|
Общие типы высшей нервной деятельностиСтр 1 из 13Следующая ⇒ Сильный тип (сангвиник) Спокойный тип (флегматик) Уравновешенные процессы Подвижные процессы Малоподвижные, процессы Неуравновешенные процессы Безудержный тип (холерик) Слабый ' тип (меланхолик) У большинства людей тип высшей нервной деятельности представляет собой промежуточные формы между этими основными типами или их сочетание. Названные выше типы есть у людей и животных, поэтому они называются общими. У людей есть и так называемые специфические типы высшей нервной деятельности, что связано с наличием у человека второй сигнальной системы. И. П. Павлов дополнительно ввел в классификацию типов высшей нервной деятельности критерий особенностей взаимоотношений у конкретного человека первой и второй сигнальных систем и выделил три специфических типа: мыслительный — это тип людей с преобладанием роли второй сигнальной системы в их жизни и деятельности, склонности к отвлеченному, абстрактному мышлению с помощью понятийного аппарата, слова. Нередко это люди прагматики, рационалисты, способные к научному творчеству и прогнозированию. В современной терминологии это так называемый левополушарный психотип человека; художественный — присущ людям, у которых ведущую роль в жизни и деятельности играет первая сигнальная система. Это выражается в склонности к образно-эмоциональному мышлению, более целостному, чем у мыслителя, восприятию картины мира, окружающей действительности. Для них характерны высокая острота, сила, яркость и полнота, целостность непосредственного восприятия действительности. Это правополушарный психотип человека, у которого ведущую роль в жизнедеятельности играет правое полушарие головного мозга; средний тип, в котором деятельность первой и второй сигнальных систем более или менее уравновешена и в тех или иных обстоятельствах на первый план может выйти любая из них. Большинство людей принадлежит к этому типу высшей нервной деятельности. Головной мозг человека устроен асимметрично. Левое полушарие головного мозга управляет правой частью тела человека, а правое полушарие — левой. У подавляющего большинства людей (у правшей) левое полушарие выполняет функции анализа, синтеза, сравнения, установления взаимосвязей между предметами и явлениями, отдельными сторонами объективной действительности. Его деятельность связана прежде всего с работой второй сигнальной системы, речи человека, слова, понятийного, категориального аппарата человека. Это рациональное, логическое, мыслительное полушарие. Информация в это полушарие поступает дискретно, дискретна и его аналитическая деятельность. В таком случае актуальной становится проблема диалектики мышления, его логичности. Правое полушарие у большинства людей наглядно-образное, эмоциональное. Информация поступает сюда через непосредственное восприятие человеком действительности с помощью первой сигнальной системы (зрение, слух, обоняние, осязание и другие органы чувств) целостно и во всей воспринимаемой совокупности внешних связей и проявлений окружающего человека мира. Объем информации, идущей в правое полушарие через органы чувств человека, несравненно больший, чем объем информации, поступающий в левое полушарие. При этом значительное количество информации поступает в правое полушарие, минуя сознание человека, на неосознаваемом уровне восприятия. Когда происходит накопление в этом полушарии той или иной информации об окружающей человека действительности и о нем самом, человек может осуществлять неосознанно правиль- ное ориентирование в соответствующих обстоятельствах, на интуитивном уровне. В целом у большинства людей правое полушарие обеспечивает целостное и системное восприятие внешних предметов, явлений, событий и связей действительности, понимание правды жизни, всего того, что существует, возникает как факт, как реальная ситуация. И если органы чувств утрачивают в той или иной степени способность адекватного реагирования на реальные обстоятельства ситуации, происходит искажение в ее восприятии и понимании. Это возможно и при нарушениях в работе самого правого полушария и головного мозга в целом. Левое полушарие у большинства людей способно осуществлять аналитическую деятельность и выявлять, устанавливать внутренние, устойчивые связи и отношения в объективной реальности. Оно функционально сориентировано преимущественно на познание истины, на приобретение человеком объективного знания. Соотношения в степени развитости правого и левого полушарий головного мозга человека, а потому и роли того или иного полушария головного мозга в жизнедеятельности конкретного человека могут быть разными. Есть люди с более развитым и определяющим своеобразие их жизни, поведения и деятельности левым полушарием головного мозга по сравнению с правым. Это «левополушарники», лево-полушарный психотип человека. У И. П. Павлова этот тип ВИД назван мыслительным. «Левополушарники» успешнее осуществляют деятельность, связанную с разработкой научных теорий, конструированием технических устройств и систем, деятельностью в области политики, военно-оперативного искусства, юриспруденции, руководства и т. п. «Левополушарники» — врожденные материалисты, атеисты. Английский ученый Г. Уолтер в книге «Живой мозг» высказывает предположение, что революционеры, политики, лидеры партий, государственные деятели выходят из «лево-полушарников». У них абстрактно-логическое мышление преобладает над чувственным пониманием жизни. Тех, у кого более развито и играет ведущую роль в жизнедеятельности правое полушарие головного мозга по сравнению с левым, называют «правополушарниками», правополушарным психотипом человека. В терминологии И. П. Павлова это художественный тип ВИД. Для представителей этого типа более успешной является деятельность в области различных видов искусства в зависимости от их задатков и способностей. «Правополушарни-ки» больше верят не словам, а своим глазам и чувствам. О другом человеке больше судят по его делам, а не красивым словам. Они воспринимают мир вначале на эмоциональном уровне, в его системном и целостном виде, а уж потом его осмысливают. Они бо- лее по сравнению с «левополушарниками» подвержены сомнениям, колебаниям, мукам совести, этическим переживаниям. «Пра-вополушарники» имеют врожденную богатую интуицию, способны на неосознаваемом уровне почувствовать появляющийся дискомфорт среды, и потому именно их лучше всего использовать как респнодентов при проведении социологических опросов и изучении общественного мнения. Правополушарные дети хуже учатся, труднее поддаются программированию, принятию социальных норм, правил. А вот левополушарный ребенок легко подчиняется дисциплине, быстро усваивает правила поведения (как хорошего, так и дурного). Людей с достаточно выраженной степенью функционального развития правого или левого полушария головного мозга не так много (примерно по 13—15 %). Последние исследования выявили предрасположенность к право- или левополушарному развитию у 46 % новорожденных детей (у 54 % детей такой предрасположенности не выявлено). Большинство людей имеют смешанный тип ВНД: у них функционально деятельность обоих полушарий находится в своеобразном равновесном состоянии. При этом в той или иной ситуации доминантную роль может играть любое из полушарий. Таковы основные положения физиологии высшей нервной деятельности человека, знание и понимание которых помогает полнее уяснить особенности психической деятельности индивида, материальные основы психики. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Каково строение и функциональное предназначение нервной системы человека? 2. Дайте характеристику основных отделов, структур головного мозга и их функционального предназначения. 3. Раскройте строение и функциональное предназначение коры головного мозга человека и ее отдельных полей. 4. Проанализируйте основные уровни функциональной активности нервной системы человека. 5. Дайте характеристику основных законов функционирования высшей нервной деятельности человека. 6. Раскройте понимание рефлекса как основного механизма высшей нервной деятельности. 7. Дайте сравнительный анализ первой и второй сигнальных систем человека. 8. Раскройте понятие и особенности основных общих типов высшей нервной деятельности. 9. Дайте характеристику специфическим типам высшей нервной Деятельности человека. 10. Что вы понимаете под функциональной асимметрией мозга? 11. В чем состоят особенности лево- и правополушарных психотипов человека? 12. Раскройте нейрофизиологические основы потребностей и эмоций человека (по П. В. Симонову). ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Принципы психологии — это исходные положения, определяющие понимание сути и истоков психики людей, особенности ее формирования, развития, механизмы функционирования и формы проявлений, способы подхода к ее изучению и изменению. Принципы аккумулируют в себе основные закономерности и законы, действующие в сфере психического, и поэтому чрезвычайно важно уяснить их содержание, основные требования. При этом необходимо понимать, что принципы — это не исходный пункт исследования, а его конечный результат (Ф. Энгельс). Выявление и формулирование принципов — результат специальных и нередко длительных исследований специалистами психического, духовного. Большой вклад в разработку принципов психологии внесли философские науки, и прежде всего разработка основного вопроса философии, общих законов диалектики, ведущих категорий философии (количества, качества, меры, необходимости и случайности, причины и следствия, истины и ее критериев, развития, движения, взаимосвязи, категории материи, материального и идеального), теории познания и т.д. В этом смысле плюрализм подходов к пониманию психического, многообразие психологических школ в значительной степени объясняются своеобразием философских позиций, пристрастий психолога-исследователя. Большое влияние на понимание психического и разработку принципов психологии оказали физиологические науки, и прежде всего физиология мозга, физиология высшей нервной деятельности. К числу других наук, оказавших влияние на понимание психического, его истоков и своеобразия, в первую очередь относятся педагогика, экономика, социология, политология, этика, эстетика, юриспруденция. Все эти науки изучают относительно самостоятельные сферы жизни и деятельности людей, оказывающие влияние на формирование и развитие их психики. Законы, действующие в этих сферах, обладают относительной самостоятельностью, хотя и испытывают взаимовлияние на особенности своего проявления. Это важно понимать при учете взаимодействия законов психологии и социальной сферы жизнедеятельности людей, законов их биологии. Так, по поводу взаи- модействия законов социальной жизни и биологии человека А. Н.Леонтьев заметил: то, какая пища попадает в желудок человека, обусловлено социальными обстоятельствами, условиями его жизни и т.п., но процесс пищеварения, ее переработки в желудке происходит по законам физиологии пищеварения. И понятно, что качество, состав и количество того, что попадает в желудок человека, может существенно повлиять на проявление законов физиологии пищеварения, привести к нарушениям в организме, в нервной системе человека, к своеобразию формирования и проявления его психики. Опираясь на философские, естественно-научные и другие научные основы, отечественная психология сформулировала следующие основные ведущие методологические принципы, определяющие ее позиции в понимании психики и подходы к ее изучению и формированию. Принцип отражения, раскрывающий понимание сущности психического и его основных функций, уровней в развитии психики человека. По мнению А. Н. Леонтьева, в психике нет ни грана того, что не было бы отражением. Очевидно, что своеобразие психики человека, этой особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют следующие: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как с помощью органов чувств человека (через первую сигнальную систему, в том числе и через экстрасенсорику), так и с помощью языка, речи (через вторую сигнальную систему); состояние головного мозга, физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики. Особенности психического отражения более подробно рассмотрены в одной из предыдущих глав данного учебника. Принцип детерминизма, объясняющий причины развития психики, ее истоки. Здесь важно видеть и уяснить два обстоятельства. Первое — психика человека обусловлена и выступает результатом взаимодействия многих факторов и обстоятельств биологического, природного и социального характера. При этом ведущую роль в формировании и развитии человеческой психики как у отдельных индивидов, так и у различных форм общностей людей играют социальные условия их жизни и деятельности. Содержание психики человека определяется образом и уровнем жизни и деятельности людей и изменяется с изменением жизненных обстоятельств. Ее происхождение, формирование и развитие решающим образом зависят от способа производства, распределения и потребления материальных и духовных средств, общественного, группового и индивидуального бытия человека. Своеобразие в первую очередь этих обстоятельств, а также доминирующих в обществе нравственных, эстетических, политических, правовых и других социальных норм, правил, ценностей и обусловливает то или иное содержание, уровень функционирования и направленность психики людей. Вместе с тем психика человека не простой продукт обстоятельств. Через деятельность людей она может изменять эти обстоятельства (К. Маркс). Второе обстоятельство состоит в том, что психика человека не просто продукт, а результат взаимодействия и воздействия на человека социальных, биологических и природных факторов, обстоятельств. С.Л.Рубинштейн отмечал, что «психические явления выступают в жизни человека не только как обусловленные, но вместе с тем и как обусловливающие; определяемые условиями жизни человека, психические явления обусловливают его поведение, его деятельность» (Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. — М., 1959. — С. 19), посредством которых человек видоизменяет окружающий его социальный и природный мир и самого себя. Психика человека, таким образом, обладает способностью изменять, развивать себя. Принцип активности психического, сознания ориентирует исследователя при изучении психики, психических явлений учитывать, что внешние и другие обстоятельства отражаются в сознании человека в виде тех или иных образов избирательно, целенаправленно, а не только зеркально. Это обусловлено и определяется имеющимся у человека жизненным, профессиональным и другим опытом, его потребностями и интересами, тем, что в каждом акте психического присутствует и отношенческий аспект. Психика человека, ее содержание и состояние выступают своеобразным трансформатором, призмой всяких внешних и других воздействий. Одни обстоятельства, факты, события, воспринимаясь неадекватно, заметно усиливают свое воздействие на человека, его психику; степень влияния других событий, наоборот, ослабляется. К ряду жизненных обстоятельств в тот или иной момент, отрезок времени у человека складывается нейтральное отношение, он как бы безразличен к ним. Многое же из окружающей действительности и того, что происходит в организме человека, отражается на неосознаваемом уровне, минуя сознание. Однако все, что так или иначе влияет на человека, оставляет «следы» в головном мозге, рано или поздно может активизироваться и создавать своеобразие функционирования и настроя психики по восприятию и оценке объективной реальности. Принцип развития психики, сознания человека в деятельности и во взаимодействии с миром, общении с другими людьми, в процессе взаимодействия его с социальной и природной средой раскрывает истоки человеческой психики. Психика человека, его сознание могут быть правильно поняты и объяснены при усло- вии, если рассматриваются как результат социального взаимодействия, взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой как результат его деятельности и общения с другими людьми, результат его обучения и воспитания. В качестве специфической для человека формы психического развития выступает его социализация как процесс усвоения им общественного опыта. Именно через социализацию формируется и развивается сознание и осознание личности, складывается система ее ценностей. А потому каковы социальные обстоятельства жизни и деятельности людей, таковы и люди: их сознание, интересы и потребности, устремления, способности и т.п. Изменение жизненных обстоятельств, и прежде всего характера и условий деятельности, отношений между людьми ведет к изменениям их психики, сознания. С. Л. Рубинштейн отмечал, что, проявляясь в деятельности, сознание в деятельности и формируется. Принцип взаимосвязи, единства сознания, психического и деятельности, поведения показывает, что человеческая психика формируется, функционирует, развивается и проявляется только в процессе общественно-трудовой деятельности, взаимодействия человека с другими людьми. Единство (но не тождество) сознания, психического и деятельности, поведения человека состоит в следующем: сознание, психическое побуждают человека к действию, образуют внутренний план деятельности, поведения, их программу, модель, с помощью которых и происходит ориентация человека в окружающей среде. Этот принцип ориентирует специалиста, практика при изучении и анализе поведения, деятельности людей не только учитывать внешнюю картину, рисунок поведения, внешние обстоятельства, но и выяснять те внутренние психологические механизмы (цели, мотивы, ценностные ориентации, знания, умения, навыки и т.п.) личности, которые обеспечили соответствующее поведение, действие, поступок, а также и их результаты. В связи с этим выделяют две грани проявления психики людей, две группы форм существования психического: субъективные — что и как мыслит, оценивает, переживает человек, его отношения и оценочные суждения и т.п.; объективные — реальное поведение, действия, поступки человека, материализованные и объективированные результаты его де-, яний (продукты его производственной, творческой, спортивной, бытовой и другой деятельности и т.п.). Все это дает основание утверждать, что наиболее полное и адек-атное понимание психики человека возможно лишь на основе Систем объективных и субъективных ее проявлений, оценки no-сазателей и признаков таких проявлений. Принцип целостного, системного подхода к пониманию и изу-1ению психических феноменов ориентирует специалиста на В А Сластенин понимание того, что психика формируется, функционирует и проявляется как целостное, интегральное явление. Все индивидуальные и групповые (общественные) психические феномены взаимосвязаны и обусловливают друг друга. Их вычленение и отдельное рассмотрение в психологии как учебной дисциплине (да и в науке) носят условный характер и имеют целью показать особенности, свойства этих явлений. При этом количественные и качественные изменения, происходящие в отдельных психических явлениях, процессах, механизмах, тут же приводят к изменениям в функционировании и проявлениях всей психики как системы. Психика человека как индивида, так и различных форм общностей людей является целостным, системным, иерархически организованным образованием, и потому любая коррекция отдельных характеристик психики видоизменяет ее всю. Важно также подчеркнуть, что психика человека, функционируя системно в многообразии взаимосвязей ее различных феноменов, обладает компенсаторными свойствами: недостаточная развитость одних психических функций может быть компенсирована соответствующим развитием других. Например, отсутствие интереса к учебному предмету, к той или иной деятельности может компенсировать высокая волевая подготовленность, собранность человека, недостаточные способности — трудолюбие и т.д. Принцип относительной самостоятельности психических феноменов не противоречит предыдущему принципу, а лишь указывает на то, что каждое психическое явление у человека может иметь не только своеобразие своих физиологических основ (см. подробнее раздел о физиологии головного мозга и физиологии высшей нервной деятельности), но и свои закономерности формирования, функционирования, развития (например, память, воля, эмоции, способности и т.п.). К тому же как отдельные индивидуальные, так и групповые, массовые психические феномены могут функционировать (формироваться) достаточно выраженно независимо от других явлений психики, детерминируя, обеспечивая соответствующее поведение и действия людей (например, та или иная акцентуация личности, доминирующая потребность, традиция, ценность и т.п.). Принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, установок в понимании своеобразия, при формировании и изучении психических явлений, фактов, механизмов. С учетом требований этого принципа изучение психики человека и ее отдельных феноменов может быть правильным лишь при учете, прежде всего в совокупности, единстве, основных, ведущих, коренных личностных и групповых особенностей людей: их потребностей, интересов, жизненного и профессионального опы- та, способностей и других особенностей в целом, учета своеобразия как психотипических, так и индивидуально-психологических особенностей людей. Принцип единства конкретно-исторического подхода и содержательного анализа явлений как индивидуальной, так и групповой, общественной, массовой психики. Этот принцип ориентирует специалистов на содержательный, аксиологический анализ психики людей с учетом конкретно-исторических условий их жизни и деятельности. Психика человека не может быть правильно и полно понята при условии игнорирования требований этого принципа. Только содержательно-ценностного или, наоборот, конкретно-исторического анализа психики, ее отдельных феноменов недостаточно для их правильного понимания. Все названные основные принципы психологии представляют собой систему, в которой каждый элемент раскрывает ту или иную грань психического. И поэтому игнорирование требований хотя бы одного из принципов снижает возможность в познании и изменении психики человека, социальной группы. Важно уяснить основные требования ведущих принципов отечественной психологии, своеобразие и пути реализации этих требований в профессиональной деятельности. Профессиональная деятельность специалиста любого профиля будет более успешной, если он постоянно изучает и понимает своеобразие психики человека и учитывает ее особенности при решении профессиональных задач. Для этого он может использовать соответствующие средства и методы изучения личности, психических явлений и процессов в трудовом коллективе. Методы психологии — это способы изучения психических особенностей людей, сбора, обработки и анализа психологической информации, получения выводного знания. Это способы использования тех или иных средств для решения исследовательских и других психологических задач. В познании психических феноменов используются следующие основные средства: интеллектуально-познавательная деятельность исследователя, специалиста, первая и вторая сигнальные системы, компьютерная, видео- и аудиозаписывающая техника, тестовые и другие опросные бланки и средства. Методы психологии имеют своей целью раскрыть особенности, закономерности, механизмы индивидуальной и групповой психики, отдельных психических явлений и процессов. При этом каждый метод имеет свои возможности и ограничения, знание и Учет которых необходимы на практике, в профессиональной и других видах деятельности. Психологическое изучение людей должно быть направлено на получение максимально объективного, истинного знания об особенностях их психики. Этому в значительной степени помогает овладение специалистами методами психоло- гии, методикой профессионально-психологического изучения человека. Все многообразие методов, используемых в психологии, можно свести в четыре группы. 1. Эмпирические методы — сбора информации о психических особенностях как отдельного человека, так и социальной группы. 2. Методы обработки полученной информации, в том числе и с использованием методов математической статистики и электронно-вычислительной техники. 3. Теоретические методы — анализа и интерпретации результатов — исследования и получения нового знания о психических особенностях изучаемого человека или социальной группы. 4. Методы практического характера, к числу которых относят: а) методы оказания различных форм психической помощи; б) методы социально-психологического научения (тренинг группы, методы индивидуального обучения методике регуляции психических состояний и т.п.). Наибольший практический смысл в деятельности специалиста имеют методы первой группы — сбора психологической информации. К их числу относятся следующие методы: наблюдения; познавательной беседы (индивидуальной и групповой); опроса (письменного и устного), разновидностью которого являются анкетирование и интервью; экспертной оценки; оценки полярных профилей; эксперимента (естественного и лабораторного); тестирования; анализа документов; анализа результатов деятельности; самонаблюдения и самоотчетов и др. Все это общие методы психологии (см. подробнее: Немое Р. С. Психология. — М., 1994. — Кн. 1.; Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1977). В отдельных отраслях психологии могут использоваться и другие специальные методы: например социометрии, контент-анализа, ролевых игр, брейн-сторминга (мозговой атаки) в социальной психологии. Обычно ни один из эмпирических методов не дает полного представления об изучаемом психическом явлении. Для получения такого знания целесообразно использовать систему методов. Совокупность методов и процедура их использования для изучения психических особенностей человека и социальной группы принято называть методикой исследования. Понятие методики в психологии используется и в узком смысле слова — как технология использования того или иного метода: методика наблюдения, беседы, опроса и т.д. При решении любой исследовательской задачи, готовясь к этому, необходимо ответить на ряд вопросов. 1. Какой или какие психические феномены у отдельного человека или у социальной группы нужно изучить? 2. Как понимается этот феномен и в каких формах он проявляется? 3. Кто, в каких условиях и с использованием каких средств и методов будет изучать этот феномен? 4. Кто выступает объектом изучения? 5. Какова цель изучения психического феномена? В зависимости от ответов на эти вопросы избирается, разрабатывается соответствующая методика исследования. Вопросы и задания для самостоятельной работы 1. Раскройте понимание и дайте общую характеристику принципов психологии. 2. Как соотносятся законы психологии и других наук? 3. Раскройте содержание и требования основных методологических принципов психологии. 4. Как соотносятся такие категории, как «средство», «метод», «методика», «программа психологического исследования»? 5. Какие средства могут быть использованы для решения исследовательских и других психологических задач? 6. Проанализируйте основные группы методов, используемых в психологии. 7. Дайте характеристику специальных методов социальной психологии. 8. Что, по вашему мнению, необходимо учитывать при разработке методики изучения психических феноменов? ГЛАВА 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ С древнейших времен потребности в совместной жизни и жизнеобеспечении заставляли людей вступать в различные виды контактного взаимодействия, учитывать в своих действиях, поведении особенности психики окружающих, а также и свои возможности. В течение многих тысячелетий малопонятные психические явления люди обозначали общим понятием — душа. В этом смысле психологические знания и представления выступают непременным спутником человеческого общества. Однако возникновение учений о душе относится к VI в. до н.э. Издревле существовало верование, что человек состоит из плоти (тела) и бесплотной души. В представлениях первобытных людей душа и тело составляли единое целое. При этом душа понималась как независимое от тела явление, способное управлять телом. Люди считали, что душа периодически покидает тело (например, во сне, в других состояниях: в трансе, при отключении сознания) и, если не возвращается в него, наступает смерть. Души умерших людей по верованиям того времени составляют такие же сообщества, как и у живых людей. А потому у первобытного человека отсутствовало представление о смерти как конечном этапе жизненного пути. Уже на заре человечества существовали представления о духах, сверхъестественных силах, которые можно попросить о помощи, делая им приношения и поклоняясь им. Было разделение на добрых и на злых духов. У людей создавались определенные табу, складывались обряды, ритуалы (например, ритуальные танцы перед охотой, перед пиршеством и т.п. как своеобразные способы психологического настроя), возникло знахарство, шаманство. Появились культовые отношения к душе как первоначальные формы религии. Постепенно накапливались знания о духовной жизни людей. Эти знания становились кастовыми, передавались по наследству, внутри определенных групп людей (колдуны, знахари, а позднее — жрецы, волхвы, гуру, церковная элита). В древних представлениях о душе она присутствует везде в природе, где есть движение и теплота, а в ряде случаев душой наделялись любые предметы вообще. Первое учение о душе основывалось на понимании внематериальной природы души и вере во всеобщую одухотворенность мира. Такое понимание получило название анимизм (от лат. «анима» — дух, душа). В дальнейшем такое представление о душе начинает уступать место наивно-материалистическим представлениям о душе (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит, Эпикур, Лукреций: VII—I вв. до н.э.). Суть их в том, что душа (греки называли ее «псюхе», что и дало название нашей науке) рассматривается как материальный орган тела, руководимый также материальным началом — духом, разумом. Дух, душа считаются телесными и образуются из мельчайших, неделимых и подвижных частиц — атомов. Однако с позиции такого подхода нельзя было объяснить возникновение у человека абстрактного логического мышления, воображения, целеполагания, воли и ряда других психических особенностей. Это создало предпосылки для развития идеалистических взглядов на психику человека. Наиболее ярким представителем этого направления является Платон (427—347 гг. до н.э.). Он выделил в душе три части: разум, мужество, вожделение, которые разместил в различных частях тела (голове, груди, брюшной полости). Он считал, что эти части распределены у людей неравномерно, а преобладание той или иной части души связывал с принадлежностью человека к социальной группе и даже к соответствующему этносу. По его мнению, разумная, высшая часть души господствует у аристократов, философов, элитной части общества; мужество — у воинов; вожделение (низшая часть души) — у простых тружеников, ремесленников, рабов. Он считал, что у греков преобладает разум, у северных варваров — мужество, а вожделение в большей степени свойственно южанам. Платон создал учение об «идеях» как вечных и неизменных сущностях, образующих высший, лежащий по ту сторону природы незримый мир. Разумная часть души вселяется в бренное тело при рождении и оказывает влияние на формирование души человека в целом. По сути, Платон является родоначальником дуализма в психологии. Особый вклад в развитие учения о душе внес ученик Платона выдающийся древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.). В своих трудах «О душе», «О памяти», «О сновидениях» он преодолевает дуализм Платона и выдвигает идею неразделимости души и живого тела. В этом единстве душа выступает движителем живого тела путем принимаемых решений. По мнению Аристотеля, душа не может существовать без тела, но и не является телом. Аристотель выдвинул идею принципа развития психики от низших форм к высшим. В развитии психических функций он отдавал приоритет социальным условиям, а в развитии характера ведущую роль отводил реальной деятельности человека. Аристотель сделал попытку вернуть психологическую мысль на естественно-научную, биологическую почву. Ему принадлежит заслуга разработки таких проблем психологии, как ощущения, представления, активность психики, психический образ, основные ассоциации (связи) по сходству, смежности и контрасту. Идеи Аристотеля заложили фундамент развития научной психологии. Постепенно в понимании души складывается представление не только о том, что человек способен воспринимать действительность, мыслить, совершать произвольные действия, но и о том, что это свойственно ему лично. Он в отличие от животных сам осознает и произвольно видоизменяет свои действия по своему пониманию и желанию. Зарождается понятие о сознании человека. Дальнейшее развитие естествознания, биологии, проведение опытных исследований строения и функций организма человека способствовали расширению и утверждению представлений о естественной основе психического. Заметный вклад в это внесли врачи Древнего мира. Уже в VI в. до н. э. древнегреческий врач Алкмеон выявил наличие глазных нервов и пришел к выводу, что органом души является мозг. Основоположник научной медицины древнегреческий врач Гиппократ (460—370 гг. до н.э.) разработал учение о темпераментах и показал зависимость особенностей темпераментов людей от материальных, физиологических основ. В III в. до н. э. александрийские врачи Герофил и Эразистрат отделили нервы от сухожилий и связок и установили их взаимосвязь с работой мозга. Во II в. до н. э. римский врач Гален обобщил достижения физиологов и медицины и существенно обогатил физиологические основы психики. По его мнению, нервы располагаются во всех частях тела, а ведущую роль в обеспечении психических проявлений, особенно разума, играет задний желудочек мозга. Гален расширил представление о сознании человека и разделил движения человека на произвольные и непроизвольные. Расширить свои анатомические познания ему позволила хирургическая практика у гладиаторов. Зависимость психики от работы мозга и от деятельности тела обосновывает в своих трудах арабский мыслитель Ибн-Сина (Ави-цена) (980-1037). С усилением роли религии (христианства католического) в общественной жизни Европейского континента понимание сознания, психики человека начинает приобретать все более идеалистическую, религиозно-богословскую окраску. В эпоху Средневековья церковно-богословская концепция души становится определяющей, в том числе и под влиянием инквизиции. В эпоху Возрождения переход от феодальной культуры к буржуазной в значительной ст ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|