|
Программа повышения психолого- педагогической компетентности родителей ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6 Цель: повышение компетентностиродителей в вопросах воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Приложение 2. Примерный план мероприятий по работе с семьей, воспитывающей Ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Родительские собрания. 1) «Психология младшего школьника, испытывающего трудности обучения и общения». 2) «Особенности взаимодействия родителей и ребенка в условиях его недостаточного физического и психического развития». 3) «Свободное время ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Родительская конференция на тему «Опыт работы семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья» Круглогодичный «Родительский семинар». Ежемесячные (ежеквартальные) встречи родителей с представителями педагогического коллектива (директором, завучем, учителем, воспитателем группы продленного дня (ГПД), социальным педагогом, школьным психологом, логопедом, дефектологом, врачами (невропатолог, педиатр и др.)), представителями правопорядка) по темам и проблемам воспитания и развития. В ходе работы семинара могут обсуждаться следующие вопросы: «Типичные трудности в обучении учеников нашего класса», «Домашняя работа ученика», «Детские страхи и пути их преодоления», «Ребенок на улице» и др. Индивидуальные консультации психолога, дефектолога, педиатра, социального педагога, учителя, завуча (дается расписание дней консультаций). Постоянно действующая книжная выставка для родителей. Тематическаякруглогодичная выставка детских работ (Темы: «Я -ученик», «Я и мои друзья», «Моя семья и моя школа», «Люблю я отдыхать в (с)…» и пр.) Классный родительский уголок (Рубрики «Чему мы учимся (научились)», «Не боюсь я ошибок таких:…», «Мы готовимся к празднику…», «Как научить ребенка быть внимательным (усидчивым, вежливым) …» и пр.).
Приложение 3. 1. Родительское собрание «Учебные способности ребенка с ОВЗ. Пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности». (Родители детей 1—2-х классов). Цель собрания: Главная цель — дать возможность каждому ребенку с ОВЗ проявить свои способности, свою уникальность и неповторимость. Вопросы для обсуждения: Способности, их виды и значение в жизни человека. Способности учащихся с ОВЗ и их реализация в учебной деятельности. План проведения собрания (игр): Собрание проходит совместно с учениками. Продолжительность — 50 мин.
2.Родительское собрание «Роль семьи по созданию ситуации успеха в само-реализации младшего школьника с ОВЗ» (для родителей 2-х классов). Цель: Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и родителями. Разработка основных правил семейного воспитания. Рассматриваемые вопросы: Как поступить, что изменить, чтобы вашему ребёнку было комфортнее в семье, чтобы могли приходить в дом друзья. Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: говорим детям, как надо себя вести. Выяснить, чему может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях тест «незаконченные предложения». Заполнение анкеты «Ребёнок и его семья». Форма проведения: родительское собрание в форме групповой работы. Продолжительность — 1 час
Приложение 4. Рекомендации для родителей. Принцип безусловного принятия. Что он означает? Безусловно принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть! Нередко можно слышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь... (лениться, драться, грубить), не начнешь... (хорошо учиться, помогать по дому, слушаться)». Приглядимся: в этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно, что его любят (или будут любить), «только если...». Условное, оценочное отношение к человеку вообще характерно для нашей культуры. Такое отношение внедряется и в сознание детей. ЧАСТО РОДИТЕЛИ СПРАШИВАЮТ: «Если я принимаю ребенка, значит ли это, что я не должна никогда на него сердиться?» Ответ. Нет, не значит. Скрывать и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, но выражать особым образом. 1. Можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не ребенком в целом. 2. Можно осуждать действия ребенка, но, не его чувства, какими нежелательными или «непозволительными» 3. Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в непринятия его. Рекомендуем родителям познакомиться с книгой Юлии Борисовны Гиппенрейтер Общаться с ребенком. Как? - М., 2004.
Литература: 1. Баряева Л.Б., Зарин А.П. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. СПб: издательство РГПУ им. А.И. Герцена; издательство «СОЮЗ», 2001г. 2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе, (серия Практическая психология в образовании) - М.: Совершенство, 1997. 3. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. М: «Гном-Пресс», 1999. 4. Гилберг К., Питере Т. Аутизм: Медицинские и педагогические аспекты / Пер. с англ. Деряевой О.В., под ред. Шипициной Л. М.: Исаева Д. Н. СПб.: ИСПиП, 1998. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2004. 6. Зелинский С. М. Родитель и ребенок на первой консультации // Мастерство психологического консультирования. Под ред. А. А. Бадхена, A. M. Родиной. СПб.: Европейский дом, 2002. 7. Калягин В.А., Матасов Ю.Т., Овчинникова Т.С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб.: КАРО, 2005. 8. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии (Методическое пособие). 9. О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения // Письмо Мин. Обр. РФ от 27.03.2000 № 27/901/6. 10. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под ред. М.М.Семаго. — М., 1999. 11. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. / Под ред. Л.М. Шипициной. – СПб: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999 12. Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. -М., 2003, гл. 6. 13. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребёнка. – СПб, 1998 14. Ремезова Л.А. Организация и содержание интегрированного и дистанционного образования детей с проблемами в развитии в общеобразовательном учреждении.Самара: Изд-во СГПУ, 2007. 15. Ремезова Л.А., Галкина О.В., Логинова Н.Н. Практическое овладение младшими школьниками с нарушением интеллекта мыслительными операциями. Самара: ПГСГА, 2010. 16. Самукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционная программа. М: Новая школа, 1993г. 17. Семаго М.М. Право на судьбу. Консультирование семьи «проблемного» ребенка, 2003. 18. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: Методическое пособие / Подобщ.ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. — М.: МГППУ, 2012. 19. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты: Метод.пособие для учителей начальных классов коррекционно-развивающего обучения. – М: Гуманист.изд. центр ВЛАДОС, 1999. 20. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Как помочь детям с недостатками речевого развития. М: АРКТИ, 1997.
Информационные ресурсы. 1. http://festival.1september.ru (раздел «Коррекционная педагогика») 2. ikprao.ru(Институт коррекционной педагогики РАО)
Контрольно-проверочные задания. Участникам курса предлагается выполнить одно из предложенных заданий (на выбор) и представить его в письменном виде. Задание1. · Сформулируйте своё понимание универсальных учебных действий. · Спроектируйте содержание универсальных учебных действий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Задание 2. · Разработайте задания для урока, формирующие универсальные учебные действия. Задание 3. · Разработайте примерный план психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задание 4.
· Разработайте примерный план мероприятий по работе с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|