|
Огнеопасность и электризация эксплуатационных материалов ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 В практической деятельности АТП пожары чаще всего происходят от воздействия на эксплуатационные материалы открытого пламени, разрядов статического электричества, искры при ударе или курении, а также от попадания горючих жидкостей на нагретую поверхность. Разрабатываемая на каждом АТП система противопожарных мероприятий увязывается с общегосударственной и ведомственной системами и законоположениями по пожарной безопасности. В эксплуатационных условиях наибольшую опасность представляет собой пустая тара из-под бензина, так как достаточно испарения из 200-литровой бочки 10...50 грамм бензина, чтобы получить взрывоопасную бензовоздушную смесь. Вот почему запрещается открывать ударами молотка или ключа пробку пустой стальной бочки из-под бензина или подходить к ней с огнем. При ремонте тары, если неизбежно использование открытого огня, необходимо принимать меры для предотвращения взрывов бензиновых паров, смешанных с воздухом. Это относится не только к бочкам, но и к топливным бакам автомобилей. Для устранения опасности взрыва при ремонте тары применяют следующие меры: заливают ее водой и в таком виде ремонтируют; пропаривают горячей водой, промывают, а затем ремонтируют; заполняют углекислым газом и затем ремонтируют. Эти же меры безопасности обязательны и при обращении с другими видами нефтепродуктов. Некоторые топлива способны самовоспламеняться при контакте с кислородом воздуха и каталитическом воздействии металлической тары и поэтому требуют особой осторожности при применении. Этиленгликоль и глицерин образуют опасные смеси с марганцевокислым калием. Известно, что статическое электричество накапливается на наружной поверхности проводника, т.е. электризованные частицы топлива отдают свои заряды поверхности тары или трубопровода. Если они не заземлены, то для образования искры и взрыва достаточно 300... 500 В. Электризация топлива зависит от материала, с которым оно контактирует, продолжительности и скорости движения топлива, его качества, влажности и температуры воздуха. Для предупреждения возникновения взрыва и пожара от разрядов статического электричества необходимо: - тщательно заземлять все перекачивающие средства, трубопроводы, цистерны, топливозаправщики и резервуары; - не допускать налива топлива открытой струей и его разбрызгивания; - не допускать перемешивания топлива с воздухом и водой; - при заполнении автомобильных цистерн и других емкостей опускать наливную трубу до их днища и пока нижний конец трубы не погрузится в топливо, соблюдать минимальную скорость заполнения емкости; - соблюдать осторожность, если на дне резервуара или любой другой емкости под нефтепродуктом имеется вода; - обязательно заземлять металлическим штырем шланг (рукав) для заправки автомобилей и пистолет (раздаточный кран); - на рамах автоцистерн, перевозящих топливо, укреплять заземляющую цепь, касающуюся земли на стоянке и при движении. Опасность электризации топлив эффективно снижается при добавлении в них антистатической присадки. Однако в бензины и дизельные топлива антистатические присадки пока не добавляют. При работе двигателя на этилированном бензине часть этиловой жидкости и продуктов ее разложения попадает в картер и загрязняет смазочное масло. Поэтому меры пожарной безопасности необходимо соблюдать и при сливе отработавшего масла из поддона картера. Огнеопасность нефтепродуктов характеризуется их температурой вспышки, т.е. такой температурой, при которой пары нефтепродукта образуют с воздухом смесь, вспыхивающую от поднесенного пламени. Температура вспышки топлив зависит от содержания в них легкоиспаряющихся фракций и давления насыщенных паров: чем выше давление насыщенных паров топлива, тем ниже температура вспышки. Температура вспышки различных бензинов, определяемая в приборе с закрытым тиглем, колеблется в пределах 30... 45 0С, и по этому показателю бензины относят к первому классу огнеопасности. Вследствие низкого давления насыщенных паров и малой летучести дизельные топлива значительно менее огнеопасны, чем бензины. Минимальные температуры образования взрывоопасных смесей дизельных топлив 57...70 0С, т.е. они значительно выше температур, при которых эксплуатируются автомобили с дизельными двигателями, и поэтому образование взрывоопасных концентраций паров топлива с воздухом в обычных условиях маловероятно. Температура вспышки топлив для быстроходных автотракторных дизельных двигателей различных марок, определяемая в приборе с закрытым тиглем, приблизительно равна следующим значениям: - легкие дизельные топлива 30...35 0С; - зимние топлива 35...50 0С; - летние топлива 40...65 0С; - специальные топлива 90 0С. По этому показателю дизельные топлива отнесены ко второму и третьему классам огнеопасности. Пожарную опасность представляет собой туман из распыленного в воздухе дизельного топлива. В этом случае концентрация топлива даже при низких температурах воздуха может обеспечить возникновение воспламенения и от случайно образовавшейся искры, например при ударе металла о металл, может произойти сильнейший взрыв. Температуры самовоспламенения дизельных топлив (300...400 0С) ниже температур самовоспламенения бензинов, т.е. контакт дизельного топлива, находящегося в любом состоянии, с поверхностями, нагретыми несколько выше этих температур, может вызвать воспламенение. Взрывоопасные бензовоздушные смеси образуются лишь при определенных концентрациях и температурах. Минимальная температура, при которой в замкнутом сосуде, например бочке или топливном баке, возможно образование взрывчатой смеси, соответствует температуре вспышки. Следовательно, даже при очень низких зимних температурах возможны взрывы баков с бензином при неосторожном использовании источников пламени или искрении. Повышенную взрывоопасность представляют собой бочки или другая тара с остатками бензина: в парогазовой фазе практически всегда находится взрывчатая бензовоздушная смесь. Кроме того, часто случается когда промасленная ветошь лежит себе и лежит, а потом раз, и загорелась. Это происходит во время процесса полимеризации пропитанных маслом (хотя, как правило, там кроме масла еще и ускорители, растворители и прочие не полезные вещества встречаются). Поэтому необходимо производить в обязательном порядке первичный сбор промасленной ветоши, опилок, песка раздельно от других отходов в специально предназначенные металлические ёмкости. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как уже упоминалось в материалах лекции, автомобильный транспорт является основным потребителем (свыше 65%) наиболее дефицитных и ценных светлых нефтепродуктов, получаемых на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), а двигатели внутреннего сгорания (ДВС) бензиновые и дизельные остаются наиболее массовыми силовыми установками автомобилей. В нашей стране легковые автомобили с дизельными двигателями составляют только 15 % от общей численности парка и только 80% грузовых автомобилей имеют дизельные двигатели, а, например, во Франции дизельные двигатели имеют 30 % автомобилей грузоподъемностью 4...12 тонн и 98 % автомобилей с грузоподъемностью свыше 12 тонн, поэтому экономное расходование энергетических ресурсов одна из важнейших задач войск и народного хозяйства.
Задание для самостоятельной работы:
- дополнить конспект лекции; - - готовиться к контрольному опросу по вопросам лекции.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|