|
ПРОГРАММА МОДУЛЯ 1. (72 часа).
ПРОГРАММА МОДУЛЯ 1. (72 часа).
Практические/семинарские занятия/лабораторные работы (60 час.)
Самостоятельная работа (12 час.)
| Виды учебных занятий, учебных работ
| Содержание
| Модуль 1. Значение и развитие метода М. Монтессори. Воспитание независимости и основ самостоятельности, развитие координации и контроля движений с помощью упражнений практической жизни в подготовленной среде М. Монтессори.
| Тема 1.1. Место педагогики Монтессори в мировом образовательном процессе.
| Лекция, 2 часа
| Метод Монтессори М.: зарождение, развитие, современное состояние.
| Лекция, 2 часа
| Юлия Фаусек – российская Монтессори. Монтессори педагогика в России с 1913 по 1930.
Когда и каким образом метод М. Монтессори стал актуален для России и почему отечественное образование, отказавшись от нее и, придав забвению, вернулось к ней в 90 годы прошлого века. Как преломлялась педагогика Монтессори в отечественной образовательной практике, какой адаптации и трансформации подвергалась и какое наследие оставила современным педагогам.
| Практическое занятие (круглый стол) 2 часа
| Метод Монтессори как педагогическая технология. Концепция, целевая ориентация, методики работы с детьми.
| Тема 1.2. Метод Монтессори в контексте современного образования.
| Лекция, 4 часа
| Педагогика М. Монтессори в свете парадигмального подхода? Почему она до сих пор относится к реформаторской педагогике и популярна в мире? Чем отличается от других педагогических отечественных и западных систем, ориентированных на раскрытие потенциала ребенка?
| Практическое занятие (круглый стол), 2 часа
| Метод Монтессори в парадигме личностно-ориентированной педагогики. Его отличия
от традиционной педагогики и свободного воспитания
| Тема 1.3. Подготовленная среда класса. Впитывающий ум и возрастная периодизация в теории метода М. Монтессори.
| Лекция. 2 часа
| История разработки средового подхода. Почему не работает развивающая среда, разработанная в психологических лабораториях СССР. Сходство и отличия в подходе М. Монтессори и отечественной психологии к проблеме разработки и функционирования развивающей среды. Основные потребности ребенка, реализуемые в подготовленной среде М. Монтессори. Требования к созданию подготовленной развивающей среды. Основные правила формирования Монтессори-группы.
| Лекция, 2 часа
| Явление впитывающего ума, как открытие М. Монтессори. Действие впитывающего ума и его значение для развития ребенка. Построение деятельности взрослого, основанной на знании о впитывающем уме. Впитывающий ум в зеркале современной психологии.
Четыре стадии развития ребенка. Их особенности и преемственность.
| Практическое занятие, 2 часа
| Работа в группах.
Обсуждение в малых группах самостоятельного определения явления впитывающего ума и примеров из личного опыта слушателей проявления у детей впитывающего ума.
| Тема 1.4. Потребности и человеческие тенденции. Сензитивность и сензитивные периоды.
| Лекция, 2 часа
| Человеческие тенденции, как основа для развития ребенка. Какие человеческие тенденции выделяет М. Монтессори. Учет человеческих тенденций при организации работы в подготовленной среде. Смысл человеческих тенденций в контексте современной психологии.
| Практическое занятие, 2 часа
| Работа в группах. Обсуждение в малых группах примеров из личного опыта слушателей проявления у детей человеческих тенденций.
| Лекция, 2 часа
| Характеристики сензитивных периодов и особенности их протекания у детей до 6 лет. Роль и место сензитивных периодов в развитии ребенка. Периоды, выделенные в педагогике М. Монтессори.
| Тема 1.5. Введение в упражнения практической жизни (УПЖ).
| Лекция, 4 часа
| Значение дидактических материала упражнений практической жизни (УПЖ) для физического, психического и социального развития ребенка и их значения для индирективной подготовке к работе с математическим и языковым дидактическим материалом. Классификация в УПЖ. Общая структура описания презентация и её проведения.
| Практическое занятие (круглый стол) 2 час
| Работа в группах. Обсуждение в малых группах примеров из личного опыта слушателей проявления у детей интереса к практической деятельности в окружающей среде. Как реагируют на этот интерес взрослые?
| Тема 1.6. Практикум по работе с материалами
| Практические занятия, 30 часа.
| Упражнения на движение и предварительные упражнения.
Упражнения, направленные на адаптацию ребенка в новом для него пространстве. Упражнения на двигательную активность. Игры в тишине.
Упражнения, связанные с заботой о себе.
Данные упражнения требуют особой тщательности в презентации, так как позволяют ребенку в случае освоения почувствовать уверенность в своих силах, которая необходима как предпосылка для развития самостоятельности и независимости.
Упражнения, связанные с заботой об окружающей среде.
Большая группа разнообразных упражнений, имеющая массу косвенных задач, в том числе развитие речи и логического мышления.
Социальные упражнения.
Данный вид упражнений имеет некоторое сходство с ролевыми играми. Главных отличий два:
1. Привязанность к конкретной жизни и ситуациям, происходящим с ребенком в его окружении.
2. Наличие хорошо разработанной методики проведения.
В ходе этой работы со слушателями проводится тренинг, который помогает им в учебной ситуации отработать методику презентаций социальных упражнений детям.
| Самостоятельная работа, 12 часов.
| Работа с материалом. Написание альбома по разделу упражнения практической жизни (УПЖ).
| МОДУЛЬ 2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка дошкольника через сенсорный материал в подготовленной среде М. Монтессори.
Модуль 3. Система русского языка в методике Монтессори. Развитие речи, навыков письма и чтения у детей дошкольников с помощью дидактических материала М. Монтессори.
МОДУЛЬ 4. Развитие математических способностей и абстрактного мышления у детей дошкольников посредством дидактического материала М. Монтессори.
Организационно-педагогические условия реализации программы по всем модулям.
Материально-технические условия реализации дополнительной профессиональной программы
Реализация дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Работа педагога в подготовленной среде Монтессори для детей 3-6 лет» обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины.
Перечень материально-технического обеспечения включает в себя лекционные аудитории, оборудованные видеопроекционном оборудование для презентаций, средствами звуковоспроизведения, а также класс с подготовленной средой, в которой присутствует комплект дидактического материала Монтессори для детей 3-6 лет. Библиотека университета имеет необходимый перечень методической литературы
ПРОГРАММА МОДУЛЯ 1. (72 часа).
Практические/семинарские занятия/лабораторные работы (60 час.)
Самостоятельная работа (12 час.)
| Виды учебных занятий, учебных работ
| Содержание
| Модуль 1. Значение и развитие метода М. Монтессори. Воспитание независимости и основ самостоятельности, развитие координации и контроля движений с помощью упражнений практической жизни в подготовленной среде М. Монтессори.
| Тема 1.1. Место педагогики Монтессори в мировом образовательном процессе.
| Лекция, 2 часа
| Метод Монтессори М.: зарождение, развитие, современное состояние.
| Лекция, 2 часа
| Юлия Фаусек – российская Монтессори. Монтессори педагогика в России с 1913 по 1930.
Когда и каким образом метод М. Монтессори стал актуален для России и почему отечественное образование, отказавшись от нее и, придав забвению, вернулось к ней в 90 годы прошлого века. Как преломлялась педагогика Монтессори в отечественной образовательной практике, какой адаптации и трансформации подвергалась и какое наследие оставила современным педагогам.
| Практическое занятие (круглый стол) 2 часа
| Метод Монтессори как педагогическая технология. Концепция, целевая ориентация, методики работы с детьми.
| Тема 1.2. Метод Монтессори в контексте современного образования.
| Лекция, 4 часа
| Педагогика М. Монтессори в свете парадигмального подхода? Почему она до сих пор относится к реформаторской педагогике и популярна в мире? Чем отличается от других педагогических отечественных и западных систем, ориентированных на раскрытие потенциала ребенка?
| Практическое занятие (круглый стол), 2 часа
| Метод Монтессори в парадигме личностно-ориентированной педагогики. Его отличия
от традиционной педагогики и свободного воспитания
| Тема 1.3. Подготовленная среда класса. Впитывающий ум и возрастная периодизация в теории метода М. Монтессори.
| Лекция. 2 часа
| История разработки средового подхода. Почему не работает развивающая среда, разработанная в психологических лабораториях СССР. Сходство и отличия в подходе М. Монтессори и отечественной психологии к проблеме разработки и функционирования развивающей среды. Основные потребности ребенка, реализуемые в подготовленной среде М. Монтессори. Требования к созданию подготовленной развивающей среды. Основные правила формирования Монтессори-группы.
| Лекция, 2 часа
| Явление впитывающего ума, как открытие М. Монтессори. Действие впитывающего ума и его значение для развития ребенка. Построение деятельности взрослого, основанной на знании о впитывающем уме. Впитывающий ум в зеркале современной психологии.
Четыре стадии развития ребенка. Их особенности и преемственность.
| Практическое занятие, 2 часа
| Работа в группах.
Обсуждение в малых группах самостоятельного определения явления впитывающего ума и примеров из личного опыта слушателей проявления у детей впитывающего ума.
| Тема 1.4. Потребности и человеческие тенденции. Сензитивность и сензитивные периоды.
| Лекция, 2 часа
| Человеческие тенденции, как основа для развития ребенка. Какие человеческие тенденции выделяет М. Монтессори. Учет человеческих тенденций при организации работы в подготовленной среде. Смысл человеческих тенденций в контексте современной психологии.
| Практическое занятие, 2 часа
| Работа в группах. Обсуждение в малых группах примеров из личного опыта слушателей проявления у детей человеческих тенденций.
| Лекция, 2 часа
| Характеристики сензитивных периодов и особенности их протекания у детей до 6 лет. Роль и место сензитивных периодов в развитии ребенка. Периоды, выделенные в педагогике М. Монтессори.
| Тема 1.5. Введение в упражнения практической жизни (УПЖ).
| Лекция, 4 часа
| Значение дидактических материала упражнений практической жизни (УПЖ) для физического, психического и социального развития ребенка и их значения для индирективной подготовке к работе с математическим и языковым дидактическим материалом. Классификация в УПЖ. Общая структура описания презентация и её проведения.
| Практическое занятие (круглый стол) 2 час
| Работа в группах. Обсуждение в малых группах примеров из личного опыта слушателей проявления у детей интереса к практической деятельности в окружающей среде. Как реагируют на этот интерес взрослые?
| Тема 1.6. Практикум по работе с материалами
| Практические занятия, 30 часа.
| Упражнения на движение и предварительные упражнения.
Упражнения, направленные на адаптацию ребенка в новом для него пространстве. Упражнения на двигательную активность. Игры в тишине.
Упражнения, связанные с заботой о себе.
Данные упражнения требуют особой тщательности в презентации, так как позволяют ребенку в случае освоения почувствовать уверенность в своих силах, которая необходима как предпосылка для развития самостоятельности и независимости.
Упражнения, связанные с заботой об окружающей среде.
Большая группа разнообразных упражнений, имеющая массу косвенных задач, в том числе развитие речи и логического мышления.
Социальные упражнения.
Данный вид упражнений имеет некоторое сходство с ролевыми играми. Главных отличий два:
1. Привязанность к конкретной жизни и ситуациям, происходящим с ребенком в его окружении.
2. Наличие хорошо разработанной методики проведения.
В ходе этой работы со слушателями проводится тренинг, который помогает им в учебной ситуации отработать методику презентаций социальных упражнений детям.
| Самостоятельная работа, 12 часов.
| Работа с материалом. Написание альбома по разделу упражнения практической жизни (УПЖ).
| МОДУЛЬ 2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка дошкольника через сенсорный материал в подготовленной среде М. Монтессори.
ПРОГРАМА МОДУЛЯ 2. (54 часа).
Практические/семинарские занятия/лабораторные работы (42 часа)
Самостоятельная работа (12 час.)
| Виды учебных занятий, учебных работ
| Содержание
| Модуль 2. Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка дошкольника через сенсорный материал в подготовленной среде М. Монтессори.
| Тема 2.1. Роль учителя в подготовленной среде. Наблюдение за детьми.
| Лекция, 4 часа
| Критика М. Монтессори традиционного учителя. Каким должен быть учитель в системе Монтессори? Основные функции и задачи учителя. Построение наблюдения за образовательным процессом. Формальные и неформальные способы фиксации и анализа результатов наблюдений. Планирование в системе М. Монтессори.
| Практическое занятие (тренинг), 2 часа
| Упражнение 1. Наблюдение за предметом в окружающей среде.
Обсуждение итогов наблюдения.
Упражнение 2. Наблюдение за группой предметов в окружающей среде.
Обсуждение итогов наблюдения.
| Тема 2.2. Сенсорный материал М. Монтессори и его значение для развития ребенка 3-6 лет.
| Лекция, 4 часа
| Основой для развития мышления итальянский педагог считала способность ощущать и воспринимать внешний мир, а также различать предметы в зависимости от их качеств. Сенсорный материала помогает ребенку упорядочить хаотичные впечатления и развить мышление, что является хорошей базой для интеллектуальной деятельности. Кроме того материал способствует развитию творческих способностей ребенка через три аспекта. Развитие эстетического чувства через утончение чувств. Развитие самих органов восприятия сенсорных ощущений и, наконец, развитие собственно творческого потенциала. Важно обратить внимание на близость позиций М. Монтессори и Л. С. Выготского в отношении определения смысла и содержания творческого процесса.
В работе с сенсорным материалам вводятся контроль ошибок, как опора для самостоятельной деятельности ребенка, реализуется принцип использования дидактического материала как эталона и ключа к открытию ребенком окружающего его мира. Сенсорный материал готовит руку ребенка к письму, а также индирективно готовит детей к освоению математики и получению естественно-научных знаний о мире.
Понятие о трехступенчатом уроке и методика его проведения. Методика расширения словарного запаса с помощью сенсорных материалов. Способы осуществления контроля ошибок.
| Практическое занятие (тренинг),
2 часа
| Знакомство с различными группами сенсорного дидактического материала. Отработка трехступенчатого урока.
| Тема 2.3. Практикум по работе с материалами
| Практические занятия, 30 часа.
| В ходе занятий представлены конкретные материалы всех групп сенсорной зоны, обсуждаются их прямые и косвенные цели, рекомендуемый возраст, а также их место в комплекте дидактического материала; рассмотрены их особенности, трудности при презентации для ребенка и учителя, возможные упражнения, игры на расстоянии.
Согласно классификации сенсорных материалов рассматриваются следующие их группы.
· материалы для развития зрения (визуальная группа);.
· материалы для развития осязания;
· материалы для развития слуха; материалы для развития чувства тепла, тяжести, обоняния и вкуса;
· материал на стереогностическое восприятие и продвинутый материал.
| Самостоятельная работа, 12 часов.
| Работа с материалом. Написание альбома по разделу дидактические материалы сенсорной зоны.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|