Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Этапы развития оптовой торговли в России





 

Зачатками оптовой торговли на Руси можно назвать караванные пути, которыми доставлялись к нам и от нас товары в больших количествах.

"… торговля русскихъ состояла изъ бобровъ, соболей, лисицъ, куницъ и горностаевъ, которыхъ они привозили къ своимъ сосѣдямъ. Такъ Ибнъ-Кхордатбегъ, умершій уже старикомъ въ 912 г., пишетъ: "Русскіе изъ племени Славянъ вывозятъ мѣха бобровъ и чернобурыхъ лисицъ изъ самыхъ отдаленныхъ краевъ Славянской земли и продаютъ ихъ на берегахъ Румскаго (Средиземнаго) моря". О вывозѣ мѣховъ русскими въ другія страны повторяютъ неизвѣстный писатель "Книги Странъ" (X вѣка), Массуди…" [1].

Средневековые купцы отличались необыкновенной подвижностью. Русских купцов встречаем в отдалённых странах: в Средней Азии, в Константинополе, в Дании, на острове Готланд и т.д. В свою очередь венецианские, чешские, греческие, среднеазиатские, немецкие и другие гости посещали Киев, Новгород, Смоленск и прочие древнерусские города. Ни расстояния, ни трудности пути не могли помешать купеческой предприимчивости ни летом, ни зимой.

В одном древнерусском поучении, дошедшем уже в рукописи XIII в., читаем такое описание различных способов путешествия. Луна и звёзды "дают свет всем шествующим человекам, луна по морю, по рекам, по озёрам. Также и море творит, и озёра, источники, реки, работая для людей; одних носят ветры, возя в кораблях, повелением божьим из города в город, пути творя ночью, летом в челнах, в лодьях, а зимой на возах" [3].

Трудности путешествия заставляли купцов объединяться в большие караваны. В Переяславле Залесском (1216 г.) оказалось 150 новгородцев и 15 смолнян, пришедших для торговли "гостьбою" (Лаврент. лет., стр.474). Смолняне, вероятно, составляли особый купеческий караван, насчитывавший, таким образом, 15 человек. Морские караваны состояли из нескольких судов-ладей. По Новгородской летописи, в ИЗО г. утонуло 7 ладей, ходивших в Готланд. Спаслось только несколько человек. Всё это, конечно, очень далеко от пышных изображений необыкновенного богатства киевских и новгородских пристаней древнего времени. И тем не менее именно "гостьба" создавала купеческие богатства, производившие большое впечатление на современников. Соловей Будимирович, Садко "богатый гость", Чурило Пленкович оставили о себе память в народе как заморские купцы. Их корабли наполнены были товарами, а Садко решался соперничать богатством со всем Великим Новгородом [3].

Крупнейшей ярмаркой в XVII в. была Макарьевская - у Макарьевского монастыря близ Нижнего Новгорода. Сюда съезжались не только русские купцы, но и западноевропейские, и восточные.

Ирбитская ярмарка - на Урале в городе Ирбит, проводилась ежегодно с 1-й половины 17 в. до 1929. Центр торговли Европейской части России и Сибири (ткани, кожи, пушнина, чай и др.), 2-я по товарообороту ярмарка в Российской империи (после Нижегородской).

В СССР оптовая торговля целенаправленно стала развиваться с 1965г. в связи с перестройкой управления промышленностью и переходом к новым методам планирования и экономического стимулирования, что положило начало экономическим реформам в стране. В этот период оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения рассматривалась как форма планового распределения материальных ресурсов; основанная на государственном плане развития народного хозяйства. Руководил процессом развития оптовой торговли средствами производства в стране Госснаб СССР. Основными формами оптовой торговли были: торговля через оптовые предприятия и транзитом продукцией, распределяемой территориальными органами Госснаба СССР; реализация продукции через оптовые магазины; реализация продукции в порядке мобилизации внутренних ресурсов [4].

Плановое распределение товара и его свободная реализация оказались несовместимыми, поэтому, несмотря на большие усилия по внедрению её основных форм, в те годы объективно она не могла быть реализована.

Новый качественный этап в развитии оптовой торговли в России следует отнести к 1991 г., когда было упразднено централизованное распределение продукцией; приняты законы РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. и "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 25 декабря 1990 г.; стали отпускаться оптовые цены и начали создаваться организационные формы новых институтов оптовой торговли. Наиболее яркими представителями рыночной оптовой торговли стали торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые выставки и ярмарки [7]

Стоянова Е.С. в работе "Финансовый менеджмент: Российская практика" отмечает тот факт, что отличительным признаком функционирования этих структур явился рыночный характер их деятельности: свободный выбор партнеров, полная финансовая самостоятельность, независимость, моральная и материальная ответственность за итоги коммерческой деятельности. [7]

Специфической чертой российской оптовой торговли является очень слабая развитость в регионах. Более 37% оборота предприятий розничной торговли приходится на Москву. Региональные же рынки развиты пока слабо, с заметным влиянием прямых связей продавцов с производителями продукции. Это приводит к менее широкому ассортименту, к перекосу в структуре издержек, с неминуемым отвлечением средств от расходов для улучшение качества обслуживания в магазинах и т.д. [7].

Развитие оптовой торговли - это неминуемое следствие и, одновременно, один из главных показателей зрелости рынка. Усложнение торгового бизнеса, улучшение качества услуг приводит к необходимости сокращать все непрофильные виды деятельности. Соответствующие ниши переходят к посредникам. Постепенно и неминуемо прямые связи вытесняются развитием слоя посреднических предприятий оптовой торговлей, которые берут на себя роль связующего звена между производителем конечной продукции и розничным продавцом. Поэтому оптовая торговля развивается в неразрывной связи с розницей. [11]

Появление крупных торговых сетей создает потребность в столь же крупных оптовых поставщиках продукции. Особенно это важно для крупных неспециализированных магазинов, которые физически не могут устанавливать прямые связи со всей той массой предприятий-производителей, продукция которых составляет товарный ассортимент таких магазинов. Оптовые компании обеспечивают сосредоточение широкого ассортимента различных видов и марок продукции в одной точке, что позволяет ритейлу экономить на затратах по поиску и доставке товаров для реализации, не входя в прямой контакт с огромной массой производителей различных видов продукции и конкурирующих брендов. Таким образом, оптовая торговля является мощным средством экономии затрат для предприятий розницы, сокращения их транзакционных и транспортных издержек.

Среди факторов, влияющие на развитие торговли выделяют факторы, связанные со спросом на товар: денежные доходы населения; численность и состав населения; структура денежных расходов различных социальных групп. Факторы, связанные с товарным предложением: объём, ассортимент, качество товаров; научно-технический уровень производства. Факторы, связанные с ценами: уровень и динамика цен; уровень инфляции; соотношение цен на отдельные товары; ценовая политика. Факторы, связанные с организацией торговли: формы и методы торговли; организация торгово-технологического процесса, организация товародвижения. Факторы, связанные с материально-технической базой предприятия: месторасполо-жение; торговая площадь, её удельный вес в общей площади, специализация; режим работы; уровень технического оснащения. Факторы, связанные с организацией труда: укомплектованность штата; квалификация работников; структура штата; текучесть кадров; условия труда; - оплата и стимулирование труда.

Выполнение плана и динамики розничного товарооборота зависят от трёх основных групп факторов: от обеспеченности товарными ресурсами, правильности их распределения и использования; от обеспеченности трудовыми ресурсами и эффективности труда торговых работников; от состояния, развития и эффективности использования материально-технической базы торговли.

Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.

Современная оптовая торговля характеризуется усложнением структуры, что связано и с расширением масштабов деятельности, и ростом каналов товарных и информационных потоков, усложнением структурных связей в целом в экономике.

 

Рисунок 1 - Эволюция роли оптовой торговли

 

 

В своем развитии сектор оптовой торговли проходит несколько стадий развития. В настоящее время российский сектор оптовой торговли также как и розница находится на стадии роста. С развитием сектора розничной торговли и производства, розничные и производственные компании, укрупняясь, будут развивать собственные подразделения, занимающиеся дистрибуцией. При этом компании оптового сектора будут либо интегрироваться в розницу, либо фокусироваться на логистических услугах, работе с малыми компаниями (производственными и розничными), нишевым ассортиментом или удаленными территориями [4].

На данном этапе государственное регулирование сектора оптовой торговли практически отсутствует, рынок представлен большим количеством компаний, ни одна из которых не является явным лидером.

Сектор торговли РФ в последние годы демонстрировал активный рост.

 







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.