Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема: «Внешняя политика Советского Союза к началу 1980-х гг.» (2 ч.)





Содержание

Введение

Практическая работа №1

Практическая работа № 2

Практическая работа № 3

Практическая работа № 4

Практическая работа № 5

Практическая работа № 6

Практическая работа № 7

Практическая работа № 8

Практическая работа№ 9

Практическая работа №10

Практическая работа №11

Практическая работа №12

Практическая работа №13

Практическая работа №14

Практическая работа №15

Практическая работа №16

Практическая работа№17

Практическая работа№18

Практическая работа№19

Практическая работа№20

Практическая работа№21

Практическая работа№22

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания составлены на основе профессиональной образовательной программы курса «История» в соответствии с требованиями ФГОС по всем специальностям очного отделения.

Методические указания включают в себя практические задания по дисциплине «История», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, работа с учебным пособием.

История является особым способом освоения мира, заключающимся в выработке целостного мировоззрения, в исследовании и познавательного событий и явлений прошлого и настоящего, попыткой прогнозирования будущего. Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе и науке, определяют важное место истории среди гуманитарных дисциплин, изучаемых в СПО.

Целью данных указаний является формирование общего представления о некоторых аспектах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития России и её роли в системе международных отношений. Работа охватывает период с конца 80-х гг. XX в. до наших дней, еще не нашедший достаточного освещения в большинстве учебников и учебных пособий по истории России.

Методические указания предназначены для обучающихся всех форм обучения, уровень знаний которых по обществознанию и истории современной России к началу изучения дисциплины должен соответствовать программе средней школы.

Данная работа включает в себя основные проблемы истории современности: развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности. (НАТО, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС и т.д.

Дисциплина «История» как и другие социально-гуманитарные дисциплины, прежде всего, формирует личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует выполнение практических работ студентов на занятиях. В процессе выполнения заданий студенты получают возможность применить теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками и диаграммами; составление конспекта, таблиц; сравнение и обобщение и др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи. Задания выполняются без участия преподавателя, но под его контролем.


 

Практическая работа № 1
Тема: «Социально-экономическое и политическое развитие СССР к началу 1980-х гг. Национальная политика СССР.» (2ч.)

Цель: определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики;
охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины надвигающегося экономического кризиса.

План:

· Внутренняя политика СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии СССР в годы «застоя».

· Особенности социально-экономической политики СССР к н. 1980-х гг.

· Национальная политика СССР в годы «застоя».

Задание 1: Исторический портрет: На основе приведенных материалов и собственных знаний дайте краткий политический портрет Л.И.Брежнева.
- Как вы думаете, изменится ли политический режим при таком руководителе?
- Подтвердятся или нет наши предположения? Ответ найдем в документах эпохи.

«В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А.Бовин).

«Брежнев пришел без своей программы развития страны. Это один из редких случаев в современной политической истории, когда человек принимает власть как таковую, без каких-либо определенных планов … Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крутых перемен … не вернулся к сталинским репрессиям, но успешно расправлялся с инакомыслящими». (Ф.М.Бурлацкий)

«Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущеву с его смелостью,

склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф.Бурлацкий).

«Брежнев хорошо постиг технологию власти, но был плохо подготовлен к той роли, которая выпала на его долю. Он имел репутацию человека ограниченного, не обладавшего собственными представлениями о многих сферах жизни общества и политических проблемах. Правда, другие его «соратники» - Кириленко, Подгорный, Полянский – были в этом отношении даже похуже» (мнение авторов монографии «Наше Отечество»).

«Если же иметь в виду человеческие качества, то … Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни.

В житейском плане был добрый человек. В политическом – вряд ли … Ему не хватало образования, культуры, интеллигенции, в общем, в тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом» (А.Бовин).
Задание 2. Прочитайте отрывок из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС (1971 г.) Какие решения были приняты на съезде?

Из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС (1971 г.):

«В целях дальнейшего повышения ответственности и активности первичных

парторганизаций в осуществлении политики партии, усиления их организаторской и воспитательной работы в коллективах трудящихся: распространить положение Устава КПСС о праве контроля деятельности администрации на первичные парторганизации всех проектных организаций, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений и организаций, функции администрации которых не выходят за рамки своих коллективов. Отношении партийных организаций министерств, государственных комитетов и других центральных и местных советских хозяйственных учреждений и ведомств определить, что они осуществляют контроль за работой аппарата по выполнению директив партии и правительства, соблюдению советских законов».

Задание 3.Ответьте на вопросы:

1. Какие противоречия содержались в Конституции СССР (7 октября 1977г)?

2. Почему многие положения Конституции существовали только на словах?

3. Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?

4. Какими были планы социального обеспечения советского народа?

5. Сравните уровень жизни советских людей с другими странами.

6. Какие факты говорят об улучшении жизни советских людей?

Задание 4.Работа с терминами. Раскрыть суть понятий: номенклатура, «теневая экономика», коррупция, экстенсивная экономика «нефтедоллары», эпоха «застоя», гигантомания.

Практическая работа №2

Практическая работа № 3.

Практическаяработа№4

Практическаяработа№5.

Практическая работа № 6

Практическая работа № 7.

Тема: «Национальные, политические и религиозные конфликты на постсоветском пространстве». (2ч.)
Цель: определить особенности идеологи и национальной политики государства в 90-е гг;
охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР;

определить каковы последствия национальных конфликтов.

План:

· Причины национальных, религиозных и политических конфликтов на постсоветском пространстве.

· Последствия национальных, религиозных и политических конфликтов.

Задание 1: Изучить документ, ответить на вопросы к документу.
Из информационной справки МИД Российской Федерации о положении соотечественников в странах Содружества Независимых Государств.

Декабрь 1994г.

В Казахстане(население 16464 тыс. чел., из них 6227 тыс.русских) увеличивается поток выезжающих из республики: в 1993 г. – до250 тыс. (оценочные данные Посольства РФ). Одновременно из Монголии и Китая в Казахстан в прошлом году прибыло 105 тыс. этнических казахов, которых расселяют главным образом на севере республики, т.е. в районах преобладания русского населения…

В практическом плане идет активное насаждение госаппарате казахского языка в качестве официального (принята программа перевода на него всей документации); происходит постепенное вытеснение с руководящих постов представителей неказахской национальности; населенным пунктам обоснованным русскими даются казахские названия; разрушаются памятники культуры русского народа. Отвергнуто предложение российской общественности об открытии в Казахстане «Русского университета»

Сложным является положение русских в государствах Средней Азии. В Узбекистане (население 19810 тыс.чел., из них 1653 тыс. русских), Туркменистане (население3522 тыс. чел., из них 333 тыс. русских), Таджикистане (по переписи 1989г.: население 5092 тыс.чел., из них 338 тыс.русских, за последнее время уехало более 220тыс.чел.), Киргизии (население 4430 тыс.чел., из них 815 тыс. составляют этнические россияне) к общим факторам, которые оказывают влияние на положение русской диаспоры в других республиках, добавляется исламский. Исламизация жизни, фактически получившая поддержку на государственном уровне в этих странах, помимо ее негативного психологического воздействии на русских, сопровождается открытыми угрозами в их адрес, дискриминации при рассмотрении жалоб в местных органах власти, многочисленными фактами физического и морального оскорбления достоинства и т.д….

Практическая работа № 8

Тема: «Роль ООН и других международных организаций в разрешении конфликтов на территории бывшего СССР.» (2ч.)
Цель: определить основные цели существующих международных организаций по поддержанию мира и правопорядка;
охарактеризовать причины возникновения национальной нестабильности в странах бывшего СССР;
определить роль организаций-миротворцев на постсоветском пространстве.

План:

· ООН и ее роль по поддержанию мир и правопорядка

· Причины национальной нестабильности в странах бывшего СССР

· Роль организаций миротворцев на постсоветском пространстве.

Задание 1:
1. Выделите основные направления внешней политики России.

2.Проанализировав ситуацию в мире в 90-е гг., с какими из стран СНГ у России развиваются добрососедские отношения, с какими существуют конфликты?

3. Членами, каких международных организаций стала Россия?

4. Как развиваются российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений?
Задание 2. Рассмотрите таблицу. Выполните задание.
Россияне о сущности блока НАТО в 1997-2004 гг.

Каков по своей сущности блок НАТО? 1997г. 2002г. 2004г.
Агрессивный      
Оборонительный      
Затруднились ответить      

Вопросы к таблице:

· Как изменилось мнение россиян о блоке НАТО за период с 1997 по 2004 гг.?

· Как Вы думаете, из-за каких внешнеполитических событий мнение граждан России о НАТО изменилось?

Задание 3. Изучите документ. Ответьте на вопросы.

Политик Г.Боос о последствиях объединения России и Беларуси.
«Все зависит от того, на каких принципах будет происходить объединение. Если будет создан единый Центральный банк, введена одна валюта, согласованы единые таможенные правила, общие требования к бюджету, то никаких плохих последствий для российской экономики ждать не следует. А хорошие будут: и российская, и белорусская промышленность получат новые рынки для сбыта своей продукции, восстановятся некоторые экономические связи, которые были во времена СССР, а сейчас затруднены. Конечно, за 10 лет многие из этих связей уже порушены, но ничего страшного.… Но пока интеграция в экономике – процесс вялотекущий. Сейчас у нас фактически существует таможенная граница между Россией и Белоруссией. Конечно, это создает барьеры для торговых связей и препятствует интеграции».

Вопросы к тексту.

· На каких условиях должны быть объединены Россия и Беларусь с точки зрения Г.Бооса?

· Как вы полагаете, есть ли будущее у Союза России и Беларуси?

Тестовые задания:

· ООН была создана:

· 1945

· 1939

· 1956

· Какая организация вступила в силу по инициативе министров образования?

· ООН

· ЮНЕСКО

· ШОС

· Главной целью этой организации стало укрепление мира и взаимопонимания между народами средствами образования, науки, культуры:

· ЮНЕСКО

· ООН

· СНГ

· Блок НАТО был образован:

· 24 октября 1945г.

· 4 апреля 1949г.

· 18 сентября 2003г.

· Главным инструментом поддержания международного мира и безопасности в XX – XXI вв. стала организация:

· НАТО

· ООН

· ЮНЕСКО

· Какие из перечисленных организаций носят экономический характер?

· ШОС

· АСЕАН

· ЮНЕСКО

· ЕврАзЭс

· ООН

· Самым агрессивным военным блоком в XX – XXI вв. можно считать:

· ШОС

· НАТО

· СВМДА

· В какие из перечисленных организаций входит Россия:

· ООН

· Азиатский блок развития

· ОДКБ

· ШОС

· ЕВРОСОЮЗ

· ЕврАзЭс

· ОЭСР

Практическая работа № 9.

Тема: «Россия и международные организации. Россия и НАТО. Россия и Евросоюз.» (2ч.)
Цель: определить основные цели существующих международных организаций по отношению к России;

План:

· Международные организации и Россия

· Россия и НАТО

· Россия и Евросоюз

Задание 1. Проанализируйте таблицу «Друзья и враги России». Ответьте на вопросы.
Россияне о зарубежных друзьях и врагах нашей страны в 2004-2005гг.

Страны, дружественные России % Страны, могущие развязать войну против России %
Германия   США  
Франция   Арабские и исламские страны  
Белоруссия   Чечня  
Украина   Грузия  
США   Китай  
Китай   Афганистан  
Казахстан   Ирак  
СНГ в целом   Япония  
Европа в целом   Великобритания  
Италия  
Индия  
Великобритания  
Страны-друзья России Страны-враги России
Белоруссия Латвия
Германия Литва
Казахстан Грузия
Украина Эстония
Индия США
         

· Произошли ли в общественном мнении россиян изменения по вопросу о внешнеполитических друзьях и врагах России?

· Как Вы думаете, чем объясняется отнесение россиянами той или иной страны к друзьям или врагам России?

· Какие страны находятся как среди друзей, так и среди врагов России? Чем Вы можете это объяснить?

Задание 2. Изучите документ. Сделайте выводы.

Практическая работа № 10.

Тема: «Социально-экономическое и политическое развитие России в 1991-2000 гг» (2 ч.).

Цель: определить основные направления социально-экономического развития России;

дать характеристику политическому развитию России

План:

· Реформирование экономики и его результаты

· Общественно-политическое развитие страны

Темы докладов:

· Конституционный кризис 1993 г.

· Развитие российского парламентаризма (1993 – 2008 гг.)

· В.В. Путин – президент России.

Вопросы для самоконтроля:

· Что такое «шоковая терапия»? Каковы были ее последствия

· Для чего осуществлялась приватизация в России? К каким результатам она привела?

· Чем характеризовалась политическая жизнь России в 1991-1993 гг.? В чем причины конфликта 1993 г. между Президентом и Верховным Советом?

· Сравните политическую жизнь России в 1993 -1999 гг. и в начале XXIв. Какие выводы можно сделать из этого сравнения?

· Какие перемены происходили в России в начале XXI в.? Как они влияли на жизнь населения?

Тестовые задания

Практическая работа №11

Тема: «Россия и СНГ: проблемы и перспективы сотрудничества» (2ч.)
Цель:
охарактеризовать основные международные договоры и соглашения РФ со странами мира; определить с какими из стран СНГ у России развязываются добрососедские отношения, с какими существует конфликт.

План:

Внешняя политика России в 1991-2000 гг.

Отношения и договоры России со странами СНГ.

Проблемы и перспективы сотрудничества России со странами СНГ.

Вопросы для самоконтроля:

Выделите основные направления внешней политики России.

С какими из стран СНГ у России развиваются добрососедские отношения, с какими существуют конфликты?

Членами, каких международных организаций стала Россия?

Тестовые задания

1. К концу 1990-х годов ситуация в отношения России с другими странами СНГ характеризовалась следующим образом:

А) не возникало сложных проблем сотрудничества;

Б) отношения обострились, СНГ был на грани распада;

В) эти отношения были приоритетны во внешней политике России;

Г) расширение числа членов СНГ до всех республик бывшего СССР.

2. В состав СНГ входили:

А) все республики бывшего СССР;

Б) страны Варшавского договора;

В) Россия и страны юго-восточной Азии;

Г) Россия и часть бывших республик СССР.

3. Членом какой международной организации стала Россия в 1990-х годах?

А) Европейского Союза; Б) Совета Европы; В) НАТО; Г) Варшавского договора.

4. Членом какой международной организации стала Россия в 1990-х годах?

А) Шанхайскойорганизации сотрудничества (ШОС);

Б) Совета Экономической Взаимопомощи;

В) Содружества Суверенных Республик;

Г) Всемирной торговой организации (ВТО).

5. С каким государством СНГ Россия заключила в 1997г. договор о создании содружества и курсе на формирование единого экономического пространства?

А) Беларусь; Б) Украина; В) Молдова; Г) Армения.

6. Каково обязательное условие для стран, вступающих в Совет Европы?

А) отказ от вынесения и приведения в исполнение смертной казни;

Б) переход на единую денежную HYPERLINK "http://pandia.ru/text/category/denezhnaya_edinitca/"единицуевро;

В) отмена внутринациональных паспортов;

Г) урегулирование всех конфликтов внутри страны и со странами-соседями.

7. Какая из перечисленных международных организаций, созданная на пространстве бывшего СССР, появилась в 1990-е годы?

А. ШОС

Б. СНГ

В. ЕврАзЭс

Г. ОДКБ.

8. Что из перечисленного не было результатом многосторонних или двусторонних соглашений в рамках СНГ?

А) безвизовый режим;

Б) создание российских военных баз;

В) предоставление льготных кредитов;

Г) создание общей денежной единицы.

9. Какова одна из причин сложности процесса интеграции стран в рамках СНГ в 1990-е годы?

А) наличие визового режима между странами;

Б) вступление ряда стран в НАТО;

В) различия в уровне социально-экономического развития стран;

Г) установление тоталитарных режимов в ряде стран и политика изоляционизма.

10. Какова одна из причин сложности процесса интеграции стран в рамках СНГ в 1990-е годы?

А) наличие американских военных баз на территориях ряда стран;

Б) открытая поддержка некоторыми странами международных террористических организаций;

В) непризнание некоторыми странами факта прекращения существования СССР;

Г) разное отношение лидеров к проведению экономических и политических реформ.

11. Где был в 2000 году подписан «Договор об учреждении экономического сообщества» (ЕврАзЭС)?

А) Москве;

Б) Минске;

В) Астане;

Г) Киеве.

12. На территории какой бывшей республики СССР обострился конфликт, получивший название Приднестровского?

А. Украины;

Б. Беларуси;

В. Молдовы;

Г. Грузии;

Д. Армении.

13. Определите степень истинности высказывания:

На территории СНГ в 1990-е годы не было острых этнических конфликтов и нерешенных территориальных вопросов.(ДА или НЕТ)

14. Определите степень истинности высказывания:

Все страны СНГ в одинаковой степени являются сторонниками интеграции и улучшения взаимоотношений в составе содружества.(ДА или НЕТ)

15. Верны ли следующие суждения о внешней политике России в 1990-е годы?

А. Во второй половине 1990-х годов Россия стала придерживаться стратегии «разноскоростной» модели интеграции в более узком составе государств-участников СНГ.

Б. В 1990-е годы в отношениях между Россией и Казахстаном оставался неурегулированным вопрос о нефтяных залежах на дне Каспийского моря.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно только А и Б

4) оба суждения неверны

16. Верны ли следующие суждения о внешней политике России в 1990-е годы?

А. Все страны СНГ одинаково стремились к интеграции и углублению сотрудничества.

Б. В 1990-е годы Россия не имела концепции внешнеполического развития.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно только А и Б

4) оба суждения неверны

17. Верны ли следующие суждения о внешней политике России в 1990-е годы?

А. Основной целью Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) была координация усилий для борьбы с терроризмом, экстремизмом и наркотрафиком.

Б. На территории СНГ в 1990-е годы продолжали существовать межэтнические конфликты, которые не удалось разрешить.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно только А и Б

4) оба суждения неверны

Практическая работа № 12

Тема: «Национальная политика России. Борьба за территориальную целостность страны.» (2ч.)
Цель:
определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики России в отношении Чечни;
охарактеризовать причины военного конфликта в Южном регионе;
определить особенности взаимоотношений России и Чечни на постсоветском пространстве.

План:

· Национальная политика современной России.

· Борьба за территориальную целостность. Чеченский кризис.

Задание 1

· Какие республики входили в состав России в начале XXI века?

· Кто (по должности) возглавлял эти республики?

Задание 2. Ответьте на вопросы:

1. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы конфликта Федерального Центра и Чечни.

2. Выделите причины конфликта с Чечней.

3.Что такое ОКЧН? Кто его возглавлял?

4.Каковы причины утраты влияния Федерального Центра над Чечней?

5.Какова главная причина 1-ой Чеченской войны? Какие методы ведения боевых действий были выбраны обеими сторонами при ведении этой войны?

6.Перечислите основные пункты Хасавьюртовского соглашения. Кто стал победителем в этом конфликте?

7.Каковы причины 2-ой Чеченской войны?

8.Обозначьте причины победы России во 2-ой Чеченской кампании.

9.На основании пунктов Конституции Чеченской республики 2003г. сделайте вывод о политическом статусе Чечни.

 

Практическая работа № 13

Практическая работа №14

Верны ли суждения?

Геополитическое положение России было

А. Благоприятным для развития страны.

Б. Неблагоприятным, тормозило развитие экономики, социальных и политических институтов.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

 

Практическая работа №15

Практическая работа № 16

Практическая работа № 17

Практическая работа № 20

Практическая работа № 21

Тема: «Наука и инновации в современной России.»(2ч.)
Цель: определить приоритетные направления развития экономики РФ на современном этапе;
дать характеристику инновационным процессам;
охарактеризовать роль инноваций в современном мире.

План:

1.Инновационная экономика и ее признаки.

2. Понятие инновационного процесса

3. Роль инноваций в современном мире

4. Приоритетные направления развития экономики РФ на современном этапе

5. Наука и ее роль в развитии российского общества.

Вопросы для контроля:

1.Что такое инновационная экономика? Каковы её признаки?

2. Почему развитие инноваций в современной России становится стратегической задачей политики?

3.Перечислите основные направления развития инноваций
4. Какие факторы препятствуют внедрению технологических инноваций на российских предприятиях?

Задание 2. Дайте определение понятиям: «инновация», «инновационная деятельность», «инновационная инфраструктура», «инновационный процесс».

Задание 3. Творческое задание: Напишите эссе (не больше 100 слов) на тему «Инвестиции в человека – долгосрочный национальный приоритет».

Практическая работа №22
Тема: «Культура, нравственность, свобода – приоритеты духовного развития РФ.»(2 ч.)

Цель: выявить особенности возрождения культуры России в 21 в.;

показать роль религии в духовном развитии России;

рассмотреть роль средств массовой информации в развитии культуры страны

План:

1.Возрождение культуры России в XXIв. и ее особенности.

2. Религия и ее роль в духовном развитии современной России.

3.Роль средств массовой информации в развитии культуры России в 21 в.

Темы докладов:

1.Новые стили и направления в современном искусстве 21 в.

2. Новая Культура и Новое Искусство X XIвека: инновационные подходы

3. Тенденции культурного развития России во второй половине XXI века

4. Изобразительное искусство и монументальная скульптура

5. Архитектура в России XXI века

6. Российский кинематограф в XXI в.

7. Государственная политика Российской Федерации в области культуры.

 

Интернет ресурсы

 

Ресурсы WWW по истории России

http://www.history.ru/histr.htm

Ресурсы истории России XX века

http://www.history.ru/histr20.htm

Ресурсы по Всемирной истории

http://www.history.ru/histwh.htm

Добро пожаловать в <МИР ИСТОРИИ>!

http://www.tellur.ru/~historia/

 

 

Приложение

Этапы подготовки к докладу

• выбрать под контролем преподавателя тему;

• ознакомиться с методическими указаниями по данному вопросу;

• изучить тему по базовому учебнику и учебно-методическому пособию;

• вычленить основные идеи будущего выступления;

• прочесть рекомендуемую по данной теме литературу;

• составить план доклада или сообщения;

• выявить ключевые термины темы и дать их определение с помощью словарей, справочников, энциклопедий;

• составить тезисы выступления;

• подобрать примеры и иллюстративный материал; по многим темам доклад уместно сопровождать показом презентаций PowerPoint;

• подготовить текст доклада (сообщения);

• проконсультироваться, при необходимости, с преподавателем;

• отрепетировать выступление (например, перед товарищем по группе).

Рекомендуемая продолжительность доклада составляет 10 минут. После выступления докладчика предусматривается время для его ответов на вопросы аудитории и для резюме преподавателя.

Содержание

Введение

Практическая работа №1

Практическая работа № 2

Практическая работа № 3

Практическая работа № 4

Практическая работа № 5

Практическая работа № 6

Практическая работа № 7

Практическая работа № 8

Практическая работа№ 9

Практическая работа №10

Практическая работа №11

Практическая работа №12

Практическая работа №13

Практическая работа №14

Практическая работа №15

Практическая работа №16

Практическая работа№17

Практическая работа№18

Практическая работа№19

Практическая работа№20

Практическая работа№21

Практическая работа№22

Список литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Методические указания составлены на основе профессиональной образовательной программы курса «История» в соответствии с требованиями ФГОС по всем специальностям очного отделения.

Методические указания включают в себя практические задания по дисциплине «История», вопросы для самоконтроля, вопросы для обсуждения (в письменной и устной форме), тестовые задания, таблицы, работа с учебным пособием.

История является особым способом освоения мира, заключающимся в выработке целостного мировоззрения, в исследовании и познавательного событий и явлений прошлого и настоящего, попыткой прогнозирования будущего. Мировоззренческая и методологическая роли, которые она играет в обществе и науке, определяют важное место истории среди гуманитарных дисциплин, изучаемых в СПО.

Целью данных указаний является формирование общего представления о некоторых аспектах общественно-политического, социально-экономического, культурного развития России и её роли в системе международных отношений. Работа охватывает период с конца 80-х гг. XX в. до наших дней, еще не нашедший достаточного освещения в большинстве учебников и учебных пособий по истории России.

Методические указания предназначены для обучающихся всех форм обучения, уровень знаний которых по обществознанию и истории современной России к началу изучения дисциплины должен соответствовать программе средней школы.

Данная работа включает в себя основные проблемы истории современности: развитие России в современный период, взаимоотношения её со странами ближнего зарубежья, развитыми государствами Европы, Азией и Америкой. Особое внимание при этом уделяется отношениям с военно-политическими и экономическими союзами современности. (НАТО, ОДКБ, ШОС, ЕврАзЭС и т.д.

Дисциплина «История» как и другие социально-гуманитарные дисциплины, прежде всего, формирует личность, способную к самоопределению и саморазвитию. Этому в немалой степени способствует выполнение практических работ студентов на занятиях. В процессе выполнения заданий студенты получают возможность применить теоретические знания в новых условиях, развивать общеучебные умения и навыки (работа с источниками и диаграммами; составление конспекта, таблиц; сравнение и обобщение и др.), логическое мышление, осуществлять самоконтроль на уровне внутренней речи. Задания выполняются без участия преподавателя, но под его контролем.


 

Практическая работа № 1
Тема: «Социально-экономическое и политическое развитие СССР к началу 1980-х гг. Национальная политика СССР.» (2ч.)

Цель: определить особенности идеологии, национальной и социально-экономической политики;
охарактеризовать экономическое развитие, понять каковы причины надвигающегося экономического кризиса.

План:

· Внутренняя политика СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии СССР в годы «застоя».

· Особенности социально-экономической политики СССР к н. 1980-х гг.

· Национальная политика СССР в годы «застоя».

Задание 1: Исторический портрет: На основе приведенных материалов и собственных знаний дайте краткий политический портрет Л.И.Брежнева.
- Как вы думаете, изменится ли политический режим при таком руководителе?
- Подтвердятся или нет наши предположения? Ответ найдем в документах эпохи.

«В отличие от Сталина или Хрущева, Брежнев не обладал яркими личностными характеристиками. Его трудно назвать крупным политическим деятелем. Он был человеком аппарата и, по существу, слугой аппарата» (А.Бовин).

«Брежнев пришел без своей программы развития страны. Это один из редких случаев в современной политической истории, когда человек принимает власть как таковую, без каких-либо определенных планов … Человек глубоко традиционный и консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крутых перемен … не вернулся к сталинским репрессиям, но успешно расправлялся с инакомыслящими». (Ф.М.Бурлацкий)

«Брежнев являл собой прямую противоположность Хрущеву с его смелостью,

склонностью к риску, даже авантюре, с его жаждой новизны и перемен» (Ф.Бурлацкий).

«Брежнев хорошо постиг технологию власти, но был плохо подготовлен к той роли, которая выпала на его долю. Он имел репутацию человека ограниченного, не обладавшего собственными представлениями о многих сферах жизни общества и политических проблемах. Правда, другие его «соратники» - Кириленко, Подгорный, Полянский – были в этом отношении даже похуже» (мнение авторов монографии «Наше Отечество»).

«Если же иметь в виду человеческие качества, то … Брежнев был, в общем-то, неплохим человеком, общительным, устойчивым в своих привязанностях, радушным, хлебосольным хозяином. Любил охоту, домино, кино «про зверушек», радовался доступным ему радостям жизни.

В житейском плане был добрый человек. В политическом – вряд ли … Ему не хватало образования, культуры, интеллигенции, в общем, в тургеневские времена он был бы хорошим помещиком с большим хлебосольным домом» (А.Бовин).
Задание 2. Прочитайте отрывок из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС (1971 г.) Какие решения были приняты на съезде?

Из постановления XXIV съезда КПСС о частичных изменениях в уставе КПСС (1971 г.):

«В целях дальнейшего повышения ответственности и активности первичных

парторганизаций в осуществлении политики партии, усиления их организаторской и воспитательной работы в коллективах трудящихся: распространить положение Устава КПСС о праве контроля деятельности администрации на первичные парторганизации всех проектных организаций, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтов, учебных заведений, культурно-просветительных, лечебных и других учреждений и организаций, функции администрации которых не выходят за рамки своих коллективов. Отношении партийных организаций министерств, государственных комитетов и других центральных и местных советских хозяйственных учреждений и ведомств определить, что они осуществляют контроль за работой аппарата по выполнению директив партии и правительства, соблюдению советских законов».

Задание 3.Ответьте на вопросы:

1. Какие противоречия содержались в Конституции СССР (7 октября 1977г)?

2. Почему многие положения Конституции существовали только на словах?

3. Какой была роль КПСС в общественной жизни страны?

4. Какими были планы социального обеспечения советского народа?

5. Сравните уровень жизни советски







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.