Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Факторы отклоняющегося психического развития (психического дизонтогенеза)





Термин «дизонтогения» впервые употребил Швальбе в 1927 г., обозначая с его помощью отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального развития. Впоследствии под этим термином стали понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В специальной психологии термин «дизонтогенез» начали использовать с прилагательным «психический», обозначая тем самым нарушения психического развития, отклонения развития от его нормального хода. Идеи нарушений развития ребенка в работах отечественных психологов, психиатров, дефектологов получили свое преломление в понятии психического дизонтогенеза (Г.Е. Сухарева, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский и др.).

Приизучении отклоняющегося развития необходимо выяснить, почему существуют такие дети, почему они появляются на свет или почему они становятся такими? Другими словами, необходимо понять причины психического дизонтогенеза, причины существования детей с особенностями психофизического развития.

Этиология обозначает комплекс причин и условий, вызывающих какое-либо расстройство или заболевание, следовательно, этиология психического дизонтогенеза – это комплекс причин и условий, приводящих к отклоняющемуся развитию.

Все причины отклоняющегося развития можно классифицировать на несколько групп, вначале представим это в виде следующей схемы и далее рассмотрим подробно все указанные группы факторов.

ПРИЧИНЫ (ФАКТОРЫ)

↓ ↓

Биологические социальные

↓ ↓

Врожденные приобретенные

↓ ↓

Генетические негенетические

↓ ↓

Генные хромосомные

Рисунок 3.1 – Группы причин отклоняющегося развития

 

 

Биологические факторы

 

Обратимся к характеристике биологических факторов. Рассмотрим биологические факторы через понятие предпосылок психического развития. К предпосылкам нормального психического развития относится наличие у ребенка здорового организма и особенно – здоровой нервной системы. Предпосылка – это необходимое, хотя и недостаточное условие нормального психического развития. Если нервная система имеет отклонения в строении и функционировании, то отсутствуют или недостаточны предпосылки нормального психического развития. Материальным «органом» психики является головной мозг, поэтому отклонения в его строении и функционировании приводят к психическому дизонтогенезу. Но и при нарушениях в работе других отделов нервной системы (анализаторы, периферическая нервная система, вегетативная нервная система) также могут возникать нарушения психического развития.

Нарушения в строении и функционировании нервной системы могут возникать в любой период развития ребенка:

· от момента зачатия до 28 недель беременности (пренатальный период),

· от 28 недель беременности до 7 дней жизни (перинатальный период), в том числе период рождения ребенка (это интранатальный период),

· от 7 дней жизни (постнатальный период).

В зависимости от того, в какой период возникли данные нарушения, нарушения в строении и функционировании нервной системы соответственно называются пренатальными, перинатальными, интранатальными или постнатальными.

К нарушениям в строении нервной системы относятся: уменьшение размеров мозга в целом или его отделов, неправильное строение мозга или его участков, недоразвитие мозга в целом, уменьшение или отсутствие дифференциации между отдельными структурами мозга, уменьшение асимметричности полушарий мозга, увеличение размеров полостей, содержащих ликвор и др. Недоразвитие нервной системы возникает еще до рождения ребенка, внутриутробно. Но нервная система, имея изначально правильное строение, может быть поражена каким-либо вредоносным фактором, к которым относятся: инфекции, травмы, интоксикации, опухоли, нарушение обмена веществ и другие. То есть поражение нервной системы возникает как результат воздействия на нее любого вредоносного фактора. Созревающий мозг плода и ребенка отличается повышенной восприимчивостью к действию вредоносных факторов. Как при недоразвитии, так и при поражении нервной системы изменяется ее функционирование, а именно: уменьшается сила нервных процессов, наблюдается слабость замыкательных функций коры, затрудняется формирование новых связей между участками мозга, наблюдается повышенная инертность нервных процессов, их слабая переключаемость, недостаточность торможения, чрезмерная иррадиация возбуждения и другие. При недоразвитии или поражении анализаторов уменьшаются возможности восприятия информации соответствующей модальности.

Нарушение физиологических процессов в головном мозге и в анализаторах приводит к нарушению способности ребенка воспринимать окружающий мир, к нарушению его активности, его общения с окружающими, что препятствует нормальному ходу психического развития. Характер и степень нарушений в психическом развитии зависят от особенностей недоразвития или поражения нервной системы. В свою очередь эти особенности определяются множеством факторов. Действие этих факторов приводит к разным вариантам отклоняющегося развития, а точнее, к его разным видам, типам и формам.

«Проявления патологического воздействия на незрелый мозг различаются в зависимости от этиологии, локализации, степени распространенности и выраженности поражения, времени его возникновения и длительности воздействия, а также социальных условий, в которых находится больной ребенок» [6, с. 515]. При характеристике отклоняющегося развития необходимо различать следующие параметры поражения нервной системы:

· Время поражения (в каком возрасте у ребенка или на каком сроке беременности возникло поражение). Существует следующая закономерность: чем раньше произошло поражение, тем большие воздействия на строение и функционирование нервной системы оно оказывает. Это может быть объяснено тем, что незрелая мозговая ткань больше подвержена действию вредоносного фактора, в ней происходят более серьезные нарушения, чем в том случае, если тот же самый фактор действует на уже созревшую мозговую ткань. На ранних сроках беременности мозговая ткань еще не дифференцирована, поэтому действие вредоносного фактора приводит к поражению мозга в целом, а не его отдельных участков.

· Локализация поражения обозначает, какой участок нервной системы поражен: в зависимости от места поражения нарушаются или выпадают полностью те или иные психические функции; например, при поражении затылочных участков мозга нарушаются зрительные функции, при поражении височных областей – слуховые функции, при поражении прецентральной зоны мозга нарушаются двигательные функции, теменно-затылочной области – пространственные функции. При поражении лобной области нарушается регуляция состояний активности, движений и действий, всей психической деятельности, поражение подкорковых структур приводит к нарушению тонуса психической деятельности.

· Распространенность поражения (площадь участка нервной системы, который подвергся воздействию вредности) – чем обширнее поражение, тем большие по площади участки мозга функционируют неправильно или не функционируют вообще, следовательно, тем более тяжелыми будут последствия поражения для психического развития.

· Массивность (степень выраженности) поражения – поражение может быть легким, в этом случае нарушаются лишь некоторые функции пораженного участка, в других случаях поражение может быть тяжелым, когда нервные клетки погибают и не могут выполнять своих функций. Следовательно, чем массивнее поражение, тем тяжелее последствия для психического развития ребенка.

· Длительность воздействия вредности на нервную систему – чем длительнее воздействие вредности, тем тяжелее последствия для нервной системы, а следовательно, и для психического развития ребенка.

Как указано выше на рис. 3.1, все аномалии нервной системы делятся на врожденные и приобретенные, возникающие после рождения ребенка. Врожденные аномалии, в свою очередь, подразделяются на наследственные и ненаследственные.

Наследственные аномалии нервной системы возникают в результате изменений в генетическом аппарате человека. Генетический аппарат человека, или аппарат наследственности, находится в ядре каждой клетки человеческого тела. Генетический аппарат представлен набором хромосом: у человека всего 46 хромосом, разделенных на 23 пары. На каждой хромосоме располагаются гены, всего у человека около 30 000 генов. Поломки в генетическом аппарате приводят к различным наследственным болезням: их название обозначает тот факт, что это болезни аппарата наследственности, хотя при этом они не обязательно передаются по наследству, то есть от родителей к детям.

Все наследственные болезни принято разделять на две большие группы: генные (моногенные и полигенные) и хромосомные.

Генные заболевания связаны с поломкой на уровне генов, располагающихся на участке хромосомы. Причиной развития моногенных болезней является поражение генетического материала на уровне молекулы ДНК, в результате чего повреждается только один ген. Полигенные заболевания детерминируются многими генами, для их проявления требуются определенные условия внешней среды. К генным заболеваниям относится большинство наследственных болезней обмена веществ (аминокислот, углеводов, липидов, металлов).

Хромосомные заболевания могут быть обусловлены количественными аномалиями хромосом (геномные мутации), а также структурными аномалиями хромосом (хромосомные аберрации). Клинически почти все хромосомные болезни проявляются нарушением интеллектуального развития и множественными врожденными пороками. Это могут быть умственное и физическое недоразвитие, пороки развития скелета, деформация черепа, наличие характерных черт лица, физическое и умственное недоразвитие. В зависимости от вида хромосомных нарушений возникает тот или иной генетический синдром, называемый часто по имени автора, его описавшего (например, синдром Ангельмана, синдром Клайнфельтера, синдром Рубинштейна-Тейби). Описано более 200 видов патологий хромосомного набора, каждая из которых является достаточно редкой. Наиболее известным является синдром Дауна, он возникает в случае утроения 21-й хромосомы.

При синдроме Дауна у детей наблюдается типичный внешний вид (монголоидный разрез глаз, т.н. третье веко (эпикант – кожная складка в углу глаза), широкая переносица, короткие пальцы), мышечная гипотония, низкий голос, умственная отсталость разной степени. Болезнь Клайнфельтера наблюдается только у мужчин: в хромосомном наборе у них обнаруживается лишняя Х-хромосома, мужчины отличаются астеническим телосложением, у них длинные вытянутые конечности. Синдром Шерешевского-Тернера, напротив, диагностируется только у женщин, в тех случаях, когда в хромосомном наборе отсутствует Х-хромосома. Девочки отличаются низким ростом, аномалиями в строении тела, они не могут иметь детей.

Результатом раннего органического поражения ЦНС может являться микроцефалия (микро – маленький, цефал – мозг). Эта патология мозга может быть и наследственной, и ненаследственной. Наследственная форма микроцефалии передается по различным типам наследования как от родителей к детям, так и через пропуск поколений. Ненаследственная форма микроцефалии может возникнуть на разных стадиях эмбриогенеза как результат поражения мозга инфекциями, гипоксии плода (недостатка кислорода, поступающего к плоду). При микроцефалии у детей маленький объем черепа и головного мозга вследствие их недоразвития. Лицевая часть черепа больше, чем лобная, лоб узкий, поэтому лицо ребенка имеет типичную грушевидную форму. Мозг «пытается» расти, но сдавливается маленькой черепной коробкой, поэтому при микроцефалии отмечаются постоянные и частые судороги, что еще более ухудшает состояние ребенка и снижает возможности его развития, так как при каждом судорожном припадке гибнет часть клеток головного мозга. При любой форме микроцефалии у детей наблюдается умственная отсталость.

Гидроцефалия (гидро – вода, цефал – мозг) – это водянка головного мозга, патологическое состояние, которое характеризуется повышенным накоплением ликвора (спинномозговой жидкости) в ликворосодержащих пространствах мозга. Гидроцефалия по этиологии может быть как врожденной, так и приобретенной. Врожденная гидроцефалия (она называется также первичной) возникает в период внутриутробного развития плода и в период родов. Ее причинами являются внутричерепная родовая травма, внутриутробные инфекции плода, врожденные опухоли головного мозга, аномалии строения ликворных путей. Приобретенная гидроцефалия называется вторичной, так как ее причинами могут быть черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания нервной системы (менингит или энцефалит). При гидроцефалии происходит избыточная выработка ликвора, повышается внутричерепное давление, атрофируется вещество головного мозга. Увеличивается объем черепа, голова имеет типичную форму, при которой лобная часть черепа больше лицевой, увеличены лобные бугры черепа, выражен венозный рисунок и повышена пульсация сосудов в височно-лобной области.

Выделяют три формы гидроцефалии по характеру течения болезни. При компенсированной гидроцефалии размеры головы становятся стабильными, стабилизируется и вся симптоматика, поэтому отрицательные последствия для развития ребенка невелики. При декомпенсированной форме гидроцефалии продолжается рост головы, отрицательная симптоматика нарастает, нарастают и выраженные нарушения психического развития. Субкомпенсированная форма гидроцефалии представляет собой переходный вариант между первыми двумя.

Одной из причин врожденной ненаследственной патологии нервной системы является повреждение плода во время беременности в результате средовых влияний. Это интоксикация – отравление организма матери, а значит, и плода, лекарственными препаратами, алкоголем, никотином, наркотиками, продуктами распада в результате нарушения обмена веществ. Во время беременности может быть нарушено питание плода в связи с патологией плаценты, соматических заболеваний матери, таких как сахарный диабет, заболевания сердечно-сосудистой системы, заболевания почек и печени, щитовидной железы. Нарушение питания плода, в том числе уменьшение количества кислорода, поступающего к плоду, отрицательно сказывается на внутриутробном развитии головного мозга, вызывает нарушения в его строении и функционировании. Одной из наиболее частых причин врожденной патологии нервной системы является внутриутробная инфекция плода. Имеющиеся в организме матери болезнетворные бактерии и вирусы попадают с кровью к плоду и вызывают воспалительные заболевания созревающего головного мозга, в результате чего головной мозг оказывается поврежденным уже внутриутробно. К внутриутробной инфекции относятся вирус краснухи, вирус гриппа, вирус герпеса, токсоплазмоз, микоплазмоз, возбудители сифилиса и гонореи и др. В результате ребенок рождается с уже поврежденным мозгом. К средовым воздействия относят также физические воздействия на плод, например, ионизирующее излучение (радиация).

Врожденная патология нервной системы может быть результатом различных вредоносных влияний на нервную систему ребенка не только до его рождения, но и в период рождения, а также в первые дни жизни ребенка. Одна из причин врожденной патологии нервной системы – несовместимость крови матери и ребенка по разным факторам. Несовместимость по резус-фактору наблюдается тогда, когда у матери кровь резус-отрицательная, а у ребенка – резус-положительная. АВ0-несовместимость – это несовместимость по группе крови. В этом случае у ребенка вырабатывается повышенное количество непрямого билирубина, который с кровью попадает в головной мозг и приводит к гибели нервных клеток. Это заболевание называется билирубиновой энцефалопатией, у ребенка возникают разные по степени тяжести поражения головного мозга, вызывающие двигательные и умственные нарушения.

Нормальная беременность длится 280 дней и завершается физиологическими родами. Однако по ряду причин беременность может завершиться рождением ребенка раньше или позже данного срока. В первом случае говорят о преждевременных родах и о недоношенности плода. При недоношенности плод рождается с меньшим весом и ростом, физиологически незрелым. Незрелость зависит от срока беременности и от веса ребенка. Родившийся плод с весом 500 граммов и более уже считается ребенком. Недоношенного ребенка помещают в специальные условия, которые моделируют условия его созревания в утробе матери (температура, влажность воздуха, концентрация кислорода). Однако недоношенный ребенок по сравнению с доношенным подвергается дополнительному риску повреждения нервной системы. Во-первых, родовые пути матери и биомеханика продвижения ребенка по ним устроены для рождения ребенка с весом 2,5–4 кг, поэтому в случае рождения ребенка с меньшей массой тела возрастает нагрузка на головной мозг за счет действия дополнительных динамических факторов. Во-вторых, после рождения недоношенного ребенка его нервная система более чувствительна к воздействию вредоносных факторов («вредностей»), поэтому она повреждается чаще.

Дополнительный риск поражения нервной системы возникает также при беременности несколькими плодами, то есть при многоплодной беременности. Одновременно в утробе матери развиваются два и более плода, которые вынуждены вести «борьбу» за пространство и питание. Многоплодная беременность чаще, чем одноплодная, заканчивается преждевременными родами, но даже рожденные в срок близнецы имеют более низкий вес при рождении. При многоплодной беременности патология нервной системы может наблюдаться как у всех детей, так и у одного из них.

Патология беременности и родов – еще одна причина врожденной патологии нервной системы у детей. Один из наиболее частых видов патологии беременности – угроза ее прерывания, которая может возникнуть на любом сроке беременности. Если организм матери стремится «избавиться» от плода, то женщина не может выносить беременность. Нужно специально оговорить, что угроза прерывания может быть результатом генетически ущербного плода, поэтому организм матери и стремится от него избавиться. Во всех случаях угроза прерывания беременности отрицательно влияет на развитие плода, его нервной системы. Патология беременности возникает также и при соматической патологии у матери, о чем уже упоминалось выше. Организм беременной женщины, ослабленный болезнью, не в состоянии справиться с повышенными нагрузками, и в результате нарушаются процессы закладки и развития плода.

Родовой акт, акт рождения ребенка, сам по себе является сложным физиологическим процессом, во время которого плод испытывает значительные воздействия. Плод выходит из матки и по родовым путям продвигается наружу. При прохождении плода по родовым путям создается опасность его механической травматизации. В утробе матери ребенок получает все питательные вещества через плаценту. В процессе родового акта плацента перестает выполнять свои функции, и сразу после рождения ребенок начинает самостоятельно дышать и есть. Если процесс прохождения плода через родовые пути затягивается, то ребенок испытывает гипоксию (недостаток кислорода), а в более тяжелых случаях и асфиксию (удушье), что губительно сказывается на клетках головного мозга, которые без поступления кислорода погибают. Если женщина самостоятельно не может родить ребенка, то применяются дополнительные средства в виде акушерских щипцов, механического воздействия на плод, что может привести к травмам нервной системы ребенка. Одна из наиболее тяжелых причин патологии нервной системы в родах – это внутричерепная родовая травма (ВЧРТ), когда механический фактор, действующий на головку плода, превосходит выносливость различных структур внутри черепа. При ВЧРТ наблюдаются разнообразные клинические симптомы, свидетельствующие о поражении нервной системы ребенка (повышение внутричерепного давления, гематомы разной локализации, в том числе и внутримозговые).

Приобретенная патология нервной системы возникает как результат воздействия на нее вредности уже после рождения ребенка. У детей до момента воздействия вредоносного фактора на нервную систему отмечается период нормального развития. В зависимости от возраста, в котором произошло повреждение нервной системы, будут наблюдаться различные по степени и характеру нарушения психического развития. Чем старше ребенок, тем меньшие последствия для его развития будет иметь возникшее при жизни повреждение нервной системы. У ребенка с возрастом накапливается запас знаний и представлений, развиваются психические процессы, что уменьшает отрицательные последствия. Приобретенные поражения нервной системы вызываются разными факторами, к ним относятся инфекции, травмы и опухоли нервной системы. Любой инфекционный агент (микробы и вирусы) в организме ребенка может при неблагоприятных условиях попасть в его мозг и вызвать воспаление его оболочек (менингит) или вещества мозга (энцефалит). Воспалительный процесс вызывает пороки строения и нарушения функционирования участка нервной ткани в месте воспаления. В наиболее тяжелых случаях ребенок по истечении острого периода заболевания теряет все приобретенные навыки, и в своем развитии «опускается» на уровень новорожденности. В дальнейшем такой ребенок начинает свое развитие как бы заново, но его развитие уже происходит в грубо искаженных условиях, в условиях патологии головного мозга. У таких детей впоследствии обнаруживается деменция, что обозначает приобретенную умственную отсталость.

Травмы нервной системы – одна из наиболее частых причин приобретенных повреждений нервной системы. Черепно-мозговая травма (ЧМТ) является результатом механического воздействия на черепную коробку и ее содержимое. 70 % детей имеют какие-либо осложнения после травм. При механическом воздействии на черепную коробку возникает или непосредственное повреждение мозговой ткани, или смещение мозгового вещества в результате противоудара. Головной мозг ударяется о стенку черепа, возникают кровоизлияние, отек головного мозга, изменяется ликвородинамика, может начаться воспалительный процесс в головном мозге. Впоследствии на месте кровоизлияния образуются кисты (пустоты), которые в дальнейшем могут стать очагом судорожной готовности. Характер и степень возникающих после острого периода нарушений в психическом развитии зависит от степени тяжести черепно-мозговой травмы, ее локализации и, как уже отмечалось, возраста ребенка. Нарушения развития выражаются в двигательных расстройствах и в нарушениях умственного развития, в том числе речевых нарушениях.

Опухоли нервной системы – относительно редко встречающаяся приобретенная патология нервной системы у детей. Опухоль головного мозга – это объемный процесс в области черепа, возникающий из-за усиленного бесконтрольного размножения клеток. Опухоль резко нарушает функционирование не только того участка мозга, в котором она находится, но и соседних участков. В большинстве случаев при опухолях наблюдаются нарушения психического развития, но они зависят от локализации опухоли и размеров пораженного участка мозга.

Социальные факторы

 

Вторая группа причин (факторов), вызывающих нарушения в психическом развитии ребенка, – это социальные факторы. Ребенок является существом социальным, причем не только сразу после его рождения, но еще и до рождения, так как он включен в систему социальных отношений.

Специфика отклоняющегося психического развития во многом определяется тем, что предметная и социальная среда, которая является источником психического развития, создавалась для детей с нормальной психофизиологической организацией, она соответствует в основном возможностям и потребностям детей, имеющих нормально развитые психофизиологические функции. Для детей с физическими и умственными ограничениями обычная среда не соответствует их потребностям и возможностям, и поэтому не является в полной мере источником их развития. Наиболее яркий пример – дети с отсутствием зрения. Все предметы, предназначенные для детей, начиная с самого раннего возраста, обычно окрашиваются в яркие цвета, что позволяет привлекать внимание ребенка к этим предметам, вызывать их интерес к действиям с ними. Для незрячего ребенка цвет предмета не выполняет своих функций, он не несет никакого значения, для таких детей более значимым признаком является фактура, материал, из которых сделаны предметы и отдельные их части, так как ребенок может обследовать эти предметы с помощью тактильного анализатора. Однако таких предметов производится крайне мало, поэтому незрячий ребенок изначально ограничен по сравнению со зрячим в познании окружающего мира.

Социальная среда, то есть окружающие ребенка люди, в большинстве своем ориентированы на общение с нормально развивающимся ребенком. Поэтому у особого ребенка по сравнению с нормально развивающимся менее широкий круг общения, у него меньше возможностей для развития в процессе общения с окружающими. Нормальный ход развития предполагает, что ребенок вступает в полноценное общение с окружающими, присваивая социально-исторический опыт и приобретая человеческие способности. Однако в ряде случаев дети, имея полноценную нервную систему, то есть биологический субстрат, не развиваются нормально из-за того, что нарушено их взаимодействие с окружающим миром. Эти дети не могут удовлетворить свои психологические потребности или же удовлетворяют их не в полной мере. Это явление называется депривацией (от англ. to deprive – лишать).

 

«Психическая депривация является психическим состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени» [9, с. 19].

 

К основным потребностям относятся: познавательная потребность, то есть потребность в разнообразных внешних стимулах, потребность в информации, потребность в общении с близкими людьми, потребность в признании, потребность в самоуважении, потребность в самореализации. Неудовлетворение или недостаточное удовлетворение этих потребностей исходит из социума, влияние которого осуществляется через конкретных людей, входящих в окружение ребенка. В зависимости от вида депривируемой потребности выделяются следующие виды депривации:

· Сенсорная депривация – недостаточное поступление сенсорных стимулов разной модальности в головной мозг, а именно: зрительных, слуховых, кожно-кинестетических. Сенсорная депривация возникает тогда, когда ребенок растет в условиях обедненной среды, либо в условиях искусственной изоляции. Мозг ребенка созревает прижизненно, в условиях поступления стимулов из внешней среды, поэтому для нормального развития мозга, следовательно, и для нормального психического развития, необходим постоянный приток разных по модальности и силе стимулов в головной мозг через анализаторы. Недостаточное поступление стимулов приводит к рано возникающей задержке психического и физического развития.

· Когнитивная (интеллектуальная) депривация – для нормального развития ребенка необходимо поступление разнообразной информации об окружающем мире, при усвоении поступающих впечатлений ребенок развивается. Без притока информации извне нормальное психическое развитие ребенка невозможно.

· Эмоциональная (аффективная) депривация – ограничение или обеднение контактов ребенка с близкими людьми, в основном с матерью, лишение ребенка эмоциональной теплоты и поддержки, что приводит к тяжелым последствиям для развития эмоциональной сферы ребенка и его личности в целом.

· Социальная депривация – это ограничение возможностей для усвоения социальных ролей в социальном окружении, невозможность установления связей с широким социальным окружением.

Закономерности психического развития таковы, что если все потребности ребенка будут удовлетворены, это обеспечит возможности для нормального психического развития. Кроме того, процесс психического развития также осуществляется и в ходе удовлетворения потребностей ребенка через его собственную активность в форме деятельности и общения. При депривации потребностей даже наличие полноценной нервной системы не обеспечивает нормального психического развития ребенка.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.