Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава 2. Австро-прусская война 1866 года её значение





В объединении Германии

 

В феврале 1866 года Австрия отклоняет притязания со стороны Пруссии. На заседании прусского кабинета Бисмарк заявляет, что он видит единственное и правильное разрешение спора с Австрией в объявлении ей войны.

Австрийское правительство обратилось к германским государствам с предложением обсудить шлезвиг-голштинский вопрос в Союзном сейме (Бундестаг) и в случае открытого разрыва с Пруссией мобилизовать свои войска. Пруссия, в свою очередь, уведомила эти государства, что она в ответ на австрийские военные приготовления принимает «оборонительные» меры и в случае нападения Австрии надеется получить поддержку с их стороны. Вместе с тем, Бисмарк позаботился о союзнике против Австрии. В апреле 1866 года Пруссия подписала союзный договор с Италией, пообещав ей свою поддержку в обмен за Венецианскую область, которая была частью Австрии в то время[19].

Бисмарк понимал, что будущая война с Австрией не будет популярна в Германском союзе. Поэтому в Берлине искали повод для развязывания войны. Такой повод нашёлся. Этот повод состоял в том, что в Голштейне, якобы, из-за действий австрийского губернатора, положение дел находится в плохом состоянии. Придравшись к действиям австрийского губернатора, Бисмарк вводит прусские войска в герцогство. Австрия вносит в общегерманский парламент, который заседал во Франкфурте, предложение осудить Пруссию за её агрессивные действия. Австрийское предложение поддержало ряд государств: Бавария, Саксония, Вюртемберг и др. Грубая провокационная политика Бисмарка настраивала эти государства против Пруссии. Великодержавные планы и агрессивность Пруссии пугали их. Апелляция Австрии к ландтагу была охарактеризована Пруссией, как нарушение Гаштейской конвенции.

Таким образом, два соседних государства одного союза стояли на пороге войны.

16 (17) июня 1866 года началась Австро-прусская война. Австрия вступила в войну в более не выгодном положении нежели Пруссия, так как она уже воевала с Италией. Таким образом, Австрия вела военные действия на два фронта. Выступившие на стороне Австрии: Бавария и другие государства, не улучшали положение австрийской армии. Если на итальянском фронте Австрия и была успешной, то в борьбе с пруссаками вынуждена была отступить. 3 июля 1866 года в Чехии при деревне Садова (близ Кёниггреца) Пруссия нанесла Австрии поражение. Причина: Вооружение Пруссии было намного лучше, чем у Австрии. Прусские войска имели современные игольчатые ружья, которые заряжались с казённой части ружья.

После разгрома под Садовой Франц-Иосиф обратился к императору Франции Наполеону III (1808-1873), который внимательно отслеживал обстановку в Европе, с просьбой посредничать при заключении мира с Италией, намереваясь продолжить войну с Пруссией. Наполеон уведомил об этом Бисмарка. Пока Наполеон и Бисмарк обменивались телеграммами, прусские войска подошли к Вене. Наполеон опасался полного разгрома Австрии и стремился ограничить условия мира тем, что уже стало неизбежным ввиду победы прусской армии над австрийской. Французское предложение о мире фактически предусматривало господство Пруссии в новом германском образовании. Наполеон предложил создать новый Германский союз к северу от реки Майн, а старый союз ликвидировать.

Таким образом, Австрия остаётся одна, которая не будет входить в этот новый союз и её любое участие уже исключается. Во главе становится Пруссия[20]. Тем самым, французское предложение о мире фактически предусматривали господство Пруссии в новом германском государственном образовании. Эти предложения Пруссия охотно приняла, так как они отвечали замыслу политики Бисмарка.

Поскольку Бисмарк рассчитывал в будущем сделать Австрию союзницей Пруссии, он постарался уговорить Вильгельма I и высшее военное командование от намерения взять Вену, так как Бисмарк считался с опасностью выступления Франции на стороне Австрии, в случае взятия столицы Австрии прусскими войсками. Бисмарк употребил все средства давления на короля, включая угрозу отставки и вынудил всё-таки Вильгельма I не занимать Вену, не уничтожать Австрию[21]. 26 июля 1866 года было подписано Никольсбургское перемирие на условиях, предложенных Францией.

Пруссии пришлось ещё преодолевать трудности в отношениях и с Россией. Александр II требовал созыва всеевропейского конгресса для разрешения вопросов, вызванных Австро-прусской войной. Россия была обеспокоена политикой Бисмарка, который стремился ликвидировать некоторые германские государства, главы которых находились в родстве с русской династией. Нарушение «священного права» монархий, одобрение Бисмарком принципа парламентаризма, явилось предметом обсуждения между Берлином и Петербургом.

Бисмарк действительно расправился с мелкими германскими государствами, которые были союзниками Австрии. Нассау, Ганновер, город Франкфурт-на-Майне и курфюршество Гессенское были ликвидированы, а их земли присоединены к Пруссии. Этим самым была устранена чересполосица, разделявшая западные и восточные владения прусской монархии. После этих территориальных захватов Пруссия превратилась в огромное германское государство с населением в 24 миллиона человек. Таким образом, действия Бисмарка были самым прямым и безусловным нарушением «священных» правомерных традиций. Столь же вызывающим был и план введения всеобщего избирательного права в будущем Северогерманском союзе. Однако это не означало, что Отто пренебрегал интересами юнкерства и монархии. Бисмарк осознавал, что революция неизбежна и в таком случае, лучше провести её «сверху», чем стать её жертвой. Энгельс писал: «Это была полная революция, проведённая революционными средствами»[22].

Несомненно, талант Бисмарка проявился и в дипломатии. В результате длительных переговоров, которые сопровождались в том числе и угрозами, Бисмарк смог убедить Александра II (1818-1881) отказаться от вмешательства в германские дела, тем более, что Англия, а также Франция не поддержали предложения России[23]. Не менее удачно Бисмарк справился и с требованиями Наполеона III. Встревоженный усилением Пруссии, Наполеон добивался передачи под власть Франции Пфальца с крепостью Шпейер, Саарского бассейна и рейнской части Гессен-Дармштадта с крепостью Майнц. В ответ на эти домогательства Пруссия пригрозила Франции войной, одновременно предложив своё содействие в передаче ей Бельгии и Люксембурга. Наполеон, недолго думая, согласился на предложение Пруссии. Расчёт со стороны Бисмарка был прост. Он не сомневался, что Англия не допустит перехода Люксембурга и Бельгии к Франции. Окончательные переговоры с Наполеоном Бисмарк оттягивал, чтобы за это время договориться с Англией. Вот здесь и наблюдается политический гений Бисмарка: искать и находить выгоду во всём, даже там, где невозможно (по мнению остальных) ничего найти или приобрести. Не каждый «мастер» может работать на три-четыре фронта или направления и сочетать несочетаемое.

Каковы же были планы Бисмарка в дальнейшем? Следующим шагом Бисмарка было во что бы то ни стало подчинить окончательному влиянию Пруссии южногерманские государства, которые выступили на стороне Австрии. Они попытались прибегнуть к посредничеству Наполеона, при переговорах о мире, но Бисмарк отверг любое посредничество и вынудил их вести переговоры непосредственно с Пруссией. Вначале, Бисмарк ошеломил своих противников требованием о возложении на них большой контрибуции и значительных территориальных уступок, но вскоре изменил тактику. Прусские условия были значительно смягчены. Это и вынудило правителей южногерманских государств пойти на заключение военного союза с Пруссией. При этом, Бисмарк ознакомил своих бывших противников с требованиями Франции: территориальные претензии по отношению к южногерманским государствам. Этим самым, Бисмарк восстановил южногерманские государства против Франции, т.е. «убил двух зайцев». Опять же: природные задатки по праву рождения, его гений, или его дальновидное мастерство в политических интригах настраивать вся и всё друг против друга, кто может дать ответ в настоящее время? Упомянутый мной выше историк Н.В. Стариков считает, что у Бисмарка, несомненно, был политический талант, что и обуславливало успех «железного» канцлера в его управлении государством.

В период с 13 августа по 21 октября 1866 года, Вюртемберг, Бавария, Баден, Гессен-Дармштадт, а также Саксония, заключили с Пруссией военные соглашения (конвенции) сроком на пять лет. 23(24) августа 1866 года в Праге был подписан мир с Австрией, основанный на Никольсбургском перемирии[24].

Таким образом, в ходе этой войны был разрушен и похоронен старый Германский союз, а Австрия навсегда устранена от участия в общегерманских делах и влияния на них уже не имела. Победоносный для Пруссии исход войны предопределил, в дальнейшем, ход объединения Германии в империю.

Итак, в результате Австро-прусской войны Австрия была исключена из Германского союза. После заключения мира с Австрией Бисмарк поспешно приступил к образованию нового Германского союза, и работа по созданию нового союза пошла достаточно быстрыми темпами. В августе, когда война ещё не закончилась, он обращается к государствам Германии с соответствующим предложением, которое приняли 18 государств и 3 вольных города: Гамбург, Бремен, Любек и подписали договор с Пруссией о создании Северогерманского союза. В декабре 1866 года представители этих государств и городов съехались в Берлин в созванный учредительный рейхстаг и приступили к обсуждению проекта конституции будущего союза. В начале 1867 года конституция была принята и был создан Северогерманский союз, в котором Пруссия заняла господствующее положение. В Союз не вошли: Бавария, Вюртемберг, Баден и часть Гессен-Дармштадта, но которые уже состояли в военном блоке с Пруссией и были тесно связаны с ней экономически. Одобренная ландтагами конституция вступила в силу 19 июня 1867 года. Вступившие в Союз государства сохраняли свои порядки и законы, не меняли монархическое устройство. Во главе Северогерманского союза стоял президент, на должность которого пожизненно назначался прусский король. Северогерманский союз имел парламент, избранный на основе всеобщего избирательного права. Рабочим органом Союза был Союзный совет, состоявший из министров и представителей от всех государств. Канцлером Северогерманского союза 2 июля 1867 года был назначен Бисмарк. Присоединение Ганновера, Гессена, Нассау, а также вольного города Франкфурта-на-Майне к Пруссии увеличило её население на 4 миллиона человек. А всего под знаменем прусской монархии было объединено 30 миллионов немцев. Пруссия занимала в Союзе 5/6 территории и 4/5 населения.

Ф. Энгельс писал: «Конституция Северогерманского союза, была скроена по шаблону прусской конституции, в том истинном её толковании, которое она получила в конституционном конфликте. Отказ от вотирования налогов был воспрещён. Союзный канцлер и его министры назначались прусским королём независимо от какого-либо парламентского большинства. Утвердившаяся благодаря конфликту независимость армии от парламента была сохранена и по отношению к рейхстагу. Зато у членов этого рейхстага было горделивое сознание, что они избраны на основе всеобщего избирательного права»[25]. Права рейхстага ограничивались не только властью короля Пруссии, но и Союзным советом, в который входили представители правительств союзных государств.

Введение всеобщего избирательного права говорило о том, что, всё-таки, происходили определённые изменения в функциях государственной власти в Пруссии. Таким образом, руководимое Бисмарком юнкерское государство, приобрело бонапартистские черты. К. Маркс писал: «…Старая абсолютная монархия должна была полностью превратиться в специально для этой цели выработанную государственную форму: в бонапартистскую монархию»[26]. Одним из признаков такой монархии было введение избирательного права, действие которого Бисмарк хорошо изучил в свою бытность прусским послом при дворе Наполеона III. Всеобщее избирательное право (только для нижней палаты), хотя и называлось всеобщим, но таковым не было. На самом деле солдаты, женщины и домашняя прислуга исключалась из голосования.

Прусскому королю, как главе Северогерманского союза, принадлежало верховное командование вооружёнными силами Союза. В Союзном совете, в который входили представители правительств всех союзных государств, главное положение занимала тоже Пруссия. Прусский генеральный штаб по факту стал высшим военным органом всего Северогерманского союза. В общесоюзный рейхстаг выборы проходили на основе всеобщего (для мужчин, достигших 24 лет) и прямого (но не тайного) голосования. Большинство мест также принадлежало Пруссии. Правительство Пруссии не было ответственно перед рейхстагом. Везде и всюду стало слишком много Пруссии.

Создание Северогерманского союза современники оценивали, как революцию, проведённую «сверху», в результате которой было обеспечено всеобщее избирательное право и в значительной степени исчезла обособленность немецких государств. Это привело, в итоге, к тому, что буржуазные либералы примирились с политикой прусского правительства, которая была по своей сути реакционной. Многие вожди либералов открыто перешли к поддержке Бисмарка и безоговорочно одобряли его политику. В дальнейшем, либералы стали опорой для Бисмарка.

Бисмарк никогда не выпускал из своих рук политической власти. Он смог увидеть, понять в чём заключаются интересы и потребности буржуазии, и стал принимать меры, которые облегчили рост капиталистической промышленности и развитие товарооборота. Буржуазия же, видя, что им дают «зелёный свет» с удвоенной энергией начала удовлетворять свои материальные интересы. Бисмарк, также, поддержал буржуазию и в сфере политики, но только до определённой степени и эта граница проходила в виде всеобщего избирательного права. Сама идея всеобщего избирательного права была только приманкой для буржуазии, которая, та, с удовольствием и поспешно «заглотила». Буржуазия нужна была в политике только в качестве «статиста». В. Либкнехт писал: «Лучшей приманки, как всеобщее избирательное право 1848 года, нельзя и придумать. Оно перебрасывало мост между бисмарковской революцией сверху и революцией 1848 года снизу и порождало в… массах иллюзию, будто возвеличенная за счёт Германии юнкерско-полицейско-солдатская Пруссия и является осуществлением той Германии, о которой мечтала демократия»[27]. Успех Бисмарка фактически означал, что он, будучи откровенным реакционером, оказался более революционным, чем либеральная буржуазия. К моменту подписания окончательного мира с Австрией относятся слова Бисмарка: «Если революция должна произойти, лучше мы сделаем её сами, чем станем её жертвами».

Объединение северной Германии, вокруг развитой в промышленном отношении Пруссии, соответствовало интересам крупной буржуазии. Большинство либеральных депутатов одобрило в 1866 году, задним числом, всю прошлую политику Бисмарка, признавая тем самым правильность пути объединения Германии «железом и кровью». Военные победы Пруссии, введение всеобщего избирательного права, а также сохранение власти за дворянством и юнкерством послужили для либеральных депутатов основанием для такого вывода. Противоречия и открытые конфликты Бисмарка, по словам В.И. Ленина, с «народными представителями» из буржуазии стали затухать, как «последняя вспышка семейной ссоры».

Граница по реке Майн между Северогерманским союзом и южными немецкими государствами осталась в силе, но она не представляла собой реального препятствия для экономических и культурных связей между государствами. На укрепление экономики Германии были направлены такие мероприятия союзного правительства, как установление свободы передвижения и жительства, введение единой системы мер и весов, введение единого для всего Союза торгового кодекса и единого вексельного права. В 1867 году был возобновлён Таможенный союз, который охватил всю Германию, включая и южногерманские государства, и этим экономически подготовил завершение объединения страны.

Таким образом, создание Северогерманского союза, в котором руководство принадлежало Пруссии, предрешило объединение Германии под прусским главенством. По сути своей, этот Северогерманский союз в Центральной Европе обозначил себя как новое государство на политической карте мира. Окончательное же завершение объединения Германии произошло через несколько лет в результате победы Пруссии в Франко-прусской войне 1870-1871 годов, которая и явилась главным третьим, и последним этапом в объединении Германии во Второй рейх. А пока, вне Союза оставались южные немецкие государства: Бавария, Саксония, Вюртемберг, Баден и др. Император Франции Наполеон III препятствовал объединению южных германских земель с Пруссией из-за боязни иметь опасного соседа на восточных границах и боялся вполне обоснованно. Бисмарк же, стал готовить третью, последнюю войну за объединение Германии и на этот раз уже против имперской Франции, которая, впрочем, вскоре после пленения Наполеона III в битве под Седаном в Франко-прусской войне, стала третьей республикой, но это уже другая история.








Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.