Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СЕМЬЕ





ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СЕМЬЕ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Воспитание и обучение детей с нарушением речи»

 

 

Проверил:

Ст. преподаватель кафедры СПиП Зиганурова Р.В.

 

 

Уфа 2020


 

Введение

В последнее время отмечается рост детей, имеющих нарушения речевого развития. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Большое значение для устранения недостатков, нарушений речевого развития имеет понимание причин, которые легли в основу этих нарушений.

Все причины нарушений можно систематизировать следующим образом: нарушения, связанные с внутриутробным развитием ребенка (особенности прохождения беременности и родов); наследственные причины; причины, в основе которых лежит социальное окружение ребенка; - нарушения, возникшие в результате травм.

В настоящее время широко разрабатывается направление, согласно которому, дети с речевыми нарушениями имеют особенности семейного воспитания.

Процесс целенаправленного воспитания личности, ее информатизация и социализация, акты коррекции в ее развитии и саморазвитии осуществляются в педагогических системах. Категория «педагогическая система» и ее модификации («воспитательная система», «образовательно-воспитательная система», «система образования») – одна из основных в понятийном аппарате педагогики.

Особо актуально рассмотрение такой особой системы как педагогической. В разнообразной педагогической литературе очень много пишут о том, что родитель – профессия педагогическая, поскольку именно родители, в первую очередь, формируют такие качества личности своего ребенка, помогающие ему преодолеть трудности и преграды, которые могут встретиться на жизненном пути. Именно родители воспитывают глубокую человеческую нравственность, основанную на общечеловеческих ценностях, приобщают ко всему прекрасному в окружающем мире, развивают потребность ребенка строить свою жизнь, наполняя ее творческим трудом.

В целях изучения семьи как особой педагогической системы выделяют такую разновидность педагогики как семейная педагогика.

 

Семья, имеющая ребенка с речевой патологией

Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо), является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. Так, например, маленькие дети обычно легко переносят заикание, а старшие тяжело его переживают, так как осознают свой дефект. На почве первоначального непременного чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок стремится к уединению.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная речь. Но не каждый ребенок во время развития самостоятельной речи переживает период, когда при подражании слышимым словам может выполнять правильные акустико-артикуляционные связи.

У детей с проблемами акустико-артикуляционных связей возникают фонетически неправильные слова. У них не развивается своевременно правильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения.

Дети с фонетико-фонематическими недостатками почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему речевому дефекту.

По этому критерию дети делятся на 2 группы:

1) болезненно относящиеся к своему речевому дефекту;

2) безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.

Причиной болезненного отношения к своему дефекту может быть:

-сравнение своей речи с речью других детей;

-насмешки детей над дефектом речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием;

-укоры родителей и близких родственников и т.д.

Причиной безболезненного отношения к своему речевому дефекту может быть:

-неосознание своего дефекта;

-отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка;

-попустительское отношение родителей к дефекту ребенка.

Последнее может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут, и он им не мешает; либо родители считают, что речь - это не самое главное в жизни; либо перспектива, которая уготована ими для ребенка никак, по их мнению, не связана с активной речевой деятельностью.

В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. И то, как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту. Ребенок внушаем, и очень скоро, при отсутствии насмешек со стороны других детей, он придет к выводу, что его собственная речь нормальна, а небольшой дефект - это проявление индивидуальности.

Возможна другая установка: «Ты уже такой большой, а говоришь, словно тебе два года. Ты слышал, чтобы у нас в семье кто-нибудь так говорил? С такой речью тебя не возьмут в школу, с тобой не будут общаться дети. Над тобой все будут смеяться. Неужели так трудно произнести нормально, как все?!».

Комплекс неполноценности, внушаемый родителями, усилится еще больше, если ребенок слышит насмешки со стороны сверстников. Ребенок может замкнуться или приобрести еще один речевой дефект (например, заикание). В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта. Неполноценность речи и связанная с этим неспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.

Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект

Методы работы с семьей

Метод убеждения. Помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Метод наблюдения. Помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, за его досуговой деятельностью.

Метод бесед. Один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Формы сотрудничества с родителями: Индивидуальные. Групповые. Беседы. Анкетирование. Тестирование. Консультирование. Индивидуальные практикумы. Телефон доверия. Почтовый ящик. Консультации. Семинары – практикумы. Групповые собрания. Конференции. Тренинги. Собрания. Родительский клуб. Родительский всеобуч.

Выводы

В результате совместной работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Родители интересуются работой ДОУ. У них повышается компетентность в психолого - педагогических и правовых вопросах. Увеличивается количество обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам. Возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ. В целом наблюдается удовлетворённость родителей работой педагогов и ДОУ.

 

 

Заключение

Литературные данные и опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяют выделить основные психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе обучения. В учебной деятельности это отсутствие интереса к учебе, трудности в понимании учебного материала, рассеянность внимания, низкий объем памяти, затруднения в решении интеллектуальных задач, неадекватные реакции в случае неудач, низкая успеваемость. Помимо проблем в обучении, у этой категории детей также отмечаются проблемы в процессе общения. Наблюдается снижение потребности либо уход от общения как с взрослыми, так и со сверстниками; несформированность форм коммуникации; сложности с включением в общую деятельность; неумение ориентироваться в ситуации общения; особенности поведения: негативизм, тревожность, упрямство, бедность эмоций, низкий уровень самооценки.

Все выше сказанное позволяет представить родителей равноправными с педагогами и психологами партнерами коррекционного процесса, направленного на активизацию в основных видах деятельности речевых, познавательных, эмоциональных и творческих способностей школьников с отклонениями в речевом развитии. В процессе совместной деятельности родители получают квалифицированные советы и информацию от специалистов о причинах возникновения речевого нарушения и простейших способах его коррекции. Родителям также следует знать, как грамотно осуществлять контроль за речью ребенка, оказывать помощь в закреплении усвоенных на занятиях логопеда речевых умений и навыков. Важным условием преодоления имеющихся речевых недостатков является создание нормального психологического климата в семье.

 

 

Список литературы

1.Белякова Л.И. Предупреждение речевых нарушений [Текст]/ Л.И. Белякова // М.: Генезис, 2006. 384с.

2.Жукова Н.С. Если Ваш ребенок отстает в развитии [Текст]/ Н.С. Жукова// М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 222 с.

3.Залмаева Р.Я. Сам себе логопед [Текст]/ Р.Я. Залмаева// СПб.: ИП РАМ, 2000, 325 с.

3. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - 2-е изд, стереотип. - М.: Академия, 2000.

4.Козырева Л.М. Ребенок от рождения до пяти лет [Текст] / Л.М. Козырева// Уфа, 2000. 168 с.

5.Кольцова М.М, Ребенок учится говорить [Текст]/ М.М Кольцова// М.:Айрис-пресс,2001. 489 с.

6.Мазурова Н.В. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушением речи [Текст]/ Н.В. Мазурова// Cмоленск,1997. 323с.

7.Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи [Текст]/ А.Г Московкина// М.: Генезис, 2004. 445 с.

8.Рыскина В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей [Текст] /В.Л. Рыскина // Логопед в детском саду, 2008. 216 с.

9.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003. 240 с.

 

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В СЕМЬЕ

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Воспитание и обучение детей с нарушением речи»

 

 

Проверил:

Ст. преподаватель кафедры СПиП Зиганурова Р.В.

 

 

Уфа 2020


 

Введение

В последнее время отмечается рост детей, имеющих нарушения речевого развития. Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Большое значение для устранения недостатков, нарушений речевого развития имеет понимание причин, которые легли в основу этих нарушений.

Все причины нарушений можно систематизировать следующим образом: нарушения, связанные с внутриутробным развитием ребенка (особенности прохождения беременности и родов); наследственные причины; причины, в основе которых лежит социальное окружение ребенка; - нарушения, возникшие в результате травм.

В настоящее время широко разрабатывается направление, согласно которому, дети с речевыми нарушениями имеют особенности семейного воспитания.

Процесс целенаправленного воспитания личности, ее информатизация и социализация, акты коррекции в ее развитии и саморазвитии осуществляются в педагогических системах. Категория «педагогическая система» и ее модификации («воспитательная система», «образовательно-воспитательная система», «система образования») – одна из основных в понятийном аппарате педагогики.

Особо актуально рассмотрение такой особой системы как педагогической. В разнообразной педагогической литературе очень много пишут о том, что родитель – профессия педагогическая, поскольку именно родители, в первую очередь, формируют такие качества личности своего ребенка, помогающие ему преодолеть трудности и преграды, которые могут встретиться на жизненном пути. Именно родители воспитывают глубокую человеческую нравственность, основанную на общечеловеческих ценностях, приобщают ко всему прекрасному в окружающем мире, развивают потребность ребенка строить свою жизнь, наполняя ее творческим трудом.

В целях изучения семьи как особой педагогической системы выделяют такую разновидность педагогики как семейная педагогика.

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.