|
Раздел 10. Иммунодефицитные состояния. Принципы ведения больных.
Врожденные (первичные) и приобретенные (вторичные) иммунодефицитные состояния
Врожденные иммунодефициты и их классификация
Основные иммуногенетические механизмы формирования врожденных иммунодефицитов
Дефициты белков системы комплемента и их клинические проявления
Дефекты фагоцитарной системы и их клинические проявления
Дефициты клеточного иммунитета (Т-лимфоцитов) и их клинические проявления
Дефициты гуморального проявления (В-лимфоцитов) и их клинические проявления
Иммунодефицитные состояния смешанного типа; иммунодефициты гуморального (В-лимфоциты) и клеточного (Т-лимфоциты) иммунитета и их клинические проявления
Приобретенные (вторичные) иммунодефициты
Факторы и условия, способствующие их развитию
Патогенез приобретенных иммунодефицитов
Основные клинические проявления приобретенных иммунодефицитов
Принципы лабораторной диагностики иммунодефицитов
Раздел 11. Часто болеющие дети
Критерии часто болеющих детей ВОЗ
Состояние иммунитета у часто болеющих детей
Оценка резистентности организма ребенка. Индекс резистентности.
Классификация ЧБД
Клинические типы «истинно» часто болеющих детей
Принципы и тактика ведения ЧБД
Методы иммунокоррекции, иммуномодуляции и иммуностимуляции, использующиеся в комплексном наблюдении за детьми из группы ЧБД
2.3. Тематический план занятий лекционного типа
п/№
| Название тем лекций учебной дисциплины
| Семестр
|
| 1.
| Организация медицинской помощи населению по профилю «аллергология и иммунология»
| 1 ч
| 2.
| Теоретические основы аллергологии
| 1 ч
| 3.
| Современные подходы к лечению аллергических заболеваний у детей
| 1 ч
| 4.
| Пыльцевая аллергия
| 2 ч
| 5.
| Пищевая аллергия
| 1 ч
| 6.
| Лекарственная аллергия, сывороточная болезнь. Аллергические осложнения вакцинации и их профилактика
| 2 ч
| 7.
| Анафилактический шок
| 1 ч
| 8.
| Аллергические заболевания органов дыхания
| 4 ч
| 9.
| Аллергические поражения кожи
| 5 ч
| 10.
| Принципы и методы специфической и неспецифической профилактики аллергических заболеваний
| 1 ч
| 11.
| Иммунодефицитные состояния. Принципы ведения больных.
| 1 ч
| 12.
| Часто болеющие дети
| 1 ч
|
| Итого
|
| 2.4. Тематический план контактной работы обучающегося на занятиях семинарского типа
п/№
| Название тем практических занятий
| Объем по сем
| 1.
| Организация медицинской помощинаселению по профилю «аллергология и иммунология»
| 1 час
| 2.
| Теоретические основы аллергологии
| 1 ч
| 3.
|
|
| 4.
| Пищевая аллергия. Дифференциальная и специфическая диагностика пищевой аллергии. Пищевой дневник. Ведение больных с пищевой аллергией. Принципы составления гипоаллергенных элиминационных диет.
| 4ч
| 5.
| Пыльцевая аллергия. Дифференциальная диагностика аллергического ринита, вазомоторного ринита, риносинусита, и др. ЛОР-патологии. Специфическая диагностика аллергического ринита. Сравнительная характеристика различных подходов к терапии. Аллергический конъюнктивит.
| 2ч
| 6.
| Лекарственная аллергия. Клинические проявления. Диагностика и дифференциальная диагностика лекарственной аллергии. Тактика ведения пациентов с аллергией на конкретные группы препаратов (АНТБ, аспирин, анестетики, рентгеноконтрастные вещества, инсулин и др.)
| 4ч
| 7.
| Поствакцинальные реакции, поствакцинальные осложнения. Вакцинация больных, страдающих аллергическими и иммунологическими заболеваниями.
| 2ч
| 8.
| Варианты клинического течения анафилактического шока в зависимости от тяжести и основных симптомов, осложнения. Неотложная помощь. Профилактика анафилактического шока.
| 3ч
| 9.
| Клиника бронхиальной астмы. Мониторинг тяжести бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия. АСТ-тест. Средства доставки.
| 1ч
| 10.
| Внешнее дыхание – методы исследования. Бронхомоторные тесты в диагностике бронхиальной астмы. Особенности диагностики астмы у детей до 5 лет. Дифференциальная диагностика бронхообструктивных состояний.
| 1ч
| 11.
| Дифференциальная диагностика астмы. Диагностическое значение провокационных аллергических тестов при бронхиальной астме.
| 1ч
| 12.
| Базисная терапия бронхиальной астмы.
| 3ч
| 13.
| Лечение обострения бронхиальной астмы.
| 2ч
| 14.
| Бронхиальная астма у детей до 5 лет. Особенности клиники, диагностики и лечения. Дифференциальная диагностика бронхообструктивных состояний у детей.
| 2ч
| 15.
| Профилактика бронхиальной астмы. Образовательные программы для больных бронхиальной астмой.
| 1ч
| 16.
| Легочные эозинофилии. Особенности клинического течения эозинофильных инфильтратов при бронхиальной астме. Диагноз и дифференциальный диагноз, лечение.
| 1ч
| 17.
| Крапивница, отек Квинке: дифференциальная диагностика, принципы неотложной терапии. Аллергический контактный дерматит.
| 3ч
| 18.
| Острые токсикоаллергические реакции (многоформная экссудативная эритема, синдром Стивена-Джонсона, синдром Лайела). Этиология. Клиническое течение. Неотложная помощь. Тактика ведения, принципы выбора и дозирования препаратов для терапии ОТАР.
| 4ч
| 19.
| Атопический дерматит: основы наружной терапии. Лечебная косметика. Уход за кожей атопика.
| 4ч
| 20.
| Возрастные особенности иммунного ответа. Организация и функционирование иммунной системы детей. Принципы интерпретации результатов иммунологического обследования.
| 1 ч
| 21.
| Иммунодефицитные состояния. Принципы ведения больных.
| 4ч
| 22.
| Часто болеющие дети
| 2 ч
| 23.
| Итоговое занятие (зачетное)
| 4 ч
|
| Итого
| 51 ч
|
Самостоятельная работа обучающегося
В рамках самостоятельной работы с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматривается:
1. Освоение определенных разделов теоретического материала: работа с научной медицинской литературой (научными медицинскими журналами, монографиями, фармакологическими справочниками и др.).
2. Сбор, обработка и систематизации литературного материала.
3. Решение клинических ситуационных задач (сase-study).
4. Подготовка санитарно-просветительских бесед с родителями и детьми.
№ п/п
| №
сем
| Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
| Виды СРС
| Всего часов
| 1.
|
| Организационные принципы оказания медицинской помощи населению по профилю «аллергология и иммунология»
| ЗС, ПТК
|
| 2.
|
| Теоретические основы аллергологии
| ЗС, ПТК
|
| 3.
|
| Современные подходы к лечению аллергических заболеваний у детей
| ЗС, ПТК
|
| 4.
|
| Пыльцевая аллергия
| ЗС, ПТК
|
| 5.
|
| Пищевая аллергия
| ЗС, ПТК
|
| 6.
|
| Лекарственная аллергия, сывороточная болезнь. Аллергические осложнения вакцинации и их профилактика
| ЗС, ПТК
|
| 7.
|
| Анафилактический шок
| ЗС, ПТК
|
| 8.
|
| Аллергические заболевания органов дыхания
| ЗС, ПТК
|
| 9.
|
| Аллергические поражения кожи
| ЗС, ПТК
|
| 10.
|
| Принципы и методы специфической и неспецифической профилактики аллергических заболеваний
| ЗС, ПТК
|
| 11.
|
| Иммунодефицитные состояния. Принципы ведения больных.
| ЗС, ПТК
|
| 12.
|
| Часто болеющие дети
| ЗС, ПТК
|
| ИТОГО часов в семестре:
|
| ЗС – решение ситуационных задач.
ПТК – подготовка к текущему контролю.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Учебно-тематический план дисциплины (в академических часах) и матрица компетенций
№ п/п
| Наименование разделов дисциплины (модулей) и тем
| Аудиторные занятия
| Всего часов на аудиторную работу
| Самостоятельная работа обучающегося
| Итого часов
| Часы контактной работы обучающегося с преподавателем
| Формируемые
| Используемые образовательные технологии, способы и методы обучения
| Формы текущего и рубежного контроля успеваемости
| компетенции
| Лекции
| Клинические практические занятия
| ОПК
| ПК
| 1.
| Организационные принципы оказания медицинской помощи населению по профилю «аллергология и иммунология»
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17,18
| Л, ПЛ
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| 2.
| Теоретические основы аллергологии
|
|
|
|
|
|
| 1,8,9
| 1,5,6,8,9,10,11,14,15,16,
| Л, ПЛ, ЛВ, ЗС, МК,С
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| 3.
| Современные подходы к лечению аллергических заболеваний у детей
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,16,17
| Л, ПЛ, ЗС,МК,С
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| 4.
| Пыльцевая аллергия
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| Л, ПЛ, ЗС,МК,С, КС, ЛВ
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| | Пыльцевая аллергия. Дифференциальная диагностика аллергического ринита, вазомоторного ринита, риносинусита, и др. ЛОР-патологии. Специфическая диагностика аллергического ринита. Сравнительная характеристика различных подходов к терапии. Аллергический конъюнктивит.
| |
|
|
| |
| 1,6,8,9
| | | | 5.
| Пищевая аллергия
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| Л, ПЛ, ЗС,МК,С, КС
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| | Дифференциальная и специфическая диагностика пищевой аллергии. Пищевой дневник.
| |
|
| | |
| | 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| |
| 6.
| Лекарственная аллергия, сывороточная болезнь. Аллергические осложнения вакцинации и их профилактика
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| Л, ПЛ, ЗС,МК,С, КС
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| | Лекарственная аллергия. Клинические проявления. Диагностика и дифференциальная диагностика лекарственной аллергии. Тактика ведения пациентов с аллергией на конкретные группы препаратов (АНТБ, аспирин, анестетики, рентгеноконтрастные вещества, инсулин и др.)
| |
|
| | |
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| |
| | Поствакцинальные реакции, поствакцинальные осложнения. Вакцинация больных, страдающих аллергическими и иммунологическими заболеваниями.
| |
|
| | |
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| |
| 7.
| Анафилактический шок
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| Л, ПЛ, ЗС,МК,С, КС
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| | Варианты клинического течения анафилактического шока в зависимости от тяжести и основных симптомов, осложнения. Неотложная помощь. Профилактика анафилактического шока.
| |
|
| | |
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| | | 8.
| Аллергические заболевания органов дыхания
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| Л, ПЛ, ЗС,МК,С, КС, ЛВ
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| | Клиника бронхиальной астмы. Мониторинг тяжести бронхиальной астмы. Пикфлоуметрия. АСТ-тест. Средства доставки.
| |
|
| | |
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| | | | Внешнее дыхание – методы исследования. Бронхомоторные тесты в диагностике бронхиальной астмы. Особенности диагностики астмы у детей до 5 лет. Дифференциальная диагностика бронхообструктивных состояний.
| |
|
| | |
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| | | | Дифференциальная диагностика астмы. Диагностическое значение провокационных аллергических тестов при бронхиальной астме.
| |
|
| | |
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| | | | Базисная терапия бронхиальной астмы.
| |
|
| | |
| | | | | | Лечение обострения бронхиальной астмы.
| |
|
| | |
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| | | | Бронхиальная астма у детей до 5 лет. Особенности клиники, диагностики и лечения. Дифференциальная диагностика бронхообструктивных состояний у детей.
| |
|
| | |
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| | | | Профилактика бронхиальной астмы. Образовательные программы для больных бронхиальной астмой.
| |
|
| | |
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| | | | Легочные эозинофилии. Особенности клинического течения эозинофильных инфильтратов при бронхиальной астме. Диагноз и дифференциальный диагноз, лечение.
| |
|
| | |
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| | | 9.
| Аллергические поражения кожи
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| Л, ПЛ, ЗС,МК,С, КС
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| | Крапивница, отек Квинке: дифференциальная диагностика, принципы неотложной терапии. Аллергический контактный дерматит.
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
|
|
| | Острые токсикоаллергические реакции (многоформная экссудативная эритема, синдром Стивена-Джонсона, синдром Лайела). Этиология. Клиническое течение. Неотложная помощь. Тактика ведения, принципы выбора и дозирования препаратов для терапии ОТАР.
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
|
|
| | Атопический дерматит: основы наружной терапии. Лечебная косметика. Уход за кожей атопика.
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
|
|
| 10.
| Принципы и методы специфической и неспецифической профилактики аллергических заболеваний
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| Л, ПЛ, ЗС,МК,С
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| 11.
| Иммунодефицитные состояния. Принципы ведения больных.
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| Л, ПЛ, ЗС,МК,С, КС
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| 12.
| Часто болеющие дети
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17
| Л, ПЛ, ЗС,МК,С, КС
| Т, ЗС, С, РТ, Пр
| | Итоговое занятие
|
|
|
|
|
|
| 1,6,8,9
| 1,2,5,6,8,9,10,11,14,15,16,17,18
| С
| С
| | Контроль самостоятельной работы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | ИТОГО:
|
|
|
|
|
|
| | | | |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Методические рекомендации (синоним – методические указания) для обучающихся по всем видам занятий, включая учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студента, в рамках дисциплины представлены в электронной образовательной среде ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава России и доступны по ссылке:
http://library.volgmed.ru/Marc/Exe/OPACServlet.exe?Mode=L&T0=456&D1=IDX650f&T1=%C1%E8%EE%EB%EE%E3%E8%FF%20(%EF%F0%EE%F4%E8%EB%FC%20%C1%E8%EE%F5%E8%EC%E8%FF)&D8=0&D9=0&T5=30&S0=IDX245a
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|