Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО КОЛОРИСТИКЕ





Аддитивные смеси – смеси цветов, основанные на их сложении и независимые от их спектрального состава.

Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличаются друг от друга только по светлоте (белые, серые, черные цвета).

Валёр – оттенок тона, выражающий определенные отношения света и тени. Термин «валёр» служит для обозначения каждого из оттенков тона, находящегося в закономерном соотношении и дающего последовательную градацию света и тени в пределах количества.

Весомость цвета – дополнительная характеристика цвета чисто ассоциативного происхождения.

Выступающие (отступающие) цвета – цвета, кажущиеся ближе (дальше) своего фактического положения в пространстве.

Вычитание цветов – процесс образования в результате поглощения части световых лучей.

Градация – постепенность перехода от одного цвета к другому, расчленение переходного процесса на последовательно расположенные ступени.

Дополнительные цвета – два цвета, дающие третий (ахроматический), при оптическом смешении в определенных количественных соотношениях.

Избирательное поглощение – поглощение, при котором различные спектральные лучи поглощаются неодинаково.

Интенсивность цвета – качество цвета, зависящее от его светлоты и его насыщенности.

Колориметрия – наука о способах измерения (определения) цветов, выражающая каждый цвет посредством трех величин: коэффициента отражения (доли падающего света, отражаемого данной цветовой поверхностью), длины волны спектрального цвета (одинакового по оттенку) и процента чистоты (то есть доли участия чистого спектрального цвета в общей яркости цвета).

Колорит – 1) цветовые сочетания, соотношения красок, создающее определенное единство картины, 2) совокупность особенностей, своеобразие, окраска.

Контраст – резко выраженная противоположность.

Контрасты цветовые – разделяются на два вида: ахроматические (светлотные) и хроматические (цветовые).

Контраст одновременный – возникает при взаимодействии двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического цветов.

Контраст пограничный (краевой) – возникает на границах соприкосновения расположенных рядом друг с другом цветов.

Контраст хроматический последовательный (симультанный) – возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна.

Контраст ахроматический последовательный – часть светлого участка, находящаяся ближе к темному, будет выглядеть светлее.

Локальный цвет – основной цвет объекта, без влияния окружающей среды (цвет окраски).

Механическое смешение цветов – основные цвета при механическом смешении: красный, желтый, синий. Смешение красок на палитре, бумаге, холсте.

Насыщенность цвета – это степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, степень цветности.

Независимые цвета (бесфактурные)– цвета, не локализирующиеся в пространстве и не выявляющие поверхности, ее фактуры и рельефа.

Нюанс – оттенок, тонкое отличие; едва заметный переход одного цветового тона в другой.

Объёмные цвета, пространственные – цвета, воспринимаемые в трех измерениях.

Одновременный ахроматический контраст – светлотный контраст есть отображение разной тональности предметов, используется для усиления контраста, звучности цветов и выразительности объема.

Одновременный хроматический контраст – возникает при сопоставлении двух хроматических цветов или хроматического и ахроматического цветов.

Оптическое изменение цветов – основано на волновой природе цвета;

основные цвета в оптическом смешении: красный, зелёный, синий;

красный + синий = пурпурный;

синий + зелёный = голубой;

красный + зелёный = желтый;

красный + зелёный + синий = белый.

Основные цвета – цвета (красный, желтый, синий); которые невозможно получить при механическом смешении каких-либо красок при оптическом смешении – киноварно-красный, изумрудно-зеленый и ультрамариново-синий.

Оттенок – градация цветового тона в пределах одного цвета.

Поверхностные цвета – цвета выделяющие фактуру и рельеф поверхности.

Пограничный (краевой) контраст – возникает на границе соприкосновения расположенных рядом друг с другом ахроматических или хроматических цветов.

Пограничный ахроматический контраст – часть светлого участка, находящаяся ближе к темному, будет светлее, возникает напряжение тона.

Пограничный хроматический контраст – изменение цвета на границе соседних цветов.

Последовательный пограничный контраст – возникает при длительном восприятии какого-либо яркого цветового пятна.

Полутень – промежуточные градации яркости между тенью и освещенными участками поверхности объемного объекта.

Пространственное смешение цветов – один из видов оптического смешения цветов; слияние различных мелких цветовых образов на расстоянии, с образованием суммарного (общего) цвета.

Свет – частный случай электромагнитного излучения, имеет двойственную природу: при распространении ведет себя как волна, а при поглощении и излучении как поток частиц. Свет принадлежит пространству (цвет - предмету).

Светлота цвета – качество цвета, в отношении которого его можно приравнять к одному из членов ахроматического ряда; относительная яркость; одна из трех основных характеристик цвета.

Светлотные (яркостные отношения) – относительные отличия цветов по светлоте (по яркости).

Светотень – распределение яркостей по поверхности, освещенной объемной формы; совокупность яркостных градаций на объемной форме, обусловленная освещением.

Теплые цвета – цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, наколенных предметов; красные, желтые, оранжевые и их производные.

Тон (в терминологии художников) – термин, употребляющийся в двух значениях: 1) для определения яркости цветов или поверхностей, 2) для определения цветности, цветового тона.

Тональность – подчинение всех цветов композиции условиям единства среды.

Трансформация цветов – нивелирование изменений в цвете, вызванное освещением, при осознании этого освещения.

Фактура – видимое строение (структура) поверхности.

Холодные цвета, – ассоциирующиеся с цветом воды, льда, лунным светом: голубой, синий, фиолетовый и их производные.

Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета за исключением белого, серого, черного.

Цветовой круг – расположение всех тонов по окружностям, замкнутый ряд цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону, причем цветовой тон изменяется в последовательности спектра, замкнутого через пурпурные цвета.

Цветовой тон – качество цвета, в отношении которого цвет можно приравнять к одному из цветов спектральных или пурпурных; выражается словами: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый; качество, определяющее место цвета в цветовом круге.

Цветовые отношения (отношения цветов) – относительные отличия цветов, в основном, по цветовому тону.

Яркость – количество цвета, отражаемого в определенном направлении и приходящееся на единицу площади поверхности, видимой с этого же направления.

Яркостные отношения цветов – отношения цветов по светлоте.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Содержание учебного издания определяется законами цвета, данными природой. Эти законы отражены в цветах радуги и хорошо различимы в цветовых моделях.

Между черным и белым пульсирует живой мир хроматических явлений. И все же сущность цвета, по-прежнему, остается скрытой от нашего понимания и может быть осознана только интуитивным путем. Поэтому правила и законы могут быть лишь ориентирами на пути к созданию творческой работы.

Леонардо да Винчи в своем «Трактате о живописи» говорил: «Если ты в своем творчестве хочешь руководствоваться только правилами, то никогда ничего не достигнешь, и в твоих произведениях будет царить путаница».

При реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда выражаются через свои чувства под влиянием интуиции и вдохновения. Поэтому человек должен идти дальше и не отказывать себе в желании следовать собственной интуиции.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дополнительная литература:

1. Ефимов, Андрей Владимирович. Колористика города / Ефимов А. В. - Москва: Стройиздат, 1990. - 272 с.: ил.

2. Михайлов, Сергей Михайлович. Основы дизайна: учебник для вузов / Михайлов, Сергей Михайлович, Михайлов С. М., Кулеева Л. М. - [2-е изд., перераб. и доп.] - Москва: Союз Дизайнеров, 2002. - 237с.: ил.

3. Панксенов, Геннадий Иванович. Живопись. Форма, цвет, изображение: учебное пособие для вузов / Панксенов Г. И. - Москва: Академия, 2007. - (Высшее профессиональное образование. Архитектура). - 144 с.: ил.

СОДЕРЖАНИЕ

  ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………….  
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ…….  
2. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………….  
3. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ ПО КОЛОРИСТИКЕ……………………………………………….  
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………...  
  СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….  

 

Учебное издание

 

КОЛОРИСТИКА

Практикум по дисциплине «Колористика»

 

Составитель ТУРКИНА Татьяна Ивановна

 

Редактор Н. А. Евдокимова

Подписано а печать 30.10.2017. Формат 60×84 1/16.

Усл. печ. л. 1,86. Тираж 50 экз. Заказ

Ульяновский государственный технический университет

432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32.

ИПК «Венец» УлГТУ, 432027, Ульяновск, Сев. Венец, 32







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.