Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Социокультурные рамки соотнесения и их изменения в исторической перспективе





Конкретные взаимодействия личности со средой, в которых проявляются оценочные диспозиции, всегда находятся в рамках соотнесения с культурой или субкультурой человека. В высокоиндустриализироваином обществе «соревнование с заданными критериями успешности» является преобладающей мотивацией как общественной, так и личной жизни. Соревнование играло и по-прежнему играет решающую роль в экономическом росте современной индустриальной цивилизации (см.: McClelland, 1961, 1964а). Даже в так называемых примитивных сообществах человек говорит о теме достижения, хотя его уровень может быть невысок, как в случае с представителями племени Алорезе (Kardiner, 1945).

Слабо выраженная ориентация на достижение в некоторых культурах, разумеется, не исключает возможности высокой мотивации отдельного человека, как было показано в исследованиях Денниса (Dennis, 1955) на примере индейцев Хопи. И не важно, как сильно различаются виды деятельности, ориентированные на достижение, в кросс-культурных исследованиях: соревнование с заданными критериями успешности можно с легкостью выявить как в ритуальных охотничьих играх индейцев, так и в деловой активности бизнесменов среднего класса нашей цивилизации. Таким образом, вполне возможным выглядит выявление видов деятельности, гомологичных для разных культур.

Мак-Клелланд и Фридман (McClelland & Freidman, 1952), как и Чайлд, Сторм и Верофф (Child, Storm & Veroff, 1958), определяли уровень мотивации достижения различных дописьменных культур на основе контент-анализа передаваемых из уст в уста фольклорных сказаний, с использованием ключа n Ach. Было обнаружено, что уровень мотивации достижения, установленный таким образом, коррелирует с уровнем развития предпринимательских видов деятельности (McClelland, 1961). Кросс-культурные сравнения Америки и Германии были проведены Мак-Клелландом и его коллегами (McClelland et al., 1958b) на студентах высшей школы. Были обнаружены различия акцентов в ценности индивидуальной или групповой деятельности, обязанностей перед самим собой или перед другими и более выраженной мотивации достижения среди американских студентов (см.: McClelland, 1964b).

Внутри одной культуры, в свою очередь, различаются субкультуры, в которых отношение к теме достижения представлено в относительно закрытых областях жизни, отражая, таким образом, характерные оценочные диспозиции. Это часто проявляется в социальных слоях западного индустриального общества, например в Соединенных Штатах. В отличие от более низкого социального слоя (рабочего класса), средний класс характеризуется большей выраженностью ценностей активности и ориентации на будущее, которые мыслятся как индивидуальные различия в способностях (см., например: Leshan, 1952; Reissman, 1953; Kohn, 1959). Даже в рамках субкультуры среднего класса различия в оценочных диспозициях можно наблюдать между «бюрократическими» и «менеджерскими» кругами (Miller & Swanson, 1956). Тема достижения в низших социальных слоях больше концентрируется вокруг немедленного материального вознаграждения (Hoffman, Mitsos & Protz, 1958; Zazzo, 1963; F. M. Katz, 1964). Только материальное вознаграждение за выполнение задания являлось мотивирующим фактором (n Ach) для учащихся данного социального статуса, в то время как их соученики - представители среднего класса - реагировали с большой готовностью просто на инструкцию выполнить задание (Douvan, 1956). Камерон и Сторм (Cameron & Storm, 1956) также показали, что дети более низкого социального класса выполняют задания на научение так же хорошо, как дети среднего класса, только если им предоставляется материальное подкрепление (конфеты). Потенциальная, или «интериоризированная» мотивация достижения повышается с ростом социоэкономического статуса (Rosen, 1956, 1962b; Douvan & Adelson, 1958; Veroff, Atkinson, Feld & Gurin, 1960; Littig & Yeracaris, 1963, 1965; Carney & McKeachie, 1963; Nuttall, 1964, также см. ниже: Условия происхождения и формирования).

Rosen (1956) показал, что оценочные диспозиции в двух социальных слоях связаны с желанием американских школьников продолжить образование после школы в вузе. В отличие от успеваемости в школе это желание соотносится не с силой мотивации достижения учащихся (n Ach), а скорее со специфической, относящейся к достижению оценочной диспозицией, обнаруживающейся только в высших социальных стратах, то есть сразу в раннем возрасте «встать на ноги» или планировать надолго вперед и преследовать долгосрочные цели в области карьеры, продолжая обучения еще многие годы, не зарабатывая денег. Академические знания со всем их значением все еще лежат за пределами кругозора даже высокомотивированных учеников из низшего социального слоя (точку зрения которых следует принимать во внимание в попытках «мобилизовать резервы таланта»). Ограничение относящихся к достижениям областей жизнедеятельности играет, как мы увидим, посредническую роль во взаимодействии мотивации и способностей. Согласно Френч и Лессеру (French & Lesser, 1964), мотивация достижения американских студенток связана с ценностными ориентациями на интеллектуальную деятельность или на социально-бытовую (см. гл. 2).

На большой репрезентативной выборке Верофф с коллегами (Veroff et al., 1960) наблюдали оценки уровня мотивации достижения различных слоев американского населения на материале индивидуальных интервью. Группы с высокой потребностью в достижении отличали следующие характеристики: высокий уровень образования, высокий профессиональный уровень, раннее взросление (21-24 года), проживавшие в большом городе и воспитанные в полной семье.

Под влиянием концепции Макса Вебера (1904, 1905) о связи протестантизма с капитализмом и экономическим ростом было проведено множество исследований, авторы которых пытались выявить, проявляют ли протестанты более выраженную мотивацию достижения, чем католики. В настоящее время ни в Америке, ни в Германии доподлинно установить это не представляется возможным (McClelland, 1961). Верофф, Фельд и Гурин (Veroff, Feld & Gurin, 1962) выявили на репрезентативной случайной выборке всего населения Америки, что мужчины-католики уступают по мотивации достижения мужчинам-иудеям и более высокомотивированы, чем мужчины-протестанты. Этот результат может быть объяснен в первую очередь как следствие существования группы средневековых католиков с низкими доходами и большими семьями. Автор интерпретирует этот неожиданный результат как проявление более сильного побуждения мотивации достижения, вызванного экономической ситуацией папы-католика, зарабатывающего мало денег и кормящего множество детей. Это, вероятно, является правдой, поскольку своим образованием он в большей степени ориентирован на конкретные цели, чем на распространяющиеся широко цели, более характерные для протестанта в подобной ситуации. Однако это в равной мере могла быть и конкретная оценочная диспозиция средневековых католиков с высокой мотивацией достижения, заставляющая их заводить большие семьи, забота о которых требовала направленной на развитие подвижности.

Направленность к движению вверх в целом особенно характерна для среднего класса. Как показали исследования Крокетт (Crockett, 1962), подобная подвижность в данном случае связана - но не для среднего и высших классов - с силой мотивации достижения (см.: Minor & Neel, 1958; Veroff et al., 1965). В маленькой, но высокоиндустриализированной Северо-Восточной Америке, согласно исследованиям Литтинга и Еракариса (Litting & Yeracaris, 1965), мотивация достижения связана с классовой мобильностью различных поколений (в терминах различий «синих и белых воротничков»). Движение вверх и вниз в рамках профессионального сообщества связано соответственно с высокой и низкой мотивацией достижения. Это также характерно для замужних женщин, когда их мобильность связана с профессией мужа. Социоэкономический класс, оказывается, имеет большое влияние на определение уровня n Ach - по крайней мере, на сегодняшний день в Америке, - чем религиозное пристрастие или этническое происхождение. Однако еврейское сообщество проявляет обладание высочайшей мотивацией достижения даже в самых низких социальных слоях общества (Rozen, 1959; Carney & McKeachie, 1963).

Этика кальвинистов «доказать, что человек достоин в абсолютно земном "призвании", - значит доказать, что он избран к "вечному спасению"» произвела на свет экстраординарный дух предприимчивости, цель которого заключалась не в накоплении богатства, а в успешном росте предпринимательства. Основной мотив предпринимательства - это не борьба за доход (как считают многие), а высокая потребность в достижении, которая ведет к предпочтению расчета риску. Выгода важна, но в инструментальном смысле обеспечения критерия успешности в эффективности экономической области. Группы менеджеров или исполнителей (особенно в области коммерции) даже в коммунистических странах более высокомотивированы (n Ach), чем аналогичная группа профессионалов, и они предпочитают более умеренный риск в принятии решения (см.: McClelland, 1961; Meyer, Walker & Litwin, 1961). Более того, кажется, что они стали менеджерами благодаря n Ach, поскольку Мак-Клелланд (McClelland, 1965) показал, что студенты-юноши с высокой n Ach с большей вероятностью окажутся удачливы в бизнесе 14 лет спустя, чем их коллеги с низкой n Ach. Если исторически рамки соотнесения кальвинистов вылились в рост мотивации достижения в некоторых группах населения или даже целых странах и таким образом предопределили грандиозный экономический рост в раннюю эпоху капитализма, то следует ожидать, что история покажет еще примеры изменения от поколения к поколению величины мотивации достижения и соответственного экономического роста и падения.

В подобном поиске исторических сочетаний у нас была возможность изучить период протяженностью более чем в 1000 лет посредством метода контент-анализа. Можно составить случайную выборку сохранившейся литературы и соотнести содержания n Ach с различными независимыми показателями экономического развития. Это было проделано на материале Древней Греции в период времени с 900 по 100 г. до н. э., Испании времен позднего средневековья, Англии от короля Теодора до буржуазной революции, Америки 1800-1950 гг., и, наконец, для культуры Перу[7] около 800 г. до н. э. до 700 г. н. э. (McClelland, 1961). Эти исследования показали, что экономический рост всегда предварялся периодом роста мотивации достижения, а спаду экономики предшествовал длительный период снижения мотивации достижения. Таким образом, высокая мотивация достижения предшествует экономическому росту, а не наоборот. Рост мотивации достижения сам по себе почти всегда кажется следствием религиозных или философских течений, продуцирующих высокую мотивацию следующего поколения посредством невольного изменения направления воспитания детей, выражающегося в ранней независимости и раннем завершении воспитания (подробнее в работе McClelland, 1961). Контент-анализ учебников начальной школы (3-4-й классы) показал, что потребность в достижении меняется и в настоящее время, в современной истории. Ламберт и Клайнберг (Lambert & Klineberg, 1963) обнаружили, что уровень потребности в достижении жестко связан с притязаниями в области профессии для мальчиков различных стран. Метод был применен как в серии лонгитюдных исследований в данной стране (Америка 1800-1950 гг., DeCharms & Moeller, 1963), так и в международных сравнениях с широким рядом капиталистических, коммунистических и развивающихся стран (McClelland, 1961). Де Чармс и Мёллер (DeCharms & Moeller, 1962) использовали в качестве индикатора экономического роста объем ежегодных регистрации патентов на миллион жителей населения. Для международного сравнения Мак-Клелланд (1961) использовал рост национального дохода, а также средний показатель роста потребления киловатт-часов электричества. Для оценки уровня мотивации использовалось ориентированное на достижение содержание школьных учебников 1925-го и 1950 годов. Мак-Клелланд обнаружил значимую корреляцию +0,5 между потребностью в достижении в детской литературе в одном поколении и уровнем экономического роста в следующем (или даже в более короткий период времени). Стоит отметить, что мотивация достижения в отдельных странах в период с 1925 по 1950 г. изменилась так, что можно предсказывать изменение стадии экономического развития в этих странах. На самом деле оценка мотивации достижения по текстам школьных учебников оказалась методологически гениальным ходом, поскольку они очевидно содержат отражение национального Zeitgeist, отфильтрованного сознанием педагогов, и в то же время свободны от политической идеологии, по крайней мере в первые годы. Проффенбергер и Нортон (Proffenberger & Norton, 1963) утверждали, что американская общественная реакция на русскую «Спутниковую гонку» уже вызвала интенсификацию мотивации достижения мальчиков-школьников, рост интереса к математике и успешности в этих предметах между 1955 и 1960 годами.







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.