Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Речь воспитателя. Требования к ней.





Речь воспитателя. Требования к ней.

Пути совершенствования речи воспитателя.

В «Программе воспитания в детском саду» сказано: «На речь ребенка сильно влияет непосредственное общение со взрослыми. Учить детей следует на лучших образцах родного языка». Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Рассказ, прочитанный воспитателем с использованием средств выразительности, вызовет у детей интерес, заставит их сопереживать, почувствовать силу слова. Надолго запомнить содержание; тот же рассказ, прочитанный сухо, в быстром темпе, без эмоций, может вызвать только скуку и безразличие к художественному произведению.

Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, так как в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать). Кроме того, в результате длительного небрежного отношения к своей речи некоторые недочеты могут прочно закрепиться и в дальнейшем не замечаться. Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков или слов и другие несовершенства.

Чтобы знать о несовершенствах собственной речи, воспитателю необходимо прислушиваться к замечаниям товарищей. Открытые занятия полезно записывать на диктофон, с тем чтобы во время их разбора (или специально) можно было обратить внимание на речь воспитателя, провести анализ ее звуковой стороны, использования лексических средств, грамматического оформления. Конечно, нужно иметь в виду, что при записи речь улучшается за счет усиленного самоконтроля. Тем более важно, чтобы проявившиеся недостатки речи стали предметом внимания и самого воспитателя, и его товарищей. Обнаруженные несовершенства своей речи (плохая дикция, нарушения в лексико-грамматическом оформлении и т. д.) воспитатель отмечает в специальной тетради, затем вырабатывает план и организует работу по их устранению.

Какие же требования должен предъявить педагог к своей речи, с тем чтобы предупредить появление аналогичных недостатков у своих воспитанников?

Требования к звуковой стороне речи

Дети успешнее будут усваивать звуки родного языка у воспитателя с внятной, ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, т. е. у педагога с хорошей дикцией. Чаще всего речь воспитателя страдает небрежным, неряшливым произношением, когда звуки и слова произносятся при недостаточно открытом рте (как бы сквозь зубы), недоговариваются окончания слов, проглатываются отдельные звуки, невнятно произносятся согласные.

Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как они написаны: что (вместо што), его (вместо ево), счастье (щастье) и т. д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем (вясна вместо весна), цоканьем (цто вместо что и др.), с неправильным ударением в словах (магазин, километр).

В речи можно выразить тончайшие оттенки чувств, мыслей. Это достигается не только с помощью соответствующих слов, но и благодаря правильному использованию интонационных средств выразительности: силы голоса, темпа, логического ударения, пауз, ритма, тембра, мелодии. Стихи, сказки, рассказы, прочитанные или рассказанные воспитателем с использованием этих средств, помогают детям лучше понять содержание, почувствовать силу и красоту родного языка.

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста. Слушая такую речь, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Торопливость речи столь же недопустима в общении с детьми, как и неправильное произнесение звуков. Речь воспринимается лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает ее нечеткой, смазанной, трудной для восприятия. Сказки, рассказы, стихи для детей мастера художественного слова читают, как, правило, в более замедленном темпе, чем тот, который характерен для разговорной речи. Замедленную речь детям легче воспринимать, легче следить за ее содержанием, запоминать текст.

Нужно, однако, помнить, что это правило не всеобъемлюще. При чтении художественных произведений ускорение или замедление речи должно быть оправдано передаваемым в данный момент содержанием, являться средством художественной выразительности.

Голос — это профессиональный инструмент воспитателя, и им необходимо правильно пользоваться, беречь его от перегрузок. Неверное использование голоса может проявляться, например, в чрезмерном повышении его громкости (при шуме в группе).

Если все-таки ситуация общения потребует значительного усиления громкости речи, это не означает, что нужно доводить ее до крика. Следует, несколько увеличив громкость, более четко произносить слова, замедлив при этом темп речи.

Если голос тихий и слабый, его необходимо развивать до более громкого и укреплять специальными упражнениями. Может быть устранена и неблагозвучность голоса (сиплость, хрипота, гнусавость).

Работа над собственной речью.

Работа над дикцией

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ. Работа проводится под зрительным контролем (перед зеркалом).

Орфоэпия

Сложность усвоения правильного литературного произношения заключается в том, что произношение не всегда совпадает с правописанием. Поэтому общепринятым нормам литературного произношения следует учиться у дикторов радио, телевидения, у мастеров художественного слова, у окружающих людей, имеющих образцовую культурную речь.

Рассмотрим некоторые правила литературного произношения слов.

1. Гласные звуки, находящиеся под ударением, всегда звучат четко и ясно, так как они обозначаются на письме соответствующей буквой. Сравните произношение звука о в таких словах: молодость (произносится как молъдъстъ — слабый, неясный звук, произносимый как средний звук между а и ы, условно обозначается знаком ъ), договор (произносится: дъгавор), сороконожка (съръканожкъ).

2. Безударные гласные а и о в произношении ослабевают (звук о заменяется и произносится как звук а или как средний звук между а и ы: вада (вода), акно (окно), мълако (молоко), почтъ (почта), облъкъ (облако).

Гласные звуки у, ю, ы, э и в некоторых случаях звук и в безударном положении не изменяются (утюг, юла, рыбак, экзамен, игра).

3. Звуки е и я в безударном положении произносятся как короткий средний звук между е и и (условно обозначается знаком е/и, и/е: ве/и/сна (весна), те/и/ле/и/фон (телефон), е/и/гнёнок (ягнёнок), ли/е/гушка (лягушка).

4. Звонкий согласный в конце слова и перед глухим в середине слова произносится как парный глухой: звуки б, в, г, д, ж, з произносятся как соответствующие глухие звуки п, ф, к, т, ш, с.

Глухие согласные перед звонким, наоборот, переходят в звонкие: оддать (отдать), згоретъ (сгореть), здатъ (сдать).

5. Сочетания согласных сш, зш произносятся как долгий (удвоенный) звук ш: бешшумный (бесшумный), замершший (замерзший), бешшапки (без шапки).

6. Сочетания согласных с ж ш зж произносятся как долгий (удвоенный) звук ж: жжигатъ (сжигать), ражжигать (разжигать), жжиром (с жиром), бежжира (без жира).

7. Сочетания согласных звуков сч и зч произносятся как звук щ: щастье (счастье), ращеска (расческа), расскащик (рассказчик), щетчик (счетчик).

8. Сочетания звуков тч и дч произносятся как звук ч: оччет (отчет), развеччик (разведчик); а сочетания звуков тц и дц — как долгий звук ц: оццу (отцу), дваццатъ (двадцать).

9. В словах, имеющих окончания -ого и -его, вместо г произносится звук в: каво (кого), твоево (твоего), балъшова (большого), третьива (третьего) и т. п.

10.Окончания глаголов на -тся и -тъся произносятся как цца: купаецца (купается), смеюцца (смеются), обучацца (обучаться), кусацца (кусаться).

11.В прилагательных мужского рода единственного числа с безударным окончанием на -кий, -гий, -хий звук и произносится как средний звук между а и ы (ъ): маленъкъй (маленький), строгъй (строгий), тихъй (тихий).

12.При сочетании некоторых согласных могут выпадать отдельные звуки. В сочетаниях стн, стл, здн выпадают звуки т и д: лесница (лестница), счасливый (счастливый), празник (праздник);

наблюдается выпадение и других звуков: так, ъ слове солнце не произносится звук л (сонце), в слове здравствуй — звук в (здраствуй), в словах сейчас, пожалуйста не произносится звук й (сечас, пожалуста).

13.В разговорной речи при произнесении отчеств, при сочетании имен и отчеств иногда выпадают некоторые звуки и окончания: Алексан Иваныч (Александр Иванович), Михал Палыч (Михаил Павлович), Марь Иванна (Мария Ивановна).

Если возникают сомнения в правильности произнесения слов и постановки ударения, пользуйтесь словарями-справочниками.

Упражнения

1 .Прочтите фразу, подчеркивая голосом выделенные слова.

Девочка играет в саду с куклой (играет девочка, а не мальчик). Девочка играет в саду с куклой (а не просто унесла ее туда). Девочка играет в саду с куклой (а не в парке, в лесу). Девочка играет в саду с куклой (а не с другой игрушкой).

2. Прочтите фразы, поочередно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке. Мальчик прочитал интересную книгу. Дети совершили прогулку на теплоходе. На нашей улице открылся кинотеатр. Мать купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу свое время.

Мягко стелет, да жестко спать.

Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Солнце сияет, а месяц только светит.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Не верь началу, верь концу.

Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.

Старый друг лучше новых двух.

Больше землю удобряй — выше будет урожай.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.

Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, если она интонационно правильно оформлена и если мысли в ней изложены просто, последовательно, интересно, в доступной форме, с учетом возраста детей.Начало формы

Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари (например, Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова, Словарь русского языка, составитель С. И. Ожегов и др.), а также различные справочники, руководства, учебники. Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и дадут возможность предупреждать ошибки и неточности их употребления. В словарях указаны нормы употребления ударения в словах, имеются данные об образовании некоторых грамматических форм, указаны нормы литературного произношения.

Конец формы

 

Речь воспитателя. Требования к ней.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.