Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Организационно – методический этап





Организуется проведение консилиума с целью формирования коррекционных групп, составление индивидуальных комплексных программ развития. В составе консилиума принимают участие: руководитель консилиума (зам. директора по учебно – воспитательной работе), психолог, дефектолог, логопед, врач-психиатр, учитель (классный руководитель), социальный педагог. Обсуждение строится на основе представления каждого специалиста об уровне развития ребёнка. По итогам консилиума выносится решение о виде коррекционной работы, направлениях этой работы, предварительно комплектуются группы, составляются комплексные программы развития, рассчитывается суммарная нагрузка на ребёнка, разрабатываются различные модели взаимодействия специалистов в каждом отдельном случае.

 

Коррекционно – развивающий этап

Усилия специалистов направлены на коррекционную работу с эмоционально-волевой сферой, с познавательной сферой ребёнка, на формирование базовых учебных умений и навыков, коррекцию речевых нарушений.

Формами проведения коррекционной работы на этом этапе являются:

1. Индивидуально – коррекционная работа в специально оборудованном кабинете с логопедом, дефектологом, психологом.

2. Групповые интегративные занятия (по 4 – 5 человек).

3. Занятия – путешествия (групповые игры вне кабинета специалиста, обычно вовлечены учителя, администрация школы, с которыми группа детей вступает во взаимодействие.Эта форма работы способствует решению задачи социализации и интеграции детей в существующую социальную ситуацию развития, формированию навыков помощи друг другу).

4. Поддерживающие занятия, направленные на адаптацию ребёнка к новым условиям развития в переходные этапы (первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс). Обычно это специальные тренинги, индивидуальное сопровождение.

5. Социальные игры – специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, работа с агрессией – выражение детьми агрессии социально-приемлемыми способами (игры «Лепешка», «Психологический портрет» и т.д.).

6. Занятия – тренинги (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, занятия релаксации и т.д.).

 

Контрольный этап

Проведение текущей диагностики и промежуточного консилиума. На промежуточном консилиуме обсуждается динамика развития наиболее сложных детей, корригируются программы, принимается решение об изменении формы работы (например, не групповая, а индивидуальная), решается вопрос об адекватных формах обучения в школе.

Далее следует продолжение занятий по коррекционным программам с учетом внесённых изменений, проводится консультативная работа с родителями и педагогами.

 

Итоговый этап

По итогам года проводится завершающий консилиум, где обсуждается выполнение задач учебного года, планируется дальнейшая работа. Любая работа специалистов осуществляется при постоянном взаимодействии с учителем и родителями. Формы взаимодействия: теоретические и практические семинары, индивидуальные консультации, составление рекомендаций, оформление информационных стендов, лектории.

Таким образом, в общеобразовательной школе специалистами осуществляется сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое подразумевает включение деятельности того специалиста, в помощи которого нуждается ребёнок, во все сферы учебно-воспитательного процесса. За каждым учащимся закрепляется курирующий специалист, который обеспечивает в коррекционной работе взаимодействие специалистов.

По результатам деятельности консилиума оформляется следующая документация:

1. Протоколы заседаний консилиума

2. Протокол первичного обследования ребёнка (может находиться у специалиста).

3. Представления на учащихся.

4. Карта динамического развития ребёнка (представления, выписка из протокола с указанием рекомендаций, планирование коррекционных занятий, работы ребёнка, программа комплексного развития).

Проведение заседаний консилиума является обязательной и наиболее важной частью в обеспечении взаимодействия специалистов, реализации комплексного подхода в их работе.

Дополнительно участникам курса предлагается самостоятельно познакомиться с материалами, см. Приложения 1- 8.

Приложение 1.

Формы учета деятельности специалистов ПМПк

1.Журнал записи детей на ПМПк.

2.Журнал регистрации заключений и рекомендаций специалистов и коллегиального заключения и рекомендаций ПМПк.

N п/п Дата, время Ф.И.О. ребенка Дата рождения (число, мес., год) Пол Инициатор обращения Повод обращения График консультирования специалистами
               

3.Карта (папка) развития обучающегося, воспитанника

N п/п Дата, время Ф.И.О. ребенка Возраст Пол Проблема Заключение специалиста или коллегиальное заключение ПМПк Рекомендации Специалист или состав ПМПк
                 

Основные блоки

1. "Вкладыши":
- педагогическая характеристика;
- выписка из истории развития;
при необходимости получения дополнительной медицинской информации о ребенке медицинская сестра ПМПк направляет запрос в детскую поликлинику по месту жительства ребенка.
2. Документация специалистов ПМПк (согласно утвержденным формам):
- заключения специалистов ПМПк;
- коллегиальное заключение ПМПк;
- дневник динамического наблюдения с фиксацией:
· времени и условий возникновения проблемы;
· мер, предпринятых до обращения в ПМПк, и их эффективности;
· сведений о реализации и эффективности рекомендаций ПМПк

5. График плановых заседаний ПМПк.


Приложение 2. Содержание коррекционной работы

 

Виды деятельности
Диагностическая работа
1. Предварительный анализ заключений специалистов различного профиля в отношении будущих первоклассников.
2. Направление обучающихся в центр диагностики и консультирования.
3. Изучение условий семейного воспитания ребенка.
4. Комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от учителя-логопеда, педагога-психолога, учителей, социального педагога.
5. Изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся.
6. Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
7. Системный контроль специалистов школы за уровнем и динамикой развития ребенка в урочной и внеурочной деятельности на основе дневников наблюдения.
Коррекционно-развивающая работа
1. Составление индивидуальных программ развития обучающихся, в том числе направленных на формирование универсальных учебных действий.
2. Проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий.
3. Реализация модели «Школа полного дня», обеспечивающей детям с ограниченными возможностями здоровья успешную интеграцию в образовательное пространство школы.
4. Создание классного уголка психологической разгрузки.
5. Взаимодействие с социальными партнерами (спортивно-оздоровительные центры, библиотеки, учреждения дополнительного образования детей, театры, музеи, выставочный зал и др.) с целью обеспечения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в окружающем их социуме.
6. Социальная защита детей с ограниченными возможностями здоровья в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
7. Проведение совместных коррекционно-развивающих мероприятий со школами микрорайона.
Консультативная работа
1. Организация родительского всеобуча.
2. Проведение тематических консультаций специалистов городской психолого-медико-педагогической комиссии, учреждений здравоохранения, других социальных партнеров школы для педагогических работников и родительской общественности.
3. Индивидуальные консультации специалистов разного уровня семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
4. Участие в консультативных мероприятиях муниципального и регионального уровня, проводимых социальными партнерами школы.
5. Организация научно-методического сопровождения реализации программы коррекционной работы школы.
Информационно-просветительская работа
1. Оформление информационного стенда в школе, посвященного сохранению и укреплению психического здоровья школьников
2. Разработка памяток-рекомендаций для родителей.
3. Создание страницы в сети Интернет, посвященной вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья
4. Организация лектория для педагогов и родителей по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
5. Проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий на школьном и муниципальном уровнях
6. Проведение совместно с социальными партнерами акций в поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья
7. Освещение вопросов поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья на родительские собраниях, конференциях
8. Создание банка нормативно-правовых документов и методических материалов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
Экспертная работа
1. Анализ и согласование планов работы педагогических работников образовательного учреждения и социальных партнеров в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Общественно-профессиональная экспертиза рабочих программ учебных предметов в аспекте поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Обобщение опыта работы педагогов по вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Отбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Профилактическая работа
1. Проведение психологических тренингов для участников образовательного процесса.
2. Содействие в организации социальными партнерами образовательного учреждения профилактических обследований детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проведение мероприятий, направленных на укрепление физического здоровья обучающихся.

Приложение 3. Психологическое сопровождение

Направления работы Задачи Содержание и формы работы Ожидаемые результаты
Диагностическое 1.Выявление детей с ОВЗ 2.Определение трудностей школьников (УУД). 3.Определение путей и форм оказание помощи детям с ОВЗ испытывающим трудности в формирование УУД. - изучение индивидуальных медицинских карт; - диагностика, анкетирование, тестирование; - беседа с родителями и классным руководителем Составление характеристики образовательной ситуации. Оформление психологических карт на детей сОВЗ. Составление рекомендаций для учителей и родителей.
Коррекционно- развивающее 1. Развитие универсальных учебных действий (познавательных, личностных, коммуникативных, регулятивных). 2.Разработка индивидуальных коррекционных программ по выявленным трудностям. Коррекционные занятия с детьми с ОВЗ: - групповые - индивидуальные Развивающие занятия Повышение уровня социально-психологической адаптации в образовательном учреждении. Оказание психологической помощи детям, имеющим трудности в формировании УУД. Оказание психологической поддержкиобучающимсяс ОВЗ.
Профилактическое 1. Повышение психологической культуры (родителей, педагогов). 2. Снятие психологических Перегрузок. 3.Предупреждение трудностей и нарушений в поведении. Консультации для родителей. Консультации для педагогов. Психолого-педагогический консилиум. Составление рекомендацийпо построению учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями обучающихся с ОВЗ. Создание положительного эмоционального фона для обучения детей с ОВЗ.






ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.