство социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвитие и самореализацию личности в том обществе, к которому она принадлежит.

Процесс социализации включает в себя множество аспектов:

передача и овладение знаниями, умениями, навыками;

формирование ценностей и идеалов, норм и правил поведения в обществе.

В социологии принято выделять два основных типа социализации:

1. Первичная социализация - это усвоение норм и ценностей ребенком. Она происходит в основном в сфере межличностных отношений.

2. Вторичная социализация - это усвоение новых норм и ценностей взрослым человеком в рамках социальных институтов.

Социализация личности представляет собой совокупность различных агентов и институтов, которые формируют, направляют, стимулируют или ограничивают становлении личности человека в обществе.

Агентами социализации выступают конкретные люди, которые ответственны за обучение культурным нормам и социальным ценностям. В зависимости от типа социализации, существуют первичные и вторичные агенты социализации. К первичным агентам относятся люди, которые составляют непосредственное и ближайшее окружение человека, это родители, сестры (братья), дедушки (бабушки), другие близкие родственники; так же друзья, учителя или лидеры молодежных группировок.

К вторичным агентам относятся люди, которые оказывают менее важное воздействие на личность человека. К ним можно отнести представителей администрации школы, университета, предприятия, где человек работает, армии, милиции, церкви, так же сотрудники средств массовой информации и так далее.

В жизни человека не все агенты социализации играют одинаковую роль, и степень ее влияния на развитие личности со временем меняется. Так в период первичной социализации родители играют главенствующую роль, однако со временем она может ослабляться, и уже сверстники с течением времени становятся авторитетнее родителей. Важное отличие первичных и вторичных агентов социализации заключается в том, что первичные агенты - взаимозаменяемые, авторичные таковыми не являются. Это объясняется тем, что агенты и институты вторичной социализации специализированы и проводят социализацию в определенном контексте. Так же агенты первичной социализации сами заинтересованы в социализации конкретной личности, а для агентов вторичной социализации это непосредственно их профессиональная деятельность (учитель в школе или преподаватель в ВУЗе).

Институты социализации представляют собой сами учреждения, которые влияют на процесс социализации человека и направляют его.

Так же как и агенты социализации, рассматриваются первичные и вторичные институты социализации. Первичные институты - это семья, школа, сверстники и так далее. К вторичным институтам относятся - государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и так далее.

Сам процесс социализации состоит из нескольких стадий:

1. Стадия адаптации.

Эта стадия проходит от непосредственно рождения до подросткового периода. На данном этапе происходит усвоение социального опыта, это выражается в подражании окружающим.

2. Стадия идентификации.

Эта стадия выражена в появлении желания выделить себя среди других индивидов.

3. Стадия интеграции.

Представляет собой стадию внедрения в жизнь общества. Она может проходить как благополучно, так и неблагополучно

4. Трудовая стадия.

Эта стадия характеризуется воспроизведением социального опыта и воздействием на окружающую нас среду.

5. Послетрудовая стадия.

Для этого периода характерен пожилой возраст личности. На этой стадии происходит передача социального опыта новым поколениям.

Социализация личности проходит этапы, совпадающие с жизненными циклами людей. Жизненные циклы связаны с приобретением нового статуса, со сменой социальных ролей, изменением привычного образа жизни. Каждый переход на новый этап социального взаимодействия связан с различными трудностями, часто сопровождаемые стрессовыми ситуациями, что требует освоения нового комплекса ролей и длительного переобучения.

 


 

1.2 Сущность и содержание социализации детей

 

Социализация начинает происходить с самого детства, в то время, когда формируется личность человека. Хоть это и самый незащищённый этап жизни, в это время происходит закладывание фундамента социализации, накапливаются социальные навыки и знания. Если в детстве не происходит накопления необходимого знания, главным образом благодаря обучению, то во взрослой жизни возникают такие проблемы, которые и решить будет невозможно.

Дети, которые каким-то образом оказались, изолированы от общества, погибают в социальном плане. Ведь социальная среда играет решающую роль в становлении личности. И когда она выпадает на самом раннем этапе, такие дети не могут стать полноценными членами общества. Таких детей называют "феральными людьми". Большинство детей весьма податливы, они способны вырасти и развиться во взрослых людей совершенно разного типа. Это напрямую зависит от окружающей их обстановки.

Масштаб детских возможностей на самом деле очень удивителен. Дети могут демонстрировать общечеловеческие реакции на самых ранних стадиях своего развития. Еще не достигнув одного года, они уже принимают участие в общественной жизни, указывая пальчиком на разные предметы, желая привлечь к этим предметам внимание взрослых. Этим они демонстрируют не только понимание того, что другие люди могут видеть то же, что видят они, но и уверенность в том, что взрослые обязательно посмотрят, к чему дети проявили интерес. Так они уже могут "рассказать" в чем они нуждаются или что им уже интересно в обществе. К двум годам кукла у детей совершает уже какие-то действия, как будто она живая и способна действовать сама по себе, таким образом, в этом возрасте у детей появляется способность воспринимать других людей как независимых агентов. А большинство детей трехлетнего возраста уже способны возложить на одну куклу выполнение нескольких ролей. Это говорит о том, что появляется понимание ими социальных ролей (например, ребенок представляет себя учителем, который учит куклу, или представляет себя врачом, который осматривает куклу в качестве пациента).

Четырехлетний ребенок в игре может уже исполнять двойную роль: кукла-учитель ведет урок и кукла-ученик отвечает на вопросы, где ребенок ведет процесс общения между двумя куклами, говорит за обеих, задает вопросы и сам отвечает на них. В позднем дошкольном возрасте дети приобретают способность совмещать игровые роли более сложным образом: девочка представляет себя врачом и одновременно мамой. А большинство детей в шесть лет могут представить себе, что они одновременно выполняют несколько ролей. К этому времени они способны участвовать в сложных социальных взаимодействиях в соответствии с определенными культурными моделями в обществе. В дошкольном возрасте дети еще рассматривают свое собственное Я и свой разум целостно, как части своего тела, но уже к 6-8 годам они начинают различать разум и тело и понимать, что люди уникальны. И уникальны не только потому, что выглядят по-разному, а потому что у каждого человека есть свои чувства и мысли. Они начинают на уровне интуиции приходить к определению собственного Я и распознавать различия между психологическими и физическими свойствами. Самое интенсивное развитие происходит в период с 7 до 8 лет, затем изменения в осмыслении окружающего мира замедляются.

Процесс социализации продолжается на протяжении всей жизни человека, но между социализацией взрослых и детей существуют определённые различия:

. Социализация у взрослых проявляется, как правило, в изменении их внешнего поведения, а у детей вносит изменения в базовые ценностные ориентации.

. Дети могут только усваивать нормы, взрослые же способны их оценивать.

. Социализация взрослых главным образом предполагает понимание того факта, что между белым и чёрным цветом находится множество оттенков.

. Социализация взрослого человека способствует овладению определёнными навыками, социализация детей, как правило, формирует мотивацию в их поведении.

Рассматривая понятие и сущность социализации, стоит также обратить внимание на половую социализацию детей. Под половой социализацией понимают процесс формирования половой идентичности (мужской или женской) в соответствии с культурными нормами, принятыми данным обществом. Половая идентичность является осознанием и принятием своей половой принадлежности.

С появления на свет ребёнка начинается процесс его первичной половой социализации, обучение половой роли мальчика (девочки), в зависимости от пола.

В возрасте около полутора лет у ребенка происходит формирование половой идентичности, которая является фундаментом его самосознания в будущем.

К двум годам ребёнок знает, что он мальчик (девочка), но объяснить этого ещё не может.

В возрасте трёх-четырёх лет дети почти без труда различают пол других людей, но, как правило, это ассоциация по внешним признакам (одежда, волосы, борода).

В четыре-пять лет дети понимают различие женщин и мужчин в поведении и занятиях: мальчик считает, что он должен быть - сильным, большим, смелым, умным, видит себя офицером, а девочка - маленькая, красивая, тихая и т.п.

Окончательно половую принадлежность дети осознают в шесть-семь лет.

Отношения между детьми и родителями от рождения зависят от половых различий. Мальчики и девочки по-разному реагируют на одно и то же поведение родителей. В зависимости от пола ребёнка, родители пытаются воспитывать его, согласно их представлениям.

Под содержанием социализации понимается усвоение базовых норм (социальных), овладение умениями, формирование социальных убеждений и установок, самоактуализация личности, вхождение в социум и приобщение к социальным связям.

 


 

Семья в системе институтов социализации детей

 

Рассмотрим самый важный институт социализации раннего детства - семью.

Семья может трактоваться как общность людей, которая может быть основана на браке, на кровном родстве, на юридическом договоре, образованная для моральной и экономической поддержки друг друга и выполнения ряда общественных функций по воспроизводству населения и эмоционально-психологической стабилизации взрослых индивидов, а также для удовлетворения в наиболее приемлемой форме комплекса других биологических и социальных индивидуальных потребностей.

Именно семья играет главенствующую роль в жизни каждого из нас. Именно в семье происходит формирование личности, характера человека, его отношение к моральным и культурным ценностям, отношение к труду. В течении определенного времени семья является единственным местом получения опыта социального воздействия.

Сущность понятия семьи, с точки зрения социологии, в первую очередь рассматривается через ее функции. Одной, из которых, является социализационная функция, которая включает в себя процесс по подготовке подрастающего поколения и его приобщению к жизни в обществе.

Со временем в этот процесс вмешиваются и другие социальные институты, как например, детский сад, школа, университет, улица и так далее. В целом, семью стоит рассматривать как базовую модель для формирования личности, где социализация происходит путем процесса воспитания и механического социального научения. Таким образом, приобретение социального опыта происходит в процессе взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а так же как результат восприятия отношений других членов семьи между собой.

В процессе развития и взросления ребенок начинает по-другому воспринимать семью. Друзья, ровесники и одноклассники постепенно становятся более значимыми, в то время как авторитет родителей начинает ослабевать ("обесценивание" родителей, по выражению Х. Ремшмидта). Изменение центра социализации влияет на эмоциональные связи с родителями. Но, несмотря на это, имеются данные: как бы родители не отходили на второй план, как центр ориентации, эти изменения относятся только к определённым областям жизни, и семья, а особенно мать, зачастую остаются самыми близкими в эмоциональном плане людьми. Так во многих зарубежных исследованиях психологов было выявлена следующая тенденция - при возникновении проблемных (затруднительных) жизненных ситуаций, подросток в первую очередь склонен обратиться к матери, а затем уже к отцу, брату (сестре), другу (подруге) в зависимости от сложившейся ситуации.

Но только тот факт, что человек проводит в семье значительную часть своей жизни, ставит её выше всех остальных институтов социализации. Существует немало доказательств того, что семья и ребенок являются зеркальным отражением друг друга.

И следует отметить, что, несмотря на разнообразие культур, методик воспитания, институтов социализации, в большинстве случаев стадия ранней социализации личности происходит в моделях "традиционной" семьи, понятие которой включает в себя наличие двух родителей.

 


 

3. Особенности социализации детей в неполной семье

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.