Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Россель Наталья Владимировна





ИСТОРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

Каменск-Шахтинский

 

УДК 94 (47)(075.8)

ББК 63.3 (2)

Р.76

 

Рецензент:кандидат политических наук, доцент Кундрюцкова И.В.

Печатается по решению кафедры «Гуманитарные дисциплины и экономика» протокол № 8 от 12.04.2019 г.

 

Россель Наталья Владимировна

Р.76 История: Учебно-методическое пособие/ Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 2020. – 88 с.

 

В учебно-методическом пособии приводятся общие рекомендации по проведению и подготовке к практическим занятиям, структура и содержание семинарских занятий, методические указания к самостоятельной работе, зачетные вопросы по дисциплине.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История» является составной частью учебно-методического комплекса по курсу и предназначено для студентов всех направлений подготовки.

 

УДК 94 (47)(075.8)

ББК 63.3 (2)

 

© Южно-Российский государственный

политехнический университет (НПИ)

имени М.И. Платова, 2020

 

© Россель Н.В., 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие рекомендации по проведению и подготовке к семинарским (практическим) занятиям  
2. Структура и содержание семинарских занятий, методические указания к ним  
3. Самостоятельная работа 3.1. Общие положения о самостоятельной работе студентов 3.2. Положение о модульно-рейтинговой оценке по курсу 3.3. Методические рекомендации по работе над контрольной (домашней) работой и рефератом: алгоритм выполнения 3.4. Темы для самостоятельного изучения 3.5. Материалы для оценивания знаний, умений и навыков  
4. Зачетные вопросы по дисциплине  
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ.

Коллоквиум № 1.

План занятия:

1. Киевская Русь и Московское царство – две разные цивилизации или прерванная нить развития.

2. Россия в начале XX века: на развилке реформ и революций.

Семинар № 7. Россия в поисках перспектив (1917-1927).

План занятия:

1. Россия на пути к политическому распутью 1917-го. Февральская буржуазно-демократическая революция: причины, альтернативы развития, итоги. Сущность двоевластия как исторического явления и его опыт в России 1917 г.

2. Борьба основных политических партий и сил России за свои программы. Причины, предпосылки и последствия захвата политической власти большевиками. Воздействие Октябрьских событий на мир.

3. Обострение политической ситуации в стране. Гражданская война в России: ее причины и последствия. Власть и общество в условиях гражданской войны.

4. НЭП: причины введения, опыт осуществления, итоги, значение.

5. Политические процессы 20-30-х годов: борьба за власть или выбор модели социализма?

 

Логические задания:

1. Составить хронологическую таблицу «Россия в первой мировой войне».

2. Провести аналитическое сравнение двух российских революций 1905 г. и 1917 г.: причины, характер, движущие силы, этапы, итоги, значение.

3. Составить сравнительную таблицу «Белый и красный террор»: истоки, социальный состав, идеология и политическая ориентация, военная организация и боеспособность, причины победы (поражения), итоги и уроки.

4. Сравнить НЭП и политику «военного коммунизма».

5. Доказать, что в СССР в 20-30-х гг. XX в. осуществлялась социалистическая модернизация.

По первому вопросу обратить внимание на следующие положения:

1. Мировой политический кризис 1914 года. Причины мировой войны, расстановка противоборствующих стран и их цели.

2. Участие России в мировой войне. Последствия этого участия. Как повлияла затяжная война на жизнь людей и их психологию?

3. Сравните предпосылки и революционизирующие факторы революций 1905 г. и 1917 г. Какие из факторов явились наиболее значимыми в 1917 г.? в чем выразился системный кризис общества? Проведите анализ всех групп противоречий.

4. Американский историк Э. Кэрр охарактеризовал Февральскую революцию в России как «стихийный взрыв толпы»; историк Г. Аронсон отметил, что «самое поразительное в Февральской революции – это ее неожиданность. Все революционеры, все участники каких-либо социалистических кружков были застигнуты ею врасплох». Согласны ли Вы с этими мнениями? Каким было соотношение стихийного и сознательного факторов в февральских событиях?

5. Почему Николай II не нашел поддержки в стране, армии, даже среди высшего генералитета. В чем Вы видите характерные особенности февральской революции 1917г.

6. Какими причинами было обусловлено установление двоевластия, в чем его сущность и феномен как историко-политического явления? Историки оценивают ситуацию в стране весной 1917 г. как «двоевластие», «многовластие», «безвластие». Каким образом можно аргументировать эти оценки?

7. Дайте характеристику кризисам Временного правительства. Чем они были вызваны? Каковы были итоги этих кризисов? Почему ВП так и не сумело стать сильной сластью в стране?

8. «Апрельские тезисы». Их основные положения. Дискуссии вокруг них.

8. Определите место и роль Советов, дайте оценку их значимость в общей системе демократических органов власти.

9. Почему Временное правительство во главе с А.Ф. Керенским смогло воспрепятствовать корниловскому перевороту и оказалось бессильно перед выступлением большевиков?

10. Проследите за эволюцией взглядов большевиков по вопросу власти с марта по октябрь 1917 г. В чем причины радикализации масс весной – осенью 1917 г.?

11. Какие реальные альтернативы исторического развития страны существовали в феврале – октябре 1917 г.? Проанализируйте их шансы, реальные возможности, перспективы осуществления.

Разрешая вторую проблему, найдите ответы на следующие вопросы:

1. В каком состоянии находились основные политические партии накануне свержения царизма? Проведите анализ их программ.

2. Имелись ли условия для их консолидации в борьбе за демократию или социализм?

3. Чем большевики отличались от других революционно- демократических партий? В чем Вы видите причины их победы?

4. В чем заключались основные причины дискуссии среди большевистского руководства осенью 1917 г. по вопросу о взятии власти?

5. Историк Дм. Волкогонов полагает, что Ленин убедил российское общество в необходимости новой революции. Опираясь на известный вам теоретический и фактический материал, сопоставьте субъективные и объективные революционизирующие факторы Октября 1917 г.

6. Историки по-разному определяют характер и значение («классификация») октябрьских событий 1917 г.: социальная революция, социалистическая пролетарская революция, крестьянская революция, мелкобуржуазная революция, люмпен-пролетарская (маргинальная) революция, «жидомасонский заговор», государственный переворот, «революция сверху»… Какой точки зрения придерживаетесь Вы? Аргументируйте свое мнение.

7. Октябрь 1917 г. - случайность, неизбежность, закономерность? А с другой стороны: являлся ли Октябрь 1917 г. чисто российским феноменом или он был каким-то образом связан с общеевропейским кризисом?

8. Соответствует ли Декрет о земле большевистской программе решения аграрного вопроса? С чем связаны изменения? Дайте оценку первым декретам советской власти.

9. Генерал А.И. Деникин назвал свою книгу воспоминаний о революции и гражданской войне в России «Очерки русской смуты». Он не выделяет отдельно Февраль 1917 г., Октябрь, борьбу «белых» и «красных», рассматривая все это как этапы единого процесса, генетически связанные друг с другом. Разделяете ли Вы подобный подход? Аргументируйте свое мнение.

10. М. Волошин в марте 1917 г. написал: «Внезапно и до ужаса отчетливо стало понятно, что это только начало, что Русская революция будет долгой, безумной, кровавой, мы стоим на пороге новой великой разрухи Русской земли, нового смутного времени». Какие симптомы, по Вашему мнению, могли вызвать пессимизм автора этих строк?

Для самостоятельного анализа закономерности победы большевиков в России и наличия в стране необходимых предпосылок Вам предлагаются фрагменты работ В.И Ленина и Г.В. Плеханова. После их изучения вам надо ответить на ряд вопросов.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

3.1. Общие положения о самостоятельной работе студентов

Основные задачи для российской образовательной системы в целях формирования всесторонне развитого компетентного и конкурентоспособного выпускника касаются и учебных планов, и содержания учебных курсов, и методики преподавания дисциплин, и систем оценки знаний студентов, и новизны в функциях вузовских преподавателей. Один из многих желаемых и первостепенных результатов – активность получаемых студентами знаний и навыков. Стремительно нарастающая информация, быстрое моральное «устарение» (обесценение) полученных ранее знаний и появление новых делает особенно важным умение получать новые знания самостоятельно. Только это обеспечивает адаптивность будущих бакалавров к неизбежным переменам в профессии, специальности, специализации.

Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом процесса подготовки бакалавра. В то же время самостоятельная работа студента – объективное условие формирования познавательной активности и самостоятельности, критического мышления, творческих способностей (систематизации, концептуализации, формализации) при развивающем обучении и в последующей трудовой деятельности выпускника. В этом смысле работа должна строиться на учете познавательных способностей студента, задания должны быть адекватны достигнутому уровню развития и обязательно предусматривать повышение уровня развития обучающегося и его творческих способностей, то есть – разумно и максимально индивидуализирована.

Самостоятельная работа и формирование у студентов самостоятельности тесно взаимосвязаны друг с другом. Самостоятельная работа является обязательным условием формирования самостоятельности, но ее результаты прямо зависят от степени сформированности самостоятельности. Задания для самостоятельной работы должны быть такого характера, чтобы усвоение учебного материала приводило к целостному развитию личности и ее способностей, овладению приемами умственной и практической деятельности, самообразования и творчества.

Основными направлениями самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине являются:

· усвоение новых знаний, углубление и повторение ранее приобретенных знаний с целью их обобщения, систематизации, концептуализации, формализации;

· развитие конкретных предполагаемых творческих способностей;

· формирование практических умений по курсу;

· практическое применение знаний, умений, способностей с целью углубления, расширения и приобретения новых знаний, а так же усовершенствования умений и развития способностей;

· научно-исследовательская работа.

Направление самостоятельной работы и ее предполагаемая цель определяют конкретный вид задания, ее форму и контроль-отчет, аттестационный рейтинг.

Контроль за ходом и результатами самостоятельной работы студентов должен носить систематический характер и может осуществляться в виде рецензирования письменных работ студентов (рефератов, планов, творческих заданий и т.д.); бесед индивидуальных или с группой студентов (фронтальные); проведение контрольных работ по результатам самостоятельной работы; защита на занятиях докладов, обзоров, анализов и др., подготовленных студентами индивидуально или в группе в ходе самостоятельной работы; проведение деловых игр, конкурсов, дискуссий, «круглых столов» и пр.

Контроль может осуществляться в разных формах: устно или письменно; индивидуально или в группе; сплошной или выборочный контроль и др.

Следует отметить примерный ряд требований, которым должен отвечать контроль самостоятельной работы студентов:

· необходимое и достаточное методическое обеспечение;

· наличие четко разработанных критериев оценки в рамках модульно-рейтинговой аттестации результатов самостоятельной работы, которые должны быть понятны и доступны студентам (своевременная информированность студентов о порядке модульно-рейтинговой системы);

· систематичность проведения контроля;

· максимальная его индивидуализация;

· системность и логичность характера заданий для контроля результатов самостоятельной работы студентов;

· разумное сочетание различных форм и методов контроля;

· выявление уровня знаний, умений, самостоятельно сформированных, оценка развития способностей, а так же установление характера отношения студента к выполнению заданий, степени его ответственности и др. личных качеств.

Оценка результатов самостоятельной работы каждого студента или группы студентов должна быть прокомментирована преподавателем на занятии или во внеучебное время.

Сущность модульно-рейтингового обучения заключается в предоставлении обучаемым гораздо более широкие возможности самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой, которая включает в себя план действий, блок информации, методическое руководство по достижению целей обучения. Что позволяет говорить о повышении мотивации студентов к освоению образовательных программ и о возможности более высокой дифференциации оценки, систематичности контроля и соответствующей коррекции со стороны преподавателя. Использование модульно-рейтинговой системы предполагает более эффективную организацию самостоятельной деятельности студентов, повышение прочности знаний, выработку навыков самоконтроля и самооценки у студентов, увеличение объективности итоговой оценки, повышение уровня здоровой конкуренции среди студентов, обеспечение снятия элементов случайности в оценке знаний, определение индивидуального темпа изучения материала при ориентации на конечный результат.

С положением о рейтинге для студентов, включающим перечисление обязательных и дополнительных видов работ с их оценкой в баллах, преподаватель знакомит студентов на первом занятии и корректирует его при необходимости, как в групповом, так и в индивидуальном порядке.

Задача № 1.

В 1710 г. издали в 18 раз больше номеров «Ведомостей», чем в 1718 г.; в 1717 г. – на 15 номеров меньше, чем в 1710 г. Сколько раз вышла газета в каждый год из указанных лет, если известно, что в 1710 г. ее номеров вышло в 4,5 раза больше, чем в 1717 и 1718 гг., вместе взятых?

Задача № 2.

Московское княжество стало царством через 271 год после того, как обрело независимость; империей – через 174 года после провозглашения Ивана IV царем. Вычислите дату каждого из этих событий, если известно, сто утроенная сумма чисел, являющихся двумя первыми датами, на 5027 больше удвоенного числа, являющегося третьей данной.

Задача № 3.

Во втором походе из Москвы к Смоленску русская армия шла со скоростью 20 км в сутки, в третьем – 10,6 км в сутки, причем во втором походе армия прошла на 57,2 км больше, чем в третьем. Сколько суток продолжался каждый из этих походов, если известно, что третий поход был продолжительнее второго на 15 суток?

Задача № 4.

Площадь Московского великого княжества при восшествии на престол Ивана III была в 30 раз больше площади этого княжества при Данииле. За годы княжения Ивана III и Василия III площадь Московского княжества выросла на 2231 тыс. кв. км и стала на 3040,1 тыс. кв. км больше площади этого княжества при Данииле. Вычислите площадь Московского государства в 1533 г., т.е. к концу княжения Василия III?

Задача № 5.

В середине XV века Русь платила Орде 7 тыс. рублей в год. После победы под Алексином дань сократили на 0,4 от этого количества. Вычислите величину дани, которую после 1472 г. стало платить Московское княжество.

Задача № 6.

В 1917 г. в Москве действующих храмов было в 1,91 раза больше, чем в XVI в. В конце XVII в. храмов, в которых проходили службы, было на 179 больше, чем в 1917 г. Сколько действующих храмов было в Москве в каждый из указанных периодов, если известно, что в конце XVII в. их было на 543 больше, чем в XVI в.?

Задача № 7.

Чтобы заговорил первый Царь-колокол, его язык должны были раскачивать 24 человека, что составляет 0,24 от числа звонарей, необходимых, чтобы благовестил колокол, отлитый Александром Григорьевым. Сколько звонарей раскачивало 4-тонный язык колокола, отлитого в 1655 г.?

Задача № 8.

Масса третьего Царь-колокола была 144 т. Это составляет 0,72 массы Царь-колокола, который сейчас стоит в Кремле. Какова масса современного Царь-колокола?

Задача № 9.

Какой высоты была Спасская башня в 1701 г., если известно, что высота ее шатра – 12,5 м, высота башенки в 1,7 раза больше, а высота собственно башни в 2,3 раза больше высоты шатра? (Высоту каждой части вычислите с точностью до 0,1 м.)

Задача № 10.

В XI в. на Руси было в 3,56 раза больше городов, чем в IX – X вв. В XII в. их было на 135 больше, чем в XI в. В середине XIII в. – на 47 больше, чем в XII в. Сколько городов имелось на Руси в середине XIII в., если известно, что их в то время было больше, чем в IX – X вв., на 246?

Задача № 11.

В 1570 г. на нашу землю напало на 47 тыс. крымцев больше, чем в 1567 г. В 1569 г. крымцев с союзниками приходило к нам с войной в 1,14 раза больше, чем в 1570 г. Вычислите, сколь многочисленные армии пытались завоевать русские земли в каждый из перечисленных походов, если известно, что в 1569 г. враг имел на 54 тыс. воинов больше, чем в 1567 г.?

Задача № 12.

В Москве во времена Дмитрия Донского жило на 34 тыс. человек больше, чем при Юрии Долгоруком. При Иване Грозном – в 2,5 раза больше, чем при Дмитрии Донском. Сколько жителей было в Москве в эпоху каждого из названных правителей, если известно, что во времена Грозного в столице было на 94 тыс. жителей больше, чем при Юрии Долгоруком?

Задача № 13.

Стрела лука летела не далее 162,5 м. А пушечное ядро – в 1,5 раза дальше. Вычислите предельную дальность стрельбы из орудий в XV в. с точностью до 1 м.

Задача № 14.

Царь Петр обязался обеспечить строительство в 2 раза больше судов, чем духовенство, патриарх – на 4 меньше, чем царь. Города – столько же, сколько духовенство и патриарх, вместе взятые. Бояре – на 23 суда больше, чем города. Строительство скольких новых судов должен был обеспечить каждый из вкладчиков, если известно, что число судов, строительство которых обязался обеспечить царь, в 5,6 меньше, чем число судов, строительство которых обязались обеспечить патриарх, духовенство и города?

Задача № 15.

0,56 от числа всех юношей, отправленных в 1697 г. учиться за границу, поехали в Венецию, а остальные 22 человека – в Англию и Голландию. Сколько всего человек уехали за границу в 1697 г. овладевать морскими профессиями?

Задача № 16.

Тверской, сретенский и Чистопрудный бульвары протянулись на 1870 м, причем длина Тверского бульвара составляет 5/11 от длины трех бульваров, вместе взятых. Длина Чистопрудного бульвара в 4,1 раза больше Сретенского. Вычислите длину каждого бульвара.

Задача № 17.

В XV в. в России произошло событие, по своему значению не уступающее битве на Дону. Вычислите его дату, выражаемую четырехзначным числом, в котором цифра десятков на 8 больше цифры единиц. Цифра сотен составляет 0,5 от цифры десятков. Цифра тысяч – 0,25 от цифры сотен. Данное число и сумма его цифр вместе равны 1493.

Задача № 18.

В XVI в. Россия вела многолетнюю войну, самую продолжительную за все годы существования нашего государства. Число лет, которое длилась война, является двузначным числом: цифра единиц в нем на 3 больше цифры десятков. Если же цифры этого числа переставить, то получится новое число, которое в сумме с данным составит 77. сколько лет длилась эта война и с кем она велась?

Задача № 19.

За год казна получила из Сибири беличьих шкурок в 42,5 раза больше, чем лисьих, песцовых – на 325 тыс. меньше, чем беличьих, собольих – на 6 тыс. больше, чем песцовых. Сколько шкурок поступило в казну из Сибири за год, если известно, что лисьих и собольих поступило 29 тыс.?

Задача № 20.

В 1697 г. в Москву из-за границы приехало в 2 раза больше врачей, чем в 1695 г. Если бы в 1695 г. их приехало на 5 меньше, чем в действительности, а в 1697 г. – на 10 больше, чем на самом деле, то тогда оказалось бы, что в 1697 г. врачей прибыло в 3 раза больше, чем в 1695 г. Сколько врачей прибыло в Россию по приглашению Петра Великого в 1695 г. и 1697 г.?

Задача № 21.

В войну 1812 г. госпиталь принял на тысячу раненых больше, чем в русско-японскую. За 3 года первой мировой войны в госпитале лечилось на 353 тыс. солдат больше, чем войну 1812 г. Сколько солдат лечилось в госпитале в каждую из перечисленных войн, если известно, что за 3 года первой мировой войны там лечилось в 22,125 раза больше солдат, чем в русско-японскую войну?

Задача № 22.

В 1725 г. Санкт-Петербург стал многолюдным городом, 70% жителей которого жили в нем постоянно, а остальные были временными строительными рабочими. Их было на 40 тыс. человек меньше, чем постоянных жителей города. Сколько человек жило в Петербурге в 1725 г.?

Задача № 23.

В 1743 г. на горных заводах России работало в 3 раза больше приписных крестьян, чем в 1719 г. В 1762 г. их было на 100 тыс. больше, чем в 1743 г.; в 1796 г. – на 120 тыс. больше, чем в 1762 г. Сколько приписных крестьян работало на горных заводах страны в 1796 г., если известно, что в этот год их работало там столько же, сколько в 1719, 1743 и 1763 гг., вместе взятых?

Задача № 24.

Посольский приказ получал голландских газет на 20 меньше, чем немецких; французских – на 2 меньше, чем голландских; польских, итальянских и шведских вместе – на 1 меньше, чем французских. Сколько газет из каждой страны получал Посольский приказ, если известно, что немецких газет приказ получал в 3 раза больше, чем французских, польских, итальянских и шведских, вместе взятых?

Задача № 25.

При царе Федоре гарнизоны всех крупных крепостей России имели на 77 тыс. воинов меньше, чем войска, охранявшие границы государства. Число стременных царя Федора составляло 20% от числа ратников, защищавших важнейшие крепости страны. Какова была численность войск России во времена царя Федора, если известно, что общее количество стременных и воинов, охранявших границы государств, было 89 тыс.?

ЗАЧЕТНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ.

1. Место и роль истории в жизни общества. Исторические источники. Основные точки зрения на проблему самобытности Российской истории.

2. Происхождение и расселение славян. Общественный строй, занятия, быт, верования восточных славян.

3. Древнерусская цивилизация. Образование древнерусского государства. Экономическое развитие и общественно-политический строй.

4. Этапы образования и развития Древнерусской государственности(IX-XII вв.); особенности исторического процесса.

5. Первые князья Древнерусского государства, их внешняя и внутренняя политика. Принятие христианства.

6. Княжение Ярослава Мудрого. Основные направления его внутренней и внешней политики. «Русская правда» как памятник права.

7. Политическая дезинтеграция на Руси. Характерные черты и особенности.

8. Татаро-монгольское завоевание Руси и его последствия.

9. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Значение и последствия. Российская цивилизация.

10.Образование Русского централизованного государства: причины, этапы, суть, общие закономерности и специфические особенности.

11.Образование Московского государства. Правление Ивана III и Василия III: политика реформ. Реформы в области управления и судопроизводства.

12.Иван IV Грозный. Политика реформ и опричнины. Формирование крепостничества и особого типа феодализма.

13.«Смутное время» в России на рубеже XVI – XVII вв.: причины, сущность, последствия.

14.Россия в период правления Михаила и Алексея Романовых: политика реформ, сущность, итоги. Соборное Уложение 1649 г. Церковный раскол.

15.Объективная потребность глубоких социально-экономических преобразований (модернизации) в российском обществе к концу XVII – началу XVIII вв.

16. Реформы Петра I; оценка сути, значения и последствий. Оформление абсолютной монархии в России.

17.Основные направления внешней политики Петра Великого и ее результаты.

18.Преемники Петра I: нестабильность власти в России во второй четверти – середине XVII в. Внутренняя и внешняя политика.

19.Политика «просвещенного абсолютизма» Екатерины II: характерные черты и особенности, оценка исторической сути. Усиление крепостнической тенденции.

20.Внешняя политика России во второй половине XVIII в.: основные направления и результаты.

21.Российское общество в эпоху Александра I. Противоречивость правительственного курса: причины и последствия.

22.М. Сперанский и его планы либеральных преобразований в России; А. Аракчеев и рост правительственной реакции.

23.Отечественная война 1812 г. Историческая роль России в освобождении народов Европы. «Священный союз».

24.Движение декабристов, историческая роль и значение.

25.Российское общество в эпоху царствования Николая I. Стагнация системы: в поисках выхода из кризиса.

26.Общественно-политические течения в России в 30-50-е гг. XIX в. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. Западники и славянофилы.

27.Реформы 60-70-х гг. XIX в. и их историческое значение. Государственный либерализм и российское общество в эпоху Александра II.

28.Общественно-политические движения в России второй половины XIX в. (причины радикализации и программные установки): народничество, революционные демократы, марксизм и рабочее движение.

29.Либеральная модернизация России и политика контрреформ Александра III.

30.Российская империя и общество в эпоху Николая II. Особенности и противоречия модернизационных процессов.

31.Политические партии и движения в начале XX в.: либерализм, консерватизм, социал-демократия.

32.Революция 1905-1907 гг. Неоабсолютизм и начало российского парламентаризма.

33.Монархия начала XX века: на развилке реформ и революций. Альтернативы исторического развития России.

34.Третьиюньская монархия. Реформы П. А. Столыпина: «тихая революция».

35.Начало Российского парламентаризма. I–IV Государственные Думы. Политика «российского бонапартизма».

36.Россия в первой мировой войне: на пути к экономическому и политическому кризису.

37.Февральская революция 1917 г. Борьба за выбор путей развития между Февралем и Октябрем 1917 г.

38.Общественно-политический кризис осени 1917 г. Октябрьский переворот, приход к власти большевиков и их первые мероприятия как вариант выхода из национального кризиса.

39.Разгром Учредительного собрания и установление политического единовластия большевиков. «Красногвардейская атака на капитал».

40.Гражданская война и иностранная интервенция в России. Политика «военного коммунизма».

41.НЭП: причины введения, опыт осуществления, итоги, значение.

42.Борьба за выбор модели социализма. Источники, содержание и значение индустриализации в СССР, особенности советской модернизации.

43.Коллективизация сельского хозяйства: достижения и просчеты. Трагедия русского крестьянства.

44.Преобразования большевиков в сфере культуры, образования и науки в 20-30-е гг. Процесс образования и становления СССР.

45.Модернизация СССР и политическая борьба в 20-30-х гг. Итоги и последствия.

46.Становление тоталитарного режима в СССР. Сталинизм: истоки, сущность, характерные черты, оценки.

47.Мир накануне второй мировой войны: истоки мирового конфликта. Зарождение и развитие фашизма. Образование очага военной опасности в Европе.

48.Внешняя политика СССР в 30-е гг. и начале II мировой войны. Советско-германские договоры и их современная оценка.

49.Советское государство, власть и народ в период начала Великой Отечественной войны. Трудности и неудачи первого этапа войны.

50.Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Решающие победы Красной Армии.

51.Разгром фашизма. Поражение Японии. Итоги и уроки войны, цена победы. Исторические последствия второй мировой войны.

52.Советское общество в 1945-1953 гг. Политическое и социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период.

53.Попытки либерализации общества в середине50-х – начале 60-х гг.: «хрущевская оттепель». Десакрализация коммунистической идеи.

54.СССР и мировое сообщество в годы «холодной войны»: геополитический аспект.

55.Л.И. Брежнев и «эпоха застоя» (1964-1982). Кризис «развитого социализма».

56.Причины политики «перестройки» и ее неудачи. Крах советской системы. Углубление кризиса (1985-1991).

57.Августовские события 1991 г. и распад СССР.

58.Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Октябрьские события 1993 г. и их оценка.

59.Изменения в политической системе России. Конституция РФ 1993 года.

60.Политика российского руководства, направленная на преодоление экономического кризиса в стране (1992-2005).

61.Внешняя политика современной России в ближнем и дальнем зарубежье.

62.Политические реалии современной России.

63.Актуальные проблемы развития России на современном этапе: экономические, социальные, духовные.

64.Особенности исторического развития России. Проблема российской ментальности.

65.Восток – Россия – Запад: суть проблем, ретроспективный поэтапный анализ исторического процесса – взаимосвязь, взаимовлияние, общие закономерности и специфические особенности.

 

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная учебная литература

1. История: учебник / П. С. Самыгин [и др.]. - Ростов н/Д: Феникс, 2011. - 573 с.

2. Кириллов В.В. История России: учебное пособие для бакалавров (Гриф Научно-методического совета Минобразования и науки РФ) / В. В. Кириллов. - М.: Юрайт, 2012. - 661 с.

3. Кузнецов И.Н. История [электронный ресурс]: учебник для бакалавров / И.Н. Кузнецов. – М.: Дашков и К, 2012. - 496 с. – режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=20244816

4. Фортунатов В.В. История: учеб. посо­бие / Фортунатов В.В.–СПб.: Питер, 2013.–456 с.

 

Дополнительная учебная литература

Учебные издания

5. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; под ред. А.Н. Сахарова. - М.: Проспект, 2009. - 768 с.

6. История России [текст]: учебник / А. С. Орлов, В.А. Георгиев. - М.: Проспект, 2003. - 530 с.

7. Чернобаев А.А. История России: учебное пособие/ под ред. М.Н.Зуева / А. А. Чернобаев, И. Е. Горелов, М. Н. Зуев. - Москва: Высш. школа, 2003. - 479 с.

8. Чапек В.Н. История России: Учебник / В. Н. Чапек. - М, 2002.

Интернет-ресурсы

15. Международный исторический журнал - http://www.history.machaon.ru/

16. Научная электронная библиотека www.elibrary.ru

17. ЭБС www.knigafund.ru

18. ЭБС http://e.lanbook.com/

19. Ресурсы WWW по истории России - http://www.history.ru/histr.htm

20. Ресурсы по Всемирной истории - http://www.history.ru/histwh.htm

 

ИСТОРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

Каменск-Шахтинский

 

УДК 94 (47)(075.8)

ББК 63.3 (2)

Р.76

 

Рецензент:кандидат политических наук, доцент Кундрюцкова И.В.

Печатается по решению кафедры «Гуманитарные дисциплины и экономика» протокол № 8 от 12.04.2019 г.

 

Россель Наталья Владимировна

Р.76 История: Учебно-методическое пособие/ Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, 2020. – 88 с.

 

В учебно-методическом пособии приводятся общие рекомендации по проведению и подготовке к практическим занятиям, структура и содержание семинарских занятий, методические указания к самостоятельной работе, зачетные вопросы по дисциплине.

Учебно-методическое пособие по дисциплине «История» является составной частью учебно-методического комплекса по курсу и предназначено для студентов всех направлений подготовки.

 

УДК 94 (47)(075.8)

ББК 63.3 (2)

 

© Южно-Российский государственный

политехнический университет (НПИ)

имени М.И. Платова, 2020

 

© Россель Н.В., 2020

СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие рекомендации по проведению и подготовке к семинарским (практическим) занятиям  
2. Структура и содержание семинарских занятий, методические указания к ним  
3. Самостоятельная работа 3.1. Общие положения о самостоятельной работе студентов 3.2. Положение о модульно-рейтинговой оценке по курсу 3.3. Методические рекомендации по работе над контрольной (домашней) работой и рефератом: алгоритм выполнения 3.4. Темы для самостоятельного изучения 3.5. Материалы для оценивания знаний, умений и навыков  
4. Зачетные вопросы по дисциплине  
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины  






Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.