|
Направлении слабовидящих детей в специальные школыПреобладающее большинство детей с недостатками зрения, как уже говорилось, может успешно обучаться в массовой школе. Для этого надо обеспечить такие условия, при которых они могли бы получить среднее образование и сохранить зрение. Обучению в массовой школе подлежат все дети с остротой зрения на лучшем глазу 0,4 и выше с коррекцией оптическими стеклами. Учащиеся с остротой зрения на лучшем глазу 0,3 и ниже с коррекцией стеклами подлежат направлению в специальные школы для слабовидящих, а с остротой зрения 0, 04 и ниже — в школы слепых детей. Вопрос о направлении в специальные школы решается в соответствии с инструкцией Министерства просвещения СССР о приеме учащихся в специальные школы для детей с нарушениями зрения. При направлении в специальные школы учитываются офтальмологические показания, характеризующие состояние основных зрительных функций. Чтобы решить вопрос, в какой тип специальной школы направить детей с нарушениями зрения, учитываются состояние остроты зрения, поля зрения, тяжесть поражения органа зрения, причины утраты или снижения зрения, течение патологического процесса, а также другие, сочетающиеся со слабовидени-ем, нарушения центральной нервной системы. щ Направление в специальные школы производится строго индивидуально. Например, при относительно нормальной остроте зрения и значительном сужении поля зрения (до 30°) детей следует направлять в специальные школы для слабовидящих. Дети с остротой центрального зрения в пределах от 0,05—0,08 при некоторых клинических формах нарушений органа зрения (дистрофия сетчатки, хореоретини-ты, дистрофия желтого пятна, злокачественная близорукость, гидрофтальм и другие формы глаукомы, характеризующиеся частыми приступами и падением зрения) направляются в специальные школы для слепых. В других случаях дети с остротой зрения 0,05 и выше (при катаракте, афакии, близорукости, близоруком астигматизме и др.) направляются в школы для слабовидящих. Дети с более высокой остротой зрения, 0,4 и выше, подлежащие согласно инструкции Министерства просвещения СССР обучению в массовых школах, в исключительных случаях могут направляться в специальные школы, если у них серьезно нарушены другие функции зрительной системы. Дети, направляемые в школы слабовидящих, различают шрифт № 9 таблицы для определения остроты зрения вблизи с расстояния не ближе 15 см при обычной оптической коррекции. В специальные школы направляются также слабовидящие дети с временными задержками и нарушениями умственного развития, с недоразвитием слуха, речи, а также с двигательными нарушениями (при условии, если они умеют себя самостоятельно обслужить и передвигаться без посторонней помощи). Учащиеся с нарушениями зрения, сопровождающимися поражением центральной нервной системы, подлежат направлению в лечебные учреждения Министерства здравоохранения СССР или в детские учреждения Министерства социального обеспечения той или иной союзной республики. К числу таких детей относятся: а) дети, у которых слабовидение или слепота сопро б) дети с первичным недоразвитием двигательных в) дети с глубокими первичными нарушениями и от г) дети с глубокой степенью отклонений умственного д) дети-психопаты с глубокими нарушениями эмо е) дети с серьезными соматическими нарушениями, ж) дети с диффузными нарушениями центральной Все эти учащиеся, как было показано выше, имеют серьезные первичные и вторичные отклонения в развитии. Они не могут учиться в массовых школах. Направление в специальную школу для слепых и слабовидящих производится согласно Положения о республиканских и областных медико-педагогических комиссиях. Областная медико-педагогическая комиссия организуется при областном отделе народного образования. В случае необходимости комиссии могут создаваться, при наличии условий, при районном (городском) отделе народного образования. В своей работе медико-педагогические комиссии руководствуются Инструкцией по приему детей в спецшколу соответствующего типа. Без заключения медико-педа- готической комиссии переводить детей в специальные школы не разрешается. При направлении в медико-педагогическую комиссию предоставляются следующие документы 1 Педагогическая характеристика учащегося, в ко 2 Письменные работы учащихся по родному языку 3. Подробная выписка из истории развития ребенка, подписанная главным врачом детской поликлиники с заключениями: педиатра об общем состоянии ребенка, психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития, отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (приводятся данные о восприятии разговорной и шепотной речи, желательно аудиограммы), офтальмолога с характеристикой органа зрения и с развернутым диагнозом, врача-ортопеда (если у детей нарушена функция опорно-двигательного аппарата). 4 Свидетельство о рождении предъявляется. Примечание. На детей, не обучавшихся в школе, предъявляются только документы, указанные в пп. 3,4. При офтальмологическом обследовании надо принимать во внимание состояние всей зрительной системы, а не ограничиваться определением остроты зрения. Для того чтобы учителя массовой школы и родители детей, направляемых в специальные школы, имели представление о системе обучения слабовидящих детей, кратко остановимся на типах, структуре специальных школ и содержании обучения в них. В Советском Союзе для детей с нарушением зрения имеются следующие специальные общеобразовательные школы: а) 9-летние общеобразовательные трудовые политехнические школы-интернаты (раздельные для слепых и слабовидящих детей)- В этих школах дети обучаются с 7- до 16-летнего возраста. Образовательный уровень соответствует 8 классам массовой школы. При школах слабовидящих имеются приготовительные классы, в которые принимаются дети с 7—8-летнего возраста1; б) средние 11-летние общеобразовательные трудо в) очно-заочные вечерние общеобразовательные сред г) 9-летние вспомогательные общеобразовательные Для обучения слепоглухих детей с нарушением или утратой слуха в системе Министерства социального обеспечения РСФСР создано специальное учебно-воспитательное учреждение. В специальных школах-интернатах слабовидящие школьники и слепые получают такой же объем знаний и умений, как и в массовой школе. В школах созданы условия для овладения основами наук, всестороннего развития, политехнической и профессионально-трудовой подготовки, предусматривается щадящий режим, спо- 1 Для слепых детей дошкольников в г. Уфе имеется специальный «Дом дошкольника», в который принимаются дети с 3- до 6-летнего возраста. Для детей с амблиопией и косоглазием в нашей стране создана сеть специачизированиых детских садов. собствующий предупреждению утомляемости, осуществляется система лечебно-профилактических мероприятий. В целях охраны зрения применяются повышенные нормативы искусственной освещенности, предусматриваются специальные условия учебной работы и специальная система учебного оборудования. Все это создает благоприятные условия для развития зрительного восприятия и повышает работоспособность слабовидящих школьников. Применение специальной мебели, в частности школьных парт, способствует предупреждению недостатков физического развития (нарушение осанки, позы, сколиозы и т. п.). В школах слабовидящих и слепых проводится специально направленная коррекционно-воспи-тательная работа по ритмике, лечебной и профилактической гимнастике и т. д. С детьми, у которых наряду с нарушением зрения отмечаются речевые дефекты, ведутся индивидуальные и групповые логопедические занятия. Наполняемость классов в специальных школах для слабовидящих и слепых детей 12 человек. Небольшое число учащихся в классе позволяет вести индивидуальную работу с учетом особенностей развития каждого ребенка. В специальных школах введены факультативные занятия. Количество часов, отведенных на эти занятия, больше, чем в массовой школе. На этих занятиях учащиеся в соответствии с их интересами, способностями и зрительными возможностями получают более углубленные знания по литературе, математике, музыке истории и другим предметам. На факультативных занятиях учащиеся также обучаются элементам электротехники, машиноведения, специальной графики, машинописи, домоводству, а также разным видам производственного и сельскохозяйственного труда (в соответствии с профилем специальной школы). Учащиеся специальных школ находятся под постоянным медицинским наблюдением со стороны школьных врачей. При некоторых специальных школах созданы ортооптические и плеоптические кабинеты для лечения косоглазия и амблиопии. Наличие сети специальных школ для обучения слабовидящих позволяет осуществить всеобуч в отношении каждого ребенка. Слабовидящие школьники, окончив- 7 М И Земцова 97 шие специальные средние школы, могут на общих основаниях поступать в высшие учебные заведения, а также в профессионально-технические школы и училища по доступным им профилям. По окончании средней школы значительное число учащихся устраивается на работу на предприятия, в колхозы, совхозы и учреждения. Некоторые слабовидящие с низким зрением (0,08 и ниже), а также слепые работают на предприятиях общества слепых, где для них созданы льготные условия (6-часовой рабочий день, увеличенный отпуск, путевки в специальные санатории и дома отдыха). Работающим на предприятиях и в учреждениях слепым и слабовидящим предоставляется целый ряд льгот и преимуществ, позволяющих завершить среднее образование и продолжать образование в высших учебных заведениях по доступным им специальностям. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|