|
Модуль 3. Система русского языка в методике Монтессори. Развитие речи, навыков письма и чтения у детей дошкольников с помощью дидактических материала М. Монтессори.
ПРОГРАМА МОДУЛЯ 3. (54 часа)
Практические/семинарские занятия/лабораторные работы (42 часа)
Самостоятельная работа (12 час.)
| Виды учебных занятий, учебных работ
| Содержание
| Модуль 3. Развитие грамотной осмысленной речи ребенка-дошкольника, формирование навыков письма и чтения с помощью дидактического материала М. Монтессори.
| Тема 3.1. Руководство классом. Социальное развитие ребенка.
| Лекция, 2 часа
| Конфликтные ситуации в группах Монтессори. Алгоритм их разрешения. Правила работы с родителями.
| Практическое занятие (кейс стадии), 2 часа
| Обсуждение и разбор конкретных конфликтных ситуаций в группах Монтессори и вариантов их разрешения.
| Лекция, 2 часа
| Предпосылки социального развития в теории Монтессори метода. Путь ребенка от независимости к осознанному и ответственному социальному поведению.
| Тема 3.2. Введение в материал по развитию речи, обучению письму и чтению.
| Лекция, 4 часа
| Вклад Ю.И. Фаусек в создание и разработку системного представления о подаче русского языка дошкольникам и младшим школьникам через методику М. Монтессори. Новые разработки и систематизация дидактического материала по родному языку в современной педагогике Монтессори (разработка малых энциклопедий). Разработка современной системы подачи русского языка по принципам педагогики Монтессори.
Особенности формирования речи ребенка в первой фазе впитывающего ума. Сензитивный период развития речи и развитие интереса ребенка к освоению родного языка. Особенности работы с ребенком дошкольником в условиях свободной работы и доступности дидактического материала в подготовленной среде.
Особенности и методы развития руки ребенка и подготовки её к письму через сенсорный материал и упражнения практической жизни в подготовленной среде М. Монтессори. Путь ребенка к каллиграфическому письму.
«Тотальное чтение», возрастные рамки готовности ребенка к «тотальному чтению» и методика перехода от первого чтения к «тотальному чтению» в подготовленной среде класса Монтессори (3-6).
| Практическое занятие (круглый стол), 2 часа
| Работа в малых группах. Обсуждение предпосылок к развитию навыков письма и чтения в УПЖ и сенсорной зоне.
| Тема 3.3. Практикум по работе с материалами по развитию речи, обучению письму и чтению.
| Практические занятия, 30 часов.
| Материал в зоне развития речи можно разбить на несколько тематических групп. В каждой из этих групп есть дидактический материал. Часть его делается педагогом самостоятельно по предъявленным образцам.
1 .Обогащению словаря и развитие связной речи в дидактической системе М. Монтессори.
Включает карточки классификации. Методики выстраивания речевого взаимодействия с детьми и проведения бесед и коллективных обсуждений.
2. Методика изучения букв, упражнения по анализу и синтезу звука. Включает дидактические материалы для изучения букв и звуков (шершавые буквы), а также обучение детей фонетическому анализу слова (звуковые игры).
3. Методика формирования навыков первого чтения. Материалы для упражнений в чтении. Формирование навыка «тотального» чтения.
Включает карточный материал слово - словосочетание – предложение. Маленькие энциклопедии. Книжки для самостоятельного чтения (розовая, голубая, белая серии). Упражнения по тренировки навыков чтения.
4. Подготовка к освоению и пониманию грамматического строя речи.
Материалы, раскрывающие функции слов в предложении. Работа, направленная на обогащение речи детей разнообразными формами и конструкциями. Упражнения с карточным материалом.
5. Развитие интереса к родному языку с помощью дидактического материала М. Монтессори.
Карточный материал по словообразованию. Методика воспитания у детей интереса и бережного отношения к языковому богатству, формирования умения использовать разнообразные языковые средства в своей речи.
| Самостоятельная работа, 12 часов.
| Работа с материалом. Написание альбома по разделу.
|
МОДУЛЬ 4. Развитие математических способностей и абстрактного мышления у детей дошкольников посредством дидактического материала М. Монтессори.
ПРОГРАМА МОДУЛЯ 4 (72 часа).
Практические/семинарские занятия/лабораторные работы (60 час.)
Самостоятельная работа (12 час.)
| Виды учебных занятий, учебных работ
| Содержание
| Модуль4. Развитие математических способностей и абстрактного мышления у детей дошкольников посредством дидактического материала М. Монтессори.
| Тема 4.1. Нормализация ребенка. Свобода и дисциплина.
| Лекция, 2 часа
| Умственное и физическое развитие – общие характеристики. Отклонения от нормы и факторы их вызывающие. Формы отклонения у детей. Природа отклонений с точки зрения педагогики М. Монтессори. Отклонения «сильных» и «слабых» детей. Нормализация в процессе работы и характерные черты нормализованного ребенка.
| Практическое занятие (кейс стадии) 2 часа.
| Обсуждение конкретных ситуаций в которых выявляются отклонения в развитии детей.
| Лекция, 2 часа
| Если свобода не вседозволенность, то, что же это? Трактовка свободы в системе М. Монтессори. Путь к свободе. Аспекты свободной работы. Развитие ребенка в условиях свободной работы.
| Тема 4.2. Введение в математику.
| Лекция, 4 часа
| Понятие «математического ума», его трактовка в педагогической системе М. Монтессори.
Знакомство с общим алгоритмом подачи математического материала во всех его разделах, методика представления математического материала в ходе презентации. Особенности контроля результата, возможности для повышения мотивация ребенка к работе с математическим материалом и переходом от конкретного материала к абстрактному восприятию.
Раскрывается связь между особенностями презентации математического материала и психолого-физиологическими особенностями детей-дошкольников (сензитивными периодами, человеческими тенденциями, особенностями впитывания во второй фазе впитывающего ума).
| Практическое занятие (круглый стол), 2 часа
| Работа в малых группах. Обсуждение предпосылок для развития математических представлений у детей в УПЖ, сенсорике и языке.
| Тема 4.3. Практикум по работе с материалами
| Практические занятия, 36 часов.
| В ходе практических занятий слушателям представляют 6 групп математических материалов, которые используются в среде 3-6. Индивидуальный темп их освоения различен у разных детей и зависит от их индивидуальных способностей. Тем не менее можно выделить несколько последовательных шагов, которые учитель может помочь сделать ребенку через дидактический материал. К ним относятся:
1.Обучение детей прямому и обратному счету до десяти.
2. Изучение функций десятичной системы, основные арифметические действия. 3. Знакомство с линейным счетом от 1 до 1000, чтение многозначных чисел.
4. Изучение связи количества с символом и вывод ребенка на абстрактный уровень математического мышления.
5.Знакомства ребенка с классом тысяч.
6. Знакомства ребенка с частями целого. | Самостоятельная работа, 12 часов.
| Работа с материалом. Написание альбома по разделу.
| Итоговая аттестация.
| 12 часов
| Проводится в виде практического экзамена, в ходе которого слушатели должны продемонстрировать навыки работы с дидактическими материалами всех групп и ответить на вопросы комиссии. На экзамен предоставляют все созданные ими в ходе обучения альбомы.
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|