Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи (V вида)





Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи — тип специального школьного учреждения, предназначенного для детей, страдающих алалией, афазией, ринолалией, дизарт­рией, заиканием при нормальном слухе и первично сохран­ном интеллекте. Успешное формирование речи и усвоение программы обучения у данного контингента детей эффек­тивно лишь в школе специального назначения, где исполь­зуется особая система коррекционного воздействия.

При непосредственном участии сектора логопедии НИИ дефек­тологии в 1954 г. в Ленинграде была организована первая школа.

В 1956 г. при школе для слабослышащих детей организуются от­дельные классы для детей с тяжелой формой недоразвития речи (Мос­ква). На базе школы в 1958 г. открывается специальная школа-ин­тернат с особым режимом для детей с тяжелыми нарушениями речи.

После 1958 г. подобные школы появляются в других городах (Мос­ква (вторая школа), Ленинград, Свердловск и др.).

Первоначально эти школы обеспечивали образование в объеме 4 классов массовой школы.

С 1961 г. начинает развертываться сеть специальных школ-ин­тернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Наряду с задачами общеобразовательной школы общего типа в данном учреждении выдвигаются специфические за­дачи:

• преодоление различных видов нарушений устной иписьменной речи;

• устранение связанных с ними особенностей психичес­кого развития в процессе коррекционно-воспитательной работы в учебное и внеучебное время;

• профессионально-трудовая подготовка.

Школа состоит из двух отделений.

В I отделение принимаются дети с диагнозами: ал алия, детская афазия, дизартрия, ринолалия, заикание, имеющие общее недоразвитие речи тяжелой степени, препятствующее обучению в общеобразовательной школе. При комплекто­вании классов учитывается в первую очередь уровень рече­вого развития и характер первичного дефекта.

Во II отделение зачисляются дети, страдающие тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.

В I и II отделении образовательный процесс осуществля­ется в соответствии с образовательным уровнем программ двух отделений. В I отделении — I ступень — начальное об­щее образование с нормативным сроком освоения — 4—5 лет; II ступень — основное общее образование с нормативным сроком освоения — 6 лет.

Во II отделении — I ступень — начальное общее образо­вание за 4 года, II ступень — основное общее образование за 5 лет.

Предельная наполняемость классов составляет 12 чело­век.

Выпускники специальных школ получают свидетельство о неполном среднем образовании.

В учебном процессе предусматривается большое число часов на производственно-трудовое обучение. При этом ре­шаются две задачи: труд как важное коррекционно-воспитательное средство преодоления дефектов развития и фор­мирования личности и как главное условие подготовки детей с отклонением в психофизическом развитии к жизни и тру­ду в обществе.

Коррекция нарушений речи и письма у учащихся прово­дится систематически в течение всего учебно-воспитатель­ного процесса, но в наибольшей степени на уроках родного языка. В связи с этим выделены специальные разделы: про­изношение, развитие речи, обучение грамоте, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи, чтение и раз­витие речи.

Сочетание фронтальных (урочных) и индивидуальных форм работы обеспечивает преодоление разнообразных про­явлений речевых дефектов детей.

Индивидуальные логопедические занятия проводятся учителем-логопедом во внеурочное время. Каждый ученик дополнительно занимается речевой работой 3 раза в неделю (по 15-20 минут). Для детей с нарушением моторики про­водятся занятия по лечебной гимнастике. II отделение спе­циальной школы предназначается для учащихся с тяжелой формой заикания, дополнительный по сравнению с массо­вой школой год отводится на специальную речевую работу в младших классах.

При обучении детей с тяжелой формой заикания исполь­зуются учебники для общеобразовательных школ, специ­альные логопедические пособия и технические средства обучения. В специальной школе систематически осуществляются коррекционно-воспитательные мероприятия, на­правленные на преодоление особенностей психического раз­вития.

Состав учащихся специальных школ пересматривается в конце каждого учебного года. По мере устранения речево­го дефекта учащиеся переводятся в общеобразовательную школу. Выпускники специальной школы для детей с тяже­лыми нарушениями речи могут продолжать обучение в об­щеобразовательной школе или в профессионально-техничес­ких училищах.

Помимо логопеда работу по преодолению речевых наруше­ний у детей ведут учителя и воспитатели, кроме этого воспи­татель проводит работу по закреплению полученных в классе знаний, а также по развитию речевого общения, навыков са­мообслуживания и санитарно-гигиенических навыков.

Воспитатель постоянно работает с одной группой учащих­ся и обязан хорошо изучить индивидуальные особенности каждого ребенка и особенности его речевого дефекта.

Учителя, воспитатели и логопед школы совместно в про­цессе учебной и трудовой деятельности корректируют об­щее и речевое развитие детей. Адекватная общеобразова­тельная и трудовая подготовка позволяет лицам с дефектами речи стать полноценными членами общества, участвующи­ми как в трудовой, так и в других видах деятельности.

В современных условиях роста патологии, в том числе речевой, огромное значение следует придавать логопедичес­кой работе в классах выравнивания при общеобразователь­ных школах (для детей с задержками психического разви­тия и другими трудностями в обучении).

Организация логопедической работы во вспомогательной школе.

Коррекция нарушений речи умственно отсталых учащих­ся требует организации специальной логопедической рабо­ты. В учебном плане вспомогательных школ предусмотрены часы логопедических занятии, которые проводятся учите­лем-логопедом. Учитель-логопед является членом медико-психолого-педагогической комиссии. Он должен путем спе­циального обследования установить, имеется ли у ребенка речевое нарушение, и определить его характер. В сложных случаях дать аргументированное заключение о том, что яв­ляется первичным: недоразвитие познавательной деятель­ности или речевое нарушение ребенка.

В начале учебного года логопед обследует всех поступив­ших в школу учащихся независимо от класса, в котором они будут учиться.

Обследование речи охватывает произношение, темп, плав­ность, а также ее понимание, словарь, грамматический строй, навыки чтения и письма в соответствии со школьным ста­жем ребенка.

Первичное обследование устной речи детей проводится во время уроков в классе. Изучение состояния письма (у ранее обучающихся детей) проводится при помощи диктантов, тек­сты которых отвечают условиям логопедической проверки и соответствуют требованиям программы данного класса.

Всех детей, у которых в результате первичного обследо­вания обнаружено нарушение речи, логопед отмечает в спе­циальном журнале учета. Кроме этого на каждого учащего­ся, имеющего нарушения речи, после индивидуального обследования состояния его речи и письма заполняется ре­чевая карта.

Обследование речи детей, занимающихся у логопеда в пре­дыдущем году, проводится не полностью, а только по тем па­раметрам, которые были намечены логопедом для продол­жения занятий. Соответственно заполняется и речевая карта.

Для занятий с логопедом отбираются наиболее остро нуж­дающиеся ученики. Остальные зачисляются кандидатами и вызываются логопедом на занятия по мере выпуска ранее принятых учащихся после устранения у них нарушений речи.

Основным критерием при зачислении на занятия явля­ется характер речевого нарушения и его значение для успе­ваемости ребенка.

К речевой карте учащегося, зачисленного на логопедичес­кие занятия, прилагается индивидуальный план занятий с ним, который составляется на основании логопедического заключения, обобщающего все данные обследования.

Логопед также знакомится с данными медицинского об­следования с целью уточнения этиологии и характера рече­вого нарушения ученика и для того, чтобы найти наиболее правильный и эффективный коррекционный подход.

Началу систематических занятий предшествует органи­зационный период (первые две недели учебного года).







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.