Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, ПРИВОДЯЩИХ К НАРУШЕНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ





 

Лечение неврологического дефекта, лежащего в ос­нове нарушения _речевой деятельности, – обязательное условие нормализации речевой функции. Безусловно, та­кое лечение должно проводиться по назначению и под наблюдением специалиста-психоневролога, с учетом фор­мы, стадии заболевания и обязательно быть строго ин­дивидуальным. Здесь же излагаются только основные принципы, в соответствии с которыми должно проводить­ся лечение.

Не имея возможности коснуться даже в кратких чер­тах лечения отдельных заболеваний нервной системы, следует остановиться на лечении основных групп болез­ненных состояний: органических и функциональных за­болеваний нервной системы.

При назначении лечения используются следующие мероприятия: а) воздействие на основной процесс, при­водящий к повреждению или нарушению функций нерв­ной системы (этиологическое лечение); б) воздействие на механизмы развития болезненного процесса – умень­шение тех реакций, которые способствуют усилению имеющегося дефекта, создание благоприятных возможно­стей для восстановления утраченных функций и их ком­пенсации (патогенетическое лечение); в) влияние на от­дельные симптомы заболевания (симптоматическое ле­чение).

Применительно к тем заболеваниям, с которыми встречаются в своей повседневной деятельности логопеды, этиологическое лечение занимает весьма скром­ное место. Это связано с тем обстоятельством, что обыч­но исправление речи проводится у детей, которые много лет назад перенесли основной процесс, и к моменту лого-

педического вмешательства его лечение уже нецелесооб­разно. Вместе с тем при некоторых хронических заболе­ваниях нервной системы, а также при некоторых наслед­ственно-семейных дефектах обмена очевидна необходи­мость антибактериальной терапии либо тех или иных вмешательств, направленных на корригирование нару­шенного обмена.

Основное место занимает патогенетическая те­рапия. Как уже говорилось, целью ее является умень­шение тех механизмов, которые способствуют развитию патологического процесса, и создание благоприятных возможностей для восстановления утраченной функции и ее компенсации.

Факторами, способствующими развитию патологиче­ских процессов при остаточных явлениях перенесенного органического заболевания нервной системы, являются главным образом нарушения ликвородинамики и обра­зующиеся после воспалительных, инфекционных и трав­матических заболеваний рубцовые и спаечные процессы. В связи с этим основными лечебными моментами, пре­пятствующими влиянию указанных факторов на нервную систему, должны быть периодические курсы дегидрата-ционной терапии (уменьшение давления спинномозговой жидкости) и внедрение препаратов, способствующих рас­сасыванию свежих рубцовых процессов, – лидаза, тка­невая терапия и т. д. Ликвидация гипертензионных фак­торов и рубцовых сращений приводит к улучшению кро­вообращения в головном мозге, улучшению нейродина-мики и т. д. Это создает в свою очередь благоприятные условия для развития процессов компенсации в различ­ных отделах нервной системы. Как показано на огром­ном травматическом материале периода Великой Отече­ственной войны, восстановительные возможности при по­ражениях нервной системы чрезвычайно велики. Они складываются главным образом из двух групп факто­ров – восстановление утраченной функции путем восста­новления работоспособности обратимо пораженных кле­ток нервной системы и принятия другими отделами нерв­ной системы на себя функций, утраченных в результате поражения вещества мозга. Анализ течения черепномоз-говых травм и экспериментов на животных показал, что даже при массивных поражениях головного мозга удает­ся в ряде случаев добиться полного восстановления функ-

ций. Причем в более ранние периоды после перенесенного острого процесса главенствующее значение имеют меро­приятия, направленные на восстановление работоспособ­ности пораженных участков мозга. К ним относятся систе­матическое введение средств, уменьшающих отек мозга, введение средств, необходимых для нормального питания нервной клетки (витамины, глюкоза и др.), назначение препаратов, способствующих улучшению одной из основ­ных функций нервной клетки – проведения возбуждения на другую нервную клетку. Последнее достигается вве­дением антихолинэстеразных препаратов (прозерин, ни-валин и др.). Не следует недооценивать и роли упражне­ний нарушенных функций в восстановлении деятельности нервной системы – пассивные и активные движения в пораженных системах являются источником афферент­ной импульсации, необходимой для деятельности нейрон­ных систем, обеспечивающих определенные виды дея­тельности.

В более поздние сроки после перенесенного заболева­ния доминирующее значение приобретает выработка но­вых функциональных систем, которые могли бы обеспе­чить выполнение пораженных функций взамен утрачен­ных. На этой стадии решающее значение должно быть уделено назначению препаратов, способствующих облег­чению выполнения двигательных актов: при повышении мышечного тонуса следует назначать препараты, его сни­жающие (мидокалм, тропацин, мелликтин и др.). При наличии насильственных движений – гиперкинезов сле­дует назначать артан, паркопан, циклодол. Однако эти препараты лишь облегчают выполнение определенных двигательных актов. Медикаментозная терапия должна сочетаться с назначением специальных комплексов ле­чебной физкультуры, а при нарушении речевой дея­тельности – с комплексом логопедических упраж­нений.

Немаловажное значение на этой фазе восстановления функций может иметь также назначение психотропных препаратов, облегчающих прохождение нервных импуль­сов в определенных системах мозга и повышающих уро­вень активности корковых клеток. Как показано в экс­периментальных исследованиях последних лет, назначе­ние психотонических препаратов значительно сокращает сроки восстановления речевой деятельности при афазиях.

При проведении комплексного лечения, больных с ос­таточными явлениями органических поражений нервной системы следует учитывать следующее обстоятельство: проведение лечебных мероприятий не должно ограни­чиваться только упражнением пораженной функции, так как тренировка, казалось бы, отдаленной функ­ции благоприятно сказывается на общем фоне дея­тельности нервной системы и, таким образом, оказы­вает благоприятное воздействие на основной очаг пора­жения.

Симптоматическое лечение при органических заболе­ваниях нервной системы, снимая отдельные отрицатель­но влияющие симптомы заболевания, также может спо­собствовать восстановлению утраченной функции. В ка­честве примера можно указать на уменьшение слюноте­чения при псевдобульбарных параличах, уменьшение выраженности болевого синдрома при некоторых пора­жениях мозга и т. д.

У больных так называемыми функциональными за­болеваниями нервной системы лечение также проводится по принципу этиологических, патогенических и симптоматологических воздействий.

Выявление причин возникновения заболеваний, фак­торов, способствующих поддержанию нарушенной нерв­ной деятельности, имеет в ряде случаев решающее значе­ние. Это связано с тем обстоятельством, что неврозы возникают обычно как реакции на острые и длительно действующие на организм отрицательные экзогенные или эндогенные факторы, а чаще в результате их сочетания. Не случайно, как нам удалось выявить, неврозы, в том числе и заикание, у детей были результатом психотравм, которые часто вызывались неблагоприятными отноше­ниями в семье. Не менее важное значение имеет перена­пряжение нервной системы ослабленного ребенка, свя­занное с речевой перегрузкой. И, наконец, следует учитывать состояние здоровья ребенка, роль длительных инфекций и интоксикаций как фактора, ослабляющего нервную систему и способствующего возникновению невротических состояний. Систематически направленное влияние на все вышеперечисленные факторы – беседы с родителями, изъятие ребенка из травмирующих ситуа­ций, уменьшение нагрузки, лечение хронических заболе-

ваний внутренних органов и общеукрепляющее лечение– непременное условие успешного лечения невроза.

Патогеническая терапия неврозов обеспечивается на­значением препаратов общеукрепляющего действия и специфических нейротропных средств, нормализирую­щих нервную деятельность. К числу общеукрепляющих препаратов следует отнести комплексы витаминов В, С, Д, Р, препараты кальция, фосфора, железа и т. д. Значи­тельный эффект достигается улучшением сна, пребыва­нием на свежем воздухе и т. д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В книге изложены педагогические основы патологии речи у детей.

Отклонения в формировании речи рассматриваются авторами как нарушения развития, протекающие по за­конам иерархического строения высших психических функций.

Большое значение придается системному подходу к изучению и преодолению речевых нарушений. С этих позиций вопрос о структуре различных форм недоразви­тия речи решается в зависимости от состояния трех ком­понентов речевой системы: фонетики, лексики и грамма­тики. Широко представленное положение о взаимодейст­вии этих компонентов речи является ведущим для по­строения коррекционного обучения.

Многообразие проявлений общего недоразвития речи оказалось в педагогических целях возможным разграни­чить по степени выраженности дефекта, характеризую­щего уровень недоразвитой речи детей.

В соответствии со взглядом на лексико-грамматическое и фонетическое недоразвитие как на взаимосвязан­ные проявления находится и методика, предусматриваю­щая формирование словарного запаса и грамматического строя одновременно с развитием звуковой стороны речи.

Дети с глубокой степенью недоразвития речи неспо­собны к усвоению грамоты по обычной методике. Поэто­му обучение устной речи строится с таким расчетом, что­бы в ходе его подготовлялись фонематические и морфо­логические обобщения, которые впоследствии облегчат детям усвоение письменной речи. Кроме того, описан ход специального обучения грамоте с учетом глубокого от­ставания детей в овладении звуковым составом слова.

У детей, более продвинутых в разговорной речи, на первый план выступают нарушения письма. Характери-

 

стика их, равно как и методы, которыми они преодоле­ваются и предупреждаются, не оставляют сомнений в ре­чевой природе дефектов письма, что в корне опровергает понимание этих дефектов как следствия зрительной недо­статочности.

Пособие имеет целью определить линию фронталь­ных методов специального обучения. В то же время большое значение придается разработке основ индиви­дуализации специального обучения, которое будет выте­кать из данных дальнейшего изучения детей, страдаю­щих недоразвитием речи.

Заикание освещается как расстройство речи с пре­имущественным нарушением ее коммуникативной функ­ции. Зависимость проявлений заикания от условий об­щения исследуется в секторе логопедии Института де­фектологии АПН СССР в различных параметрах. В кни­ге приводятся методические рекомендации по одному из них, а именно по формированию речевых средств, обес­печивающих нормальное протекание общения.

В тех случаях, когда заикание является результатом преждевременного, неподготовленного перехода к слож­ным формам контекстной речи, ребенку следует дать воз­можность восполнить имеющиеся пробелы и как бы за­ново пройти с ним путь систематического овладения сту­пенями коммуникативной функции речи.

Дальнейшие исследования в области заикания на­правлены на изучение внеречевых процессов, участвую­щих в акте общения. У заикающихся детей обнаружены определенные особенности произвольного внимания, тем­па и устойчивости деятельности, оказывающие отрица­тельное действие на протекание речевого акта.

Наряду с непосредственным воздействием на речевую функцию будут разрабатываться методы коррекционно-воспитательной работы, призванной выровнять особенно­сти психики, прямо или косвенно мешающие нормаль­ному протеканию речевого акта.

В проблеме заикания также стоит задача найти педа­гогические критерии разграничения форм заикания в целях индивидуализации коррекционного подхода. Оче­видно, характеристика ребенка, страдающего заиканием, должна будет включать в себя данные, касающиеся уров­ня речевых средств, а также состояния внеречевых про­цессов и взаимодействия между ними.

В книге получили освещение не все разделы логопе­дии. По ряду разделов в секторе логопедии накоплен обширный материал, подлежащий окончательной обра­ботке и публикации. Таковы разделы, относящиеся к осо­бым случаям речевых нарушений – сенсорной афазии, псевдобульбарной дизартрии, ринолалии и др.

При дальнейшем изучении вопросов логопедии мы возлагаем большие надежды на комплексные исследова­ния с участием психологов, физиологов и психоневроло­гов. Лишь в тесном содружестве логопедии со смежны­ми областями знания могут быть постигнуты сложней­шие законы аномалий развития речевой деятельности.

 

SUMMARY

 

The purpose of this book is to acquaint readers with the latest investigations of the child's speech pathology carried out by the collaborators of the Speech Therapy De­partment of the Institute of Defectology in Moscow. The book presents foundations of the pedagogical approach to children with abnormal speech.

Deviations in speech attainment are regarded by the authors as developmental disturbances which occur accord­ing to laws of relationship between primary and secon­dary abnormalities. A great emphasis is laid on the system approach to the study and overcoming of speech defects. In the case of the speech pathology it means consideration of the verbal communication system as a whole, including phonetic, lexic and spelling disturbances. In many cases, when the defect is obvious in only one of the above-mentioned components, other ones are or have been affected either.

Great diversity of manifestations of what we call the general speech underdevelopment can be categorized to three following levels according to the seriousness of the defect: 1) lack of any comprehensible speech; 2) existence of only initial forms of comprehensible speech; and 3) com­prehensible speech with some phonetical, lexical and gram­matical underdevelopment. Children whose speech under­development is proved to be of the 1st or the 2nd level can­not be taught to read and to write by usual methods. In this book we discuss our teaching technique applied to children with severe retardation in acquiring the phonematic structure of words.

In cases of speech underdevelopment of the 3rd level writing defects are usually more obvious than those of oral speech. But it is proved here that writing defect must not be treated as sort of insufficiency of vision. Our recomendations on the prevention of writing disorders are based on

the general statement that proper spelling is to be prepared by training on phonematic analysis.

Much space in the book is dedicated to stammering which is considered as a disturbance of the communicative function of speech. We have studied stammer in different conditions of verbal communication, and this has enabled us to elaborate a new pedagogical method of treating and preventing stammer.

Our correction technique is based on a step-by-step transition from situational to contextual speech. We start from the easiest situation when both objects and actions to be described by the child can be directly contemplated (accompanying speech). In this situation stammer can be easily avoided after several hours of training. Then the child is stimulated to speak about absent object and to des­cribe his past actions. At the next stage the child discusses his intentions, plans, as well as his experience using more and more complex grammar and words whose meaning may be clear only from a verbal context. Such series of exercises clears ground for a well-planned and smooth speech.

 







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.