Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Власть, авторитаризм, доминантность, сотрудничество





Выделяют следующие стили педагогического менеждмента.

Авторитарный (или диктаторский). Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, постоянный контроль за выполнением принятых решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. Для такого руководителя характерен авторитаризм (стратегия самоутверждения личности, отражающая стремление любыми средствами добиться доминирующего положения в группе, занять максимально высокую ступень в структуре власти).Авторитет руководителя в данном случае имеет формальный характер, то есть определяется властьюполномочиями и правами, которые дает руководителю занимаемый им пост. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, военные действия и т.д.).

Либерально-анархический (или попустительский). Все сотрудники могут высказывать свое мнение, но руководитель согласования позиций достичь не стремится; решения могут не осуществляться, так как отсутствует контроль за их выполнением. Все пущено на «самотек», вследствие чего результаты работы низкие, отсутствует сотрудничество, неблагоприятный психологический климат в коллективе. Как следствие, люди недовольны работой и руководителем, который явно не пользуется авторитетом; в коллективе явные и скрытые конфликты, разделение на микрогруппы.

Непоследовательный (алогичный). Переход руководителя от одного стиля управления к другому (то авторитарный, то демократический, то попустительский и т. д.). Это также создает в коллективе конфликты и проблемы, обусловливает низкие результаты работы.

Ситуативный. Учитывается уровень психологического развития подчиненных и коллектива. Эффективность руководства в данном случае обусловлена степенью контроля руководителя над ситуацией, в которой он действует. Ситуация зависит от следующих параметров: степень благоприятности отношений руководителя с подчиненными; четкость поставленной цели, пути и способы ее решения; величина власти руководителя.

В зависимости от характера ситуаций выделяется пять типов поведения руководителя:

  • доминирование – утверждение своей позиции любой ценой;
  • уступчивость – подчинение, сглаживание конфликтов;
  • компромисс – позиционный торг («Ты мне уступишь – я тебе»);

· сотрудничество – разумное решение профессиональных ситуаций с учетом обоснованных интересов обеих сторон;

· игнорирование – избегание проблемной ситуации, конфликта («как будто ничего не произошло»).

Демократический (или коллективный). Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решений контролируется и руководителем, и самими сотрудниками; руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, потребности, особенности. Авторитет руководителя в этом случае имеет моральный (определяемый нравственными качествами) и функциональный (определяемый компетентностью, деловыми качествами, отношением к работе) характер. Этот стиль наиболее эффективен по сравнению с другими, так как он обеспечивает правильность принятия решений и удовлетворенность людей своей работой.

Эффективный менеджер, как правило, использует демократический стиль управления, проявляя при этом соответствующие качества (см. схему 91).

 

 

Схема 91

 

 

Сущность и функции педагогической диагностики.

Педагогические измерения

Термин «педагогическая диагностика» был введен в науку в 1968 г. немецким ученым К. Ингекампом. Под диагностикой он понимал процесс, в ходе которого учитель наблюдает за учащимися, проводит анкетирование, обрабатывает данные наблюдений и опросов с целью описать их поведение, объяснить его мотивы или предсказать поведение в будущем. Согласно современному определению, педагогическая диагностика подраздел педагогики, изучающий принципы и методы распознавания и изучения признаков, характеризующих нормальный или отклоняющийся от норм ход педагогического процесса (Педагогический словарь / В.Н. Наумчик, М.А. Паздников, О.В. Ступакевич. – Минск, 2006 г. С.?).

По мнению М.И. Шиловой, основными объектами изучения в школе могут быть: школьник, классный коллектив, педагогический коллектив, педагог-воспитатель, семья, педагогический процесс в целом. Педагогическая диагностика выполняет следующие основные функции:

– определение особенностей развития во времени учебно-воспитательного процесса в конкретном классе, группе классов или в целом в школе;

– установление зависимости между внутренними и внешними условиями педагогического процесса, определение наиболее эффективных педагогических средств, форм и способов организации учебно-воспитательной работы, а также форм и методов менее всего повлиявших на развитие личности школьника;

– внутренняя и внешняя коррекция результатов педагогического процесса;

– подтверждение положительных результатов деятельности;

– прогнозирование возможных путей развития коллектива и личности, предвидение возможных будущих состояний учебно-воспитательного процесса и его результатов (тенденций обученности и воспитанности детей, динамики развития детского коллектива);

– планирование последующих этапов работы.

Диагностику следует рассматривать как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса. С этой целью в образовательном учреждении могут проводиться различные педагогические измерения с применением разнообразных методов: эмпирические методы (наблюдение, беседа, эксперимент), а также интервьюирование, анкетирование, опрос, ранжирование, цветограмма, шкалирование, недописанный тезис и другие.

Особое значение для диагностики имеет метод тестирования, так как он является одним из основных способов организации и построения мониторинга в образовании. В настоящее время в ходе диагностики активно применяются тесты дидактические, тесты психологические, тесты достижений, тесты обучаемости, тесты способностей. Например, с помощью тестов достижений и дидактических тестов осуществляются следующие направления диагностической деятельности:

· Диагностика успеваемости учащихся школы за учебный период (четверть, полугодие и т.д.).

· Диагностика качества знаний учащихся школы по предметам за учебный период.

· Диагностика результатов деятельности педагогов школы.

· Диагностика успеваемости класса.

· Диагностика динамики успеваемости ученика.

Задача каждого современного педагога овладеть основамитестологии. Тестология -теория и методика создания и использования тестов как объективных и стандартизированных измерений, легко поддающихся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу. Учителю-предметнику для эффективного контроля деятельности учащихся необходима целая серия тестов достижений.

В связи с этим, учителям важно уметь самим разрабатывать дидактические тесты. В соответствии с методикой составления тестов необходимо:

1) изучить программу по предмету, структурировать материал, составить графы учебных элементов (УЭ);

2) определить объекты контроля, контролируемые учебные элементы (УЭ) – правила, понятия, формулы, алгоритмы, межпредметные связи;

3) определить, для какого вида контроля (текущего, тематического и т.д.) предназначается тест;

4) установить предназначение теста по уровню усвоения, относительно пригодности теста определенному уровню, установить его валидность и доступность;

5) подготовить систематизированную серию вопросов и заданий. На их основе сформулировать серию тестов в количестве 10–12 и более в зависимости от объема контролируемого материла;

6) проверить, соответствуют ли подготовленные вопросы и задания требованиям к тестам (валидности, надежности, определенности, простоты, возможности формализовать ответы учащихся);

7) разработать формы и способы выполнения заданий, ответов на вопросы: устные, письменные, практические, выборочные, конструируемые;

8) подготовить эталоны: точные ответы на вопросы, образцы выполнения заданий по каждой операции;

9) определить методику количественного и качественного анализа материалов тестирования, их обобщения, использования в учебном процессе для целей коррекции;

10) проверить качество подготовленных тестов на небольшой выборке учащихся, по необходимости внести коррективы;

11) подготовить разновариантные билеты с вопросами и соответствующие эталоны к ним; продумать использование технических, электронных и других контролирующих средств.

Тесты используются также при диагностировании профессиональной деятельности педагогов. В этом случае применяют тесты нормативные (позволяющие сравнивать результаты работы различных групп специалистов и проводить аналогию внутри одной группы) и тесты критериально-ориентированные (определяющие уровень владения специалистом знаниями и умениями, необходимыми для решения профессиональных задач).

 







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.