Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Россия в поисках перспектив в начале XX века.





Семинар № 6. Борьба за различные альтернативы развития России в начале XX в.

План занятия:

1. Россия на рубеже веков. Основные черты и особенности развития капитализма.

2. Кризис самодержавия и обострение политических, экономических и социальных противоречий в российском обществе в начале столетия.

3. Первая буржуазно-демократическая революция в России: классы и партии в революции.

4. Эволюция социально-политической системы в России в ходе и после революции 1905-1907 гг. Российский парламентский эксперимент (опыт работы четырех Государственных Дум).

5. П.А. Столыпин и его программа модернизации России как последний исторический шанс русского самодержавия. Современная оценка деятельности П.А. Столыпина.

 

Логические задания:

1. Доказать, что в конце – начале в России шел процесс модернизации.

2. Составить хронологическую таблицу «Россия в первой мировой войне»

3. Сравнить политическую систему России до и после революции 1905-1907 гг..

4. Составить сравнительно-аналитическую таблицу программных требований основных ведущих партий России начала XX в. «Альтернативы исторического развития России».

 

По первому вопросу обратить внимание на следующие положения:

1. Отличие России от западноевропейских империй в начале XX века. Каковы особенности России как страны «второго эшелона» мирового капитализма?

2. Обозначьте основные правительственные попытки социально-экономической модернизации России.

3. Каким образом научно-технические открытия и достижения изменили облик России к началу XX в.?

4. Чем характерна складывавшаяся в России модель индустриализации? Как Вы считаете, от чего зависело дальнейшее развитие страны?

5. Что представлял собой в этот период коллективный портрет населения? Как повлиял на российское общество поворот к мировой цивилизации?

6. В чем, на Ваш взгляд, заключались отрицательные и положительные стороны активного вмешательства государства в экономику страны?

7. В чем Вы видите специфику монополистического капитала в России?

8. Какое явление русской жизни начала XX в. было названо современниками «оскудением центра»?

9. Раскройте основные положения программы С.Ю. Витте.

10. Какова Ваша точка зрения на определение места России в «концерте мировых держав» (аргументируйте свой ответ).

 

По второму вопросу:

1. Насколько правительственная политика учитывала новые явления в социально-политической жизни Европы и России?

2. Какие мероприятия входили в программу реформ, предложенных П.Д. Святополк-Мирским? Почему его правление было названо современниками «весной» или «эрой доверия» и почему она оказалась столь скоротечной?

3. Объясните, чем был вызван интерес царского правительства к дальневосточному региону? Какие цели преследовал В.К. Плеве, выдвигая идею «маленькой победоносной войны», и почему против нее выступил С.Ю. Витте?

4. Что такое полицейский социализм? Кто был его инициатором? Цель зубатовского эксперимента? Подумайте, какую роль сыграл полицейский социализм в рабочем движении?

5. Укажите основное содержание политической борьбы в 1894-1904 гг. и ее главных действующих лиц.

6. В чем выявились разногласия между социал-демократами, социал-революционерами и либеральной оппозицией по вопросу выхода страны из экономического и политического кризиса.

7. Обозначьте и охарактеризуйте ведущие (ключевые) признаки и проявления кризиса самодержавия в обозначенный период. Какие альтернативы Вы можете определить, исходя из сложившейся ситуации?

 

При подготовке к третьему вопросу обратите внимание на аспекты:

1. Причины, характер, движущие силы, основные этапы, особенности первой русской революции.

2. Причины появления политических партий в России, специфические особенности их образования и роль в революционных событиях 1905-1907 годов.

3. Особенности российской многопартийности начала XX в. Дайте характеристику основных политических партий (год образования, лидеры, основные программные требования в области государственного устройства, аграрного, рабочего и национального вопросов, формы и методы борьбы, тип партии).

4. Определите схожесть и различие политических установок октябристов, кадетов, большевиков и других партий.

5. Назовите и охарактеризуйте основные результаты революции. Были ли устранены породившие ее противоречия? Можно ли сказать, что она продвинула общество вперед?

6. Историческое значение первой российской революции.

По четвертому вопросу:

1. Какие изменения в политическом строе Российской империи произошли после опубликования Манифеста 17 октября 1905 г.?

2. Начало российского парламентаризма: особенности, расстановка партийных сил, суть политики «российского бонапартизма».

3. Сравните I и II Думы в отношении состава и хода деятельности: в чем сходство и различие? Почему не получилось сотрудничества между правительством и Думой первых двух созывов?

4. Какое событие и почему получило в русской истории название «третьиюньский государственный переворот»? Почему власть пошла на подобные меры? Охарактеризуйте российскую «третьиюньскую монархию» (неоабсолютизм).

5. Какой исторический опыт мы можем извлечь из деятельности III и IV Государственных Дум? Сравните опыт российского парламентаризма начала и конца XX в.

 

По пятой проблеме продумайте ответы на следующие вопросы:

1.Обозначьте основные составляющие реформаторского курса П.А. Столыпина. Как Вы понимаете его политическое credo: «сильная власть и либеральные меры», «власть и порядок»? Насколько соотносится credo и практическая деятельность?

2.Почему проводимый Столыпиным курс называли «тихой революцией»?

3.Содержание и направленность аграрной реформы и думских мероприятий столыпинского правительства. Какие задачи должна была решить реформа?

4.Сравните замысел и итоги столыпинских реформ. Почему они не были завершины? Можно ли считать аграрную реформу в целом успешной? Почему?

5.Насколько соответствует действительности тезис о том, что проект столыпинских преобразований являлся последним историческим шансом самосохранения российского самодержавия? Аргументируйте свой ответ.

6.Какова современная оценка реформ П.А. Столыпина и личности реформатора? Определите собственную точку зрения и оценку.

7.Можно ли оценить итоги первой русской революции как очередной шаг России к гражданскому обществу и правовому государству? Аргументируйте свой ответ.

 

Тематика докладов:

1. Реформатор С.Ю. Витте.

2. Реформатор П.А. Столыпин.

3. Сравнительный анализ опыта российского парламентаризма начала и конца XX века.

4. Российская политическая палитра начала XX в.

5. Особенности и историческое значение первой русской «Конституции».

6. Дополнительные историко-биографические материалы по основным деятелям трех российских революций:

· Алексеев Михаил Васильевич (1857 - 1918)

· Витте Сергей Юльевич (1849 - 1915)

· Врангель Петр Николаевич (1878 - 1928)

· Деникин Антон Иванович (1872 - 1947)

· Дзержинский Феликс Эдмундович (1877 - 1926)

· Зиновьев (Радомысльский) Григорий Евсеевич (1883 - 1936)

· Каледин Алексей Максимович (1861 - 1918)

· Калинин Михаил Иванович (1875 - 1946)

· Керенский Александр Федорович (1881 - 1970)

· Киров (Костриков) Сергей Миронович (1886 — 1934)

· Колчак Александр Васильевич (1873 - 1920)

· Корнилов Лавр Георгиевич (1870 - 1918)

· Ленин (Ульянов) Владимир Ильич (1870 - 1924)

· Львов Георгий Евгеньевич (1861 - 1925)

· Махно Нестор Иванович (1889 - 1934)

· Молотов (Скрябин) Вячеслав Михайлович (1890 - 1986)

· Николай II (1868-1918)

· Орджоникидзе Григорий Константинович (1886 - 1937)

· Плеханов Георгий Валентинович (1856 - 1918)

· Распутин (Новых) Григорий Ефимович (1872 - 1916)

· Родзянко Михаил Владимирович (1859 - 1924)

· Савинков (Ропшин) Борис Викторович (1879 — 1925)

· Свердлов Яков Михайлович (1885 — 1919)

· Спиридонова Мария Александровна (1884-1941)

· Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1879-1953)

· Столыпин Петр Аркадьевич (1862-1911)

· Струве Петр Бернгардович (1870 — 1944)

· Троцкий (Бронштейн) Лев Давидович (1879 - 1940)

· Чхеидзе Николай Семенович (1864-1926)

 

Коллоквиум № 1.

План занятия:

1. Киевская Русь и Московское царство – две разные цивилизации или прерванная нить развития.

2. Россия в начале XX века: на развилке реформ и революций.

Семинар № 7. Россия в поисках перспектив (1917-1927).

План занятия:

1. Россия на пути к политическому распутью 1917-го. Февральская буржуазно-демократическая революция: причины, альтернативы развития, итоги. Сущность двоевластия как исторического явления и его опыт в России 1917 г.

2. Борьба основных политических партий и сил России за свои программы. Причины, предпосылки и последствия захвата политической власти большевиками. Воздействие Октябрьских событий на мир.

3. Обострение политической ситуации в стране. Гражданская война в России: ее причины и последствия. Власть и общество в условиях гражданской войны.

4. НЭП: причины введения, опыт осуществления, итоги, значение.

5. Политические процессы 20-30-х годов: борьба за власть или выбор модели социализма?

 

Логические задания:

1. Составить хронологическую таблицу «Россия в первой мировой войне».

2. Провести аналитическое сравнение двух российских революций 1905 г. и 1917 г.: причины, характер, движущие силы, этапы, итоги, значение.

3. Составить сравнительную таблицу «Белый и красный террор»: истоки, социальный состав, идеология и политическая ориентация, военная организация и боеспособность, причины победы (поражения), итоги и уроки.

4. Сравнить НЭП и политику «военного коммунизма».

5. Доказать, что в СССР в 20-30-х гг. XX в. осуществлялась социалистическая модернизация.

По первому вопросу обратить внимание на следующие положения:

1. Мировой политический кризис 1914 года. Причины мировой войны, расстановка противоборствующих стран и их цели.

2. Участие России в мировой войне. Последствия этого участия. Как повлияла затяжная война на жизнь людей и их психологию?

3. Сравните предпосылки и революционизирующие факторы революций 1905 г. и 1917 г. Какие из факторов явились наиболее значимыми в 1917 г.? в чем выразился системный кризис общества? Проведите анализ всех групп противоречий.

4. Американский историк Э. Кэрр охарактеризовал Февральскую революцию в России как «стихийный взрыв толпы»; историк Г. Аронсон отметил, что «самое поразительное в Февральской революции – это ее неожиданность. Все революционеры, все участники каких-либо социалистических кружков были застигнуты ею врасплох». Согласны ли Вы с этими мнениями? Каким было соотношение стихийного и сознательного факторов в февральских событиях?

5. Почему Николай II не нашел поддержки в стране, армии, даже среди высшего генералитета. В чем Вы видите характерные особенности февральской революции 1917г.

6. Какими причинами было обусловлено установление двоевластия, в чем его сущность и феномен как историко-политического явления? Историки оценивают ситуацию в стране весной 1917 г. как «двоевластие», «многовластие», «безвластие». Каким образом можно аргументировать эти оценки?

7. Дайте характеристику кризисам Временного правительства. Чем они были вызваны? Каковы были итоги этих кризисов? Почему ВП так и не сумело стать сильной сластью в стране?

8. «Апрельские тезисы». Их основные положения. Дискуссии вокруг них.

8. Определите место и роль Советов, дайте оценку их значимость в общей системе демократических органов власти.

9. Почему Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским смогло воспрепятствовать корниловскому перевороту и оказалось бессильно перед выступлением большевиков?

10. Проследите за эволюцией взглядов большевиков по вопросу власти с марта по октябрь 1917 г. В чем причины радикализации масс весной – осенью 1917 г.?

11. Какие реальные альтернативы исторического развития страны существовали в феврале – октябре 1917 г.? Проанализируйте их шансы, реальные возможности, перспективы осуществления.

Разрешая вторую проблему, найдите ответы на следующие вопросы:

1. В каком состоянии находились основные политические партии накануне свержения царизма? Проведите анализ их программ.

2. Имелись ли условия для их консолидации в борьбе за демократию или социализм?

3. Чем большевики отличались от других революционно- демократических партий? В чем Вы видите причины их победы?

4. В чем заключались основные причины дискуссии среди большевистского руководства осенью 1917 г. по вопросу о взятии власти?

5. Историк Дм. Волкогонов полагает, что Ленин убедил российское общество в необходимости новой революции. Опираясь на известный вам теоретический и фактический материал, сопоставьте субъективные и объективные революционизирующие факторы Октября 1917 г.

6. Историки по-разному определяют характер и значение («классификация») октябрьских событий 1917 г.: социальная революция, социалистическая пролетарская революция, крестьянская революция, мелкобуржуазная революция, люмпен-пролетарская (маргинальная) революция, «жидомасонский заговор», государственный переворот, «революция сверху»… Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Аргументируйте свое мнение.

7. Октябрь 1917 г. - случайность, неизбежность, закономерность? А с другой стороны: являлся ли Октябрь 1917 г. чисто российским феноменом или он был каким-то образом связан с общеевропейским кризисом?

8. Соответствует ли Декрет о земле большевистской программе решения аграрного вопроса? С чем связаны изменения? Дайте оценку первым декретам советской власти.

9. Генерал А.И. Деникин назвал свою книгу воспоминаний о революции и гражданской войне в России «Очерки русской смуты». Он не выделяет отдельно Февраль 1917 г., Октябрь, борьбу «белых» и «красных», рассматривая все это как этапы единого процесса, генетически связанные друг с другом. Разделяете ли Вы подобный подход? Аргументируйте свое мнение.

10. М. Волошин в марте 1917 г. написал: «Внезапно и до ужаса отчетливо стало понятно, что это только начало, что Русская революция будет долгой, безумной, кровавой, мы стоим на пороге новой великой разрухи Русской земли, нового смутного времени». Какие симптомы, по Вашему мнению, могли вызвать пессимизм автора этих строк?

Для самостоятельного анализа закономерности победы большевиков в России и наличия в стране необходимых предпосылок Вам предлагаются фрагменты работ В.И Ленина и Г.В. Плеханова. После их изучения вам надо ответить на ряд вопросов.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.