|
Церковь Покрова в Филях. Москва ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Зародились светская повесть и драма. В 1680 г. впервые вышел в свет авторский сборник стихов Симеона Полоцкого. Архитектура. Многие из тех зданий, храмов, крепостных стен, что и поныне восхищают нас, были созданы в XVII в. Это оказалось следствием общего подъёма страны, накопления государством и частными лицами материальных средств. Совершенствовались строительная техника, искусство архитекторов. В XVII в. Суздаль, Москва, Каргополь, Устюг Великий, Ярославль, Кострома, Ростов Великий, Тобольск стали средоточием высоких достижений русской архитектуры. Её отличают нарядность, красочность, умело подобранное сочетание цветов. Современники говорили, что это знатное узорочье. Палаты Аверкия Кириллова в Москве Привыкшие работать с податливым и отзывчивым деревом, русские архитекторы и строители и в камне сохранили тягу к красоте и резному великолепию. Церковь Ильи Пророка в Ярославле В XVII в. созданы основные архитектурные шедевры «Золотого кольца» России: здания Ростовской митрополии, Архангельский собор в Нижегородском кремле, церковь Покрова в Медведкове, храмы в Угличе, церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи в Ярославле. Приобрели законченный вид архитектурные ансамбли Троице-Сергиева, Иосифо-Волоколамского, Симонова, Спасо-Ефимьева, Новодевичьего, Новоиерусалимского монастырей. Центром нового зодчества оставалась Москва. Здесь строились дворец в Кремле, отделанный изразцами трёхэтажный терем с шатровой надстройкой, церкви в отдельных районах Москвы (Троицы в Никитниках, Рождества Богородицы в Путинках), каменные палаты думного дьяка Аверкия Кириллова, бояр Голицына и Троекурова. Наиболее примечательным явлением в русской архитектуре XVII в. стало распространение так называемого нарышкинского барокко — стиля нарядного, пышного и величавого, с белокаменной резьбой по красной кирпичной кладке. Первым стал строить здания в этом стиле брат царицы Л.К. Нарышкин. Таковы палаты Нарышкиных на Петровке, церковь Покрова в Филях. Этим же стилем отмечены церкви в Троице-Лыкове, Уборах под Москвой, Успенский собор в Рязани. Театр. Живопись. Музыка. В XVII в. родился русский театр. Он стал мощным фактором развития культуры. Большим почитателем театральных постановок был царь Алексей Михайлович. Глава Посольского приказа А.С. Матвеев предложил монарху организовать труппу под руководством пастора из Немецкой слободы. Тот набрал актёров — сначала из иноземцев, позднее там появились и русские. Построили театральные храмины в селе Преображенском, потом в Кремле. Пьесы на библейские сюжеты играли лишь в летнее время. Одна из пьес так понравилась царю, что он смотрел её десять часов кряду. После смерти Алексея Михайловича труппа распалась, театр был закрыт. Образцы европейской живописи, появившиеся в России в XVII в., оказали значительное влияние на русское изобразительное искусство. В XVII в. наряду с совершенствованием иконописи (появлением, например, так называемой строгановской школы — по имени заказчиков икон, крупных предпринимателей Строгановых) выявилось стремление к реалистической живописи. С.Ф. Ушаков. Похвала иконе Божией Матери Владимирской Крупнейшим русским художником XVII в., в чьём творчестве впервые в России проявились черты реализма, был мастер царской Оружейной палаты С.Ф. Ушаков (1626—1686). Он имел немало учеников и последователей. Царь Алексей Михайлович. Неизвестный художник Из царского дворца художники получали заказы на библейские темы и сюжеты древней истории (например, о деяниях Александра Македонского). Одновременно в храмах Москвы, Нижнего Новгорода, Ярославля, Костромы настенные росписи наполнялись мотивами повседневной жизни. Женская одежда. XVII в. Появилась портретная живопись — парсуны царей Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича, царевны Софьи, Н.К. Нарышкиной и патриарха Никона. Имеются сведения, что все они не без удовольствия позировали живописцам. В Москве стали работать иностранные мастера. Шаг вперёд сделала русская музыка. Наряду с народной музыкальной культурой, церковным хоровым пением зарождалось классическое профессиональное музыкальное искусство. По приказу царей Михаила и Алексея из Европы приглашали музыкантов-профессионалов — флейтистов, валторнистов, гобоистов, органистов, скрипачей. Они увеселяли царскую семью, сопровождали театральные представления. Органы ставили в царских чертогах и в домах вельмож; переносные органы появились на народных торжествах и игрищах. Бродячие оркестры услаждали слух знати. Во второй половине XVII в. при дворе возникли профессиональные оркестры, исполнявшие произведения западных композиторов. К сочинению музыкальных пьес приступили и русские самородки. Одним из первых русских композиторов был дьяк В. Титов, положивший на музыку стихотворную псалтырь Симеона Полоцкого. В 1677 г. был сконструирован первый нотный печатный станок, и в России началось нотопечатание. Быт. Заметные сдвиги во всех областях русской культуры мало влияли на общую культурную панораму страны. Новые веяния оставались элитарными. Они лишь подчёркивали огромную пропасть между жизнью крестьян (особенно крепостных, посадских людей) и чрезвычайно узкого слоя тянувшихся к образованию и культуре представителей верхов общества. Столовая утварь. XVII в. Новые веяния в области быта также коснулись лишь верхушки города — царского двора, бояр, богатых посадских людей. Постепенно европейская модель жизни проникала в материально обеспеченную русскую среду. Главной чертой этих новшеств была забота о комфорте. За столом появились приборы для еды и салфетки. В ход пошли скатерти и индивидуальная посуда. Люди использовали индивидуальные предметы туалета, для каждого члена семьи выделялась отдельная комната. В больших каменных домах бояр Голицыных, Нарышкиных, Одоевских, Троекуровых, Морозова и Матвеева, в палатах дьяков Ордина-Нащокина и Украинцева, во дворцах Строгановых стены были покрыты дорогими обоями, тканями, кожей, коврами. В простенках висели зеркала и картины. Люстры с сотнями свечей освещали помещения. В комнатах стояла красивая мебель. Отдельные помещения выделялись под библиотеки. Под стать домам была одежда хозяев и их слуг — на западный манер, короткая и лёгкая, из дорогих тканей, украшенная золотым и серебряным шитьём и драгоценными камнями. Соответствующими были и экипажи — лёгкие, на рессорах, со слугами на запятках. Элементами быта богатых людей стали концерты, развлечения, шахматы. В шахматной игре русские оказались великими мастерами, они легко обыгрывали европейцев. Европеизировавшиеся люди брили лицо, делали причёски, некоторые использовали парики. Скромнее жили и одевались представители посадской верхушки (суконное платье, скромные мебель и посуда), но и в их среде наблюдалось стремление к комфорту. Новые явления быта были каплей в море старорусских обычаев. Миллионы людей жили в курных избах, с бычьими пузырями в окнах, с лучиной в общей комнате. Крестьянские и посадские семьи хлебали щи и ели кашу из общей миски деревянными ложками. Они носили одежду из домотканого холста или грубого сукна, лапти летом и валенки зимой, спали на лавках в общих комнатах. В редкие дни отдыха люди наслаждались ряженьем, занимались гаданием, с удовольствием плясали и пели песни и частушки, радовались представлениям скоморохов и кукольному театру Петрушки. Домашнее задание: ответить на вопросы. 1. Охарактеризуйте исторические условия, в которых развивалась культура России XVII в. Что в них, на ваш взгляд, способствовало её развитию, а что создавало трудности? 2. Испытывала ли русская культура XVII в. зарубежное влияние? Было ли оно велико? 3. О каких новых веяниях в области культуры идёт речь в параграфе? С чем эти новые веяния были связаны? Каково было их влияние на культуру страны? 4. Охарактеризуйте наиболее существенные достижения культуры России XVII в. 5. Как в быту различных слоёв населения проявилось их положение в обществе? 6. Сравните быт россиян XVII в. с их бытом в XVI в. Преподаватель: Липкина Юлия Николаевна ulialpkn@gmail.com
![]() ![]() Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... ![]() Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ![]() ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... ![]() ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|