Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Ознакомьтесь с методикой написания аннотации и реферата.





Выполните практическую работу: составьте аннотацию и реферат статьи М.В. Покотыло «Осмысление творчества В.В. Маяковского в современной литературной критике».

Работу необходимо сдать не позднее 27 марта 2020

Научный стиль обеспечивает получение и сохранение научных знаний. Начал складываться в России в 18в., когда наука становится сферой профессиональной деятельности (М.В,Ломоносов и его ученики) и окончательно сложился к концу 19 века. Научный стиль обслуживает сферу науки, образования и производства. Сфера научного общения требует точного, логичного, однозначного выражения мысли.

Научный стиль отличается рядом общих черт, обусловленных особенностями научного мышления, в том числе

отвлеченностью и обобщенностью изложения - почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкциях (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции)

строгой логичностью - все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно: выводы вытекают из фактов. Связь предложений осуществляется при помощи повторяющихся существительных, часто с указательными местоимениями. На последовательность указывают вводные слова и наречия (во-первых, следовательно, сначала, далее и т.п.)

точностью изложения – слова используются в прямом значении. Нормой является повторение ключевых слов.

Из многообразия функций ведущей для научного стиля является коммуникативно-информативная функция (сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания).

Научный стиль реализуется чаще в сфере письменной коммуникации, в то же время устная форма бытования стиля не исключена (доклад на конференции, речь на защите диссертации). Типичной формой реализации для научного стиля является монологическая речь, выдержанная в эмоционально нейтральном стиле.

В научных текстах широко применяются термины, специальная, отвлеченная, абстрактная лексика: равновесие, знание, атрибуция. Имена преобладают над глаголами. Среди абстрактных существительных много:

– слов, образованных от глаголов: преобразование, исследование;

– слов среднего рода: свойство, явление, восприятие.

В научном стиле слова обычно используются для обозначения общих понятий, а не конкретных предметов. Это выражается в выборе грамматических форм. Например, использование существительных в форме единственного числа для обозначения множества. В средней полосе России распространена липа сердцелистная; Береза хорошо переносит мороз.

Отмечается и обратное явление: слова, которые обычно не образуют

форму множественного числа (абстрактные и вещественные существительные) встречаются в данной форме – также со значением обобщения: частоты, длины, теплоты, климаты.

Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени с преобладанием форм несовершенного вида – отсюда следует вывод; заключение носит приблизительный характер.

Для синтаксиса научного стиля характерен прямой порядок слов, употребление сложноподчиненных и простых осложненных предложений.

Разновидности научного стиля в соотношении с жанрами научного стиля:

1) собственно научный (монография, статья, доклад);

2) научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание) ь;

3) научно-справочный (словарь, справочник, каталог);

4) учебно-научный (учебник, словарь, справочник, учебное пособие, методические рекомендации, лекция);

5) научно-популярный (книга, очерк, лекция, статья, научная беседа).

Научный стиль не изолирован в системе общенационального языка, формируются гибридные подстили при создании жанровых разновидностей текстов, например: в рамках научно-делового подстиля (пересечение научного и официально-делового стилей) создаются автореферат диссертации или отчет о научно-исследовательской работе.

Структура большинства научных текстов имеет общие черты: текст создается от общего к частному, тезис формулируется как гипотеза, а потом детализируется или доказывается, во введении излагаются цели, задачи, методы и исходный материал исследования.

В системе профессионального языка могут употребляться профессиональные варианты терминов и специальных обозначений: компас (в речи мореходов), алкоголь (в речи медиков), торта и кекса (в речи кулинаров).

Аннотация (от латинского слова annotatio — заметка) — краткая характеристика статьи, книги и т.д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации — ответ на вопрос, о чем говорится в статье, то есть дать общее представление о статье.

Структура аннотации

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме).

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте.

Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

— «— дается анализ (характеристика, описание);

— «— приводятся результаты;

— «— излагается теория (история, методика, проблема);

— «— исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т.д.

4. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области...;

— «— представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.

Образцы аннотации содержатся практически в любой книге на втором листе. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

Образец аннотации

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

В книге рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

Реферат (от латинского слова referre — докладывать, сообщать) — краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата — ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует два вида рефератов: реферат-резюме и реферат-обзор. Реферат-резюме (его еще иногда называют рефератом-конспектом) составляется по одному источнику. Реферат-обзор составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Реферат-резюме должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, человек получил полное представление о содержании статьи и о полезной информации, заключенной в ней. Иногда при дефиците времени знакомство с рефератом-резюме снимает необходимость обращения к статье-источнику.

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.