Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Прочитайте материалы по теме Научный стиль.





Раздел: СТИЛИ РЕЧИ

Стиль (от лат. Stilo – палочка для письма) – исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, которые используются в определенных сферах общения и профессиональной деятельности.

Книжный язык. Книжный язык —одна из функциональных разновидностей литературного языка (другая разновидность – разговорный язык). Его основные черты — письменная форма выражения и реализация преимущественно в виде монолога. Именно из-за письменной формы выражения эта функциональная разновидность и получила название «книжный язык», то есть язык, используемый в книгах.

Главное свойство книжного языка — это свойство сохранять текст и тем самым служить средством связи между поколениями. Все виды непрямой коммуникации осуществляются с помощью книжного языка. В нем есть все средства, необходимые для разнообразных целей коммуникации, для выражения абстрактных понятий и отношений. Функции книжного языка многочисленны и с развитием общества все усложняются.

Поскольку книжный язык обслуживает разные сферы жизни общества, он подразделяется на функциональные стили. Функциональный стиль — такая разновидность книжного языка, которая свойственна определенной сфере человеческой деятельности и обладает определенным своеобразием в использовании языковых средств. В книжном языке существует три основных функциональных стиля: научный, официально-деловой, публицистический.

Каждый функциональный стиль реализуется в речевых жанрах. Жанр — это конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами, отличающими жанры друг от друга, а также общностью, которая обусловлена тем, что определенные группы жанров принадлежат одному функциональному стилю. Например, в официально-деловом стиле выделяются жанры делового письма, заявления, инструкции и т.д.

Прочитайте материалы по теме Научный стиль.

Ознакомьтесь с методикой написания аннотации и реферата.

Выполните практическую работу: составьте аннотацию и реферат статьи М.В. Покотыло «Осмысление творчества В.В. Маяковского в современной литературной критике».

Работу необходимо сдать не позднее 27 марта 2020

Научный стиль обеспечивает получение и сохранение научных знаний. Начал складываться в России в 18в., когда наука становится сферой профессиональной деятельности (М.В,Ломоносов и его ученики) и окончательно сложился к концу 19 века. Научный стиль обслуживает сферу науки, образования и производства. Сфера научного общения требует точного, логичного, однозначного выражения мысли.

Научный стиль отличается рядом общих черт, обусловленных особенностями научного мышления, в том числе

отвлеченностью и обобщенностью изложения - почти каждое слово выступает как обозначение общего понятия или абстрактного предмета. Отвлеченно-обобщенный характер речи проявляется в отборе лексического материала (существительные преобладают над глаголами, используются общенаучные термины и слова, глаголы употребляются в определенных временных и личных формах) и особых синтаксических конструкциях (неопределенно-личные предложения, пассивные конструкции)

строгой логичностью - все части жестко связаны по смыслу и располагаются строго последовательно: выводы вытекают из фактов. Связь предложений осуществляется при помощи повторяющихся существительных, часто с указательными местоимениями. На последовательность указывают вводные слова и наречия (во-первых, следовательно, сначала, далее и т.п.)

точностью изложения – слова используются в прямом значении. Нормой является повторение ключевых слов.

Из многообразия функций ведущей для научного стиля является коммуникативно-информативная функция (сообщение объективной информации, доказательство истинности научного знания).

Научный стиль реализуется чаще в сфере письменной коммуникации, в то же время устная форма бытования стиля не исключена (доклад на конференции, речь на защите диссертации). Типичной формой реализации для научного стиля является монологическая речь, выдержанная в эмоционально нейтральном стиле.

В научных текстах широко применяются термины, специальная, отвлеченная, абстрактная лексика: равновесие, знание, атрибуция. Имена преобладают над глаголами. Среди абстрактных существительных много:

– слов, образованных от глаголов: преобразование, исследование;

– слов среднего рода: свойство, явление, восприятие.

В научном стиле слова обычно используются для обозначения общих понятий, а не конкретных предметов. Это выражается в выборе грамматических форм. Например, использование существительных в форме единственного числа для обозначения множества. В средней полосе России распространена липа сердцелистная; Береза хорошо переносит мороз.

Отмечается и обратное явление: слова, которые обычно не образуют

форму множественного числа (абстрактные и вещественные существительные) встречаются в данной форме – также со значением обобщения: частоты, длины, теплоты, климаты.

Глаголы чаще всего употребляются в настоящем времени с преобладанием форм несовершенного вида – отсюда следует вывод; заключение носит приблизительный характер.

Для синтаксиса научного стиля характерен прямой порядок слов, употребление сложноподчиненных и простых осложненных предложений.

Разновидности научного стиля в соотношении с жанрами научного стиля:

1) собственно научный (монография, статья, доклад);

2) научно-информативный (реферат, аннотация, патентное описание) ь;

3) научно-справочный (словарь, справочник, каталог);

4) учебно-научный (учебник, словарь, справочник, учебное пособие, методические рекомендации, лекция);

5) научно-популярный (книга, очерк, лекция, статья, научная беседа).

Научный стиль не изолирован в системе общенационального языка, формируются гибридные подстили при создании жанровых разновидностей текстов, например: в рамках научно-делового подстиля (пересечение научного и официально-делового стилей) создаются автореферат диссертации или отчет о научно-исследовательской работе.

Структура большинства научных текстов имеет общие черты: текст создается от общего к частному, тезис формулируется как гипотеза, а потом детализируется или доказывается, во введении излагаются цели, задачи, методы и исходный материал исследования.

В системе профессионального языка могут употребляться профессиональные варианты терминов и специальных обозначений: компас (в речи мореходов), алкоголь (в речи медиков), торта и кекса (в речи кулинаров).

Аннотация (от латинского слова annotatio — заметка) — краткая характеристика статьи, книги и т.д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации — ответ на вопрос, о чем говорится в статье, то есть дать общее представление о статье.

Структура аннотации

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги).

Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения:

Статья (книга, монография и т.п.) посвящена... (теме, вопросу, проблеме).

3. Проблематика.

Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в тексте.

Используются следующие выражения:

В статье (книге) анализируются (освещаются, описываются, разбираются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы;

— «— дается анализ (характеристика, описание);

— «— приводятся результаты;

— «— излагается теория (история, методика, проблема);

— «— исследуется вопрос о (проблема, процесс, зависимость, свойства) и т.д.

4. Адресат.

Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения:

Статья предназначена для специалистов в области...;

— «— представляет интерес для... (широкого круга читателей) и т.п.

Образцы аннотации содержатся практически в любой книге на втором листе. Обычно при знакомстве с книгой в первую очередь читают аннотацию к ней.

Образец аннотации

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать: Кн. для учащихся ст. классов. — М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

В книге рассказывается о том, как научиться быстро читать, глубже и полнее понимать прочитанное, разбираются причины медленного чтения и приемы освоения техники быстрого и эффективного чтения. Авторы приводят 10 бесед с упражнениями и контрольными заданиями, позволяющими самостоятельно или с помощью педагогов освоить метод быстрого чтения. К книге прилагается вкладыш с тренировочными таблицами.

Язык аннотации должен быть литературным, лаконичным, простым и ясным. В ней не должно содержаться избыточной информации.

Реферат (от латинского слова referre — докладывать, сообщать) — краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата — ответ на вопрос о том, что именно говорится в статье (книге) нового, существенного.

Существует два вида рефератов: реферат-резюме и реферат-обзор. Реферат-резюме (его еще иногда называют рефератом-конспектом) составляется по одному источнику. Реферат-обзор составляется по нескольким источникам, посвященным одной теме.

Реферат-резюме должен быть составлен таким образом, чтобы, прочитав его, человек получил полное представление о содержании статьи и о полезной информации, заключенной в ней. Иногда при дефиците времени знакомство с рефератом-резюме снимает необходимость обращения к статье-источнику.

 

Чтение

Несмотря на то что чтение является рецептивным видом речевой деятельности, то есть всегда направлено на восприятие готового речевого сообщения, а не на его создание, обучение этому виду речевой деятельности позволяетрешать познавательные и профессиональные задачи. Совершенствовать чтение —означает вырабатывать свободные навыки активного и самостоятельного раскрытия смысла читаемого. Только через направленное и систематическое чтение, осуществляемое преимущественно во внеаудиторное время, формируется способность быстрее, лучше и глубже понимать читаемое, независимо от объема текста. Кроме того, совершенствуется умение пользоваться извлеченной из текста информацией в учебно-профессиональных и собственно коммуникативных целях, то есть развиваются умения продуктивной речевой деятельности в ее устной и письменной формах.

Для совершенствования умений чтения учитывается вид чтения, который определяется целью использования информации и вытекающей из этого установки на степень полноты понимания. На основе этого критерия выделяются как целесообразные и важные три вида чтения — изучающее, ознакомительное, просмотровое.

Задания, развивающие навыки и умения изучающего чтения, следующие: выделение смысловых частей текста; замена смысловых частей их свернутыми эквивалентами, и наоборот; определение частных деталей текста с последующей передачей в устной или письменной форме впечатления о прочитанном; прогнозирование содержания или смысла последующих частей текста при опоре на факты предыдущих частей: определение принадлежности текста к тому или иному функциональному стилю; составление вопросов проблемного характера во время чтения текста и т.п.

 

 

Для составления аннотации или реферата необходимо:

1. Выделить в каждом абзаце ключевые слова. (В приведенном тексте ключевые слова подчеркнуты).

2. Определить тему текста.

Тема — это то основное, о чем говорится в тексте. Тема данного текста

развитие навыков чтения

3. Составить план текста по абзацам с опорой на ключевые слова.

 

При составлении аннотации план должен быть в виде назывных предложений, а для составления реферата-резюме — в виде двусоставных предложений:

 

План текста для составления аннотации План текста для составления реферата-резюме
1.Важность совершенствования навыков чтения.     2.Виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания.     3.Задания, развивающие навыки чтения. 1.Чтение необходимо совершенствовать для дальнейшего развития навыков про- дуктивной речевой деятельности.   2.Вид чтения зависит от цели и установки на степень понимания.     3.Навыки чтения можно развить, выполняя определённые задания.

 

Полученные в результате пункты плана представляют собой те проблемы, которые рассматриваются в тексте. Напомним, что проблема —- это вопрос, требующий решения или освещения и непосредственно рассматриваемый автором в тексте. Совокупность проблем, затронутых в тексте, составляет его проблематику.

Таким образом, мы определили проблематику текста.

4. Составить текст аннотации по схеме, перечислив в ее основной части все пункты составленного плана (то есть его проблематику).

 

Образец аннотации

Статья посвящена развитию навыков чтения. В ней доказывается важность совершенствования навыков чтения, рассматриваются виды чтения в зависимости от цели и установки на степень понимания, а также приводятся задания, развивающие навыки чтения. Статья предназначена для студентов, изучающих русский язык как неродной, и представляет интерес для широкого круга читателей.

 

5. Составить текст реферата-резюме по схеме, использовав в его основной части все пункты составленного плана. При этом каждый пункт должен быть конкретизирован с опорой на ключевые слова. В приводимом ниже образце реферата-резюме конкретизирующие части выделены курсивом.

 

Образец реферата-резюме

Статья посвящена развитию навыков чтения. Автор доказывает, что чтение необходимо совершенствовать для дальнейшего развития навыков продуктивной речевой деятельности. Он утверждает, что, хотя чтение направлено на восприятие речевого сообщения, обучение этому виду речевой деятельности позволяет решать познавательные и профессиональные задачи. Автор отмечает, что вид чтения зависит от цели и установки на степень понимания прочитанного. Он выделяет три основных вида чтения: изучающее, ознакомительное и просмотровое. По мнению автора, навыки чтения можно развить, выполняя определенные задания. В число таких заданий входят следующие: выделение смысловых частей текста и замена их эквивалентами; пересказ или письменное изложение содержания прочитанного; прогнозирование содержания; определение функционального стиля текста; составление вопросов по тексту и т.п.

 М.В. Покотыло

Понятие о разговорной речи

Разговорная речь – особая функциональная разновидность литературного языка, спонтанная литературная речь в неофициальном общении.

Разговорный стиль противопоставлен книжным. Он существует в основном в устной устной форме и обслуживает сферу бытовых и неофициальных деловых отношений. Его основная функция – просто общение.

 

Приведем пример фрагмента разговорной речи:

  • А.: «Невский» мне как лучше проехать, чтоб к туристическим автобусам выйти?
  • Б.: «Невский» – это же «Гостиный двор». Вот выход с «Гостиного» на Думскую вам удобней.

Перевод этого фрагмента на кодифицированный книжный язык может быть выполнен следующим образом:

  • А.: Как мне лучше проехать на метро до станции «Невский проспект» и выйти из метро так, чтобы попасть к туристическим автобусам?
  • Б.: Станция «Невский проспект» соединена переходом со станцией «Гостиный двор», поэтому можно доехать до любой из этих станций. Вам удобнее всего доехать до станции «Гостиный двор» и выйти по указателям на улицу Думскую, где стоят туристические автобусы.

Сопоставление текстов показывает, что в разговорной речи мы легко и незаметно для себя отступаем от грамматических правил, строгих для кодифицированных текстов, при этом мы не оцениваем в момент говорения свою разговорную речь как неграмотную. Чаще всего мы осознаем свою разговорную речь как неупорядоченную, слегка небрежную речь, что вполне приемлемо при непринужденном общении.

Основная отличительная особенность разговорной речи – это ее некодифицированность (отсутствие зафиксированных в грамматиках и словарях обязательных норм). Нормирование у разговорной речи иное, чем у книжной, поэтому оценки разговорной речи с точки зрения книжных норм будут не совсем корректны.

Норма в разговорной речи – это те элементы, которые признаются как типичные, всеобщие, частотные (поэтому они не фиксируются как аномалия, ошибка). Норма разговорной речи живет по формуле «так все грамотные люди говорят». В отличие от нормы книжной речи норма разговорной речи не является предписывающей, обязательной.

 

Раздел: СТИЛИ РЕЧИ

Стиль (от лат. Stilo – палочка для письма) – исторически сложившиеся и социально осознанные системы речевых средств, которые используются в определенных сферах общения и профессиональной деятельности.

Книжный язык. Книжный язык —одна из функциональных разновидностей литературного языка (другая разновидность – разговорный язык). Его основные черты — письменная форма выражения и реализация преимущественно в виде монолога. Именно из-за письменной формы выражения эта функциональная разновидность и получила название «книжный язык», то есть язык, используемый в книгах.

Главное свойство книжного языка — это свойство сохранять текст и тем самым служить средством связи между поколениями. Все виды непрямой коммуникации осуществляются с помощью книжного языка. В нем есть все средства, необходимые для разнообразных целей коммуникации, для выражения абстрактных понятий и отношений. Функции книжного языка многочисленны и с развитием общества все усложняются.

Поскольку книжный язык обслуживает разные сферы жизни общества, он подразделяется на функциональные стили. Функциональный стиль — такая разновидность книжного языка, которая свойственна определенной сфере человеческой деятельности и обладает определенным своеобразием в использовании языковых средств. В книжном языке существует три основных функциональных стиля: научный, официально-деловой, публицистический.

Каждый функциональный стиль реализуется в речевых жанрах. Жанр — это конкретный вид текстов, обладающих специфическими чертами, отличающими жанры друг от друга, а также общностью, которая обусловлена тем, что определенные группы жанров принадлежат одному функциональному стилю. Например, в официально-деловом стиле выделяются жанры делового письма, заявления, инструкции и т.д.

Прочитайте материалы по теме Научный стиль.







Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.