Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Дихотомия «норма – патология» в специальной психологии





Для чего необходимо знать о норме психического развития? Основным понятием в специальной психологии является понятие отклоняющегося развития. Оно не может рассматриваться без понятия нормы, которое, в свою очередь, конкретизируется в понятии нормы психического развития. Отклоняющееся развитие обозначает отклонение от такого вида развития ребенка, которое может быть названо «нормальным развитием». Поэтому изучать, что собой представляет отклоняющееся развитие, невозможно без понимания того, что такое нормальное развитие, каких детей можно называть «нормально развивающимися», и по каким признакам можно отличить «нормально развивающегося ребенка» от ребенка с отклоняющимся развитием.

Критерии (признаки) отличия нормы от ненормы являются результатом прошлого опыта взрослых, они интуитивны и неосознанны и актуализируются только при встрече с необычным ребенком. Представления взрослых о нормальном развитии ребенка оказываются во многом сходными с суждениями известных ученых, которые занимались проблемами отклонений в развитии и поведении детей. Известный английский специалист в этой области М. Раттер [14] формулирует критерии отклонения поведения детей от нормы. По его мнению, поведение является отклоняющимся от нормы, если:

· поведение не соответствует возрасту ребенка: то, что нормально в одном возрасте, в других возрастах является отклонением;

· поведение не соответствует полу ребенка: то, что нормально для ребенка одного пола, может являться отклонением для ребенка другого пола;

· расстройства поведения сохраняются длительное время;

· изменения в поведении стабильны, они не являются результатом сложных для ребенка жизненных обстоятельств;

· поведение ребенка не соответствует социокультурным нормам той среды, в которой он живет;

· наблюдаются множественные нарушения в поведении;

· отклонения в поведении не являются простым результатом неправильного воспитания ребенка;

· изменения в поведении не являются индивидуальной особенностью ребенка, они необычны и нетипичны для данного ребенка.

Приведем примеры использования разных критериев для определения нормальности-ненормальности в развитии и поведении ребенка. В качестве одного из таких критериев может выступать необычное для возраста поведение ребенка:

первый пример: ребенок 7 лет еще не может извлекать квадратные корни, но если он это делает, то это считается отклонением от нормы; если ребенку 14 лет, то это считается нормальным;

второй пример: ребенок 5 лет постоянно сосет палец, но он уже не должен это делать, хотя это считается условно нормальным для ребенка на первом году жизни;

третий пример: ненормально, если ребенок 3,5 лет сосет молоко из бутылочки с соской – это считается нормальным для ребенка до полутора лет;

четвертый пример: ребенок 4,5 лет сходил в туалет на пол в комнате в присутствии гостей, а он это должен делать только в туалетной комнате; такое поведение может считаться забавным для ребенка второго года жизни, но ненормальным для ребенка на пятом году жизни.

В качестве критерия может выступать также поведение, которое не соответствует полу ребенка:

первый пример: мальчик интересуется губной помадой и румянами;

второй пример: в семь лет мальчик играет в куклы, хотя в этом возрасте мальчики уже не интересуются куклами;

третий пример: девочка четырех лет подолгу играет с машинками, которых у нее целый автопарк, но девочки обычно интересуются куклами, а если попадают в игрушечный автопарк, то стремятся там навести порядок.

При определении ненормальности в развитии ребенка могут также быть и упоминания на недостаточность в развитии какого-то качества или функции, появление которых, по мнению взрослых, привязано к конкретному возрасту:

первый пример: к полутора годам любой ребенок, даже самый ленивый, уже ходит самостоятельно;

второй пример: в пять лет ребенок уже свободно разговаривает со взрослыми, а не использует только жесты или звуки;

третий пример: в шесть лет ребенок должен легко запоминать стихотворения, чтобы потом рассказать на утреннике в детском саду, и если ребенок старше 6 лет это не делает, то можно считать, что с его развитием что-то не так.

Возможны также указания и на необычность поведения ребенка, которое ранее в его прошлом опыте не встречалось:

первый пример: при виде новых людей ребенок прячется под кровать и забирается в самый дальний угол;

второй пример: ребенок не умеет прыгать и бегать, умеет только ходить;

третий пример: ребенок истошно кричит при виде сосновых шишек или когда слышит жужжание мухи.

При определении нормальности или ненормальности может использоваться и признак частоты проявлений какого-либо поведения:

первый пример: ребенок моет руки через каждые 10–15 минут;

второй пример: ребенок просыпается ночью через каждые два часа, много и подолгу плачет;

третий пример: ребенок ходит, бегает или прыгает почти все время, пока не спит.

Справедливости ради надо отметить, что иногда под признаками отклонений от нормального развития ребенка называют и такие особенности его поведения, которые всего лишь доставляют неприятности и дополнительные заботы взрослым. Взрослые хотят видеть ребенка спокойным и послушным, а ребенок далеко не всегда является таковым. Взрослым не всегда нравится, когда ребенок хочет немедленно обладать тем предметом, который он увидел; не всегда нравится его чрезмерная активность и любознательность, его стремление задавать вопросы, желание играть с мамой, а не сидеть одному в комнате, пока мама занята. Не каждый взрослый готов признать, что настойчивость и упорство, а иногда и упрямство ребенка отклонениями от нормы не являются.

Мы видим, что в обыденном сознании представления о нормальности/ненормальности описывают не только отклонения «со знаком минус», когда ребенок отстает в развитии, а также и отклонения «со знаком плюс», когда ребенок опережает своих сверстников. В этих представлениях фиксируются как количественные отличия ребенка от сверстников, когда у ребенка какое-то поведение или какое-либо качество проявляются часто и больше или реже и в меньшей степени, так и качественные отличия, когда наблюдается такое поведение, которое просто нетипично для детей. Поэтому к признакам не-нормы относят и избыточные проявления какого-либо качества, и его недостаточные проявления. Например, к признакам недостаточности относят низкую активность, неспособность к концентрации внимания, сниженную скорость мыслительных процессов, недостаточность следов прошлого опыта, низкую степень эмоциональности, сниженное настроение, сниженную работоспособность. К избыточным проявлениям относят, наоборот, повышенную активность, двигательную расторможенность, избыточные движения в отдельных частях тела, повышенную эмоциональность, избыточную впечатлительность и страхи, многоречивость, навязчивое требование внимания со стороны взрослых.

К признакам не-нормы иногда относят и отсутствие какой-то негативной модели поведения. Например, нас может беспокоить, если трехлетний ребенок во всем с нами соглашается, никогда не говорит «нет», а старается быть подчеркнуто послушным. Нас может насторожить также тот факт, что шестилетнему ребенку все равно, с кем играть – с мальчиками или с девочками, так как в этом возрасте дети предпочитают играть со сверстниками своего же пола. Мы можем волноваться и переживать, если полуторагодовалый ребенок не огорчится при расставании с матерью. Взрослых может встревожить, если подросток не игнорирует их общество и их мнение, не предпочитая, как все подростки, общество сверстников и не ориентируясь на мнение сверстников.

Каким образом и из какого источника взрослые (в том числе специалисты) узнают о том, как должны развиваться дети, то есть о том, каково содержание норм развития ребенка определенного возраста, каким должен быть ребенок определенного возраста?

Нормы психического развития задаются обществом и транслируются через конкретных взрослых, воспитывающих детей. Существуют разные способы фиксации и задания норм психического развития.

Во-первых, это наблюдения за развитием детей разного возраста и регистрация типичных достижений большого количества детей определенного возраста. Накапливая свои впечатления о том, как развиваются дети и чего они достигают, взрослые тем самым устанавливают для себя какие-то нормы развития детей.

Во-вторых, взрослые предлагают детям материалы для игры, для занятий. Для детей разного возраста они предлагают разные материалы, понимая, что нужно ориентироваться на потребности и возможности ребенка. Тем самым взрослые узнают для себя, что является нормальным для ребенка определенного возраста. Так, существуют специфические игрушки для детей разных возрастов, материалы для рисования, конструирования, книги разного содержания, которые предлагаются детям только в определенном возрасте.

В-третьих, разработаны программы обучения и воспитания детей разного возраста в семье, в дошкольных учреждениях, в школах, в которых «заданы» возможности ребенка определенного возраста. Подтверждением того, что программы фиксируют нормы психического развития ребенка, служат следующие факты: при усложнении этих программ автоматически появляется больше детей, которые эти программы освоить не могут, и их рассматривают как отстающих в развитии. Обратная картина наблюдается при упрощении программ, когда с ними справляются большее количество детей. Программы обучения и воспитания являются ориентиром в оценке нормальности развития ребенка, в первую очередь, для педагогов, которые хорошо знают эти программы.

Возникают закономерные вопросы: для чего нужно знать, что такое норма развития ребенка, чем отличается нормально развивающийся ребенок, по каким признакам это можно установить? Отвечая на этот вопрос, можно назвать несколько причин, по которым знания о нормальном развитии являются существенными и необходимыми для понимания законов развития особого ребенка и организации работы с ним:

· организовать особые виды помощи ребенку, в том числе образовательную и медицинскую, следует только тогда, когда точно известно, что он в ней нуждается, то есть его развитие выходит за рамки нормального развития;

· показатели нормального развития, или нормативные показатели, являются ориентиром, который указывает на направления работы с ребенком, определяет, к чему нужно стремиться, занимаясь с ним;

· развитие ребенка в норме представляет собой ту модель, которую мы должны воссоздать в процессе коррекционной работы с особым ребенком; только зная, в какой последовательности развивается ребенок, какие этапы в своем развитии проходят психические функции и качества, можно наметить те шаги, следование которым приведет к возникновению и развитию этой функции у особого ребенка;

· знание нормы позволяет контролировать ход и процесс развития особого ребенка в процессе организованной помощи, оценивать результативность проведенной работы и планировать ее дальнейшее содержание.

Прежде чем будет вынесено заключение, является ли развитие и поведение ребенка отклоняющимся от нормы, исчезнет ли нарушение с возрастом, будет ли ребенок в дальнейшем развиваться благоприятно, нужно усвоить большой объем информации о том, что такое нормальное развитие, каким признакам оно соответствует, какие факторы на него оказывают влияние.

Прежде всего необходимо рассмотреть общенаучное содержание понятия «норма», выделить существенные свойства и функции нормы. В «Современном философском словаре» норма определяется следующим образом. Латинское norma – это руководящее начало, правило, образец, узаконенное установление, обязательный порядок, строй чего-либо. Поэтому норма это: 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) понятие, обозначающее границу (меру трансформации), в которых природные и социокультурные явления и системы, человеческая деятельность, поведение и общение сохраняют свои качества и функции; задают их внутреннюю соразмерность (упорядоченность). Нормы выполняют функции организации, регуляции и контроля [21].

Исходя из определения понятия нормы, можно выделить ее существенные свойства. Норма имеет социально-историческое происхождение: это свидетельствует о том, что данное понятие вне социума не существует: вслед за изменениями в обществе следовали и изменения принятых в нем норм. Норма имеет культурно-этническую специфику: ее содержание, а также способы задания нормы будут различны в разных культурах. Кроме того, человек ориентируется на те нормы и правила, которых придерживаются люди его класса, группы, что задает неоднородность нормативных требований и предписаний внутри общества. Отсюда вытекает еще одно свойство нормы – ее изменчивость. Норма не является застывшим, статичным образованием, характеризующимся стабильностью и неизменностью. Функционирование норм в обществе, в первую очередь, связано с потребностями его отдельных слоев, поэтому изменение потребностей определенной социальной группы влечет за собой и изменение принятых в обществе или в отдельных его слоях норм. Нормам присуще такое свойство, как глобальность, т.е. все сферы реальности – природной, социокультурной, психической – подчинены действию определенных норм. Понятие «норма» будет иметь смысл там, где присутствуют закономерные изменения, а случайные события не попадают в область действия нормы. Функцию же системы отсчета выполняет норма, которая определяется как типичное, среднее, часто встречающееся, и в этом отражается статистический подход к определению нормы [1]. Такая норма устанавливается эмпирически: это наиболее часто встречающиеся результаты выполнения заданий теста группой испытуемых. Параметры этой нормы будут находиться в прямой зависимости от состава группы, то есть выборки стандартизации, от ее количественных и качественных характеристик. Полученная совокупность первичных результатов еще не является нормой. Их необходимо упорядочить с помощью измерительных шкал. Результаты при упорядочивании должны образовать график, который называется кривой нормального распределения [1] и который отражает действие закона нормального распределения исследуемого признака в популяции.

Для вычисления промежутка нормативного отклонения от центра используется величина дисперсии, или среднего квадратичного отклонения σ, которое выполняет роль единицы измерения при определении нормы. Промежуток от – 1 σ до + 1 σ охватывает 68,26 % испытуемых, от – 2 σ до + 2 σ – 95,44 % испытуемых, а от – 3 σ до + 3 σ – 99,72 %. Таким образом, согласно статистическому подходу определить нормативность индивидуального результата означает найти место индивидуального результата на графике распределения результатов выполнения заданий тестов группой испытуемых из выборки стандартизации. Как правило, за норму принимаются результаты, находящиеся в пределах от – 1 σ до + 1 σ, что охватывает 68,26 % испытуемых. Но данная позиция не всеми принимается, так как в разряд нормы попадают менее 3/4 испытуемых (что составляет 75%).

Различные аспекты и подходы к пониманию нормы психического развития в психологии. Процессы психического развития также попадают под действие норм. Использование норм в качестве показателей успешности хода психического развития становится возможным потому, что развитие имеет закономерный характер, то есть однотипные изменения наблюдаются у всех людей одного возраста, живущих в сходной социально-культурной среде. Изучение закономерностей процесса развития дает возможность предвосхищать его результаты и на основе этого предвидения формулировать определенные нормы (нормативы). В соответствии с нормативами можно построить теоретическую модель нормального психического развития, и на ее основе возможно разграничение процессов нормального и отклоняющегося развития.

Для экзистенциально-гуманистических подходов к развитию личности достаточно показательным является отрицание проблемы нормы развития ребенка. Это типично также и для тех педагогических систем и технологий, которые основаны на идеях гуманистической психологии, теориях свободного воспитания, например, педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика и т.п. В этих педагогических системах подчеркивается уникальность, неповторимость каждого ребенка, акцентируется внимание на собственном пути и темпе его развития.

В истории психологии развития нормативный подход к анализу психического развития появился еще в 19 веке, он связан, прежде всего, с именами А. Гезелла и Л. Термена [8]. Их вклад в психологию развития состоит в том, что они положили начало становлению ее как нормативной дисциплины, то есть дисциплины, описывающей достижения ребенка в процессе роста и развития. Согласно теории детского развития, разработанной А. Гезеллом, начиная с рождения, у ребенка через определенные промежутки времени, строго в определенном возрасте появляются конкретные формы поведения, доступные объективной фиксации, и эти формы поведения последовательно сменяют друг друга. Исходя из этих исследований, можно определить понятие нормативного срока появления функции. Это возраст ребенка, который является предельным для появления той или иной психической функции. Если эта функция появляется позже нормативного срока, то это обозначает, что психическое развитие отклоняется от нормального хода.

Психодиагностический подход к пониманию нормы психического развития явился основой для разработки множества разнообразных тестов для оценки психического развития детей [1]. Эти тесты можно использовать как для определения места ребенка в ряду его сверстников по развитию определенных качеств, выявляемых с помощью данных тестов, для контроля за ходом его психического развития, а также и для отнесения ребенка к нормально развивающимся или к находящимся за пределами нормы. Однако для этого должны быть разработаны конкретные показатели, по которым можно судить, соответствует ли показанный ребенком результат нормативному результату. Эти показатели называются нормативными.

 

Нормативные показатели – это конкретные факты развития ребенка, проявляющиеся в его поведении, деятельности или речи, доступные объективной фиксации, которые возникают у большинства детей в определенном возрасте и которые свидетельствуют о нормальном развитии ребенка в данной сфере.

 

При оценке уровня развития ребенка нельзя использовать нечеткие определения его поведения и деятельности. Вот примеры таких неудачных определений: «у ребенка возрастает словарный запас», «поведение ребенка становится все более упорядоченным», «активный словарный запас составляет более 1500 слов», «ребенок может длительное время концентрировать свое внимание на том, что он делает». Эти определения довольно размытые, неконкретные, их можно приложить к ребенку разного возраста, а поэтому они не имеют статуса нормативных показателей.

Нормативный показатель устанавливается опытным путем с использованием статистических критериев обработки результатов массовых тестовых обследований детей. Он выражается разными способами:

- в баллах;

- путем указаний на возраст, в котором ребенок выполняет данное задание полностью самостоятельно и в течение фиксированного времени;

- описанием качественной характеристики того, как выполняет данное задание ребенок в определенном возрасте.

В предлагаемых ребенку заданиях на этапе создания методики часто используется определенный диагностический материал, и именно этот материал должен применяться в дальнейших исследованиях и практических разработках. В случае если какая-либо диагностическая методика не была проведена на достаточной статистически обоснованной выборке испытуемых, указания на нормативные показатели ее выполнения оказываются достаточно размытыми, скорее рекомендательными для обследующего. В этом случае указываются возрастные особенности выполнения задания детьми или особенности выполнения этого же задания детьми разных категорий.

Ограничения психодиагностического подхода к норме психического развития состоят еще и в том, что психическое развитие многомерно, оно представляет собой изменение системы качеств и свойств. Развитие не может быть сведено к простой сумме единичных параметров, изучаемых с помощью отдельных методик или батарей тестов. Нормальность психического развития невозможно определить через отдельную характеристику или выявить по результатам выполнения отдельного задания или групп (батарей) заданий. «Разбиение» же психики на отдельные сферы, выделение в их рамках отдельных критериев, построение по каждому из них своего графика создает угрозу рассмотрению психики как целостности. Возникает опасность механистического соединения множества полученных норм в определенную сумму, что по существу приведет к исчезновению понятия «норма психического развития» как такового. Следовательно, принимая во внимание все вышеперечисленные обстоятельства, для оценки состояния испытуемого необходима такая модель, которая позволила бы снять все противоречия и охарактеризовать (оценить) психику человека в целом, в совокупности и взаимосвязи отдельных свойств и в их развитии.

В качестве такой модели можно избрать модель возрастной периодизации психического развития. В отечественной психологии психическое развитие ребенка рассматривается как форма присвоения общественно-исторического опыта (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Специфика детского развития состоит в том, что его конечные формы не даны, а заданы: психическое развитие осуществляется по заданному в обществе образцу, который реализуется ребенком через собственную активность в форме присвоения общественно-исторического опыта. Таким образом, закономерный характер развития уже предполагает существование нормативной модели психического развития. Психическое развитие детей носит в целом нормативный характер, так как все дети развиваются в одном направлении, приобретая общественно-исторически обусловленные человеческие способности, а закономерности психического развития одинаковы для всех детей.

В качестве обобщенной нормативной модели психического развития можно рассматривать возрастную периодизацию психического развития, которая отражает объективные закономерности и глобальные изменения в психике и личности развивающегося человека. В возрастной периодизации, принятой в отечественной психологии (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев), в качестве критериев периодизации рассматриваются социальная ситуация развития, ведущая деятельность и основные психологические новообразования возраста. На каждом возрастном этапе складывается особая социальная ситуация развития, то есть целостное отношение ребенка с окружающим миром, что определяет место ребенка в системе общественных отношений. Производной от социальной ситуации развития является ведущая деятельность, внутри которой происходят самые существенные изменения в психике и личности ребенка. Итогом развития ребенка на данном этапе являются возрастные психологические новообразования, то есть те психические качества, которые приобретает ребенок в конце данного возраста. Отсюда следует, что критериями нормальности хода психического развития является формирование у ребенка основных новообразований к концу каждого возрастного периода. Однако в настоящее время использование данной возрастной периодизации ограничено из-за того, что она недостаточно дробная для применения ее в практических целях. Новообразования возникают в конце возрастных периодов. А как можно оценивать развитие ребенка на промежуточных этапах, то есть в середине каждого периода? Данный вопрос требует дальнейшей научной разработки.

 

Норма психического развития определяется следующим образом:

· Среднестатистические показатели, которых должен достичь ребенок к определенному возрасту, так как большинство детей к данному возрасту достигают этих показателей; норма понимается как норматив, принятый в данной социо-культурной среде (когнитивистская и бихевиористская традиции в психологии). Согласно этому подходу для оценки уровня развития ребенка и его соответствия возрастным нормативам нужно зафиксировать, выполняет ли ребенок те задания, которые обычно выполняют дети его возраста.

· Система показателей, нормативов, которые должен продемонстрировать ребенок к определенному возрасту, для того, чтобы его развитие могло осуществляться далее в соответствии с всеобщими закономерностями психического развития. При данном подходе фиксируется внимание на существовании строгой последовательности в развитии у ребенка психических функций. Если какая-либо их этих функций будет развиваться с отставанием, за ней последуют и другие функции, и в конечном итоге отставание в развитии будет накапливаться. Поэтому важно достижение нормативных показателей не само по себе, а как условие действия устойчивых закономерностей развития ребенка.

· Норма как отсутствие патологии (психодинамическая традиция в психологии), как отсутствие отклонений от возрастного психического развития (отечественная традиция). При таком подходе нормальное развитие будет оцениваться через призму отклонений, и если специалистам станет известно какое-нибудь новое отклонение или новое расстройство, то существенно изменятся и представления о том, какое развитие считать нормальным.

· Соответствие ребенка социально-психологическим нормативам, отраженным в требованиях общества к ребенку, в программах воспитания и обучения, в представлениях взрослых, воспитывающих ребенка, о том, каким ребенок должен быть (К.М. Гуревич). Социально-психологический норматив определяется как система требований, которые общество предъявляет к психическому и личностному развитию каждого из его членов, эти требования и составляют содержание социально-психологического норматива [17]. Требования, составляющие содержание СПН, представлены в имплицитном виде в образовательных программах, в квалификационных профессиональных характеристиках, в собирательном мнении учителей, воспитателей, родителей. Социально-психологический норматив рассматривается не как предел развития, а как обязательный минимум. При изменении программ обучения и воспитания детей соответственно изменятся и требования к нормальному развитию ребенка.

· Норма психического развития как социокультурный идеал (эталон): идеал, который может быть достигнут ребенком в определенных условиях его развития [19].

· Способ мышления исследователя и практика о ребенке и закономерностях его развития в соответствии с личностными и профессиональными мотивами. Суждение о нормальности развития ребенка зависит от того, какими мотивами руководствуется оценивающий, для чего ему это нужно, какие профессиональные задачи он решает. Если нужно отделить норму от патологии, применяются одни показатели нормального развития, более мягкие. Если нужно отобрать детей в группу с углубленным изучением какого-либо предмета, то используются другие критерии, более жесткие. Если нужно оценить продвижения ребенка в процессе коррекционной работы и психотерапии, используются третья группа показателей развития ребенка.

Противники использования понятия нормы психического развития предостерегают всех ученых и практиков, которые вынуждены использовать это понятие, от его непродуманного использования. Применение понятия нормы не является самоцелью, оно необходимо там и тогда, когда нужно определить круг детей, нуждающихся в организации особых условий обучения и воспитания, для ориентировки в процессе развития и для планирования работы по вмешательству в развитие ребенка.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.