Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация?





 

Как мы уже отмечали в первой главе, этот вопрос — один из самых трудных. Здесь действует слишком много факторов, чтобы можно было дать однозначный ответ.

С одной стороны, имеются биологические данные о существовании нервных механизмов, участвующих в агрессивном поведении; а с другой стороны, результаты исследований, проведенных в последнее десятилетие, говорят о первостепенной роли социальных факторов в развитии агрессивности. К тому же существуют самые различные теории, каждая из которых выдвигает свои аргументы в защиту того или иного положения, и их противоречивость никак не способствует пониманию интересующего нас феномена. Мы постараемся изложить важнейшие точки зрения.

 

Причинные факторы

 

Биологические аспекты. В настоящее время известно, что существуют центры на уровне лимбической системы (см. приложение А), возбуждение которых автоматически вызывает агрессивную реакцию у таких животных, как собаки или обезьяны. Чрезмерная вспыльчивость, проявляемая некоторыми людьми, может быть обусловлена повреждениями миндалевидных ядер, расположенных в височных долях головного мозга (Mark, Erwin, 1970).

Некоторые исследователи пытались выяснить роль лимбической системы, производя ее удаление у обезьян. Оказалось, что животные после этого становились смирными как овечки и сохраняли невозмутимое спокойствие даже в случае нападения на них (Kluver, Bucy, 1939). Более поздние исследования, однако, показали, что к этому причастны лишь определенные отделы лимбической системы (Smith et al., 1970).

В других экспериментах было установлено, что кошка, у которой удалена кора большого мозга и в результате лимбическая система «оголена», продолжает вести себя как будто бы нормально, но внезапно впадает в ярость при малейшем противодействии ее желаниям или даже незначительной боли.

Таким образом, результаты этих исследований указывают на важнейшую роль лимбической системы в агрессивном поведении, а также на роль коры головного мозга в контроле проявлений агрессивности. Как именно будет действовать кора, осуществляя этот контроль, зависит главным образом от жизненного опыта индивидуума, в особенности от социальных условий в период его развития; это мы увидим позже при рассмотрении теории Карли.

Социальные аспекты. Проведя обширное обследование в Чикаго, Эрон (Eron, 1982) выявил черты детей, пользующихся репутацией жестоких, и вместе с тем особенности их родителей и условия, в которых им приходится жить. Он отметил, что жестокие дети — это, как правило, дети, которых не любят и которые мало интересуются школьными делами. Их легко увлекают агрессивные фантазии, заимствованные, в частности, из фильмов со сценами насилия, которые они смотрят по телевидению и героям которых подражают. Что касается родителей таких детей, то это большей частью тоже люди, весьма склонные к агрессивности, применяющие к детям телесные наказания (в 96% случаев) и постоянно выражающие неудовольствие по поводу их социального поведения. Они любят насилие, которое выискивают в телефильмах, и осмеивают любое сострадание своих детей к жертвам в этих фильмах.

Кроме того, создается впечатление, что чем моложе и малограмотнее отец, тем больше у его сына шансы стать агрессивным. Что же касается агрессивности девочек, то она, по-видимому, коррелирует с заработком отца: чем меньше отец получает, тем чаще проявляется агрессивность в характере дочери.

 

Теория

 

Нативистские теории. Некоторые этологи считают, что агрессивность свойственна всем животным, включая человека, и это связано с необходимостью занять территорию и защищать ее. Существует, по-видимому, очень мало обществ, в которых ненависть и агрессивность отсутствовали бы полностью (Eibl-Eibesfeldt, 1974).

Однако чаще всего агрессивность животных проявляется в ритуализированной форме со стороны доминантных особей (в жизни волков, например, можно наблюдать, как в знак подчинения один волк подставляет горло под клыки своего более сильного сородича). По мнению Лоренца (Lorenz, 1969), у людей теперь дело обстоит иначе, так как они создали действенные виды оружия, от лука и ружья до атомной бомбы. Это оружие, убивающее на расстоянии, которое позволяет не дожидаться, пока произойдет такое выяснение отношений, как у волков.

Фрейд тоже предварительно сформулировал теорию, согласно которой агрессивность — врожденное свойство. По его мнению, человеческое существо несет в себе тенденцию, которую он назвал «инстинктом смерти», толкающую человека к разрушению и саморазрушению.

Эти два автора полагают, что такой инстинкт разрушения можно преодолеть только путем всемерного развития общения между отдельными людьми, социальными группами и различными культурами.

Интрапсихические теории. Некоторые авторы бихевиористской ориентации, напротив, полагают, что врожденной является не сама агрессивность, а тот факт, что она представляет собой возможный ответ на помеху или на боль.

Доллард и Миллер (Dollard, Miller, 1939) выдвинули идею, что индивидуум, которому помешали действовать, испытывает тем б о льшую досаду (фрустрацию), чем больше он стремился к достижению какой-то цели. Его реакция на помеху выражается тогда в агрессивных действиях по отношению к тому объекту или человеку, который ему препятствует. Это можно назвать «гипотезой фрустрация —> агрессивность».

Что же касается связи между болью и агрессивностью, то она была выявлена (Azrin et al., 1965) в эксперименте с крысами. Крыса, помещенная в клетку с другой крысой, атаковала ее каждый раз, когда через пол клетки пропускали ток. Однако ничего подобного не происходило, если крыса находилась в клетке совсем одна. Исследователи отметили также, что чем сильнее был ток и чем чаще его пропускали, тем сильнее была и агрессивная реакция.

Но несмотря на то, что эти гипотезы очень заманчивы и позволяют объяснить многие факты, тем не менее совершенно очевидно, что не все особи реагируют агрессией на фрустрацию или боль и что агрессивность не обязательно связана с этими моментами, хотя часто бывает и так. И если правдоподобно, что в основе человеческой агрессивности лежит врожденная предрасположенность, то вполне вероятно также, что обучение и жизненный опыт индивидуума в значительной степени влияют на ее проявление.

Нейробиологическая теория. Карли (Karli, 1982) предложил гипотезу, которая отвергает идею, представленную в двух предшествующих группах теорий, — идею о единой агрессивной мотивации, в основе которой лежит один определенный комплекс физиологических механизмов.

Карли провел многочисленные наблюдения над крысами, убивающими мышей, и пришел к выводу, что такое поведение, как и многие другие формы поведения, подвержено влиянию как внешней обстановки, так и предшествующего опыта животного. Один лишь факт изменения окружающих условий может на некоторое время снизить агрессивность у такой крысы. К тому же если двух крыс, убивающих мышей, посадить в одну клетку, то только одна из них — более сильная — будет бросаться на мышей, находящихся в той же клетке. С другой стороны, если крысята росли вместе с мышами, то во взрослом состоянии агрессивность по отношению к мышам у них почти отсутствует. Напротив, если крысята жили в условиях, где им приходилось конкурировать между собой за пищу, то из них вырастало значительно больше крыс-убийц (хотя они не съедали убитых мышей).

Таким образом, по мнению Карли, любое агрессивное поведение зависит как от состояния животного в данный момент, так и от прошлого опыта. Именно эти два фактора и придают сенсорной информации ее «энергизирующие» и «направляющие» свойства.

Теория социального обучения. По мнению таких теоретиков, как Бандура (Bandura, 1973), большинство особенностей нашего поведения развивается в основном путем подражания моделям. Этот автор полагает, что если воспитатели ребенка (родители, учителя) проявляют агрессивность, то и ребенок, подражая им, станет агрессивным. Если же модель будет наказана за свою агрессивность, это уменьшит проявления агрессивности у ребенка. Таким образом, по представлениям сторонников этой теории агрессивность — продукт самого обыкновенного обучения. Она развивается, поддерживается или уменьшается просто в результате наблюдения сцен агрессии и учета ее видимых последствий для агрессивного человека.

Какова же во всем этом роль телевидения?

 

Телевидение и жестокость

 

Вот уже около 20 лет, в основном в Северной Америке, не ослабевает интерес к роли телепередач с демонстрацией актов насилия [*]. Фельзенталь (Felsenthal, 1976) попытался сгруппировать данные различных исследователей, связав их с тремя гипотезами, которые в свою очередь связаны с рассмотренными выше теориями.

[В 1969 г. таких передач было примерно 9 из 10; в 1981 г. меньше, но все еще 2 из 3.]

Гипотеза модели. Она опирается на теорию социального обучения, о которой только что шла речь и согласно которой жестокие герои фильмов (в том числе мультипликационных) служат моделями для реальной жизни (McCarthy et al., 1975). Тогда для уменьшения жестокости важно было бы, по мнению сторонников этой теории, сократить число сцен насилия и заменить их лучше сценами, демонстрирующими сотрудничество между людьми.

Гипотеза катализатора. Согласно этой гипотезе, жестокие сцены служат стимулом для появления импульсов агрессивности у определенного рода лиц, у которых эти сцены как бы отключают тормоза (по принципу катализатора, присутствие которого способно ускорять химическую реакцию).

Гипотеза катарсиса. Эта гипотеза основана на результатах ряда исследований (Kaplan, Singer, 1976; Gorney et al., 1977), которые, напротив, указывают скорее на то, что демонстрация ребенку сцен насилия вызывает у него уменьшение агрессивности: при виде таких сцен происходит ослабление агрессивной напряженности — своего рода катарсис. Если вначале они усиливали степень активации организма (вызывали учащение ритма сердца и дыхания), то в конце концов чувствительность к сценам жестокости уменьшается, что сопровождается понижением физиологических реакций, а также безразличием к актам жестокости, на которые было бы естественно реагировать [*].

[Возможно, именно этим объясняется безразличие, обычно проявляемое свидетелями сцен насилия на станциях метро крупных городов (см. гл. 11).]

 

Рис. 6.22. В какой мере сцены насилия, показываемые по телевидению, способствуют развитию агрессивного поведения у ребенка?

 

Итак, спор еще далеко не решен. Даже если некоторые эксперты Национального института психического здоровья США пришли в 1982 году к выводу, что показ сцен насилия способствует развитию агрессивности у любителей таких зрелищ, все-таки полученные до сих пор данные следует, по-видимому, рассматривать пока лишь как свидетельство наличия корреляции (см. гл. 3), а не обязательно причинно-следственной связи. В конце концов насилие, представленное в вымышленных ситуациях, — это всего только отражение жизненных представлений современного общества, а не причина этих представлений.

 

 

Литература

 

Общие работы

 

Azrin N. H. R., Hutchinson R. R., McLaughlin R. (1965). "The Opportunity for Aggression as an Operant Reinforcer during Adversive Stimulation", Journal of Experimental Analysis of Behavior, n° 8, p. 171-180.

Bandura A., 1973. Aggression: A social learning analysis, Englewood Cliffs, New Jersey, Prentice-Hall.

Dollard J., Doob L. W., Miller N. E., Mowrer O. H., Sears R. R., 1939. Frustration and aggression, New Haven, Yale University Press.

Eibl-Eibesfeldt I., 1972. Contre l'agression, Paris, Stock.

Eron L. D. (1982). "Parent-child interaction, television violence, and aggression of children", American Psychologist, n° 37, p. 197-211.

Felsenthal N., 1976. Orientations to mass communication, Chicago, Science Research Association.

Gorney R., Loye D., Steele G. (1977). "Impact of dramatized television entertainment on adult males", American Journal of Psychiatry, n° 134, p. 170-174.

Kaplan R. M., Singer R. D. (1976). "Television violence and viewer aggression: A reexamination of the evidence", Journal of Social Issues, n° 32, p. 35-70.

Karli P., 1982. Neurobiologie des comportements d'agression, Paris, PUF.

Kluver H., Вису P. C. (1937). "Psychic blindness and other symptoms following bilateral temporal lobectomy in rhesus monkey", American Journal of Physiology, n° 119, p. 352-353.

Lorenz K., 1969. L'agression: une histoire naturelle du mal, Paris. Flammarion.

Mark V. H., Ervin F. R., 1970. Violence and the brain, New York, Harper and Row.

McCarthy E. D., Langner T. S., Gersten J. C., Eisenberg J. G., Orzeck L. (1975). "The effects of television on children and adolescents: Violence and behavior disorders", Journal of Communication, n° 25, p. 71-85.

National Institute of Mental Health, Television and behavior: Ten years of scientific progress and implications for the eighties, Washington D. C., Author, 1982.

Smith D., King M., Hoebel B. G. (1970). "Lateral hypothalamic control of killing: Evidence for a cholinoreceptive mechanism", Science, n° 167, p. 900-901.

 

Цитированная литература

 

Bandura A., 1969. "Social learning theory and identificatory processus", in: D. A. Goslin (Ed.), Handbook of socialization theory and research, Chicago, Rand McNally.

Bancroft J. (1981). "Hormones and human sexual behavior", British Medical Bulletin, n° 37, p. 153-158.

Bell A. P., Weinberg M. S. (1978). Homosexualités, Paris, Albin Michel, 1980.

Biller H., Meredith D., 1975. Father power, New York, Doubleday.

Blaffer Hrdy S., 1984. Des guenons et des femmes, Paris, Tierce.

Bolles R. C., 1974. "Cognition and motivation: Some historical trends", in: B. Weiner (Ed)., Cognitive views of human motivation, New York, Academic Press.

Brady J. V. (1958). "Ulcers in "executive" monkeys", Scientific American, n° 199, p. 95-100.

Cantor J. R., Zillman D., Bryant J. (1975). "Enhacement of experienced sexual arousal in response to erotic stimuli trough misattribution of unrelated excitation", Journal of Personality and Social Psychology, n° 32, p. 69-75.

Chenard J. R., 1987. Les relaxations, Montréal, Presses de l'Université du Québec.

Davidson J. M., 1980. "The psychology of sexual experience", in: Davidson J. M. et Davidson R. J. (Eds.), The psychobiology of conciousness, New York, Plenum Press.

Deci E. L. 1975. Intrinsic motivation, New York, Plenum Press.

Delgado J. M. R., 1979. Le conditionnement du cerveau et la liberté de l'esprit, Bruxelles, P. Mardaga, éd.

Drake C. T., McDougall D. (1977). "Effects of the absence of a father and other male models on the development of boys' sex roles", Developmental Psychology, n° 13, p. 537-538.

Dutton D. C., Aron A. P. (1974). "Some evidence for heightned attraction under conditions of high anxiety", Journal of Personality and Social Psychology, n° 80, p. 510-517.

Fagot B. I. (1973). "Sex-related stereotyping of toddler's behaviors", Developmental Psychology, n° 9, p. 429.

Fisher C. D. (1978). "The effects of personal control, competence, and extrinsic reward systems on intrinsic motivation", Organizational Behavior and Human Performance, n° 21, p. 273-288.

Ford C. S., Beach F. A., 1970. Le comportement sexuel chez l'homme et l'animal, Paris. Robert Laffont.

Friedman M. I., Stricker E. M. (1976). "The physiological psychology of hunger: a physiological perspective", Psychological Review, n° 83, p. 401-431.

Goy R. W., McEwen B. S., 1980. Sexual differenciation in the brain, Cambridge, Mass, MIT Press.

Grafenberg E. (1950). "The role of urethra in female orgasm", International Journal of Sexology, n° 3 (3).

Harlow H. F., Harlow M. K. (1966). "Learning to love", American Scientist, n° 54, p. 244-272.

Hebb D. O., 1974. Psychologie, Science moderne, Montréal, HRW.

Hetherington E. M. (1972). "Effect of father absence on personality development in adolescent daughters", Developmental Psychology, n° 7, p. 313-326.

Hite S., 1976. The Hite Report, New York, Bell books.

Kelley H. H., Michela J. L. (1980). "Attribution theory and research", Annual Review of Psychology, n° 31, p. 457-501.

Klaus M., Kennell J., 1976. Maternal infant-bonding, St-Louis, Mosby.

Lindsay P. H., Norman D. A., 1980. Traitement de l'information et comportement humain, Montréal, Éd. Études vivantes Ltée.

Mandler G., 1975. Mind and emotion, New York, Wiley.

Marx et coll., 1975. London, Pergamon Press Ltd.

Masters W. H., Johnson V. E., 1968. Les réactions sexuelles, Paris, Laffont.

Nuttin J., 1980. Théorie de la motivation humaine, Paris, P. U. F.

Olds J., Milner P. (1954). "Positive reinforcement produced by electrical stimulation of the septal area and other regions of the rat brain", Journal of Comparative and Physiological Psychology, n° 47, p. 419-427.

Robson K. S., Moss H. A. (1970). "Patterns and determinants of maternal attachment", Journal of Pediatrics, n° 77 (6), p. 976-985.

Schachter S., 1959. The Psychology of affiliation, Stanford, California, Stanford University Press.

Schachter S., Singer J. E. (1962). "Cognitive, social and physiological determinants of emotional state", Psychological Review, n° 69, p. 379-399.

Selye H., 1974. Stress sans détresse, Montréal, La Presse.

Selye H., 1975. Le stress de la vie, Ottawa, Lacombe.

Solignac P., Serrero A., 1980, La vie sexuelle et amoureuse des Françaises, Paris, Ed. Trévise.

Sonderegger T. B. (1970). "Intentional stimulation and maternal behavior", АРА convention proceedings, 78e congrès, p. 245-246.

Speisman J. C., Lazarus R. S., Mordkoff A. M., Davidson L. A. (1964). "The Experimental Reduction of Stress Based on Ego-Defense Theory", Journal of Abnormal and Social Psychology, n° 68, P. 367-380.

Valins S. (1966). "Cognitive effects of false heart rate feedback", Journal of Personality and Social Psychology, n° 4, p. 400-408.

Weiss J. M. (1972). "Psychological factors in stress and desease", Scientific American, n° 226, p. 106.

Whitmann F. (1983). "Culturally invariable properties of male homosexuality: Tentative conclusions from cross-cultural research", Archive of sexual Behavior, 12 (3).

Zillmann D., Katcher A. H., Milavsky B. (1977). "Excitation transfer from physical exercice to subsequent aggressive behavior", Journal of Experimental Social Psychology, n° 35, p. 587-596.

 

 

Материал для самопроверки

 

Заполнить пробелы

 

1. Слова «мотивация» и «эмоция» происходят от одного латинского глагола movere, который означает «.....».

2. Состояние равновесия, в котором находится организм, когда он не испытывает никаких потребностей, называется......

3. Раздражение, вызываемое объектами внешнего мира, играет роль......

4...... уровень активации зависит от состояния..... данного человека в данный момент.

5. Согласно..... теориям мотивации, наш организм всегда подвергается активирующим воздействиям.

6. Боллес рассматривает мотивацию как «механизм..... форм поведения».

7. Удовлетворение потребности чаще всего приводит к..... внутренней мотивации.

8. Разрушение центра..... в гипоталамусе приводит к тому, что животное все время ест и не может остановиться.

9. Когда задержка воды..... уже не может устранить ее дефицит, происходит возбуждение особого центра в....., что и побуждает к поиску питья.

10. Передача болевых сигналов зависит от таких нейромедиаторов, как вещество P, которое, видимо,..... эту передачу, а с другой стороны — от....., которые могли бы..... или..... ее в зависимости от выделяемого количества.

11. Реакция на боль, по-видимому, в большой степени определяется индивидуальным..... в самом начале жизни.

12. У низших животных процессы размножения строго регулируются..... механизмами, в то время как у высших млекопитающих все большую роль играет......

13. Сексуальность может полностью развиваться и поддерживаться в зрелом возрасте только в том случае, если она была объектом неослабного..... в предшествующие годы.

14. По мнению Мастерса и Джонсон, в процессах, связанных с половым актом, можно выделить четыре фазы:.....,.....,..... и......

15. По-видимому, у людей..... взяла верх над «инстинктом материнства».

16. Крысы, выросшие в среде, богатой....., во взрослом состоянии проявляют б о льшую любознательность, чем животные, выросшие в «.....» среде.

17. По мнению Шахтера, у..... в семье более развита потребность принадлежать к какому-либо обществу, чем у их..... братьев и сестер.

18. Дети, у которых не развилось чувство....., могут так и остаться более зависимыми от мнения других.

19. Эмоции проявляются одновременно во внутренних....., в..... и в физиологической......

20...... наших эмоций зависит от нашего уровня бодрствования.

21. Форма, которую принимают наши эмоции, в большой степени зависит от нашего..... обстановки.

22. Отрицательные эмоции возникают тогда, когда у субъекта слишком..... информации о возможности удовлетворения......

23. У людей эмоциональная чувствительность увеличивается с..... и с накоплением...........

24. Согласно теории Селье, существуют три фазы синдрома общей адаптации:.....,..... и......

25. Особенно важно, по мнению Селье, то, чтобы каждый из нас мог поддерживать свой..... уровень стресса.

 

Верно или неверно?

 

1. Гомеостатическое поведение — это поведение, направленное на уменьшение потребности путем ее удовлетворения.

2. Теория оптимальной активации позволяет объяснить, чем вызывается данное поведение и какое направление оно принимает.

3. По мнению некоторых психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения обусловлены внешней мотивацией.

4. Голод и жажда строго контролируются центрами, находящимися в ядрах гипоталамуса.

5. Реакция на боль является врожденной.

6. Самки большинства млекопитающих способны испытывать оргазм.

7. Женщины, как и мужчины, видимо, проходят при половом акте одни и те же фазы.

8. У людей культура окончательно взяла верх над возможным «инстинктом материнства».

9. У приматов для развития привязанности к социальным партнерам физические контакты, по-видимому, не являются необходимыми.

10. Исследовательское поведение развивается особенно успешно у детей, воспитываемых в «обедненной» среде.

11. Многие женщины должны быть готовы к конфликту между большой потребностью в самоуважении и боязнью успеха.

12. Сила наших эмоций зависит от уровня бодрствования, а направление, которое они принимают — от восприятия обстановки.

13. Отрицательные эмоции появляются чаще всего, когда субъект располагает недостаточной информацией.

14. У людей эмоциональная чувствительность уменьшается с возрастом.

15. По мнению Селье, любой стресс не обязательно вреден.

 

Выбрать правильный ответ

 

1. Первичное импульсивное состояние (биологическое побуждение)

а) вызывает гомеостатическое поведение;

б) лежит в основе первичных потребностей;

в) возникает при любом нарушении равновесия в организме.

г) Все ответы верны.

2. Гомеостаз — это

а) неуравновешенное состояние организма;

б) уменьшение импульсивного состояния;

в) поддержание оптимального уровня активации.

г) Ни один из ответов не верен.

3. Поиски стимулов вызываются

а) слишком низким уровнем активации;

б) слишком высоким уровнем активации;

в) оптимальным уровнем активации.

г) Все ответы верны.

4. Теория оптимальной активации позволяет объяснить

а) причину того или иного поведения;

б) его направленность;

в) выбор формы поведения.

г) Ни один из ответов не верен.

5. По мнению психологов-когнитивистов, все виды нашего поведения

а) обусловлены внутренней мотивацией;

б) являются результатом «силы», действующей в критические моменты;

в) в основном мотивируются достижением конечной цели.

г) Ни один из ответов не верен.

6. Центр голода

а) находится в коре головного мозга;

б) называется также центром насыщения;

в) при своем возбуждении подавляет потребность в пище.

г) Ни один ответ не верен.

7. Стремление утолить жажду наступает

а) как только нарушается водный баланс организма;

б) в результате воздействия определенного гормона на почки;

в) при неспособности почек справиться с дефицитом жидкости.

г) Ни один ответ не верен.

8. Стремление избежать боли

а) является врожденным;

б) возникает автоматически в результате повреждения ткани;

в) провоцируется секрецией эндорфинов;

г) зависит от первого жизненного опыта новорожденного.

9. Проявления сексуального поведения у людей

а) строго управляются внутренними механизмами;

б) определяются культурой;

в) относительно сходны в различных культурах;

г) мало видоизменяются в многочисленных культурах.

10. Только женщина (в отличие от самок животных)

а) знакома с оргазмом;

б) сексуально активна на протяжении всего года;

в) может оставаться сексуально активной после прекращения менструаций.

г) Все ответы верны.

11. Мужчины, если сравнивать их с женщинами,

а) не проходят те же фазы при половом акте;

б) тоже способны неоднократно испытывать до эякуляции оргазм;

в) становятся сексуально неактивными после 50 лет.

г) Все ответы верны.

12. Материнский инстинкт

а) еще очень распространен у людей;

б) свойствен всем приматам, за исключением человека;

в) не существует больше в полном смысле у людей.

г) Ни один из ответов не верен.

13. Исследовательское поведение

а) у большинства живых существ врожденное;

б) развивается в детстве;

в) жизненно необходимо для животного.

г) Все ответы верны.

14. Привязанность ребенка к себе подобным

а) меньше выражена у первенцев;

б) необратимо возникает после рождения;

в) вероятно, зависит от очень раннего контакта с родителями.

г) Все ответы верны.

15. У большинства женщин развивается

а) сильная потребность в самоуважении;

б) боязнь успеха;

в) способность к социальному конформизму.

г) Все ответы верны.

16. По мнению Маслоу, потребность в самореализации проявляется

а) одновременно с другими потребностями;

б) у людей, стремящихся к самоуважению;

в) у большинства людей.

г) Ни один ответ не верен.

17. Среди различных аспектов эмоций легче всего поддается (поддаются) четкому описанию

а) внутренние переживания;

б) эмоциональное поведение;

в) физиологическая активация.

г) Ни один из ответов не верен.

18. Интенсивность наших эмоций зависит главным образом

а) от восприятия данной обстановки;

б) от уровня бодрствования;

в) от анализа полученных сведений;

г) от значения той потребности, с которой связана эмоция.

19. Отрицательные эмоции возникают оттого, что имеющаяся информация

а) избыточна;

б) недостаточна;

в) достаточна;

г) почти достаточна.

20. Стресс связан

а) с прогрессирующим истощением резервов организма;

б) с неожиданной и острой ситуацией;

в) со способностью каждого идти на риск.

в) Все ответы верны.

 

 

Ответы на вопросы

 

Заполнить пробелы

 

1 — «двигаться»; 2 — гомеостазом; 3 — активатора; 4 — Оптимальный, сознания; 5 — когнитивистским; 6 — выбора; 7 — уменьшению; 8 — насыщения; 9 — почками, гипоталамусе; 10 — облегчает, эндорфинов, ограничивать, блокировать; 11 — опытом; 12 — внутренними, научение; 13 — интереса; 14 — возбуждение, плато, оргазм, расслабление; 15 — культура; 16 — стимулами, «обедненной»; 17 — первенцев, младших; 18 — самостоятельности; 19 — переживаниях, поведении, активации; 20 — Сила; 21 — восприятия; 22 — мало, потребности; 23 — возрастом, жизненного опыта; 24 — реакция тревоги, фаза сопротивления, фаза истощения; 25 — оптимальный.

 

Верно или неверно?

 

1 — В; 2 — Н; 3 — Н; 4 — В; 5 — Н; 6 — Н; 7 — В; 8 — В; 9 — Н; 10 — Н; 11 — В; 12 — В; 13 — В; 14 — Н; 15 — В.

 

Выбрать правильный ответ

 

1 — г; 2 — г; 3 — а; 4 — а; 5 — а; 6 — г; 7 — в; 8 — г; 9 — б; 10 — г; 11 — б; 12 — в; 13 — г; 14 — в; 15 — г; 16 — г; 17 — г; 18 — б; 19 — б; 20 — б.

 

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.