Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Осмотр новорожденных. Шкала Апгар





Основная задача первого осмотра ребенка сразу после рождения состоит в оценке его адаптации к внеутробным условиям сосуществования. Она проводится по шкале Апгар в течение первой минуты после рождения по пяти основным клиническим признакам (табл. 2.1).

В зависимости от выраженности каждой функции ставят оценки в баллах и полученные цифры складывают. Нормальной считается оценка по шкале Апгар в 9-10 баллов. Если оценка немного снижена и соответствует 7-8 баллам, то это свидетельствует о резидуальной энцефалопатии или легкой асфиксии плода, что в дальнейшем приводит к минимальной мозговой дисфункции и церебрастеническому синдрому. Оценка 7 баллов и выше по шкале Апгар указывает на хороший прогноз как в отношении жизнеспособности ребенка, так и его нервно-психического развития. Низкие оценки, особенно ниже 5 баллов, относят к факторам риска в отношении смертности и развития неврологических нарушений.

Приступая к осмотру новорожденного, следует учитывать, что некоторые безусловные рефлексы быстро исчезают, поэтому важно своевременно их зафиксировать. Поражения нервней системы помогут выявить и основные дизэмбриогенетические стигмы (табл. 22). Важное значение имеет общий осмотр ребенка, при этом необходимо обратить внимание на строение черепно-лицевого скелета, особенности лица, шеи, конечностей, наличие ожирения или гипотрофии, на состояние кожных покровов, слизистых оболочек, волосяного покрова.

Шкала Апгар. Таблица 2.1

Критическая характеристика Оценка, баллы
     
Кожные покровы Розовые Розовые, конечности синюшные Синюшные или бледные
Дыхание Глубокое, ритмичное, крик громкий Поверхностное, неритмичное, не кричит или кричит слабо Дыханием крик отсутствуют
Частота пульса Выше 100 Ниже 100 Отсутствует
Мышечный тонус Умеренный флексорный Слабый флексорный Выраженная гипотония
Рефлекторная реакция на катетер в носу Кашель или чиханье Гримаса Не отвечает

 

Таблица 2.2. Основные дизэмбриогенетмческие стигмы

Локализация Характер аномалии
Череп Форма микроцефальная, гидроцефальная, асимметричная; низкий лоб, выраженные надбровные дуги, нависающий или уплощенный затылок
Лицо Прямая линия скошенного лба и носа. Седловидный нос, уплощенная спинка носа, искривленный нос. Монголоидный разрез глаз. Асимметрия лица. Макрогнатия, микрогнатия, прогения, микрогения; раздвоенный или клиновидный подбородок
Глаза Эпикант, индианская складка века, низкое стояние век, асимметрия глазных щелей, отсутствие слезного мясца (третье веко), дистихназ (двойной рост ресниц), неправильная форма зрачков
Уши Дисплазия ушных раковин: большие оттопыренные уши, малые деформированные, разновеликие уши. Аномалия развития завитка, приращенные мочки ушей, добавочные козелки (различный уровень расположения, низкорасположенные уши)
Рот Микростомия, макростомия, «карпий рот», высокое узкое небо, уплощенное, аркообразное, короткая уздечка языка, складчатый язык, раздвоенный
Шея Короткая, длинная, кривая; крыловидные складки
Туловище Длинное, короткое; грудь вдавленная, куриная, бочкообразная, асимметричная, большое расстояние между сосками, добавочные соски
Кисти Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, поперечная борозда ладони, согибательная контрактура пальцев, короткий изогнутый 5 палец, искривление всех пальцев
Стопы Брахидактилия, арахнодактилия, синдактилия, сандалевидная щель, двузубец, трезубец, полая стопа, нахождение пальцев друг на друга
Кожа Депигментированные и гиперпигментированные пятна, большие родимые пятна с оволосением, избыточное локальное оволосение, гемангиомы, участки аплазии кожи волосистой части головы

 

Соотношение признаков незрелости и поврежденности центральной нервной системы

 

Таблица 2.3

Типы нарушений Признаки незрелости Признаки поврежденности
Эмоциональные расстройства Синдром психической неустойчивости; эмоциональная лабильность; легкая пресыщаемость; нестойкость аффекта; поверхность переживаний; внушаемость; непосредственность, легкая откликаемость на внешние раздражители Аффективные расстройства по возбудимому, эйфорическому, дистрофическому типу: выраженная стойкость и сила аффекта; вязкость, монотонность, ригидность переживаний, расторможенность влечений, упорство при удовлетворении своих желаний, негативизм, агрессивность
Энцефалопатические расстройства Легкие, нестойкие церебрастенические явления успешно поддаются медикаментозному воздействию, редуцируются при организации щадящего режима. Невротические реакции, астено-невротические состояния (нестойкие логоневрозы, страхи, гиперкинезы) Церебрастения с явлениями внутричерепной гипертензии; требуется длительное лечение, легкая декомпенсация при психофизических перенапряжениях. Неврозоподобные состояния (мононеврозы, стойкие анурез, энкорез, заикание, гиперкинезы). Психопатический, эпилептиформный, апатикоастенический симптомы
Неврологические расстройства Симптомы незрелости без признаков органического повреждения. Нестойкие вегетативные нарушения Легкая очаговая симптоматика, пирамидальная, экстрапирамидальная и стволовая. Церебрально-эндокринные дисфункции. Стойкая вегетативная дистония
Нарушения ВПФ: а) нарушения модально-специфических фикций б) нейродинамические нарушения в) нарушения регуляции Нестойкие, динамические, носят неспецифический характер. Легкие диффузные, мозаичные, обусловлены асинхронностью созревания функций. Лабильность психического тонуса в сочетании с повышенной истощаемостью. Импульсивность, слабость контроля при нарастании явлений истощаемости и утомления. Пресыщаемость, нестойкость мотивации, нарастание утомления, нарушения программирования Стойкие, носят неспецифический характер. Тотальность нарушений обусловлена грубым недоразвитием мозга Инертность, замедленность темпа с явлениями истощаемости психического тонуса либо без них Импульсивность, слабость контроля; менее зависимые от утомления нарушения инициирования и произвольности, грубые нарушения мотивации. Нарушения программирования

 

Главное назначение табл. 2.3 — дать перечень опорных признаков, полезных как для целей дифференциальной диагностики, так и для решения вопросов прогноза речевого развития.

Таким образом, систематизированный материал, диагностические показатели возможных речевых нарушений видны с первых дней жизни ребенка. Наиболее яркими прогностическими показателями являются парез губ, сглаженность носогубных складок, слабость мышц языка, а главное, крик ребенка. Он должен выражать состояние ребенка: голода, холода, скуки, дискомфорта от мокрых пеленок и т. д.

Только ранняя диагностика способствует раннему воздействию, что дает возможность наиболее полно компенсировать патологию, в том числе и речевую.







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.