Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА (ФОНД ОЦЕНОЧЫХ СРЕДСТВ)





ДЛЯ КОНТРОЛЯ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ

5.1. Оценочные средства для проведения текущей аттестации по дисциплине

Формы текущей аттестации: решение ситуационных задач, оценка освоения практических навыков (умений), собеседование по контрольным вопросам.

 

5.1.1. Пример ситуационной задачи

ЗАДАЧА № 1

Девочка 6 лет. Участковый врач посетил ребенка на дому по активу, полученному от врача неотложной помощи. Жалобы на приступообразный кашель, свистящее дыхание.

Девочка от первой нормально протекавшей беременности, срочных родов. Масса тела при рождении 3400 г, длина 52 см. Период новорожденности – без особенностей. На искусственном вскармливании с 2 месяцев. До 1 года жизни страдала детской экземой. Не переносит шоколад, клубнику, яйца (на коже появляются высыпания).

Семейный анамнез: у матери ребенка рецидивирующая крапивница, у отца – язвенная болезнь желудка.

В возрасте 3 и 4 лет, в мае, за городом у девочки возникали приступы удушья, которые самостоятельно купировались при переезде в город. Настоящий приступ возник после употребления в пищу шоколада. Врачом неотложной помощи проведены экстренные мероприятия. Приступ купирован. Передан актив участковому врачу.

При осмотре: состояние средней тяжести. Кожные покровы бледные, синева под глазами. На щеках, за ушами, в естественных складках рук и ног сухость, шелушение, расчесы. Язык «географический», заеды в углах рта. Дыхание свистящее, слышное на расстоянии. Выдох удлинен. ЧД - 28 в 1 минуту. Над легкими перкуторный звук с коробочным оттенком, аускультативно: масса сухих хрипов по всей поверхности легких. Границы сердца: правая - на 1 см кнутри от правого края грудины, левая - на 1 см кнутри от левой средне-ключичной линии. Тоны приглушены. ЧСС - 72 ударов в мин. Живот мягкий, безболезненный. Печень +2 см из-под реберного края. Селезенка не пальпируется. Стул ежедневный, оформленный.

Дополнительные данные исследования:

Общий анализ крови: гемоглобин 118 г/л, эритроциты 4,3×1012/л, лейкоциты 5,8×109/л, п/я – 1%, с/я – 48%, э – 14%, л – 29%, м – 8%, СОЭ 3 мм/час.

Общий анализ мочи: количество 100,0 мл, относительная плотность 1016, слизи - нет, лейкоциты 3-4 в поле зрения, эритроциты – нет.

Рентгенограмма грудной клетки: легочные поля повышенной прозрачности, усиление бронхолегочного рисунка в прикорневых зонах, очаговых теней нет.

Задание:

1. Ваш диагноз? Обоснование диагноза.

2. Какова этиология данной формы заболевания? Укажите 3 звена патогенеза обструктивного синдрома у ребенка. Неотложные мероприятия, необходимые в данном случае?

3. Назначьте лечение, необходимое в межприступном периоде.

4. В каком случае необходима госпитализация ребенка? Какие дополнительные исследования, проведенные во внеприступном периоде, подтвердят данную форму заболевания? Каким специалистам необходимо показать ребенка?

5. Какими видами спорта нужно заниматься ребенку? Какую связь имеют заболевания у родителей и у ребенка?

 

ОТВЕТ К ЗАДАЧЕ №1

1. Диагноз: Бронхиальная астма, атопическая форма, легкое персистирующее течение, обострение. Атопический дерматит, диффузный, среднетяжёлое течение, обострение. Поливалентная аллергия. Обоснование диагноза: анамнез, аускультация (свистящее дыхание, масса сухих хрипов), кожные покровы бледные, синева под глазами (гипоксия).

2. Этиология: развитие бронхиальной астмы тесно связано с комплексом генетических и внешнесредовых факторов. Среди факторов, повышающих вероятность развития астмы у детей, выделяют неуправляемые (наследственные и биологические) и управляемые (поддающиеся коррекции - образ жизни ребёнка). Наследственные факторы имеют определяющее значение в предрасположенности к: атопии, высокому синтезу реагинов (IgE), гиперреактивности бронхов. Генетические механизмы ответственны за состояние β-адренорецепторов бронхов, активность синтеза лейкотриенов и ряда цитокинов. Одним из значимых факторов, способствующих возникновению бронхиальной астмы и усугублению действия причинных факторов, является ОРИ. Три звена патогенеза обструктивного синдрома: бронхоспазм, отек, нарушение деятельности бронхиальных желез (дискриния). Неотложные мероприятия: устранение причины, ингаляция β2агонистом короткого действия - сальбутамол, фенотерол, ИГКС – будесонидом, небулайзерная терапия). Состояние должно стать стабильным, симптомы отсутствовать, ПСВ увеличиться до 80% или более. Если состояние не стабилизировалось, ПСВ <80%, то необходимо повторить ингаляцию через 20 мин; повторные ингаляции через 4-6ч, при отсутствии эффекта – преднизолон 3 мг/кг внутривенно (можно использовать но только в условиях стационара).

3. Лечение в межприступный период: после ликвидации приступа необходимо наблюдение за ребенком, мониторирование ПСВ с помощью пикфлоуметра, в стационаре используют пульсоксиметрию и изучение газового состава крови. Бронхоспазмолитическая терапия каждые 4-6ч бодрствования: β2-агонисты в форме дозирующего аэрозоля или энтерально. Противовоспалительная терапия (ингаляционные глюкокортикостероиды, постепенное снижение дозы бронходилятаторов, посещение астма-школы, ЛФК, физиотерапевтическое лечение, закаливание, плавание, санация очагов хронических инфекций, специфическая иммунотерапия.

4. Показания к госпитализации: отсутствие клинического эффекта от проводимой терапии в течение 1-3 ч, выраженная тяжесть состояния, ПСВ<60%, симптоматическая дегидратации, признаки тяжёлой бактериальной инфекции – лихорадка, интоксикация, данные за пневмонию, резидуальные симптомы у ребенка, недавно перенесшего тяжёлый приступ с длительной госпитализацией, развитие астматического статуса, а также дети с риском развития осложнений и по социальным показаниям. Дополнительные методы исследования: ФВД в период обострения и в период ремиссии для оценки степени обструкции бронхов, пикфлоуметрия в домашних условиях 2-3 раза в день, аллергологическое обследование: скарификационные пробы, выявление неспецифической гиперреактивности бронхов в стадию ремиссии (оценка ОФВ1 в покое, затем в течение 6-8 мин даётся физическая нагрузка и снова оценивается ОФВ1 сразу после нагрузки и через 5-10мин), ингаляционные провокационные пробы с неспецифическими агентами(гистамин); определение концентрации NO в выдыхаемом воздухе. Специалисты: аллерголог, пульмонолог, врач ЛФК, дерматит, гастроэнтеролог, ЛОР, стоматолог.

5. Виды спорта: плавание, академическая гребля, фигурное катание. Связь заболеваний родителей и ребёнка: отягощен аллергологический анамнез и развитие данного заболевания у ребенка могло быть обусловленно генетически.

 

5.1.2. Примеры заданий по оценке освоения практических навыков

ЗАДАЧА № 2

Мальчик 5 лет, поступил в больницу с жалобами на приступообразный кашель, свистящее дыхание, одышку.

Ребенок от первой нормально протекавшей беременности, срочных родов. Масса при рождении 3250 г, длина 50 см. Период новорожденности протекал без особенностей. На искусственном вскармливании с 4 месяцев. С 5 месяцев страдает атопическим дерматитом. До 2 лет рос и развивался хорошо.

После поступления в детские ясли (с 2 лет 3 мес.) стал часто болеть респираторными заболеваниями (6-8 раз в год), сопровождающимися субфебрильной температурой, кашлем, небольшой одышкой, сухими и влажными хрипами. Рентгенографически диагноз «пневмония» не подтверждался. В 3 года во время очередного ОРИ возник приступ удушья, который купировался ингаляцией сальбутамола только через 4 часа. В дальнейшем приступы повторялись 1 раз в 3-4 месяца, были связаны либо с ОРВИ, либо с употреблением в пищу шоколада, цитрусовых.

Семейный анамнез: у отца и деда по отцовской линии – бронхиальная астма, у матери – дерматит.

Заболел 3 дня назад. На фоне повышения температуры тела до 38,2°С отмечались насморк, чихание. В связи с ухудшением состояния, появлением приступообразного кашля, одышки направлен на стационарное лечение.

При осмотре состояние средней тяжести. Температура тела 37,7°С, приступообразный кашель, дыхание свистящее с удлиненным выдохом. ЧДД 32 в 1 минуту. Слизистая оболочка зева слегка гиперемирована, зернистая. Грудная клетка вздута, над легкими перкуторный звук с коробочным оттенком, с обеих сторон выслушиваются свистящие сухие и влажные хрипы. Тоны сердца слегка приглушены. ЧСС 88 ударов в мин.

Общий анализ крови: гемоглобин 120 г/л, эритроциты 4,6×1012/л, лейкоциты 4,8×109/л, п/я – 3%, с/я – 51%, э – 8%, л – 28%, м – 10%, СОЭ 5 мм/час.

Общий анализ мочи: количество 120,0 мл, прозрачность – полная, относительная плотность 1018, лейкоциты – 2-3 в поле зрения, эритроциты – нет.

Рентгенограмма грудной клетки: легочные поля прозрачные, усиление бронхолегочного рисунка в прикорневых зонах. Очаговых теней нет.

Консультация отоларинголога: аденоиды II-III степени.

Задание:

1. Ваш диагноз? Обоснуйте клинический диагноз.

2. Назначьте лечение в данном периоде заболевания. Опишите этапное лечение заболевания.

3. Каким специалистам необходимо показать ребенка?

 

ОТВЕТ К ЗАДАЧЕ № 2

1. Диагноз: бронхиальная астма, атопическая форма, персистирующее течение средней степени тяжести, обострение. Пищевая аллергия. Обоснование диагноза: анамнез, отягощение аллергологического анамнеза, возникновение первого приступа после перенесенного ОРИ, который купировался сальбутамолом, клинические данные, данные осмотра и рентгенографии органов грудной клетки.

2. Лечение: повторные ингаляции β2-агонистами каждые 20минут в течение 1часа. Если состояние улучшилось, показатели ПСВ более 80 %, то повторные ингаляции β 2 агонистами необходимо проводить каждые 4-6часов в течение 1-2 дней. Если улучшения не наблюдается, состояние остаётся нестабильным, интенсивность симптомов остаётся прежней или нарастает, показатели ПСВ менее 80%, то к терапии необходимо добавить ИГКС – будесонид 500 мкг/сут, системные глюкокортикостероиды – преднизолон 3 мг/кг внутривенно, ипратропиум бромид и продолжить ингаляции каждые 4-6ч. Атровент (ипратропиум бромид) применяют ингаляционно. Кислородно-воздушную смесь используют в объёме 2-3 л через маску или носовой катетер. Рекомендуют дыхательную гимнастику. Этапность лечения: при легком течении – β2-агонисты по необходимости, ИГКС в низких дозах/аантилейкотриеновые препараты, при средней тяжести– β2-агонисты по требованию, ингаляционные глюкокортикостероиды в средних/высоких дозах, при тяжелом течении – β2-агонисты длительного действия в сочетании с ингаляционными глюкокртикостероидами, затем присоединяют системные глюкокортикостероиды. Снижение дозы проводят ступенчато. Специалисты: аллерголог, пульмонолог, врач ЛФК, дерматолог, гастроэнтеролог, ЛОР, стоматолог.

3. Диспансерное наблюдение: если в течение 3 лет приступы отсутствуют, то ребёнка оформляют во 2 группу здоровья (это длительная ремиссия). При рецидиве - в 3 группу здоровья и наблюдают до перевода во взрослую поликлинику. Осмотр аллерголога – 2 раза в год (1 раз в 6 месяцев), пульмонолог – 1 раз в 6 месяцев. При подборе базисной терапии – через 1 месяц после начала приема базисной терапии (контроль клинических симптомов и ПСВ), затем каждые 6 месяцев.

 

5.1.3. Примеры контрольных вопросов для собеседования

Тема занятия: « Тео­ре­ти­че­ские ос­но­вы ал­лер­го­ло­гии»

1. Современные представления об аллергии. Взаимоотношения аллергии и иммунитета. Эпидемиология аллергии.

2. Аллергены и их классификация. Перекрестная аллергия.

3. Классификации аллергических реакций по Gell&Coombs.

4. Патогенез аллергических реакций. Основные стадии развития аллергической реакции (иммунологическая, патохимическая, патофизиологическая). Клетки-мишени 1-го и 2-го порядка, феномен Артюса.

1) Аллергические реакции немедленного типа.

2) Цитотоксические реакции.

3) Иммунокомплексные реакции.

4) Гиперчувствительность замедленного типа.

5. Псевдоаллергические реакции.

1) Основные индукторы и механизмы развития

2) Гистаминолибераторные реакции.

3) Нарушение инактивации гистамина.

4) Реакции при повышенном поступлении гистамина в организм или избыточное образование гистамина.

5) Нарушение метаболизма арахидоновой кислоты.

6) Холинергические механизмы развития ПАР.

7) Избыточное образование брадикинина.

8) ПАР, обусловленные дефицитом системы комплемента.

6. Роль генетических факторов в формировании аллергии.

7. Минимальное аллергическое воспаление. «Атопический марш».

 

5.2. Оценочные средства для проведения промежуточной аттестации по дисциплине

Промежуточная аттестация по дисциплине проводится в форме зачета.

К промежуточной аттестации по дисциплине допускаются обучающиеся, успешно завершившие курс обучения по дисциплине и отчитавшиеся о выполнении самостоятельной внеаудиторной работы по соответствующим разделам дисциплины.

Зачет проводится в устной форме по контрольным вопросам билета.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.