|
Приложение. НЕКОТОРЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХИЧЕСКОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Закономерности довербального и раннего вербального развития
Возраст
| Стадии развития
| От рождения до 8 недель
| Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающиесоматические реакции ребенка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок
| От 8 до 80 недель (2-5 мес.)
| Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес. развитие интонационной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гуления («гуканье»). 6—8 нед. — улыбка при общении. С 15—16 нед. — смех при общении
| От 16-20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.)
| Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5—6 мес. произнесение первых слогов (сочетания губных и язычных согласных с гласными)
| От 20-30 недель до 5-7,5-12 мес.
| «Расцвет» лепета, каноническая вокализация. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления»
| 9-18 мес.
| Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения
|
Оценка этапов довербального и начального вербального развития
Возраст
| Основные показатели
| 1 мес.
| Реакция сосредоточения на речевом общении
| 2 мес.
| Улыбка при общении
| 3 мес.
| Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
| 4 мес.
| Дифференцированность комплекса оживления, смех
| 5 мес.
| Дифференциация направления звука, певучее гуление
| 6 мес.
| Лепет
| 7 мес.
| Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на колокольчик, звучащую игрушку
| 8 мес.
| Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов: ба-ба, ма-ма
| 9 мес.
| Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
| 10 мес.
| Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1-2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией
| 11 мес.
| Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
| 1 год
| Использование 3—4 «лепетных слов» с соотнесением; понимание простой инструкции, дополняемой жестом
| 1 год 3 мес.
| Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста
| 1 год 6 мес.
| Показывает одну из частей тела, словарный запас 7—20 слов
| 1 год 9 мес.
| Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов Словарный запас — около 20 слов
| 2года
| Показывает 5 частей тела, словарный запас минимум 50 слов; понимает двухэтапную инструкцию, начинает использовать предложение из 2 слов
| 2 года 6 мес.
| Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение из 2 слов
| З года
| Словарный запас до 250 слов и выше, общается предложением из 3 и более слов, использует множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку»
|
Оценка понимания речи
Возраст
| Основные показатели
| 3-6 мес.
| Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса
| 6-10 мес.
| Понимают отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поцелуй маму. Дай ручку. Нельзя и т. п.)
| 10-12 мес.
| Понимает названия отдельных предметов
| 12-14 мес.
| Показывает их на сюжетных картинках
| 15-20 мес.
| Узнает их на картинках
| 20-24 мес.
| Понимает обозначаемые на картинках действия, выполняет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит; выполняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и примеси чашку, понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации — На чем ты сидишь»?
| 2 года 6 мес. -З года
| Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее)
| 3-4 года
| Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа Пойди в кухню, принеси чашку
| 4-5 лет
| Выполняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом,к и т. п. Выполняет три последовательные команды.Понимаетусловное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей
|
Возрастные особенности развития тонкой моторики рук
Возраст
| Навыки поведения
| 1—2 года
| Держит два предмета в одной руке; чертит карандашом, переворачивает страницы книги. Ставит друг на друга от 2 до б кубиков
| 2—З года
| Открывает ящик и опрокидывает его содержимое. Играет с песком и глиной. Открывает крышки, использует ножницы, красит пальцем. Нанизывает бусы
| 3—4 года
| Держит карандаш пальцами, копирует формы несколькими чертами. Собирает и строит постройки из9 кубиков
| 4—6 лет
| Рисует карандашами или цветными мелками. Строит постройки более чем из 9 кубиков. Складывает бумагу более чем 1 раз. Определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина (от 2 до 3 частей), шнурует ботинки
|
Возрастные особенности развития общей моторики
Возраст
| Навыки поведения
| 3—6 мес.
| Лежит на животе, опираясь на согнутые под прямым углом предплечья (4 мес.); на вытянутые руки (5 мес.). Приподнимает голову, поворачивается на бок (4—5 мес.), садится (6 мес.)
| 6—12 мес.
| Посаженный, сидит, опираясь на руки, ползает на животе, поворачивается с живота на спину (7 мес.); садится и сидит, не опираясь, становится на четвереньки, ухватившись за опору, становится на колени (8 мес.), встает, ухватившись за опору; переступает, поддерживаемый за руки (9 мес.), стоит самостоятельно; ходит, держась одной рукой (10 мес), уверенно стоит без опоры, приседает; ходит, держась одной рукой, делает несколько шагов без опоры (11 мес.); ходит без поддержки, приседает, встает (12 мес.)
| 1—2 года
| Ходит уверенно, наклоняется, чтобы достать предмет с пола. Останавливается, ходит в сторону и назад, бросает мяч. Короткое время стоит на одной ноге. Относит предмет на короткое расстояние. При легкой поддержке спускается вниз по лестнице, поднимается самостоятельно, прыгает на месте, крутит педали трехколесного велосипеда
| 2—3 года
| Учится бегать, ходить на носках, сохранять равновесие на одной ноге. Сидит на корточках, спрыгивает с последней ступеньки
| 3—4 года
| Бросает мяч из-за головы. Хватает катящийся мяч, спускается вниз по лестнице, используя попеременно ту или другую ногу. Прыгает на одной ноге. Стоит на одной ноге в течение 10 с. Сохраняет равновесие при качании на качелях
| 4—5 лет
| Прыгает на одной ноге, ходит по бревну. Прыгает попеременно на одной, затем на другой ноге. Поднимается вверх по лестнице
| 5—6 лет
| Хорошо прыгает, бегает, прыгает через веревочку, прыгает попеременно на одной и другой ноге; бегает на носках. Катается на двухколесном велосипеде, учится кататься на коньках, играть в хоккей
|
Возрастные особенности развития зрительно-моторной координации
Возраст
| Навыки поведения
| 3—6 мес.
| Направляет руки ко рту. Следит за движением рук. Под контролем зрения направляет руку к предмету и захватывает его
| 6—12 мес.
| Развивается «единое» поле зрения и действия. Глаз направляет движение руки. Перекладывает предмет из одной руки в другую. Может положить ложку в чашку, кубики в коробку
| 1—2 года
| Чертит штрихи и «каракули». Держит чашку, поднимает ее и пьет. Помещает квадрат в квадратную прорезь, овал — в овальную. Повторяет изображения нескольких горизонтальных, вертикальных и округлых линий
| 2—3 года
| Может крутить пальцем диск телефона, рисует черточки, воспроизводит простые формы. Режет ножницами. Рисует по образцу крест
| 3—4 года
| Обводит по контурам, копирует крест, воспроизводит формы. Хватает катящийся к нему мяч
| 4—5 лет
| Раскрашивает простые формы. Копирует заглавные печатные буквы. Рисует простой «дом» (квадрат и диагонали). Рисует человека, изображая от 2 до 3 частей его тела. Копирует квадрат, звезду. Дорисовывает три части в незавершенную картину
| 5—6 лет
| Аккуратно вырезает картинки. Пишет буквы и числа. Дорисовывает недостающие детали к картинке. Бьет молотком по гвоздю. Воспроизводит геометрические фигуры по образцу
|
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|