Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Методика 21. Агрессивность (Модификация теста Розенцвейга)





Описываемый далее тест предназначен для оценки степени развитости у человека черты личности «агрессивность», пони­маемой как не вызванная объективными обстоятельствами и не­обходимостью тенденция враждебно реагировать на большин­ство высказываний, действий и поступков окружающих людей. Агрессивность — это черта личности, проявляющаяся в более или менее постоянном враждебном отношении человека к чело­веку, животным и предметам природы и материальной культу­ры, склонность к их разрушению и неспровоцированным агрес­сивным действиям.

В данном тесте, основой которого явился известный тест Ро­зенцвейга, испытуемые получают 24 разных рисунка (рис. 60,1-24). На этих рисунках представлены люди в различных эмоциоген-ных, близких к стрессовым и вызывающих фрустрацию ситуа­циях. Общим для всех рисунков, используемых в тесте, являет­ся то, что один человек в них проявляет в отношении другого такие действия, которые этим, вторым человеком могут быть по­няты по-разному: как агрессивные, преднамеренно вызывающие или оскорбительные, или случайные, совершенные неумышлен­но, по незнанию, без сознательного желания навредить или уни­зить другого человека.

Предполагается, что индивид с достаточно развитой чертой характера «агрессивность» на большинство действий подобного рода со стороны окружающих людей будет реагировать агрес­сией, причем даже тогда, когда действие другого человека не бы­ло вызвано стремлением причинить ему неприятности. Инди­вид, у которого личностная черта агрессивности выражена сла­бо, на подобные ситуации будет реагировать по-другому: друже­любно, стараясь разрядить возникшую напряженность, успоко­ить, не придать значения случившемуся и т.п.


_______________ Часть I. Психологическая диагностика _____________

Рис. 60. Стимульный материал к тесту на агрессивность. 358


Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение). 359


___________ Часть I. Психологическая диагностика ______________

Рис. 60. (Продолжение). 360


_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение). 361


__________ Часть I. Психологическая диагностика ________________

Рис. 60. (Продолжение). 362


Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение). 363


_______________ Часть I. Психологическая диагностика _________

Рис. 60. (Продолжение). 364


_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение). 365


_______________ Часть I. Психологическая диагностика ___

Рис. 60. (Продолжение). 366


_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение). 367


_______________ Часть I. Психологическая диагностика _______

Рис. 60. (Продолжение) 368


Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей

Рис. 60. (Продолжение).


Часть I. Психологическая диагностика

Перед началом исследования все испытуемые получают инс­трукцию следующего содержания:

«На каждой из 24 предлагаемых вам картинок изображены два или несколько человек, Один из них совершил какое-то дей­ствие в отношении другого, и в связи с этим произнес какие-то слова. Вы должны поставить себя на место этого, другого чело­века и ответить за него. Свой ответ необходимо дать как можно скорее и тут же его записать на листе бумаги под порядковым номером, соответствующим номеру просмотренного рисунка».

Оценка результатов и выводы об уровне развития

Ответ испытуемого на каждую картинку анализируется от­дельно. В итоге такого анализа он должен быть отнесен к одной из следующих двух категорий:

1. Агрессивные реакции.

2. Неагрессивные реакции.

К числу агрессивных относятся такие реакции, в которых дей­ствия другого лица рассматриваются как преднамеренно враж­дебные и сама ответная реакция на них является враждебной (аг­рессивной). В этом случае ответ испытуемого должен содержать в себе явное осуждение, оскорбление или угрозу в адрес другого лица.

К неагрессивным относятся реакции, суть которых состоит в стремлении разрядить, смягчить обстановку, в желании испы­туемого принять вину на себя за случившееся, не придать ему значение или просто объективно, без эмоций разобраться в сло­жившейся ситуации и принять спокойное, взвешенное решение. Никакой неприязни или враждебности в данном случае в отве­тах испытуемого не должно содержаться.

В заключение подсчитывается соотношение агрессивных и неагрессивных реакций по их числу. Если количество агрессив­ных реакций явно доминирует над числом неагрессивных (аг­рессивных 14 и больше, а неагрессивных 10 и меньше), то дела­ется вывод о том, что у данного испытуемого явно выражен мо­тив агрессивности. Если, напротив, неагрессивных реакций ока­зывается намного больше, чем агрессивных (неагрессивных 14 и


_______ Глава 5. Методы психодиагностики подростков и юношей _____

больше, а агрессивных 10 и меньше), то делается вывод о том, что данный испытуемый неагрессивен. При числе агрессивных и неагрессивных реакций в пределах от 9 до 13 ничего опреде­ленного об агрессивности данного испытуемого сказать нельзя, т.е. нет возможности уверенно утверждать, что он агрессивный или, напротив, неагрессивный человек.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.