Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Родителям о развитии речи у детей. Как вовремя заметить нарушения?





Родителям о развитии речи у детей. Как вовремя заметить нарушения?

 

Почему родителям следует обращать пристальное внимание на развитие речи у ребенка?

Формирование речи является одной из основных характеристик общего раз­вития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошимиспособнос­тями к овладению родным языком.Речь — важное средство связи между ребен­ком и окружающим миром, наиболее совершенная форма общения, присущая только человеку. Одновременно речь — это особая функция головного мозга. По­этомулюбые отклонения в ее развитии должны быть вовремя замечены людьми, постоянно находящимися рядом с малышом, в первую очередь — родителями.

Определяющим для становления речи является период от первого года жиз­ни до пяти лет. В это время интенсивно развиваются мозг и его функции. Выяв­ление нарушений в развитии речи — повод для безотлагательного обращения к специалистам, в том числе врачу (педиатру, детскому неврологу, лор-врачу, дет­скому психиатру), логопеду, психологу. Это тем более важно, что именно в пер­вые годы жизни отклонения в развитии мозговых функций, в том числе речи, лучше всего поддаются коррекции.

 

Какие причины чаще всего приводят к нарушениям развития речи у детей?

Причинамиотставания в развитии речи могут быть патология течения бере­менности и родов, нарушения функций артикуляционного аппарата, поражение органа слуха, общее отставание в психическом развитии ребенка, влияние на­следственности и неблагоприятных социальных факторов (недостаточное об­щение и воспитание). Трудности в освоении речи характерны такжедля детей с признаками отставания в физическом развитии, перенесших в раннем возрас­те тяжелые заболевания, ослабленных, получающих неполноценноепитание.

Нарушения слуха представляют собой наиболее распространённую причину изолированной задержки речевого развития. Известно, что даже умеренно вы­раженное и постепенно развивающееся снижение слуха может привести к от­ставанию в развитии речи. Среди признаков снижения слуха у малыша— отсут­ствие реакции на звуковые сигналы, неспособность имитировать звуки, а у ребенка постарше — избыточное использование жестов и пристальное на­блюдение за движениями губ говорящих людей. Однако оценка слуха на основе изучения поведенческих реакций недостаточна и носит субъективный харак­тер. Поэтому при подозрении на частичную или полную потерю слуха у ребён­ка с изолированной задержкой развитияречи необходимо провести ему аудио-логическое исследование. Надежные результатыдает также метод регистрации слуховых вызнанных потенциалов. Чем раньше будут обнаружены дефекты слу­ха, тем быстрее можно будет начать соответствующую коррекционную работу с малышом или снабдить его слуховым аппаратом.

Значительно реже задержка развития речи бывает связана с наличием у ре­бенка аутизма или общего отставания в психическом развитии. В таких случаях показано углубленное обследование детским психоневрологом.

Для нормального формирования речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости, был сформирован артикуляционный аппарат, сохранён слух. Еще одно непременное условие — полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка.

 

Развитие предречевых реакций у детей первого года жизни

Возраст, мес. Голосовые реакции
1,5-3 Гуканье, гуление    
4-6 «Свирель»
6-7 Лепет
8-11 Лепетные слова и модулированный лепет — повторяет слоги с различными интонациями

Итак, па первом году жизни у ребенка происходит подготовка речевого аппа­рата к произношению звуков. Гуление, «свирель», лепет, модулированный лепет являются для малыша своеобразной игрой и доставляют ребенку удовольствие. На протяжении многих минут он может повторять один и тот же звук, трениру­ясь подобным образом в артикуляции звуков речи. Одновременно с этим идет активный процесс, развития понимания речи.

Каким образом на развитии речи сказываются условия воспитания и окружающая ребенка обстановка?

Речь не является врожденным качеством ребенка, но он обладает способнос­тью в определенный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором разговаривают находящиеся рядом с ним люди. Эта способность ре­ализуется в процессе общения со взрослыми через имитацию ребенком речи, которую он слышит.

Таким образом, его речь формируется под влиянием речи взрослых и в огром­ной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучения. Начиная с первого года жизни, внешнее окружение ребенка и находящиеся рядом с ним люди стимулируют речевое раз­витие и дают образец речи. Известно, что в тех семьях, где детям не уделяется должного внимания и не дается достаточных речевых побуждений, они говорят мало или начинают говорить поздно.

Обычно с появлением гуления мама или кто-то из близких начинают произно­сить, обращаясь к младенцу: «а-а-а! а-гу!» Но кроме этого взрослые, общаясь с ре­бёнком, задают ему различные вопросы и сами отвечают на них. Делать это не­обходимо, чтобы ребенок слышал разговорную речь. В ответ малыш начинает повторять различныезвуки. Со временем его голосовые реакции становятся разнообразнее и усложняются.

Для того чтобы малыш гулил и лепетал, он должен быть сытым, сухим, находиться в тепле, но самое главное — ему необходимо эмоциональное об­щение со взрослыми. Эмоциональная реакция взрослого имеет большое значение. Если мимикой и интонацией он выражает удовольствие, ра­дость, когда ребенок имитирует звуки, то успехи малыша будут особенно значительными.

На фоне радостного оживления дети "Тренируют» голосовые реакции с раз­нообразными интонациями и на протяжении длительного времени — по 10-15 минут подряд. Если же с ребенком не занимаются, то гуление и лепет у него ос­лабевают. Кроме того, предречевые реакции будут плохо развиваться тогда, ког­да с ребенком занимаются, но он не может слышать себя и взрослого. Так, если в комнате звучит громкая музыка, разговаривают между собой люди или шумят другие дети, ребенок умолкает. Все голосовые реакции малыша, постоянно на­ходящегося в шумной обстановке, развиваются с запозданием и бедны по коли­честву звуков, которые он осваивает.

Неправильными подходами к воспитанию ребенка будут не только дефицит общения и недостаток внимания к нему со стороны взрослых, но и чрезмерная опека с их стороны. И в том, и в другом случае у ребенка не формируется моти­вации к речевомуобщению: в первом ему не к кому обращаться, а во втором — незачем, поскольку все для него и так будет сделано.

Родители должны также помнить о том, что развитие речи тесно взаимосвя­зано с формированием всех остальных интеллектуальных способностей. Поэтому задержка в речевом развитии у детей часто сопровождается и общим отста­ванием в развитии, несмотря на то, что природные интеллектуальные способности у них могут быть совершенно нормальными.

 

Что такое алалия?

К наиболее тяжелым расстройствам развития речи относятся алалии. Алалия — недоразвитие речи, связанное с нарушением функций речевых центров голо­вного мозга. Если малышу уже 3-4 года, он хорошо слышит, но говорит мало и неразборчиво, допускает много ошибок в оформлении фразы, то можно пред­положить, что у ребёнка имеется алалия. Алалия — сложное системное наруше­ние всей системы языка, ее смысловой и звуковой сторон.

Недостаточный уровень развития речевых центров коры больших полу­шарий головного мозга, лежащий в основе алалии, может быть врожден­ным или возникать в результате повреждений мозга в доречевом периоде. Причиной алалии может быть раннее органическое повреждение ЦНС в связи с патологией течения беременности и родов. В последние годы осо­бое внимание исследователей привлекает роль наследственных факторов в формировании как речевых способностей, так и различных нарушений развития речи, в том числе алалии.

Таблица 2

Родителям о развитии речи у детей. Как вовремя заметить нарушения?

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.