Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Не показывайте своих слабостей





Ценимая в славянской культуре личная скромность также спо­собствует защите от манипулирования. Скромный человек не любит говорить о себе, а значит, не дает о себе информацию. Скромность — это антипод хвастовства. Хвастун сам демонстри­рует окружающим свою слабость и является легкой добычей для манипуляторов.

Еще одна человеческая слабость — любопытство, в частности же­лание узнать свое будущее, судьбу. Эту слабость уже много веков успешно эксплуатируют гадалки, провидцы, хироманты и прочие. И в наш, казалось бы, просвещенный век те же цыганки постоянно находят желающих погадать.

Другая человеческая слабость — жажда острых ощущений, ко­торая реализуется в азартных играх. Этой слабости подвержен в основном сильный пол. Не случайно нахрапистое племя напер­сточников и продолжателей их дела зазывает попытать счастья именно мужчин. А для персонала казино действует инструкция: если мужчина начинает крупно играть, то его жену (если таковая рядом) следует отлучить от него, например, бесплатным угощени­ем и выпивкой в буфете — только бы не охладила его азарт своей рассудительностью.

Желание произвести впечатление, покрасоваться также использу­ется манипуляторами. Хрестоматийным примером этого является сюжет из басни Крылова «Ворона и Лисица».

Итак, мы видим, что знание психологии человека, его слабостей делает его удобным объектом манипуляции. Поэтому первый рубеж защиты от манипулирования — не показывайте свои слабости!

Учитесь говорить «нет»

Человек, затрудняющийся или стесняющийся сказать «нет», — легкая добыча для манипулятора. Не бойтесь риска: лучше иногда оказаться неправым, чем испытывать постоянные сомнения.

Сомнений будет меньше, если не выступать «адвокатом» собеседни­ка. Если он чем-то не понравился — говорите решительное «нет». Наше подсознание, интуиция подсказывают нам подчас наилучшие решения. А питается подсознание «эффектом мелочей». Человек узнается по мелочам: крупное он при желании может скрыть, а за мелочами не уследить. Это и помогает распознать тех, кто недо­стоин нашего доверия.

Непредсказуемость

«Когда ты непредсказуем, ты неуязвим» — таким должен быть девиз желающего защититься от манипуляции. Если адресат ведет будет подстраиваться — гораздо труднее воспользоваться ключами, если замки постоянно меняются.

Но в нашей культуре непредсказуемость не поощряется. Мы на­ходимся под властью, с одной стороны, стандартов поведения, переживаний или мышления, а с другой — ожиданий и требований окружающих людей. И все же, чтобы лишить манипулятора этой мишени воздействия, будьте непредсказуемы!

Шекспир, как великий драматург, был, конечно, и великим пси­хологом. В его произведениях можно встретить немало примеров манипуляций (некоторые мы уже рассмотрели), но здесь естествен­но привести примеры успешной защиты от них. Например, то, что Гамлет притворялся сумасшедшим, на самом деле было его защитой от манипулирования. Сумасшедшие непредсказуемы, и, действи­тельно, дядя-убийца терялся в догадках относительно намерений принца Датского. Когда же дядя подослал к нему «друзей», Гамлет защитил себя с помощью контрманипуляции (ее рассмотрим позже).

Первая ступень защиты от манипуляций может значительно умень­шить вероятность попадания под скрытое управление, включая и манипулирование, но не устраняет ее полностью.

Вторая ступень защиты от манипуляций

Признаки манипуляции

Главным признаком манипуляции является чувство неудобства, внутреннего разлада: вам не хочется что-то делать, говорить, а от­казать неудобно, иначе вы будете «плохо выглядеть».

Нарушение этикета

Анализ ситуаций, связанных с манипулированием, показывает, что почти всякий раз можно обнаружить нарушение инициатором какого-либо из правил этикета. Например, он обращается к вам в не­удобный для вас момент. При этом манипулятор может извиняться, мол, да, он понимает, что вам некогда, но он отнимет «несколько секунд». Под прикрытием заботы о вашем времени собеседник на­вязывает ускоренный темп разговора, отводя вам таким образом

ограниченное время на принятие решения. Если в подобных ситу­ациях вы ощущаете некое неудобство, следует сразу спросить себя, почему оно возникло. Нарушение этикета — неоспоримый признак манипулирования. Пресекайте такие нарушения.

Внезапные чувства

Другим признаком того, что вами манипулируют, может быть вдруг возникшее чувство вины или опасности. Или вы чувствуе­те, что кому-то вдруг оказываетесь «должны», или зависимы от какого-то обстоятельства, чего не было до встречи с потенциальным манипулятором.

Осознание опасности

Все это должно не просто насторожить, а мобилизовать вас для отпора. О том, как следует давать отпор манипулятору в таких си­туациях, вы узнаете далее, а пока достаточно сказать себе: «Стоп, манипуляция!»

Именно слово «манипуляция», как показал опыт, действует отрез­вляюще — вы осознаете, что имеет место игра с вами, нарушение вашей независимости, насилие над вашей личностью. Перед вами кукловод, желающий сделать из вас марионетку, подчиненную его замыслам.

Невербальные признаки манипуляции

Манипулятора легко могут выдать жесты, говорящие о его неис­кренности, скрытности, сомнениях, превосходстве, угрозе, в част­ности жестикуляция левой рукой. Кроме того, можно наблюдать определенную необычность в поведении манипулятора (излишнюю возбужденность или показное безразличие).

Вербальные признаки манипуляции

Анализ высказываний манипуляторов показывает присутствие в них следующих моментов:

· ответственность за предлагаемое действие ложится целиком на адресата;

· «плата» адресата перевешивает его выигрыш;

· присутствуют элементы скрытого принуждения;

· наличие подготовительной преамбулы перед побуждающими словами манипулятора;

· конструкция обращения и/или его темп предполагают дефицит времени, отпущенного адресату на принятие решения.

Жертвы родом из детства

Многое из того, что позволяет манипулировать нами, заложено в нас в детстве. Взрослые воспитывали нас так, чтобы можно было контролировать наше поведение.

Но, как говорится, «благими намерениями вымощен путь в ад». Известно, что чаще именно непослушные дети добиваются большего в своей последующей взрослой жизни. Они самостоятельнее, неза­висимее, не боятся взять на себя ответственность. Не боятся быть осуждаемыми, пойти против мнения окружающих. Так что будем осторожнее в вопросах воспитания наших детей.

Чувство вины

Одно из средств управления ребенком и манипулирования взрос­лым — создание чувства вины. Традиционно прививается идея, что человек должен действовать по неким правилам, нарушение которых вменяется ему в вину.

Перечислим наиболее опасные из этих правил — опасные в том смысле, что они используются в качестве мишеней для манипули­рования людьми.

1. «Вы должны реагировать на то, что вам говорят». «Ты что, не слышишь, глухой?», «Отвечай, когда тебя спрашивают!» — так многих из нас воспитывали.

Поэтому требуется определенное психологическое усилие, чтобы пропустить мимо ушей какое-либо высказывание собеседника, не отвечать на него.

2. «Вы должны стремиться улучшить себя», работать над собой

В частности, следует стараться «быть хорошим», выглядеть до­стойно в соответствии со взглядами окружающих: быть акку­ратным во всем, не нарушать правил и т. д.

3. «Вы должны придерживаться принятого решения». Детям при­вивается: «Первое слово дороже второго». В результате изменить мнение — это почти поражение.

Особенно это проявляется у руководителей, поскольку у них больше возможностей придерживаться раз принятого решения. А такое нормальное явление, как осознание и последующее до­бровольное признание ученым своих взглядов ошибочными, приравнивается к научному подвигу.

4. «Вы должны быть понятливы». Непонятливость осуждается: «Сколько раз можно повторять!», «Ты что, русского языка не понимаешь?»

Когда руководитель, дав задание подчиненному, спрашивает его: «Поняли?» — практически не бывает случаев ответа: «Нет, не понял». Хотя нередко во рту начальника такая «каша», что трудно разобрать слова. Бывает «каша» и в мыслях — непонятно конкретно, что именно имеется в виду.

Мы воспитаны так, что если не понимаешь, значит, глупый, тупой. Поэтому требуется известное мужество, чтобы сказать: «Не понял». Этим, в частности, можно объяснить, что студенты очень редко задают вопросы на лекциях. Поэтому преподава­телю, любящему свой предмет, приходится прикладывать не­малые усилия, чтобы студенты задавали вопросы: ведь только с их помощью можно глубже изучить предмет.

5. «Вы не должны ошибаться». Но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Вероятность ошибки присутствует в любых наших действиях. Поэтому драматизировать ошибки других — манипулятивный прием.

Замечательно сказал Уинстон Черчилль: «Успех — это пере­ход от одной неудачи к другой со все большим энтузиазмом». Добавим: неудача — это всего лишь источник информации для корректировки дальнейших действий в нужном направлении.

6. «Вы должны быть логичным». Следовательно, предсказуемым, а значит — управляемым.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.