|
Типичные нормы традиционной и современной семьи⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13
Приложение 4
Методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов) Изучение установок в области семейных отношений позволяет определить мнение субъекта о перечисленных в методике функциях, а также о желаемом распределении ролей между супругами при реализации этих функций. Инструкция. Представлены различные мнения о браке, семье, отношениях между мужем и женой. Постарайтесь выразить свое личное мнение. Важно то, что вы об этом думаете, а не то, что принято в вашей среде общения. Время 20 – 25 минут. Варианты ответов: а) полностью согласен; б) в общем, это верно; в) это не совсем так; г) это неверно.
ВОПРОСНИК Мужской вариант 1. Самочувствие и настроение человека сильно зависят от половой жизни. 2. Счастье в браке целиком зависит от сексуальной гармонии супругов. 3. Сексуальные отношения – главное в отношениях мужа и жены. 4. Главное в браке, чтобы у мужа и жены было много общих интересов. 5. Супруг – это друг, который разделяет мои мнения, интересы, увлечения. 6. Супруг – это человек, с которым можно поговорить о своих делах. 7. Самая главная забота жены, чтобы в семье все были накормлены и ухожены. 8. Женщина много теряет в моих глазах, если она плохая хозяйка. 9. Женщина может гордиться собой, если она хорошо готовит. 10. Я хотел бы, чтобы моя жена любила детей и была хорошей матерью. 11. Женщина, которая тяготится быть матерью, - неполноценная женщина. 12. Для меня главное в женщине, чтобы она была хорошей матерью моих детей. 13. Мне нравятся деловые и энергичные женщины. 14. Я очень ценю женщин, всерьез увлеченных своим домом и знающих его досконально. 15. Я восхищаюсь женщинами, которых уважают и ценят на работе за их знания. 16. Меня очень тянет к людям, которые могут создать теплую атмосферу. 17. Для меня главное, чтобы меня понимали и принимали таким, какой я есть. 18. Я очень ценю в людях умение выслушать сомнения и чувства другого человека. 19. Мне нравятся яркие, красивые женщины. 20. Я ценю женщин, умеющих красиво одеваться. 21. Женщина должна выглядеть так, чтобы на нее с восхищением оглядывались прохожие. 22. Я всегда знаю, что надо купить для нашего дома. 23. Я люблю заниматься благоустройством нашего быта. 24. Я могу починить обувь, мебель, домашнюю технику. 25. Чужие дети не боятся меня, идти ко мне на руки. 26. Я люблю детей и умею с ними обращаться. 27. Я не оставил бы своего ребенка жене, если бы мы решили расстаться. 28. Я стремлюсь занять свое место в жизни. 29. Я хочу стать хорошим специалистом. 30. Я горжусь, когда мне поручают трудную или ответственную работу. 31. Люди часто обращаются ко мне за помощью или поддержкой. 32. Окружающие часто рассказывают мне о своих бедах и заботах. 33. Мне нравится опекать и утешать страдающих людей. 34. Мое настроение сильно зависит оттого, как я выгляжу. 35. Я стараюсь носить ту одежду, которая мне подходит. 36. Я придирчиво отношусь к фасону рубашки, костюма, цвета галстука.
Женский вариант 1. Самочувствие и настроение человека сильно зависят от половой жизни. 2. Счастье в браке целиком зависит от сексуальной гармонии супругов. 3. Сексуальные отношения – главное в отношениях между мужем и женой. 4. Главное в браке, чтобы у мужа и жены было много общих интересов. 5. Супруг – это друг, который разделяет мои мнения, интересы, увлечения. 6. Супруг – это человек, с которым можно поговорить о своих делах. 7. Самая главная забота мужа – обеспечить семье достаток и комфорт. 8. Муж должен заниматься домашним хозяйством наравне с женой. 9. Муж должен обслуживать себя, а не ждать, что жена возьмет на себя все заботы о нем. 10. Муж должен заниматься детьми не меньше, чем жена. 11. Я хотела бы, чтобы мой муж любил детей. 12. О мужчине я сужу по тому, хороший ли он отец своим детям. 13. Мне нравятся деловые и энергичные мужчины. 14. Я люблю мужчин, страстно увлеченных своим делом. 15. Для меня очень важно, как оценивают моего мужа на работе. 16. Меня очень тянет к людям, которые могут создать теплую атмосферу. 17. Для меня главное, чтобы меня понимали и принимали такой, какая я есть. 18. Мне трудно ладить с людьми, которым мало дела до моих переживаний и сомнений. 19. Мне нравятся щеголеватые, красиво одетые мужчины. 20. Мне нравятся красивые, рослые мужчины. 21. Мужчина должен выглядеть так, чтобы на него было приятно смотреть. 22. Самая главная забота женщины, чтобы в семье все были накормлены и ухожены. 23. Я всегда знаю, что купить для нашей семьи. 24. Я собираю полезные советы хозяйке: как чистить, стирать, солить и мариновать овощи, готовить пищу и т. д. 25. Главную роль в воспитании ребенка всегда играет мать. 26. Я не боюсь трудностей, связанных с рождением ребенка. 27. Я люблю детей и с удовольствием занимаюсь с ними. 28. Я стремлюсь занять свое место в жизни. 29. Я хочу стать хорошим специалистом. 30. Я горжусь, когда мне поручают трудную или ответственную работу. 31. Люди часто обращаются ко мне за помощью ли поддержкой. 32. Окружающие часто рассказывают мне о своих бедах и заботах. 33. Мне нравится утешать и опекать страдающих людей. 34. Мое настроение сильно зависит от того, как я выгляжу. 35. Я ношу украшения, употребляю косметику, люблю красивую и оригинальную одежду. 36. Я придаю большое значение своему внешнему виду.
Карта и «ключ» ответов Шкала семейных Номер Ролевые ожидания Номер Ролевые притязания ценностей Х Y 1.Сексуальная 1 сфера 2
2.Общность 4 интересов 5 3.Хозяйственно- 7 22 бытовые 8 23 ценности 9 24 4.Родительское 10 25 воспитание 11 26 12 27 5. Внешняя 13 28 социальная 14 29 активность 15 30 6.Эмоционально- 16 31 терапевтическая 17 32 функция брака 18 33 7.Значение 19 34 внешней при- 20 35 влекательности 21 36
Варианты ответов (в баллах): полностью согласен - 3; в общем это верно – 2; это не совсем так – 1; это неверно – 0. Интерпретация факторов Подсчитайте среднюю оценку семейных ценностей М по каждой шкале по формуле: M = (X + Y)/ 2. Чем больше получилось М, тем большее значение придается той или иной семейной функции с точки зрения гармоничного сочетания ожиданий и притязаний каждого из супругов. I шкала. Позволяет судить о том, какое значение придает субъект сексуальной гармонии супружеских отношений. Высокие оценки (7 – 9 баллов) означают, что субъект считает гармонию сексуальных отношений важным условием супружеских взаимоотношений. Низкие оценки (0 – 3 балла) – недооценка сексуальных отношений в браке. II шкала. Установка на личностную идентификацию с супругом. Высокие оценки (7 - 9 баллов) – ожидание совпадения мнения, интересов, ценностей, способов досуга. Низкие оценки (0 – 3 балла) предполагают установку на независимость, свободу интересов и времяпровождение. III шкала. Установка на хозяйственно-бытовые ценности. Ролевое ожидание рассматривается как мера ожидания того, что супруг возьмет на себя инициативу в реализации хозяйственно-бытовых функций семьи. Чем выше оценка по этой шкале, тем больше требований предъявляет субъект к участию супруга в организации быта, тем большее значение для него имеют хозяйственно-бытовые способности и навыки партнера. IY шкала. Отношение субъекта к родительско-воспитательской функции. Оценка по шкале ролевых ожиданий является мерой того, что основные функции по уходу за детьми и их воспитанием возьмет на себя супруг. Оценка по шкале ролевых притязаний – мера установки на выполнение роли родителя самим субъектом. Высокая оценка позволяет рассматривать фактор в качестве основной семейной ценности. Y шкала. Значение внешней социальной активности, профессиональной, общественной, любой другой деятельности вне семьи. Шкала ожиданий измеряет установку субъекта на то, что связи с окружением семьи поддерживает партнер. Поощрение профессиональной, общественной, деловой активности. Шкала притязаний говорит о личной установке на активность. YI шкала. Установка на эмоционально-терапевтические формы брака. Оценка по шкале ожиданий является мерой ожидания того, что супруг возьмет на себя функции эмоционального лидера семьи (будет корректировать психологический климат в семье, создавать моральную и материальную поддержку, т.е. выступать в роли психотерапевта). Оценка по шкале притязаний выражает эмоциональную установку субъекта на собственную роль эмоционального лидера семьи. Чем выше средняя оценка, тем большее значение субъект придает взаимной моральной и эмоциональной поддержке, тем больше склонен рассматривать семью как сферу эмоциональной разрядки и релаксации. YII шкала. Значение для субъекта внешней привлекательности супруга, его соответствие внешним общепринятым стандартам. Шкала ожиданий выявляет желание иметь внешне привлекательного супруга. Шкала притязаний – установка на собственную привлекательность. Средняя оценка – ориентация на внешнее благополучие, социальное мнение.
Л И Т Е Р А Т У Р А Абалакина М.А., Агеев В.С. Анатомия взаимопонимания. М., 1990. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Навстречу друг другу. Минск, 1992. Антонов А. Кризис или возрождение? // Семья и школа. 1989. № 11. Антонюк Е.В. Становление ролевой структуры молодой семьи и ее восприятие супругами // Вестник МГУ. Серия 14 «Психология» Арова Э.В. Будьте добры. Минск, 1985. Афанасьева Т.М. Семейные портреты / Предисл. Ю.Азарова. М., 1980. Безруких М.М. Я и другие, или Правила поведения для всех. М., 1991. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М., 1993. Ботуин К. Не бойся Дон-Жуана, или Как относиться к мужской неверности. М., 1995. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. М., 1988. Васильева Э.К. Образ жизни городской семьи. М., 1981. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. М., 1998. Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Пер. с чеш. М., 1988. Волкова А.Н. Опыт исследования супружеской неверности // Воппросы психологии. 1989. № 2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. Дейнега Г.Ф. Мифы и рифы супружества // Агарков С.Т., Дейнега Г.Ф., Малярова Н.В. Азбука для двоих. М., 1991. Дин К.Делис. Парадокс страсти: она его любит, а он ее нет. М., 1994. Добрович А., Ясицкая О. Милые бранятся… М., 1988. Егидес А. Совет и поддержка // Семья и школа. 1988. № 12. Желдак И.М. Искусство быть семьей. Минск, 1998. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М., 2000. Зацепин В.И. О жизни супружеской. М., 1978. Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987. Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988. Кон И.С. Материнство и отцовство // Семья и школа. 1988. № 2. Кофта К. Как мужчину завоевать, удержать и расстаться. Пер. с нем. М., 1993. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. Минск, 1987. Кочубей Б.И. Мужчина и ребенок. М., 1990. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. Пер. с чеш. М., 1991. Липпиус А. Игры для взрослых. Психология партнерских отношений через странсактный анализ Э.Берна. М., 1998. Махов Ф.С. Кого мы растим? М., 1989. Машкова Л.Т. Брачные ожидания и реальность. Л., 1986. Меньшутин В.П. Помощь молодой семье. М., 1987. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. Москва – Воронеж, 1999. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М.К. Тутушкиной. СПб., 1999. Рипинская М.И. Психология измены. СПБ., 2001. Самоукина Н.В. Социально-психологические проблемы семейного кризиса в условиях современной России // Семейная психология и семейная терапия. 1998. № 1. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2001. Семейная психотерапия в центре психолого-педагогической помощи / Под ред. Л.С.Алексеевой. М., 1998. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М., 2001. Хорни К. Проблемы брака // Женская психология. СПб., 1993. Целуйко В.М. Неполная семья: Информ.-метод. материалы к изучению курса «Семьеведение». Целуйко В.М. Современная семья: психологические проблемы молодой семьи. Волгоград, 2001. Черников А.В. Ввведение в семейную психотерапию. М., 1998. Чуйко Л.В. Браки и разводы. М., 1985. Шапиро Б.Ю. От знакомства к браку. М., 1990. Шейнов В.П. Женщина плюс мужчина: Познать и покорить. Мн. – М., 2000. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. М., 2000. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. Юрчук В.В. Современная психология общения женщины с мужчиной. Минск, 2000.
СОДЕРЖАНИЕ Семья и её основные функции.. 4 Основные функции современной семьи. 6 Структура и типология семей.. 9 Структура семьи. 10 Типология семей. 11 Жизненный цикл семьи.. 32 Молодая семья. 39 Психологические особенности добрачных отношений. 39 Адаптация молодых супругов к условиям совместной жизни. 42 Организация семейного быта, семейная экономика. 47 Семейные роли, их распределение. 54 Взаимоотношения молодых супругов с родительскими семьями. 58 Ребенок в молодой семье. 62 Психология супружеской измены.. 68 Понятие и виды супружеских измен. 69 Причины супружеских измен. 72 Типы личностей, имеющих склонность к внебрачным связям.. 75 Социально-психологические особенности поведения партнеров во внебрачных связях. 80 Реакции обманутого партнера на супружескую измену. 82 Терапия супружеских измен. 84 Разводы.. 99 Социально-психологические особенности развода. 100 Причины и мотивы разводов. 103 Последствия разводов. 104 Повторные браки.. 109 Повторные браки, их особенности и виды.. 109 Психологические проблемы повторных браков. 112 Проблемы брака и особенности кризиса современной семьи.. 115 Приложение 1. 123 Семейные мудрости. 123 Приложение 2. 127 Несколько психологических советов тем, кто столкнулся с супружеской неверностью.. 127 Приложение 3. 128 Типичные нормы традиционной и современной семьи. 128 Приложение 4. 129 Методика РОП (ролевые ожидания и притязания супругов) 129
* Более подробно о неполной семье см.: Целуйко В. М. Неполная семья: Информационно-метод. материалы к изучению курса «Семьеведение». Волгоград, 2000. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|