|
Конфликтогены педагогического общения, их возрастная специфика
Бывают конфликты, которые возникают по незначительным поводам или, вообще без таковых, в ситуации «слово за слово». Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его. Например, вызывают конфликт: · незаслуженные или унизительные упреки («На тебя ни в чем нельзя положиться!»); · негативные обобщения, навешивание ярлыков («Все вы, такие…»); · настойчивые советы по поводу того, как другому человеку следует себя вести; · указания на факты, которые не имеют отношения к теме разговора или изменить которые собеседник не в состоянии («А твой отец — алкоголик!»); · решительное установление границ разговора, «закрытие» определенных тем для обсуждения («Все, не будем это обсуждать!», «Не смей так говорить!»); · неуместная ирония, сарказм; · ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, цель которых — «выпустить пар». Конфликтогены - это, образно говоря, «мусор» общения. Они не всегда приводят к конфликтам, но опасны тем, что «конфликтогенная неряшливость» человека в общении делает его источником конфликтогенов. «Ходячим конфликтогеном» является также человек, который, сам избегает конфликтогенов в речи, но обязательно отреагирует на любой конфликтоген собеседника. Определены (И.С. Сергеев и другие) наиболее часто встречающиеся в педагогическом общении типы конфликтогенов (см. схему 88). Схема 88
Конфликты могут быть исключены из педагогического общения при соблюдении правил бесконфликтного общения: · не употреблять конфликтогенов. · не отвечать конфликтогеном на конфликтоген. · делать как можно больше благожелательных посылов по отношению к учащимся (готовность к сотрудничеству, демонстрация дружелюбия, проявление эмпатии). Выявлены наиболее часто встречающиеся «возрастные» конфликтогены (М.М. Рыбакова и др.). Так у подростков - это потребность в самовыражении и самоутверждении; «чувство взрослости», усиление половой идентификации, потребность в общении и общественном признании (например, потребность быть принятым группой), повышенный эгоцентризм. В целом увеличение сложных педагогических ситуаций, доходящих до конфликтов, объясняется обострением противоречий в кризисный период развития подростка. По данным исследователей, преобладающими причинами конфликтных ситуаций в подростковом возрасте выступают факты негативного поведения учащихся, неспровоцированные или вызванные действиями учителей. На втором месте по частоте возникновения стоят конфликты, связанные с дидактическими ошибками (например, систематическое занижение оценки, разные отметки за одинаковые ошибки в письменных работах и т.п.). Далее идут конфликты, обусловленные неправильной тактикой взаимодействия педагогов с подростками (мстительность, дискриминация в отношении к отдельным подросткам), а также грубым открытым или маскируемым нарушением педагогической этики. Конфликтогены юношеского возраста - это переживание своего “Я” как индивидуальной целостности, неповторимости, непохожести на других людей, потребность в самопознании; рост социальной активности, «примеривание» к различным социальным ролям, определение гражданской позиции, нравственных ориентиров, профессиональный выбор; большая самостоятельность в оценочной деятельности, проблема смысла жизни, размышление о своем жизненном предназначении, потребность в доверительном общении, любви и другие. Конфликты в старшем школьном возрасте вызываются, во-первых, нарушениями дисциплины старшеклассниками (невыполнение ученических обязанностей, неподчинение требованиям учителей, курение, пропуск занятий, обман учителей, вражда, драки и т.п.); во-вторых, конфликтогенным поведением самих учителей, их бестактностью (позиция «учитель всегда прав»; применение мер наказания, не соответствующих возрастным особенностям; публичные оскорбления, вторжение в личный мир юношей и девушек, осуждение их взаимных симпатий; злоупотребление откровенностью старшеклассников с учителями и разглашение ими доверенных секретов другим учащимся, любопытство к личной жизни юношей и девушек без их согласия советоваться со старшими и т.п.).
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Определите «общение» как психологическое и педагогическое понятие. 2. Раскройте структуру и функции педагогического общения. 3. Назовите и охарактеризуйтезакономерности педагогического общения. 4. Какие знания, способности, умения, личностные качества составляют готовность учителя (воспитателя) к профессионально-педагогическому общению и его коммуникативную культуру? 5. Дайте характеристику возможных стилей педагогического общения и педагогического руководства. 6. Докажите, что высокая конфликтность педагогического общения является его объективной особенностью. Определите понятие «педагогический конфликт». 7. Назовитеэтапы развития педагогического конфликта. Охарактеризуйте возможные стили поведения в нем. 8. Какие типы конфликтогенов встречаются в педагогическом общении? Раскройте их возрастную специфику. Глоссарий · Общение – одна из форм взаимодействия социальных субъектов, процесс обмена рациональной и эмоционально-оценочной информацией, способами деятельности (умениями), а также результатами деятельности в виде материальных вещей и культурных ценностей. · Коммуникация - обмен информацией посредством языка или других знаковых средств. · Педагогическое общение – целенаправленное, специально-организованное взаимодействиепедагога и воспитанников, включающее обмен информацией и действиями, а их также установление взаимопонимания между ними. В ходе этого взаимодействия осуществляется познание окружающего мира и самих себя, овладение определенными способами деятельности (умениями и навыками) и усвоение опыта эмоционально-ценностных отношений к себе и окружающему миру. · Культура педагогического общения – совокупность знаний, коммуникативных способностей и умений, а также личностных качеств, позволяющих педагогу осуществлять педагогическое общение на высоком профессиональном уровне. · Педагогический такт - соблюдение педагогом принципа меры, избежание крайностей в общении с детьми в разных сферах деятельности, сочетание уважения и требовательности к воспитанникам, умение выбрать правильный подход к ним. · Стиль педагогического общения - индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и воспитанников. · Стиль педагогического руководства – характерная манера и способы взаимодействия педагога с отдельной личностью или группой воспитанников. · Конфликт - ситуация обострения противоречий во взаимодействии между людьми, участниками совместной деятельности (межличностный, межгрупповой конфликт) или между желаниями, убеждениями и действиями одного человека (внутриличностный конфликт). · Педагогический конфликт – взаимодействие учителя с учеником или группой учащихся на основе противоположных норм, ценностей, интересов. · Конфликтогены - слова, действия, поступки, которые могут привести к конфликту, спровоцировать его. Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|