Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Преодоление речевых нарушений в условиях семьи





Особое внимание родители должны уделять развитию речи детей. Реализация задачи развития речи ребенка в семье должна идти в следующих направлениях:

1. Оказание необходимой посильной помощи своему ребенку в постановке и коррекции звуков, учитывая рекомендации логопеда и воспитателей группы.

2. Проведение специальных игровых упражнений, способствующих устранению и предупреждению нарушений в звукопроизношении.

3. Применение специальных игровых упражнений для стимулирования фонематического слуха (различение звуков), речевого внимания (умение слушать и слышать взрослого, выполнять действия согласно словесной инструкции: «Слушаем звуки улицы», «Кто так кричит?», «Найди игрушку» (по словесным указаниям взрослого) «Игра в рифмы» (подбор слов, близких по звучанию: лягушка - петрушка - ватрушка - старушка).

4. Чтение художественной литературы вместе с детьми.

5. Обращение внимания детей на то, из чего сделаны предметы, какими свойствами они обладают; показывание действия в практическом плане: например, пластмассовая лодочка плавает, а металлический ключ тонет.

6. Обращать внимание детей на верное употребление предлогов в повседневной речи.

7. Стремиться к тому, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка, соответствовала нормам литературного языка.

8. После просмотра фильмов, прослушивания сказок помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося персонажа.

9. Обучение ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми.

10. Показ ребенку примера ведения диалога за столом, в гостях, при разговоре по телефону и т. п.

Для того чтобы установить эффективный контакт с ребенком на довербальном этапе развития, родителям нужно обращать особое внимание на следующие моменты:

1. Не дожидаясь сигнала от ребенка (плач, гуление), постараться удовлетворить его потребности.

2. Следить за взглядом ребенка и называть словом предмет его интереса.

3. Имитировать звуки и действия ребенка.

4. Изменять слова в разговоре, а затем ждать ответа.

5. Использовать бессловесные указания, мимику, голос.

6. Быть адекватно требовательным к ребенку.

Взрослому необходимо соблюдать требования к речи:

1. Правильно произносить все звуки родного языка.

2. Добиваться ясной, четкой и отчетливой речи, т.е. вырабатывать хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т.е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции.

7. Не допускать в разговоре с детьми повышенного тона и грубых выражений. Значительный вклад в развитие речи ребенка с нарушениями речи вносит художественная литература, а точнее, совместное чтение с родителем и рассматривание картинок. Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский считал, что, кроме развивающего значения собственно чтения, даже совместное рассматривание картинок, иллюстраций является лучшим средством сближения с детьми. Детскую литературу можно представить в виде нескольких групп. Первую групп детской литературы составляют сочинения для самых маленьких - это пестовый фольклор и потешки. Пестовый фольклор - колыбельные, приговоры при расчесывании, купании, заболевании ребенка - призван был защитить малыша или помочь ему. Потешки адресованы более старшим детям, они ритмически организованы и не читались, а произносились нараспев, как правило, сопровождались какими-либо действиями взрослого - похлопыванием, покачиванием, поглаживанием, подбрасыванием. При этом происходил приятный для ребенка физический контакт с близким взрослым и восстанавливалось эмоциональное равновесие. В этой функции такие игры могут использоваться на протяжении всего периода дошкольного детства как в условиях детского сада, где нагрузка на нервную систему детей особенно велика, так и в семье. Вторая группа - произведения, способствующие интеллектуальному развитию ребенка: в зависимости от его возраста на первый план выдвигаются совершенно разные задачи. В соответствии с ними в фольклоре для каждой возрастной группы имелись свои произведения. Самым маленьким адресованы так называемые кумулятивные сказки - такие, как «Репка», «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и т. п. Многократно слушая их, ребенок привыкает к тому, что герои появляются всегда в строго определенном порядке. С каждым следующим героем происходит одно и то же типовое событие, и он занимает свое место в ряду. Идея упорядоченной последовательности чрезвычайно важна для усвоения впоследствии абстрактной идеи порядка вообще - в частности, представления о числовой последовательности, числовом ряде. В других сказках - например в сказке «Три медведя» - дети сталкиваются с понятиями о соответствии размеров. Через сказки дети получают и первые представления о логике - сначала, естественно, о житейской логике соответствия поведения объективным закономерностям природы. Таковы сказки про лубяную и ледяную избушку и ее английский аналог - сказка «Три поросенка», для более старших детей – «Вершки и корешки» и западный аналог «Еж и заяц». Сказки для детей старшего дошкольного возраста формируют у ребят представление о необходимости учения. Эту задачу, например, решает сказка «Буратино» в авторском варианте Алексея Николаевича Толстого (ее западный прототип - сказка «Пиноккио» Карло Коллоди). Во всех этих сказках, кроме того, утверждается ценность интеллекта, его практическая польза. Ребенок учится понимать, что за глупость приходится расплачиваться, глупого обязательно обманывают и никому его не жалко, потому что он сам виноват в том, что с ним произошло. Третья группа сказок знакомит детей со сценариями поло-ролевого поведения. Они адресованы ребятам более старшего возраста. Все волшебные сказки содержат нравственный аспект, они дают детям эталонные представления о добре и зле. В русских сказках - это смелость, сострадание к ближнему, уважение к старшим, уважение к природе, растениям и животным, отсутствие корысти и жадности, терпение, трудолюбие, верность слову и постоянство в привязанностях - для девушек; незлопамятность и неспособность к мести - для юношей. Особая задача при знакомстве детей с литературой - воспитание эстетического вкуса и любви к родной русской речи. Безусловно, эту задачу решают и все перечисленные выше произведения. Но особый слой отечественной литературы образует авторская поэзия. К поэтической форме дети привыкают с рождения, слушая колыбельные и другие песни, приобщаясь к рифмованному пестовому и потешному фольклору. Былины также являются поэтическими текстами - и лучше детям иметь дело именно с ними, а не с прозаическими примитивными сюжетными пересказами.

Для достижения оптимальных результатов по коррекции и развитию речи у детей, родителям необходимо:

1. Осуществлять к ребенку индивидуальный подход.

2. Выполнять требования логопеда и воспитателя.

3. Регулярно посещать логопедические занятия и выполнять домашние задания.

4. Соблюдать правильный распорядок дня.

5. Создавать условия для спокойного ночного отдыха.

6. Выполнять упражнения на пополнение лексического запаса речи, развитие артикуляционной и мелкой моторики, слухового и зрительного восприятия и внимания.

7. Читать и разучивать стихи, народные сказки, басни, использовать сюжетно-ролевые игры.

8. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность с логопедом, психоневрологом, психологом и другими специалистами.

Методы работы с семьей

Метод убеждения. Помогает убедить родителей в последствиях их антиобщественного поведения. С помощью данного метода можно добиться, чтобы родители сами начали искать путь выхода из сложившейся ситуации.

Метод наблюдения. Помогает собрать больше материала для организации воспитательной работы в семье. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, за его досуговой деятельностью.

Метод бесед. Один из самых распространенных методов при работе с родителями, позволяющий в доверительной обстановке выяснить причины проблем в семье и наметить пути их решения.

Формы сотрудничества с родителями: Индивидуальные. Групповые. Беседы. Анкетирование. Тестирование. Консультирование. Индивидуальные практикумы. Телефон доверия. Почтовый ящик. Консультации. Семинары – практикумы. Групповые собрания. Конференции. Тренинги. Собрания. Родительский клуб. Родительский всеобуч.

Выводы

В результате совместной работы родители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка. Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях. Родители интересуются работой ДОУ. У них повышается компетентность в психолого - педагогических и правовых вопросах. Увеличивается количество обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам. Возрастает интерес к мероприятиям, проводимым в ДОУ. В целом наблюдается удовлетворённость родителей работой педагогов и ДОУ.

 

 

Заключение

Литературные данные и опыт работы с детьми, имеющими речевые нарушения, позволяют выделить основные психолого-педагогические проблемы, возникающие в процессе обучения. В учебной деятельности это отсутствие интереса к учебе, трудности в понимании учебного материала, рассеянность внимания, низкий объем памяти, затруднения в решении интеллектуальных задач, неадекватные реакции в случае неудач, низкая успеваемость. Помимо проблем в обучении, у этой категории детей также отмечаются проблемы в процессе общения. Наблюдается снижение потребности либо уход от общения как с взрослыми, так и со сверстниками; несформированность форм коммуникации; сложности с включением в общую деятельность; неумение ориентироваться в ситуации общения; особенности поведения: негативизм, тревожность, упрямство, бедность эмоций, низкий уровень самооценки.

Все выше сказанное позволяет представить родителей равноправными с педагогами и психологами партнерами коррекционного процесса, направленного на активизацию в основных видах деятельности речевых, познавательных, эмоциональных и творческих способностей школьников с отклонениями в речевом развитии. В процессе совместной деятельности родители получают квалифицированные советы и информацию от специалистов о причинах возникновения речевого нарушения и простейших способах его коррекции. Родителям также следует знать, как грамотно осуществлять контроль за речью ребенка, оказывать помощь в закреплении усвоенных на занятиях логопеда речевых умений и навыков. Важным условием преодоления имеющихся речевых недостатков является создание нормального психологического климата в семье.

 

 

Список литературы

1.Белякова Л.И. Предупреждение речевых нарушений [Текст]/ Л.И. Белякова // М.: Генезис, 2006. 384с.

2.Жукова Н.С. Если Ваш ребенок отстает в развитии [Текст]/ Н.С. Жукова// М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. 222 с.

3.Залмаева Р.Я. Сам себе логопед [Текст]/ Р.Я. Залмаева// СПб.: ИП РАМ, 2000, 325 с.

3. Зверева О. Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О. Л. Зверева, А. Н. Ганичева. - 2-е изд, стереотип. - М.: Академия, 2000.

4.Козырева Л.М. Ребенок от рождения до пяти лет [Текст] / Л.М. Козырева// Уфа, 2000. 168 с.

5.Кольцова М.М, Ребенок учится говорить [Текст]/ М.М Кольцова// М.:Айрис-пресс,2001. 489 с.

6.Мазурова Н.В. Особенности семьи, имеющей ребенка с нарушением речи [Текст]/ Н.В. Мазурова// Cмоленск,1997. 323с.

7.Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи [Текст]/ А.Г Московкина// М.: Генезис, 2004. 445 с.

8.Рыскина В.Л. Особенности диалога взрослого и ребенка с нарушениями в развитии и некоторые методы работы с семьей [Текст] /В.Л. Рыскина // Логопед в детском саду, 2008. 216 с.

9.Шашкина Г.Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками. – М., 2003. 240 с.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.