|
Сунь Цзы. Из трактата «Искусство войны»Идеология Сунь Цзы совмещает конфуцианские устои поддержания социального порядка с даосской концепцией вселенского Дао, концептами инь-ян, легистской политической мыслью и кправленческими принципами моистов. Этот синтез представляет войну, с одной стороны, как «великое дело государства», путь жизни и гибели, но с другой стороны – как «путь обмана», он обобщён в пяти принципах («пути» (единодушия народа и верхов), «неба» (соответствия времени), земли (соответствия месту), «полководца» (правильного руководства), «закона» (организованности и дисциплинированности). Эти принципы должны реализоваться с помощью семи расчетов: наличия у правителя Дао, наличия у полководца способностей, постижения особенностей неба и земли, осуществимости законов и приказов, силы войска, обученности командиров и солдат, ясности наград и наказаний. В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем. Война у Сунь Цзы – не есть исключительно военные действия, это органическое целое, включающее дипломатию, шпионаж. Целью войны является победа над врагом не «числом», а хитростью и умением. Сунь Цзы вводит в оборот 36 китайских стратагем. Стратагема – это короткое высказывание, военная хитрость.
Вопросы для изучения документа №11 1. Раскройте смысл стратагем, проведите их тематическую систематизацию. 2. Какие принципы коммуникативных стратегий выдвигает автор?
Из «Книги правителя области Шан» Одно из важнейших произведений легизма, приписывается традицией Шан Яну (390 — 338 гг. до н.э.), с именем которого связаны реформы в царстве Цинь.Перевод Л.С.Переломова. Печатается по кн: «Хрестоматия по истории Древнего Востока. – М.: изд. фирма Восточная литература РАН, 1997, с. 361 — 364. Дополнительная литература: Переломов Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. – М.: 1981. Глава 17 Награды и наказания Совершенномудрый, управляя государством, устанавливает единые правила наград, единые правила наказаний, единые правила наставлений. Если установить единые правила наград, то армия не будет иметь себе равных; если установить единые правила наказаний, то приказы будут выполняться; если установить единые правила наставлений, то низшие будут подчиняться высшим. Если награды ясны, правитель не будет тратить зря средства; если наказания ясны, их не придется менять, а люди будут знать, на чем им следует сосредоточить усилия, и в стране не будут придерживаться разных обычаев. Когда установится четкое представление о наградах, исчезнет потребность в самих наградах; когда установится ясное представление о наказаниях, исчезнет потребность в самих наказаниях, когда установится представление о наставлениях, исчезнет потребность в самих наставлениях. То, что называют «установить единые правила наград», означает: все привилегии и жалованья, чиновничьи должности и ранги знатности должны даваться лишь за службу в войске, иных путей не должно быть. Ибо только таким путем можно из умного и глупого, знатного и простолюдина, храброго и труса, достойного и никчемного – из каждого из них выжать все знания, всю силу их мышц и заставить рисковать жизнью для правителя. И когда за ними, как потоки воды, хлынут со всей Поднебесной выдающиеся люди, способные и достойные. Поэтому армия такого правителя не будет иметь себе равных, а приказам его станет внимать вся Поднебесная … То, что называют «установить единые правила наказаний», означает: ранги знатности не спасают от наказаний. Всякий, кто ослушается приказов царя, нарушит государственный запрет либо выступит против порядков правителя, должен быть казнен, и к нему нельзя проявлять ни малейшего снисхождения, будь он первым советником царя, полководцем, сановником в ранге дафу или простолюдином. Если человек, имевший заслуги в прошлом, провинится, нельзя смягчать наказание только потому, что у него были заслуги; если человек, известный своими добродетельными делами в прошлом, совершит какой-нибудь проступок, нельзя преступать закон, даже если в прошлом человек совершал добродетельные поступки. Если преступление совершит преданный сановник или примерный сын, он должен быть судим без малейшего снисхождения в соответствии с тяжестью преступления. Если среди чиновников, которые обязаны соблюдать закон и нести служебные обязанности, найдутся невыполняющие царские законы, им не избежать смертной казни, более того, наложенное на них наказание распространяется на три категории их родственников … То, что называют «установить единые правила установлений», означает: нельзя стать богатым и знатным, нельзя надеяться на смягчение наказаний и нельзя высказывать собственное мнение и докладывать его своему правителю только потому, что обладаешь обширными знаниями, красноречием, остротой ума, являешь пример честности и бескорыстия, соблюдаешь ли, знаешь хорошо музыку, совершенствуешь поступки, принадлежишь к какой-либо группировке единомышленников, способствуешь выдвижению на должности достойных или слывешь человеком чистым или порочным … Совершенномудрый дарует должности и ранги знатности согласно заслугам, поэтому людям достойным нет нужды волноваться. Совершенномудрый не прощает проступков и не отменяет наказаний, поэтому преступления не совершаются. Когда совершенномудрый управляет государством, оннаправляет свои усилия на достижение Единого, и только.
Приложение Дафу – в табели о рангах, введенной Шан Яном, - пятый ранг, в чжоуское время - второй. Три категории родственников – все родичи по отцу и по матери, а также все родичи жены. Ли – правила ритуала На достижении Единого – т.е. на то, чтобы заставить все население страны заниматься земледелием и воевать. Вопросы для изучения документа №12 1. Какие цели преследовал Шан Ян, предлагая реформы в княжестве Цинь? 2. В чем суть нововведений Шан Яна? Какие аргументы приводил реформатор в защиту своих реформ? ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|