Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Как вы оцениваете свою умственную координацию?





□ 1 — Порой я думаю не так ясно, как иногда, понятно?

□ 2 — Когда я нахожусь под давлением, то начинаю спотыкаться о собственные мысли.

□ 3 — Обычно я рассуждаю достаточно четко.

□ 4 — Мое мышление подобно прекрасной музыке.

□ 5 — Я готов завоевать все золотые медали на Интеллектуальной олимпиаде.

 

Составление расписания

занятий

__________________

 

В глубине души мы все знаем, что нам нужно делать,

но почему-то никак не можем начать.

Каждую минуту мы ожидаем, что чары

вот-вот спадут, но их действие не ослабевает,

и мы продолжаем плыть по течению.

УИЛЬЯМ ДЖЕЙМС, психолог XIX века

 

У тех вещей, которые, как мы знаем, для нас полезны, есть одно любопытное свойство. Даже несмотря на то что мы можем испытывать желание тренироваться, и несмотря на то что после тренировки мы всегда чувствуем себя лучше, мы все равно пропускаем ее по той или иной причине. Мы убеждаем себя в том, что у нас нет времени, нет настроения, или мы просто забываем о ней.

Чтобы овладеть любым навыком, требуется время. Чтобы найти это время, вам нужно установить приоритеты. Если что-то имеет для вас большую важность, то вы всегда найдете на это время, пожертвовав чем-то другим. Пятна-

- 267 -

 

 

дцать минут в день на умственные упражнения — это не так много, если учесть те огромные дивиденды, которые они могут принести. Пятнадцать минут составляют менее двух процентов от полного шестнадцатичасового дня.

Помните о том, что вы можете выполнять упражнения практически в любом месте и в любое время. На автобусной остановке, в приемной какого-нибудь учреждения, стоя в очереди, по дороге на работу. Если вы выработаете привычку использовать ваше время на то, чтобы мыслить активно и целенаправленно — перебирать в уме варианты решения, на чем-то сосредотачивать свое внимание или просто расслабляться, — ваш ум станет более гибким.

В качестве эксперимента выделите себе на занятия пятнадцать минут в день и на протяжении двух недель упражняйте свой мозг. Вы можете делать это перед завтраком, за ланчем или после ужина. Вы можете пропустить какую-нибудь телевизионную передачу и потратить сэкономленное время на развитие своих ментальных «мышц». Очень важно, чтобы во время занятий вас ничто не отвлекало. Заранее зарезервируйте для себя эти пятнадцать минут, чтобы приступать к занятиям, находясь в наилучшей психической форме.

Чтобы лучше координировать свои усилия, воспользуйтесь таблицами, приведенными на следующих страницах. Через две недели занятий оцените свои результаты. Дают ли вам упражнения то, что вы от них ожидали? Стало ли вам легче концентрировать внимание? Приобрели ли зрительные образы большую устойчивость? Подмечаете ли вы большее число деталей? Стало ли ваше восприятие более живым?

Если вы чувствуете, что ваш потенциал возрос, можете себя поздравить, упражнения пошли вам на пользу. Если же вы не ощущаете никакой разницы или даже почувствовали некоторое ухудшение в своем состоянии, то, скорее всего, вы полностью задействовали свое внимание. Может

- 268 -

 

 

быть, эти упражнения не являются лучшими для вас или же свое воздействие оказывают другие психологические факторы.

Записывайте, какие упражнения вы выполняли и сколько времени на них потратили. Дополняйте записи мыслями, ощущениями и сомнениями, которые вы испытываете.

Не забывайте начинать упражнения с разминки. Расслабьтесь, успокойте свое дыхание и сконцентрируйте внимание. Постепенно переходите от простого к сложному. Если упражнение кажется вам слишком тяжелым, и вы чувствуете, что вам приходится бороться с собой, отвлекитесь и займитесь чем-нибудь еще. Вернитесь к нему позднее. Когда вы почувствуете себя достаточно уверенно, начните усложнять упражнения. Придумайте свои собственные упражнения, которые позволят проверить уровень вашей психической подготовки. Используйте начальные упражнения как трамплин к более серьезной и более полезной работе для развития психической деятельности.

И помните, что главный смысл ментальных упражнений — исследовать свой мозг, поэтому оставляйте себе достаточно времени на размышления. Не скользите по поверхности. Докопайтесь до самых корней вашего мышления. Проникните в дальние уголки вашего сознания, которые могут быть покрыты пылью банальных, повседневных мыслей.

 

Кроме замечательного искусства делать

различные вещи, старайтесь овладеть

замечательным искусством оставлять

вещи незаконченными. Мудрость жизни

состоит в избавлении от второстепенного.

ЛИН ЮТАНГ, китайский мистик

- 269 -

 

 

Первая неделя

___________________

 

Первый день: Большая прогулка.

Две минуты внимания

 

Второй день: Большая прогулка.

Две минуты внимания

 

Третий день: Большая прогулка.

Две минуты внимания

 

Четвертый день: Магический палец.

Вариации на тему «две минуты внимания»

 

Пятый день: Магический палец.

Упражнения с цифрами

 

Шестой день: Магический палец.

Вариации на тему «две минуты внимания»

 

Седьмой день: Упражнения на развитие внимания.

Упражнения со стихами

- 270 -

 

 

Вторая неделя

___________________

 

Первый день: Упражнения на развитие внимания.

Упражнения с буквами

 

Второй день: Мысленные манипуляции.

Упражнения с буквами

 

Третий день: Мысленные манипуляции.

Упражнения с буквами

 

Четвертый день: Упражнения на развитие воображения.

Упражнения со словами

 

Пятый день: Упражнения на развитие воображения.

Упражнения со стихами

 

Шестой день: Упражнения на развитие воображения.

Упражнения с цифрами

 

Седьмой день: Большая прогулка.

Две минуты внимания

- 271 -

 

 

Дата: ___________________________________________________________________________

Цель: ___________________________________________________________________________

 

День первый: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День второй: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День третий: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День четвертый: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День пятый: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День шестой: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День седьмой: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

- 272 -

 

 

Дата: ___________________________________________________________________________

Цель: ___________________________________________________________________________

 

День первый: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День второй: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День третий: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День четвертый: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День пятый: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День шестой: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

День седьмой: ____________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________

 

- 273 -

 

 

Куда вы направитесь

дальше?

__________________

 

Если вы занимаетесь каким-либо делом,

искусством, наукой, ремеслом,

толкайте его как можно дальше вперед,

толкайте туда, где никто раньше не был,

толкайте до самого дальнего края,

и вы окажетесь в королевстве магии.

ТОМ РОБИНС, писатель

 

Ум — удивительная вещь. Мы не можем его потрогать. Мы не можем его увидеть. Мы не можем его услышать. И все же он всегда с нами, формирует нашу речь и создает нашу жизнь.

Иметь развитый ум вовсе не означает, что вы способны за час выучить теорию дифференциальных исчислений или что у вас больше никогда не будет плохого настроения. И это не значит, что вы всегда будете принимать лучшие решения и на все находить правильные ответы.

Развитый ум позволяет вам направлять свои мысли куда вы хотите, то есть полностью контролировать их ход.

Куда вы захотите направиться, вооружившись упражнениями для умственного развития, зависит только от вас. Возможно, вы захотите исследовать мир логического мышления. Может быть, вам захочется путешествовать в мире замысловатых, причудливых образов, созданных творческим воображением. Возможно, вы решите углубиться в изучение тайн слов или цифр. Может быть, у вас появится желание исследовать мир возможностей или мир практических применений.

- 274 -

 

 

В конце концов, вы обнаружите, что различие между спланированными умственными упражнениями и повседневным мышлением совсем невелико. Ваш мозг будет решать те задачи, которые вы ставите перед собой. Вы будете продолжать обучение, работая и наблюдая. С помощью активного мышления вы сможете поддерживать свои умственные способности на хорошем уровне.

 

Советы по поддержанию

формы

_________________

 

Упражнения для умственного развития стимулируют ваш мозг, массируют его «внутренние мышцы» и освежают ваш дух. В повседневной жизни позвольте своим ментальным «мышцам» делать то, что они должны делать: двигаться.

 

СОВЕТ 1. Будьте ответственны за свое умственное состояние. В конце концов, если вы не будете заботиться о своем мозге, кто еще о нем позаботится?

 

СОВЕТ 2. Старайтесь, чтобы ваш мозг всегда активно работал, а не просто имел мысли. Решите, о чем вы хотите подумать, а затем приступайте к размышлениям.

 

СОВЕТ 3. Регулярно практикуйте упражнения для умственного развития. Чем больше вы упражняетесь, тем проще вам будет выполнять упражнения. Чем проще выполнять упражнения, тем больше удовольствия вы будете получать от занятий. Чем больше вы получаете удовольствия,

- 275 -

 

 

тем лучше вы себя чувствуете. Возьмите за правило регулярно задавать нагрузку своим ментальным мышцам. Не надо только думать об этом. Делайте это.

 

Недостаточно иметь хороший ум.

Нужно еще уметь его использовать.

РЕНЕ ДЕКАРТ, математик и философ XVII века

- 276 -


Визит в школу

умственного

развития Мака

 

- 276 -


 

Возвращение Тома

___________________

 

После шести недель регулярных занятий по заданной программе Том нанес очередной визит Маку. Мак внимательно осмотрел Тома и сказал:

— Вы выглядите значительно лучше. Я вижу, что в одних местах вы избавились от ментального «жира», а в других набрали ментальную «мышечную массу». Как вы себя чувствуете?

— Очень хорошо, — ответил Том. — Мое внимание обострилось. Мысли стали более ясными, а ум более выносливым. Я чувствую себя просто великолепно.

— Замечательно. Тогда что еще я могу для вас сделать?

— Видите ли, я не хочу терять привычку упражнять свой мозг. Я знаю, как легко оказаться в плену у обстоятельств и бросить делать то, что приносит мне пользу. Сейчас я занимаюсь с удовольствием, но со временем мой интерес может угаснуть, и я снова стану рабом своих старых привычек. Могу ли я что-нибудь сделать для того, чтобы поддерживать свою мотивацию?

Мак зашел в свой кабинет, открыл шкаф и достал из него большую черную книгу. Передавая книгу Тому, Мак сказал:

— Теперь он ваш. Я хранил его у себя до того момента, когда вы будете готовы. Чтобы привычка выполнять умственные упражнения сохраняла свою силу, полезно найти для себя занятие, которое вы можете повторять ежедневно, помогающее сосредотачиваться на своих мыслях. Одно из лучших возможных занятий такого рода — вести дневник.

— А что я должен туда записывать? — спросил Том.

— Вы можете использовать дневник двумя способами. Один способ — следить за своими успехами в запланированных упражнениях, которые вы выполняете в своем

- 278 -

 

 

«гимнастическом зале» для умственного развития. Вы можете записывать, какие именно упражнения для умственной нагрузки, визуализации, медитации вы выполняете. Наличие такого дневника служит хорошим напоминанием упражнять свои ментальные «мышцы». Через некоторое время у вас накопится достаточно информации для того, чтобы вы могли судить о том, какие упражнения для вас наиболее полезны.

Другим способом использования дневника может служить методика, которую я называю «свободный стиль». Каждый вечер, в течение нескольких минут, заносите туда все, о чем вы хотите подумать. Вы можете записать, как прошел ваш день, изложить свои предчувствия и догадки, законспектировать планы достижения долговременных целей. Вы можете потратить время на обдумывание и сравнение решений, которые вам нужно принять, или на осмысление тайн бытия. Либо просто делайте там шутливые зарисовки.

«Свободный стиль» позволит вашему уму решать, о чем ему можно и должно подумать. Через несколько недель ведения записей у вас начнет формироваться соответствующая привычка. Дневник будет служить напоминанием о том времени, которое вы посвятили умственному развитию.

Если в какой-то момент вы почувствуете умственный застой, интеллектуальную слабость, нехватку свежих идей, откройте свой дневник и начните читать. Как только вам на глаза попадутся драгоценные крупицы мыслей, рассыпанные по его страницам, вы сразу же почувствуете себя лучше.

- 279 -

 

 

Умственные упражнения могут послужить хорошим средством усовершенствовать навыки, необходимые вам в повседневной жизни. Упражнения действуют, как трамплин, подбрасывающий вас к более выгодным ситуациям. Но умственные упражнения могут быть и самоцелью. При правильном подходе прихотливая игра мысли становится формой искусства, обретая свое очарование. Когда вы думаете в таком ключе, мышление уже можно рассматривать как эстетическое занятие.

Том улыбнулся и поблагодарил Мака за дневник. Когда Том спускался вниз по лестнице, он испытывал возбуждение, вызванное ожидающими его перспективами. Он пролистал чистые страницы дневника и задумался над тем, какие мысли и догадки вскоре здесь появятся. Том осознавал, что у него в руках средство, которое поможет ему сохранить ясность мышления. Это средство было крайне простым, но простота присуща многим вещам, украшающим и облегчающим нашу жизнь.

Том начал понимать, что он может придавать своим мыслям любое направление, какое ему захочется, и это вызывало ощущение необычайной свободы. Он чувствовал себя так, словно кто-то открыл окно у него в голове. Он чувствовал, что начинает избавляться от старых привычек, которые тормозили и затуманивали его умственную активность.

Оказавшись на улице, Том подумал, что в каком-то смысле весь окружающий мир является тренажерным залом для умственного совершенствования. Глядя на лица людей, трещины в асфальте, слушая звуки, доносящиеся до него со всех сторон, решая, в каком направлении ему сейчас пойти, Том понял, что вокруг существует бесчисленное количество вещей, которые можно обдумать и оценить.

Продолжая свой путь, Том задумался о будущем и решил, что вскоре приступит к самым полезным на свете тренировкам.

- 280 -

 


Приложение

______________

Ответы и решения

 

- 281 -


 

Общеразвивающие

упражнения

___________________

 

Манипуляция с числовым рядом. Вы можете соединить все цифры от одного до девяти в одно осмысленное уравнение при помощи трех арифметических знаков следующим образом: 123 - 45 - 67 + 89 = 100.

 

Манипуляция с обратным числовым рядом. Решение, в котором используются только четыре знака, выглядит следующим образом: 98 — 76 + 54 +3 + 21 = 100.

 

Словесные цепочки.

ВОР, сор, сок, сук, СУД

ВОЛ, вал, бал, бак, БЫК

БУРЯ, бура, тура, туша, тушь, ТИШЬ

БОР, бок, сок, сук, суд, САД

КОЗА, кора, кара, фара, фарс, БАРС

 

РОЖЬ, ложь, ложа, лужа, луза, муза, МУКА

ПУЛЯ, дуля, дуло, дело, село, сель, ЦЕЛЬ

ЛЕД, лад, лак, лик, пик, пир, ПАР

 

МУЗА, луза, лоза, поза, пора, порт, пост, ПОЭТ

НОЧЬ, ноль, соль, соло, село, сено, сень, ДЕНЬ

ЛУГ, лог, рог, ров, зов, зев, лев, ЛЕС

ЛУНА, луза, лоза, поза, пора, гора, горе, МОРЕ

ЭХО, ухо, уха, ура, бра, боа, бор, ХОР

ВЯЗ, воз, вол, дол, док, сок, сук, БУК

 

РЕКА, рука, мука, мура, тура, тора, торс, морс, МОРЕ

ГОД, гон, сон, сан, чан, чай, май, маг, МИГ

- 282 -

 

 

Анаграммы.

ВОДОПАД – ПОДВОДА

КАРИАТИДА – АДРИАТИКА

АПЕЛЬСИН – СПАНИЕЛЬ

ДИРЕКТОР – КРЕДИТОР

ВОДОСТОК – СКОТОВОД

ТРАВИНКА – АНТИКВАР

ГРАФОЛОГИЯ – ГОЛОГРАФИЯ

КАЧЕСТВО – ВЕСТОЧКА

ВОКАЛИСТ – ЛИСТОВКА

АКВАРЕЛИСТ - КАВАЛЕРИСТ

 

Упражнения

со словами

___________________

 

Круг мышления. Здесь можно найти, по меньшей мере, 20 слов.

АР, АРКА, СКЛАД, КЛАД, ЛАД, АД, ЛАДЬЯ, ДЬЯК, ЯК, КРАБ, РАБ, БАР, РОТ, РОТА, ОТАРА, ТАРА, АРАБ, РАБА, БАРКА, БАРКАС

 

Решение проблем

___________________

Зоопарк города Таллахасси. Если (звери + птицы = 30) тогда (звери = 30 — птицы). В уравнение (4 х звери + 2 х птицы = 100) подставляем (звери = 30 — птицы), получаем (4 х (30 — птицы) + 2 х птицы =100). Таким образом 120 — (4 х птицы) + (2 х птицы) = 100. 20 = 2 х птицы. В зоопарке 10 птиц и 20 зверей.

- 283 -

 

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.