Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В гл. 7 рассказывается о военной организации Минской империи — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.81.





Учреждают Круглые корпуса (туа нь и н)

В начале минской династии столичные войска были подчинены пяти командующим и разделялись на левый, правый и средний корпуса, и на левый и правый пикетные корпуса и назывались пятью лагерями. Они имели и конницу и пехоту, только они занимались военными учениями. Сверх того учреждены были 3000 корпусов для различных целей в столице. Со времени Цзяочжиской войны стали употреблять огнестрельное оружие и учредили корпус стрелков. Он состоял з пехоты и делился на три больших корпуса под управлением трех инспекторов. Так как дисциплина давно была запущена учением ни офицеры, ни солдаты не занимались, то, согласно окладу Юй Цяна, из армии были выбраны 100000 человек разделены на пять частей под именем пяти учебных корпусов. Эти корпуса были организованы следующим образом: пятьдесят человек составляли колонну; колонна имела старшину, сто человек составляли две колонны и имели колонносжатого; тысяча человек имела военачальника; три тысячи пятьсот человек имели инспектора; все по рангам зависели дин от другого. Офицеры и солдаты знали друг друга. Эти корпуса направлялись в зависимости от количества неприяля. Юй Цянь просил увеличить эти войска еще на 50000 всего составить десять учебных корпусов. Все корпуса находились под управлением своих командующих и под главным распоряжением Юй Цяня и Ши Хэна. Из оставшихся после бора войск составлены передние корпуса для обучения, званные Старыми корпусами. Они предназначались содержать гарнизон. Устав столичной армии был совершенно преобразован. Приказания Юй Цяня были ясны и точны. Его распоряжения и устные донесения сообразовывались с обстоятельствами: Ши Хэн и прочие хотя и были первыми военанальниками, но повышения и отставки, награды и наказания ходили от одного Юй Цяня. Ши Хэн и прочие только приводили их в исполнение (стр. 15 а, б).

Вопросы для изучения документа №21

1. Что представляла собой армия Минов?

2. Как управлялась армия?

Из Мин ши

 

В гл. 325 рассказывается о попытке португальцев проникнуть в Китай — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.92 — 94.

 

П о р т у г а л ь ц ы (Фулаиьцзи)

Были португальцы, которые с этого времени (начало 15 в.) начали позволять своим солдатам и офицерам действовать нехорошим путем и грабить. Издавна гуандунские чиновники и гражданские и военные получали ежемесячные оклады в зависимости от количества варварских товаров, которые доставлялись для продажи. Среди доставлявших товары немногие соглашались снова позволить португальцам торговать. Цзишичжун Ван Сичжэнь очень настаивал на том, чтобы запретить всякие сношения с теми варварами, которые не вовремя представляют ди и у которых не сходится печать на обрезе бумаги. Поэтому варварские корабли почти перестали приходить. Сюньфу Ли Фу докладывал: «Государственные чиновники попали в частные лица в Гуандуне, вложили большие капиталы в торговлю, и поскольку с варварских кораблей перестали поступать налоги, все частные лица и чиновники попали в бедственное положение. Если разрешить теперь торговать с Португалией, то будет четверная выгода. При прежних императорах с товаров, доставляемых варварами, помимо дани, брали в казну некоторую их часть. Продавая эти (отобранные) товары законным путем, полностью обеспечить императорскую казну – это первая выгода. Гуандун и Гуанси несколько лет подряд ведут, и их казна и амбары полностью истощились и тем, о чем говорилось, можно покрыть расходы на снабжение армии (запасы) на всякий случай – это вторая выгода. Гуанси всегда зависела от снабжения из Гуандуна, и малейший перебой сразу вызывал такие затруднения, с которыми трудно было справиться, а если варварские корабли будут, то связи Туандуна и Гуанси восстановятся – это выгода. Простой народ живет торговлей. Имея товаров цянь, он может перепродавать их снова и снова, и добыть себе одежду и пищу – это четвертая выгода. Благосостояние и государства и народа одинаково зависят от этого.

Таким образом, это выгодно народу и не служит средством наживы, что было бы бедствием для народа». Вслед за этим было разрешено португальцам торговать в гавани Сяошань (порт в провинции Чжэцзяц, но они перешли через торговые границы и стали непрерывно приходить в Фуцзянь. В двадцать шестом году Чжу Ван стал сюньфу и строго запретил иметь сношения с варварами. Они нигде не смогли ничего получить и тогда силами напали на чжаньчжуские Юэган и Юйсюй (В провинции Фуцзянь).ФушиКэ Цяо и другие оборонялись и отразили [нападение!. восьмом году (1543) они снова напали на Чжаоань.. Правительственные войска встретили и атаковали их у и взяли в плен предводителя этих разбойников Ли и других – всего 96 человек. Остальные бежали. Чжу Ван, пользуясь удобным случаем, приказал их казнить.

Тогда его завистник юйши Чэн Цзюдэ донес на него, обвиняя в самоуправстве. Император послал для расследования по этому делу цзишичжуна Ду Жучжэня. Тот доложил: «Эти купцы из Маньлацзя всегда вербовали бродяг и торговали вдоль морского побережья. Они не присваивали себе титулы (торговых) обществ и не грабили; Чжу Ван казнил их самовольно.

А донесения юйши были правдивы». Тогда Ван был арестован и покончил жизнь самоубийством. Он, вероятно, не знал разницы между Маньлацзя и Португалией. После смерти Чжу Вана запрет на морские (сношения] был опять ослаблен. Португальцы сновали по морю и ничего не признавали, а те из них, которые торговали в гавани Сяошань, даже построили здания и обнесли их стенами, гордо возвышавшимися на морском берегу, как отдельное государство. Некоторые чиновники, напротив, рассматривали иностранное ~поселение~, как должное. В аоцзине, чтоза воротами «Прыжок тигра» («Хутао»), раньше торговали, другом Сяньло, Чжанчзн, Чжаова, Люцю, Бони и страны все под руководством учрежденного в Гуанчжоу уравления торговлей и кораблями.

В годы правления Чжзндэ (1506 – 1521) торговля была перенесена в Гаочжоу в уезд Дяньбай.

В четырнадцатый год Цзяцзин (1534) (чжихуэй) Хуан получил взятку и выпросил у высшего начальства позволения на ежегодный привоз в Хаоцзин товаров на 20 тыс. Португальцы тогда пробрались (в Хаоцзин) и построили множество высоких зданий с острыми крышами. Фуцзяньские и гуандунские купцы жадно устремились туда, и со временем их собралось там огромное множество. Иноземцы в испуге попрятались, и монополия (торговли) попала в руки (купцов)…

Вопросы для изучения документа №22

1. С какой целью прибывали в Китай португальцы?

2. Каково было отношение китайских чиновников к развитию торговли с португальцами?

3. Что сообщает хроника о португальцах?

 

Гу цзинь тушу цзичэн

Китайская энциклопедия. Составителем её считается Цзян Тинси. Энциклопедия начата по указу императора Канси и окончена в 1726 г. при императоре Юнчжэне. Содержит географические, астрономические, исторические сведения, литературные произведения, расположенные в хронологическом порядке.

В XV-XVIIвв. в Китае, особенно в юго-восточных районах, большого развития достигли ремесленное и мануфактурное производтво, добывающие и обрабатывающие промыслы. Наряду с издавна известными в Китае горнодобываюшим делом и обработкой металлов, производством шелковых тканей, лаковых изделий, книгопечатанием и пр. развивалась хлопкоткачество, Особенного расцвета достигло изготовление фарфора в Цзиндэчжене и других местах.

В технике ремесленного производства появились значительные изменения, стали широко применяться водяное колесо, мельница для обработки чайного листа, усовершенствованные ткацкие и прядильные станки, бамбуковые трубки для отвода рудничного газа из шахт. Изменилась и организация городского ремесленного производства. Наряду с домашними промыслами и казенными мануфактурами появились крупные частные мастерские и мануфактуры, которые использовали труд наемных работников.

Из среды горожан выделялись и складывались прослойки городских богачей – шихао. Городское трудовое население подвергалось жестокой эксплуатации. В городах часто вспыхивали волнения. В отрывке из Китайской энциклопедии рассказывается о развитии прядения и ткачества. В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с. 43 — 44.

Обычным занятием в области Сунцзян (Цзянсу) является ткачество, а других занятий немного, однако ткани циньсянлин, саньсобу, (названия сортов тканей) газ, ковры цзяньжунтан считаются лучшими во всей Поднебесной. В описаниях говорилось, что мастера (гун) и ремесленники (чжи) не уступают мастерам из Сучжоу(Сучжоу – в пров. Цзянсу) и Ханчжоу (Ханчжоу – пров. Чжэцзян).

В общем, все производимое сунцзянскими жителями соответствует практическим потребностям; например, в набивной шелк и ткань одета вся Поднебесная, даже Сучжоу и Ханчжоу не могут такого достичь...

Прядением и ткачествам занимаются не только в деревне, но и в городе. Старые женщины из деревни рано утрам, приносят узел пряжи на базар (щи), меняют (и) ее на хлопок и возвращаются. Назавтра, взяв с собой узел пряжи, опять уходят, и так беспрерывно. Обычно ткачи за день вырабатывают кусок (пи) ткани, некоторые не спят даже ночью (л. 49б). В западном предместье (в западном предместье города Чэнчжэна обл. Сунцзянфу, пров. Цзянсу).

ткань юдунь чистая и белая, в торговых рядах (шисы) из нее шьют чулки, и все купцы наперебой покупают их. Эти чулки, известные повсюду, называются летними чулками из юдунь и развозятся во все стороны. Те женшины, которые не могут ткать сами, получают ткань и за плату шьют чулки (л. 24 6).

 

24. Юнчжэн Чжэцзян тунчжи

 

«Описание провинции Чжэцзян, составленное при императоре Юнчжэне». Ксилограф начала 18 в. — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.44.

 

Купцы скупают хлопок в других областях и продают в нашей местности (пров. Чжэцзян)

Простой народ (сяоминь) рано утром несет на рынок (ши) изготовленную ткань или Пряжу, меняет (и) на! хлопок и возвращается, чтобы снова прясть и ткать, а назавтра рано утром снова приносит продукцию для обмена.. Прядением и ткачествам занимаются обычно все дворы. Эти занятия распространены не толька в деревне, но и в городе.

 

25. Мин шилу

 

«Династийная история Мин», подготавливалась в период правления династии Мин (1368 — 1644), окончательно оформлена и издана в 1739 г. Позднее издание объясняется тем, что маньчжурские завоеватели долго не соглашались с публикованием правдивой исторической хроники, подвергали её своему редактированию, немало трудов по минской истории было сожжено, цинские императоры казнили немало авторов. Несмотря на это, в последней редакции минской династийной истории сохранилось немало сведений по истории Мин. — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.44 — 45

 

Каждый год на одежду императора требуется 4 тысячи кусков (ткани).

С двадцать восьмого (1600) года девятого месяца начали вносить императору ткани и вносили их до двадцать девятогогода четвертого месяца – всего преподнесли императору 3200 кусков. В этом месяцебыл издан указ ткать на станках паньсо (небольшой ткацкий станок с квадратной рамой, распространенный на юге Китая в XVI-XVII вв.)и получены от императора два образца желто-красной тисненой (аньхуа) ткани.

Каждый кусок должен быть ллиной 5 чжанов 8 чи, каждый станок может ежедневно давать 1 цунь 6 фыней; два станка за полгода ткут один кусок. С переходом на паньсо за один только день на каждом станке ткут тисненых тканей и других материалов 1 цунь 2 фыня, на 2 станках вместе за 8 с лишним месяцев изготовляют только 1 кусок ткани жун.

 

...в У (в провинции Цзянсу; приводится доклад иаместиика пров. Цзяннани Цао Шипииа. Область и город Сунжоу делились на 3 части. Самая населенная и экономически развитая из них – район У [сянь].)население большое, но только у немногих есть постоянные занятия. Семьи, имеющие челноки, ткут у себя дома. Несколько хозяев станков вложили средства, несколько рабочих (гун) приложили рабочие руки, и они живут, опираясь в друг на друга. Это странный народ, который не имеет постоянного источника существования, утром не знает, что будет делать вечером; если получает работу, то живет, если теряет - то умирает...

Красильные мастерские (жанфан) прекратили работу, и тысячи красильщиков разбежались; закрылись ткацкие мастерские (цзифан), и несколько тысяч ткачей разбежались. Все это простой народ (минь), который кормится своим трудом.

 

 

26. Нунчжэн цюаньшу

 

«Сельскохозяйственная энциклопедия», составленная Сюй Гуанци. В Энциклопедии содержится описание земледельческих культур, сельскохозяйственных орудий, системы орошения. Сюй Гуанци – уроженец Шанхая, видный государственный деятель и писатель середины 17 в. — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.45 — 46

 

В Сунцзян фучжи говорится, что в ткани лин и бу (Лии и бу – название сортов хлопчатобумажных тканей, широко распространенных в XVI-XVIIвв. в Китае.) одевалась вся Поднебесная, по красоте и плотности они превосходили ткани западных стран (сиян); если смотреть на сорт тонкой ткани, известной в Чжзцзяне, то нигде больше нельзя такую встретить. В результате того, что в каждой семье прядут и ткут, это занятие широко распространилось в отдаленных и близких местах и является источником выгоды. Однако неттакой вещи и положения, которое не изменилось бы в течение более чем нескольких сот лет.

Юаньские люди говорили, что, кроме Шаньси, все другие области не могли сажать хлопка цзибэй[21]. Знатоки отрицают это, так как люди разведением хлопка цзибэй в настоящее время занимаются везде. Почему же такое положение существует в сельском хозяйстве (шуи) и не существует в ткачестве?

Вопросы для изучения документов №23, 24, 25, 26

1. О каких промыслах рассказывают документы?

2. Как было организовано прядение и ткачество?

3. Приобретало ли это производство товарный характер?

 

27. Гу цзинь тушу цзичэн

 

Китайская энциклопедия. Составителем её считается Цзян Тинси. Энциклопедия начата по распоряжению императора Канси и окончена в 1726 г. при императоре Юнчжэне. В Энциклопедии 32 раздела, 808 бэней. В Эциклопедии дана характеристика горнодобывающего и железоплавильного производства — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.50.

В Цзуньхуа (ныне в провинции Хэбей, к северо-востоку от Пекина. Приводиься описание печи конца 16-начала 17 вв.) была железоплавильная печь... внутри все выложено камнем, отверстие для выпуска железа закрывалось простым каменным щитом...

Руда помещалась внутрь... В качестве топлива применялся каменный уголь, для поддувания было установлено два кузнечных меха. Железо получали четыре раза в день. Камни к (шицзы) добывались в Шуймэнькоу, имели красно-белый цвет, были немного похожи на цветы персика, большие, как мера Зерна, маленькие, как кулачки. Их разбивали и размельчали, а когда бросали в огонь, то они расплавлялись. Добавляя эти камни, из руды получали чугун. Для получения чугуна требовалось 6 часов; если его переплавляли 5 раз, то получалось железо, если железо переплавляли 9 раз, то получали сталь.

Эти печи были непрочны в работе и быстро разрушались. Выдерживали самое большее 90 дней работы (л. 386).

 

Гуандун синьюй

 

«Новые сведения о Гуандуне». Книга написаа Цюй Дайцзюнем, автором многочисленных исторических и литературных трудов и составлена по образцу провинциальных описаний. Она содержит сведения по географии, экономике, налогах. 1700 г. — В кн.:Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.51 — 52.

 

Печь по своей форме напоминает бутыль; внутренность ее вытянута вверх, размером больше чжана. Дно 3 чжана, 5 чи шириной, а высотой вдвое меньше; стенки толщиной в 2 чи с лишним, утрамбовывают их смесью из золы, песка, соли и уксуса, обвязывают стволами лиан, подпирают стволами терновника. Печь прислонена к обрыву, и установлена очень прочно. Сзади есть отверстие, за отверстием – земляная стена, в которой находятся дверцы с двумя створками высотой в 5 – 6 чи, шириной в 4 чи; четыре человека приставлены к дверцам, чтобы закрывать и открывать, когда по ходу работы требуется тяга. Оба эти отверстия выложены камнем шуйши, который, если его не обжигать, держится, не разрушаясь, очень долго. При наполнении печи твердый уголь вперемешку с железной рудой кидают с горы в печь при помощи механического приспособления. Пламя освещает небо, грязный черный дым тянется на десятки ли вокруг и не рассеивается.

Руда расплавляется, стекает в квадратный водоем, и получается застывшее железо... бывает всего 12 плавок. В день каждая плавка дает 1 бань железа весом в 10 цзиней.

А если за плавку получают 2 баня железа, то называют это шуангоу, печь при этом горит очень сильно и повреждается[22]...

...Есть еще кузнечное производство. Кусок чугуна берут и кладут в печь, нагревают докрасна, а затем кладут на наковальню, один человек держит щипцами, а один (два) или три других – бьют молотом; десяток подростков обдувают их и при этом беспрерывно поют. Затем можно снова нагревать и делать (железные) листы. Всего насчитывается несколько десятков кузниц (тесы), а работают в них несколько тысяч, в. каждой кузнице несколько наковален, у каждой свыше десятка людей... (л. 9).

....Для получения переплавленного железа (стали) берут кусок чугуна и кладут в печь, нагревают докрасна и кладут на наковальню. Один человек держит его щипцами, два других ударяют по нему. Десяток подростков обдувают их со всех сторон и беспрерывно поют.

Затем из горячего железа делают котлы... Всего насчитывается несколько десятков мастерских по получению железа (стали) из чугуна, людей несколько тысяч. В одной мастерской 10 наковален, у каждой более десятка человек... (л. 10).

 

Тянься цзюньго либиншу

 

«Книга о выгодах и убытках, имеющихся в Поднебесной». Экономическое описание провинций Цзяннань, Цзянси, Гу Яньу. 1823 г. Сочинение Гу Янь — В кн.: Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.53 — 54.

 

В Чаокуане(в пров. Хэнань на реке Хуай) (железо плавят в Хуайяне и других местах – всего в пяти уездах, торговым людям разрешено каждый год:добывать [руду] и строить плавильни. С каждого места, где плавят руду, ежегодно платят для военных нужд налогов 23 ляна серебра, количество разработок и плавилен на каждой горе не одинаково, всего вносили серебра 1 тыс. лян. Таких мест частной добычи руд насчитывается шестьдесят.

В Гуйане и Хайфыне округа Хуэй, в Шуаншане и Сяншане Гуан (дуна) находятся серебряные рудники... во время правления Чжэндэ богачи из Шуньдэ привлекали на свою сторону влиятельные семейства, собирали вокруг себя беглых преступников и разбойников из Байшуя, подделывали разрешение правительства и стали вести добычу и плавку...

 

.каждый год добывали серебра до 3 тыс. слишним лян. При Цзяцзине в год цзячжан жила истощилась, и все преступники разбежались (л. 106).

Вопросы для изучения документов №№ 27, 28, 29

1. Как было организовано металлургическое производство?

2. Какие металлы выплавляли?

3. Какая технология выплавки металлов использовалась?

4. Какие налоги выплачивали владельцы плавилен?

Мин итунчжи

 

«Общее географическое описание Китая в минское время». Ксилограф 17 в. — В кн.:Хрестоматия по истории Китая в средние века. – М.: изд-во Московского ун-та, 1960, с.54.

...в области Шуньтянь в уезде Ванпин добывают каменный уголь...

Дацин и тунчжи... в двух уездах в Ванпине и Фаншане добывают уголь...

Мин шилу

 

...в тридцать первом году Ваньли здесь (в области Шун тянь) была только одна казенная шахта...







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.