|
Родителям о развитии речи у детей. Как вовремя заметить нарушения?Родителям о развитии речи у детей. Как вовремя заметить нарушения?
Почему родителям следует обращать пристальное внимание на развитие речи у ребенка? Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошимиспособностями к овладению родным языком.Речь — важное средство связи между ребенком и окружающим миром, наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Одновременно речь — это особая функция головного мозга. Поэтомулюбые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены людьми, постоянно находящимися рядом с малышом, в первую очередь — родителями. Определяющим для становления речи является период от первого года жизни до пяти лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Выявление нарушений в развитии речи — повод для безотлагательного обращения к специалистам, в том числе врачу (педиатру, детскому неврологу, лор-врачу, детскому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, что именно в первые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.
Какие причины чаще всего приводят к нарушениям развития речи у детей? Причинамиотставания в развитии речи могут быть патология течения беременности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние наследственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное общение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны такжедля детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрасте тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценноепитание. Нарушения слуха представляют собой наиболее распространённую причину изолированной задержки речевого развития. Известно, что даже умеренно выраженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к отставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша— отсутствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше — избыточное использование жестов и пристальное наблюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный характер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребёнка с изолированной задержкой развитияречи необходимо провести ему аудио-логическое исследование. Надежные результатыдает также метод регистрации слуховых вызнанных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слуха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом. Значительно реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ребенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное обследование детским психоневрологом. Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранён слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.
Развитие предречевых реакций у детей первого года жизни
Итак, па первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппарата к произношению звуков. Гуление, «свирель», лепет, модулированный лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие. На протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, тренируясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно с этим идет активный процесс, развития понимания речи. Каким образом на развитии речи сказываются условия воспитания и окружающая ребенка обстановка? Речь не является врожденным качеством ребенка, но он обладает способностью в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают находящиеся рядом с ним люди. Эта способность реализуется в процессе общения со взрослыми через имитацию ребенком речи, которую он слышит. Таким образом, его речь формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. Начиная с первого года жизни, внешнее окружение ребенка и находящиеся рядом с ним люди стимулируют речевое развитие и дают образец речи. Известно, что в тех семьях, где детям не уделяется должного внимания и не дается достаточных речевых побуждений, они говорят мало или начинают говорить поздно. Обычно с появлением гуления мама или кто-то из близких начинают произносить, обращаясь к младенцу: «а-а-а! а-гу!» Но кроме этого взрослые, общаясь с ребёнком, задают ему различные вопросы и сами отвечают на них. Делать это необходимо, чтобы ребенок слышал разговорную речь. В ответ малыш начинает повторять различныезвуки. Со временем его голосовые реакции становятся разнообразнее и усложняются. Для того чтобы малыш гулил и лепетал, он должен быть сытым, сухим, находиться в тепле, но самое главное — ему необходимо эмоциональное общение со взрослыми. Эмоциональная реакция взрослого имеет большое значение. Если мимикой и интонацией он выражает удовольствие, радость, когда ребенок имитирует звуки, то успехи малыша будут особенно значительными. На фоне радостного оживления дети "Тренируют» голосовые реакции с разнообразными интонациями и на протяжении длительного времени — по 10-15 минут подряд. Если же с ребенком не занимаются, то гуление и лепет у него ослабевают. Кроме того, предречевые реакции будут плохо развиваться тогда, когда с ребенком занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. Так, если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой люди или шумят другие дети, ребенок умолкает. Все голосовые реакции малыша, постоянно находящегося в шумной обстановке, развиваются с запозданием и бедны по количеству звуков, которые он осваивает. Неправильными подходами к воспитанию ребенка будут не только дефицит общения и недостаток внимания к нему со стороны взрослых, но и чрезмерная опека с их стороны. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется мотивации к речевомуобщению: в первом ему не к кому обращаться, а во втором — незачем, поскольку все для него и так будет сделано. Родители должны также помнить о том, что развитие речи тесно взаимосвязано с формированием всех остальных интеллектуальных способностей. Поэтому задержка в речевом развитии у детей часто сопровождается и общим отставанием в развитии, несмотря на то, что природные интеллектуальные способности у них могут быть совершенно нормальными.
Что такое алалия? К наиболее тяжелым расстройствам развития речи относятся алалии. Алалия — недоразвитие речи, связанное с нарушением функций речевых центров головного мозга. Если малышу уже 3-4 года, он хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, допускает много ошибок в оформлении фразы, то можно предположить, что у ребёнка имеется алалия. Алалия — сложное системное нарушение всей системы языка, ее смысловой и звуковой сторон. Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полушарий головного мозга, лежащий в основе алалии, может быть врожденным или возникать в результате повреждений мозга в доречевом периоде. Причиной алалии может быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов. В последние годы особое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе алалии. Таблица 2 Родителям о развитии речи у детей. Как вовремя заметить нарушения?
ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|