Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Становление, развитие, структура и идеология казачества





ПЛАН

План……….…………………………………………………………стр.2

Введение…………………………………………………………….стр.3

Глава I. Сибирское казачье войско (XVI – первая четверть XX вв.)

1.1. Становление, развитие, структура и идеология

Казачества……….……………………………………….стр.5

1.2. Взаимоотношения с властями

1.2.1. XVI – XIX веков..…………………………………..стр.9

1.2.2. Первая четверть XX века………………………...стр.11

1.3. Политический раскол: причины и последствия…….стр.13

Глава II. Возрождение Сибирского казачьего войска на территории Сибири

2.1. Современное состояние казачества: цели, задачи, становление, структура и устав.........….………………………………………...стр.19

2.2. Социально- экономические факторы и проблемы становления современного казачества……….…………………………………стр.23

2.3. Казачество: его роль и место в политической и культурной жизни региона……………………………………………………………стр.25

Заключение...……………………………………………………….стр.33

Список используемой литературы и источников………………стр.35

Приложение……………………………………………………….стр.38

ВВЕДЕНИЕ

История казачества неотделима от истории России, на протяже­нии многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи государ­ства Российского. Казаки были не только воинами, но и рачительными хозяевами, они пахали землю, растили хлеб, воспитывали детей.

В последнее время тема казачества приобрела широкое общественно- политическое значение, и это вполне понятно: возрождается Россия, возрождается казачество и его составляющие.

Казачество России, будучи относительно немногочисленной частью населения, играло далеко не последнюю роль в истории страны на протяжении пяти столетий. Каждое из войск, в него входящих, имеет свое славное историческое прошлое, которым по праву может гордиться, но мы знаем, что последнюю и наиболее объективную оценку всему даст время. Современное могущество и благосостояние Отечества немыслимо без Сибири, поэтому история сибирского казачества заслуживает самого пристального внимания.

В XX веке многие ученые, политики, эксперты говорят об истории и возрождении Сибирского казачьего войска. Проблемам казачества уделяется все больше и больше внимания. Они становятся более актуальными для нынешнего поколения, ученые-историки и писатели на протяжении последнего десятилетия исследуют историю, культуру, одним словом, то, что неразрывно связано с сибирским казачеством, и, анализируя это, пытаются прийти к одному выводу: что же такое казачество?

Отмечая 420-летие Сибирского казачьего войска, все начинают понимать, что казачество в Сибири - не случайное и мимолет­ное явление истории России. Вполне закономерно в конце 1980-х гг. начался процесс его возрождения. Естественно, он вызвал в обществе не только неоднозначные, но порою и прямо противоположные оценки.

Изученность данной темы позволяет выделить два направления: историко-этнографическое и регионально-культурологическое.

Историко-этнографическое направление позволило проследить путь возникновения казачества на территории России и зарождения его в Сибири. Ряд источников позволяет проследить происхождение казачества как сословия.

Заслуга исследователей заключается в попытке проследить формирование, становление и развитие сибирского казачества как социального слоя на территории Западной Сибири выделив этапы: 1) освоение и завоевание казачеством сибирских земель (1581 - 1618 гг); 2) становление казачьих поселений и их хозяйственное развитие (1618-1861 гг); 3) трансформирование и расширение традиций и обычаев казачества среди коренного населения и переселенцев (1861-1917 гг).

Регионально-культурологическое направление в самой культурологии как научное направление только складывается. Но в своей основе оно опирается, с одной стороны на фундаментальные положения культурологии, а с другой стороны конкретные исследования культур в регионах. Регионально-культурологическое направление позволило рассмотреть и изучить материальную и духовную культуру Сибирского казачества.

Целью моей работы является – исследование проблем истории и возрождения сибирского казачества.

Для более четкого и полного раскрытия темы, я выработал следующие задачи:

1. анализ структурных изменений в организации войска;

2. изучение проблем взаимоотношений казачества и правительства на разных этапах развития;

3. определение места казачества в политической и культурной жизни региона.

 

 

ГЛАВА I

СИБИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО

(XVI -первая четверть XX вв)

Взаимоотношения с властями

XVI – XIX века

 

Процессы кардинальных перемен, происходящие на террито­риях постсоветского пространства в последнее десятилетие уходя­щего второго тысячелетия, породили значительный интерес многих народов к более глубокому познанию и осмыслению исторических корней и своей значимости в судьбах Российского государства. Особый размах, интерес и неоднозначность взглядов наблюдается в нынешней практической жизни и исследовательской деятельности по отношению к одному из российских феноменов - казачеству.

Появление казачества на историческом российском горизонте с самого начала было связано с границей, защитой, обороной своего Отечества от недругов. С усилением могущества Московское государства южные и восточные границы все дальше отодвигались от центра и, следовательно, служилые люди - казаки вновь выдвигались на пе­редовые российские рубежи. Далеко не случайно великий Л.Толстой писал, что граница породила казачество, а казачество создало Россию.

С одной стороны, вольное казачество доставляло немало хлопот Московскому правительству, московским государям, под­час осложняя отношения с соседними государствами. С другой являясь передовым отрядом и двигателем русской колонизации. С течением времени вольное казачество все более настойчиво вовле­калось в орбиту влияния российских интересов. Первоначально Дон сделался местом обитания воинствующих казачьих формиро­ваний, а позднее отсюда начался процесс продвижения их в Сибирь и далее - на оба берега Тихого океана.

Первоначально взаимодействие и взаимная помощь русского государства и казаков носила эпизодический, добровольный ха­рактер. Так было на Куликовом поле (1380 г.), под стенами Казани (1552 г.) и Астрахани (1556 г.), когда казачьи дружины приходили для поддержки интересов России и вместе со всем российским воинством разбивали татарские орды и покоряли беспокойных соседей. Казачьи отряды также активно участвовали в Ливонской войне (1558-1583 гг.).Как мы видим, особенно активно этот процесс стал осуществляться при Иване Грозном (1547-1884 гг.). С этого времени начались постоянные контакты Московских государей с казаками Дона и Сибири. Именно с периода правления Ивана V начинают свой отсчет времени служения Московскому государству казаки Дона и Сибири[6].

Влияние и действие положений, грамот, указов, законов Российского государства на Дону шло медленно и трудно. Следует отметить, что распространению Российского законодательства на Дону «способствовали» постоянные конфликты казаков с султан­ской Турцией. Не желая осложнений с Османской империей, Грозный царь и его преемники часто лавировали, отказываясь от каза­ков как подданных России (в то же время выплачивая жалованье) или посылая угрожающие письма казачьей вольнице.

При Петре Великом в целом кардинально меняется весь ук­лад жизни казаков на Дону. В годы его правления (1689-1725 гг.) российские законодательные акты, распоряжения, указы распро­страняются повсеместно и подлежат обязательному вы­полнению. Это относилось как к гражданскому, так и к военному законодательству. Так, в 1704 т. указом Петра сообщалось о позво­лении Войску Донскому рубить лес для собственною потребления, о переписи людей, пришлых на Дон после 1695 г., о высылке после того оказавшихся беглецов и др.

Нужно отметить, что отношение и политика властей менялись на протяжении всего времени существования Сибирского казачества. Далее вашему вниманию представлены некоторые из особенности и последствия политики властей.

В начале XX века в связи с изменением политики государства, меняется и задача войска: теперь оно стало орудием правительственной колонизации Казахстана, так как функция защиты отходит на второй план, а на первый выходит- функция освоения степи.

В это время властями было принято ряд положений, которые полностью закрепостили казаков как личностей.

Обратный процесс происходит в период реформ (правление Александра II), так как, переживая денежный кризис, власти отказываются финансировать войско и тем самым делает из казачества самообеспечивающееся сословие. Реформы Александра II были шагом на пути размывания сослов­ных рамок (тем более, что в 1869 г. был разрешен, хотя и обставлен­ный рядом условий, выход из казачьего сословия). Они дали толчок естественноисторическому расказачиванию, т. е. процессу постепенно­го разложения казачества как военно-служилого сословия докапита­листической России (подобно раскрестьяниванию крестьянства как тяглового сословия).

Последнее Положение 1891 года, которое было принято в период правления Александра III, завершило 30-летний период реформирования, в результате которого в войске наступило «новая эра жизни» и который сформировал образ жизни казачества, без существенных изменений сохранявшийся до гибели войска в годы Гражданской войны.

Выходцы из российской «глубинки», казаки никогда не по­рывали связей со своей исторической Родиной, шли на защиту ее интересов, зачастую жертвуя сотнями, тысячами жизней и постепенно «впрягались» в колесницу военной российской машины.

 

 

Первая четверть XX века

Отдельной страницей в истории Сибирского казачьего войска стоят отношения с Советской властью. Вот и я решил освятить этот вопрос в своей работе.

После Октябрьской революции большая часть Сибирского казачества заняла нейтральную позицию. Офицерско-кулацкая верхушка Сибирского казачьего войска, в том числе и глава войсковой управы, вместе с эсерами, меньшевиками и сибирскими областниками активно участвовала в подготовке контрреволюционного вооруженного выступления. 28 октября 1917 года Омский Совет по предложению большевиков принял решение взять власть в свои руки. Контрреволюции, создавшая «Союз спасения отечества, свободы и порядка», подняла 1 ноября вооруженный мятеж юнкеров Омской школы прапорщиков, но казака не поддержали его. Красная Гвардия быстро подавила это антисоветское выступление. 30 ноября власть в Омске и его пригородах полностью перешла к Совету, в котором большинство в результате перевыборов получили большевики. 2 декабря 3-й областной съезд Советов в Омске провозгласил Советскую власть на всей территории Западной Сибири. Однако офицерско-кулацкая верхушка Сибирского казачества вместе с сибирскими областниками начала подготовку нового контрреволюционного мятежа.

Большую роль в установлении Советской власти в казачьих селениях сыграли фронтовики Сибирской казачьей дивизии. Трудовое казачество 1-го отдела отказалось от казачьего звания и присоединилось к крестьянству. В Омской управе было создано 13 районных комиссий по землеустройству из представителей крестьянского, казачьего и казахского населения, которые приступили к аграрным преобразованиям на основе советских декретов, причем земли трудовых казаков не затрагивались. 1 марта в Омске собрался 3-й войсковой круг Сибирского казачества, который прошел под советскими лозунгами.

Мятеж Чехословацкого корпуса резко изменил обстановку в Западной Сибири. К нему открыто примкнула вся сибирская контрреволюция, в том числе офицерско-кулацкая верхушка Сибирского казачества, недовольная продовольственной политикой Советской власти.

Большевики вели упорную пропагандистско-разъяснительную работу среди трудового Сибирского казачества убедившись на опыте в антинародном характере колчаковщины, середняцкая часть Сибирского казачества стала склоняться на сторону Советской власти; в бело казачьих войсках шло разложение, казаки дезертировали, уходили в красные партизаны, сдавались Красной Армии и затем сражались в ее рядах. По мере освобождения Западной Сибири от белогвардейщины в казачьих селениях восстанавливались органы Советской власти.

В 1920 лучшие казачьи части и все комму­нистические ячейки были мобилизованы на войну с Польшей и Врангелем. Враждебный Советам кулаческо-казачий тыл к концу 1920 вновь оказался боевым контрреволюционным отрядом — в Ишимско-Петропавловско-Кокчетавском восстании против Советской власти участво­вало несколько казачьих полков.

Благодаря усиленной политической работе по расслоению казачества и при содействии коммунистических ячеек и отрядов трудовых казаков удалось ликвидировать это восстание, потеряв убитыми лучших и преданных боль­шевиков. Необходимо отметить исключительно яр­кую роль, которую сыграла в гражданской войне За­байкальская казачья дивизия, которая по воз­вращении в 1918 с Германского фронта помог­ла молодым красноармейским частям вырвать Читу у белых отрядов атамана Семенова[7].

Так под давлением революционной борьбы рабочего класса прежняя опора царского правительства- казачество, обладавшее сословными отличиями и преимуществами, встали в лице трудового казачества на путь Октября и вместе бедняцко-середняцким крестьянством в союзе с рабочими под руководством партии Ленина участвуют в колхозном и социалистическом строительстве Советского союза.

Однако необходимо отметить еще об одном эпизоде, который красноречиво показывает истинное отношение власти к казачеству.

Невиданный патриотический подъем царил в ту весну в казачьих поселениях, вновь преобразованных в станицы. Сибирские казаки готовы были забыть все обиды и притеснения казаков и служить Родине верой и правдой. Станицы областной газеты «Омская правда» пестрили письмами отдельных казаков и целых станичных сходов, горячо приветствующих снятия ограничений с казачества, выражавших готовность «грудью стать на защиту границ».

Но радость была преждевременной. По воле сталинского руководства «новыми советскими казаками» надлежало быть только населению Дона, Кубани и Терека, а казаки других традиционных казачьих областей были вскоре напрочь лишены этого права.

В конце 1936 г. о сибирских, уральских, оренбургских, забайкальских казаках совсем перестали говорить, будто их никогда и не было, а станицы вновь спешно были переименованы в села.

Черный 1937 г. Довершил разгром казачества. На долгие десятилетия на казаков пала непроницаемая тень забвения.

Оценка и анализ перечисленных выше периодов позволяет заметить, что отношения правительства и казачества чередуются, так как эти взаимоотношения во многом диктуются ситуацией в самой России.

 

 

ГЛАВА II

ВОЗРОЖДЕНИЕ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема казачества, на какое-то время, становится «модной». Интерес общества ко всему, что связано с историческим прошлым казаков, а также к проблеме возрождения казачества настолько оказался велик, что забытое еще недавно слово «казак» звучит сегодня чуть не повсеместно. Появляются и распадаются союзы и объединения казаков, собираются круги и сборы, даже формируются казачьи части. Отдельные силы пытаются втянуть людей, называющих себя сегодня казаками, в большие политические игры.

На мой взгляд, я выполнил цель моей работы, так как мною полностью охвачен материал по казачеству, исследованы и проанализированы история, становление, развитие, структура, проблемы раскола и возрождения казачества.

Что же касается задач, то необходимо отметить, что в своей работе постарался как можно четче и объемнее раскрыть их. Для этого мной:

· дан анализ структурных организаций войска;

· изучены проблемы взаимоотношений казачества и правительства на разных этапах развития;

· определены место и роль казаков в политической и культурной жизни региона;

· сравнены уставы казачества и РОДа.

В заключении мне хотелось бы прийти к выводу: что же стало «толчком» для возрождения казачества.

По данному вопросу, я считаю, сильная генетическая память, сложная социально-политичес­кая, экономическая обстановка конца существования Советского Сою­за дали начало процессам возрождения казачества в рамках общест­венной организации. Живя на разломах цивилизаций, казаки чувство­вали «подземные» толчки, которые вели к распаду великого государст­ва. Они кожей ощущали, что вновь станут заложниками проводимой в то время политики, пытались достучаться до Кремля, но в Кремле ни­кто их слушать не хотел. Само казачество того периода было слишком слабо, чтобы влиять на общественное мнение. Оно нуждалось не толь­ко в реабилитации, но и в реанимации. Казачьи семьи ложились спать в одном государстве, а просыпались в нескольких. Понимая, что «спа­сение утопающих - дело рук самих утопающих», казаки с чистого лис­та начали процесс самоорганизации. Сзади, за плечами была героиче­ская и трагическая история, впереди - надежда. При отсутствии подготовленных кадров, экономической, финансовой, материальной базы казаки не отчаивались, помня старинную казачью поговорку «Бог не без милости, а казак не без счастья».

Необходимо отметить, что роль Сибирского казачьего войска (СКВ) в развитии Сибири и Казахстана велика, хотя и неоднозначна. Невозможно отрицать ее положительные стороны. Казаки присоединили к России огромные территории, основали многие современные города и села. Их станицы становились центрами земледелия, торговли, ремесел, образования. Под их влиянием происходил переход казахов к полукочевому и оседлому хозяйству. Сибирские казаки сопровождали русские посольства и научные экспедиции, следовавшие в Среднюю Азию, Монголию и Китай, В течение столетий охраняли границу.

Сибирское войско дало России и Сибири немало известных деятелей. Вот несколько имен: генерал – Корнилов Л.Г.; ученый, областник – Потанин Г.П.; советский партийный и государственный деятель – Куйбышев В.В.; писатель – Новоселов Л.Е.; тюрколог – Лаптев И.П.; известные сибирские ученые – Катанаев Г.Е. и Седельников А.Н.

В конце своей работы мне необходимо: сделать некоторые выводы, дать оценку, составить прогноз и разработать рекомендации по состоянию современного казачества.

На сегодняшний день мы имеем развивающееся и объединяющееся казачество, которое пытается играть еще большую роль в политической, социально- экономической и культурной сферах жизни региона. Но, увы, это сейчас сделать трудно, так как оно еще до конца не объединилось. Внутри между казаками существует разлад, устранить который можно только приходом к власти сильного и честного руководства. Среди лидеров казачества происходит одна игра слов и мало дел, потому что (как говорилось выше) у них нет нужных «политических инструментов», которые так необходимы современным движениям.

Что же нужно, чтобы сделать из казачества надежную и сильную опору для правительства? На мой взгляд, прежде всего необходимо принять Закон о казачестве, который бы не мешал развитию казаков, а помогал им возрождаться на добрых началах. Затем нужно, чтобы маленькая и самая просвещенная группа казаков прошла в Думу для ведения среди казачества агитационно-пропагандистской и разъяснительной работы. На местах же атаманы должны провести сходы на которых ими будут высказаны следующие пункты: определиться с программой и начать объединение среди казаков. На общероссийском кругу – составить общую программу и начать консолидацию. Но следует учитывать и тот факт, что не нужно давать казачеству сильно много воли иначе оно может превратиться в неуправляемую машину.

Скорее всего если правительство сможет умело совмещать политику «кнута и пряника», то казачество станет опорой для государства.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ауский С. Казаки: Особое сословие: Документы, карты, фотографии. - М, СПб, 2002.

2. Катаевские чтения – 98. – Омск, 1998.

3. Сибирская советская энциклопедия. – М, 1931. Т-3.

4. Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. – Омск, 2003.

5. Толмачев С.М. Казачество – в прошлом и настоящем // Время [Омск]. – 1997. - №1.

6. Березовский Е.П. Сибирское казачье войско // Сибирский казак. – Харбин, 1934. – Вып. 1.

7. Суров А. Казаки // Энциклопедический словарь. – СПб., 1894. – Т.- XIII a.

8. Дедов В.Т. Взаимоотношения казачества и Российской государственной власти (середина XVI – начало XVII вв.) – Катаевские чтения -98. – Омск, 1998.

9. Бобков И.Ф. Воспоминания о моей службе в Западной Сибири 1859-1875 гг. – СПб., 1912.

10. Шулдяков В. Сибирское казачье войско // Вечерний Омск. – 1990. – 26 ноября.

11. Разгон И.М., Мосина И.Г. Буржуазия Сибири и Государственная Дума // Классы и партии В Сибири накануне и в период Великой Октябрьской социалистической революции. – Томск, 1977.; Сибирская речь. – 1917. – 1 ноября.

12. Сибирские войсковые ведомости. – 1917. - № 27.; Революционное движение в Омске в годы первой русской революции (1905-1907 гг.): Сб. док. – Омск, 1957.

13. Кириенко Ю.К. Революция и донское казачество (февраль-октябрь 1917 г.). - Ростов-на-Дону, 1988. –

14. Казачий отдел ВЦИК Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов (Краткий исторический очерк и отчет Казачьего отдела ВЦИК по октябрь 1919 г.). – М., 1919. – С.11; Ермолин А.П. Революция и казачество. – М., 1982.

15. Слово трудового крестьянства. – Омск,1917. – 14 сентября; Сибирская речь. – 1917. – 12 сентября, 8 октября.

16. Общую оценку дальнейших политических событий в Сибирском войске см.: Шулдяков В.А. Некоторые итоги и проблемы изучения политических процессов в Сибирском казачьем войске (1917- первая половина 1918 гг.) // Социально-политическое развитие Сибири (XIX - XX вв.). – Томск. 1993.

17. Шулдяков В.А. «Староказаки» и «трудовые казаки» (Гибель Сибирского казачьего войска). – Иртышский ветроград. – М., 1998.

18. Плетнев В.Я. Сибирское казачье общество (государственный реестр): состояние, цели и задачи на современном этапе. – Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. – Омск, 2003.

19. Пономарев И.И. Социально- экономические факторы восстановления казачества. – Катаевские чтения -98. – Омск, 1998.

20. Толмачев С.М. Проблемы становления современного казачества Сибири. - Сибирское казачество: прошлое, настоящее, будущее. – Омск, 2003.

21. Поливаев С. Сибирские казаки обрели свою «историю» // Криминал-экспресс [Омск]. – 2001. - №51 (19 декабря).

22. Так кто же они, казаки? // Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9.

23. Выборы: политические партии, пресса, избиратель (1988-1995). – Омск, 1996.

24. Призвание – служить Родине // Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9.

25. Новиков С.В. РОД: под знаменем традиционализма / С.В. Новиков // Диспут. – 2001. - №7(14).

26. У нас совместная история // Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9.

27. Фалькович И.С. Омское казачество и туризм. - Катаевские чтения -98. – Омск, 1998.

28. Новиков С.В. Декабрь 1996: политический романтизм и объективная реальность; амбиции и возможности // Коммерческие вести. – 1997. - №1 (9 января).

 

Источники

29. Выборы: политические партии, пресса, избиратель (1988-1995). – Омск, 1996.

30. Иртышский ветроград. – М, 1998.

31. Казаки Западной Сибири. – Тюмень, 1998.

32. Казачество: история и современность. – Омск, 1996.

Журналы

33. Диспут. – 2001. - №7 (июль).

34. Земля сибирская, дальневосточная (Спецвыпуск. Казаки). – 1995. - №9.

Газеты

35. Время [Омск]. – 1997. - №1 (январь).

36. Вся губерния. – 2003. - №1 (1января).

37. Казачья воля. – 1990. - №2.

38. Коммерческие вести [Омск]. – 1997. - №1 (9января).

39. Коммерческие вести. – 1996. - №15 (10 апреля).

40. Российское общенародное движение. – 1995. - №2 (октябрь).

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

ПЛАН

План……….…………………………………………………………стр.2

Введение…………………………………………………………….стр.3

Глава I. Сибирское казачье войско (XVI – первая четверть XX вв.)

1.1. Становление, развитие, структура и идеология

Казачества……….……………………………………….стр.5

1.2. Взаимоотношения с властями

1.2.1. XVI – XIX веков..…………………………………..стр.9

1.2.2. Первая четверть XX века………………………...стр.11

1.3. Политический раскол: причины и последствия…….стр.13

Глава II. Возрождение Сибирского казачьего войска на территории Сибири

2.1. Современное состояние казачества: цели, задачи, становление, структура и устав.........….………………………………………...стр.19

2.2. Социально- экономические факторы и проблемы становления современного казачества……….…………………………………стр.23

2.3. Казачество: его роль и место в политической и культурной жизни региона……………………………………………………………стр.25

Заключение...……………………………………………………….стр.33

Список используемой литературы и источников………………стр.35

Приложение……………………………………………………….стр.38

ВВЕДЕНИЕ

История казачества неотделима от истории России, на протяже­нии многих столетий казачий пояс надежно защищал рубежи государ­ства Российского. Казаки были не только воинами, но и рачительными хозяевами, они пахали землю, растили хлеб, воспитывали детей.

В последнее время тема казачества приобрела широкое общественно- политическое значение, и это вполне понятно: возрождается Россия, возрождается казачество и его составляющие.

Казачество России, будучи относительно немногочисленной частью населения, играло далеко не последнюю роль в истории страны на протяжении пяти столетий. Каждое из войск, в него входящих, имеет свое славное историческое прошлое, которым по праву может гордиться, но мы знаем, что последнюю и наиболее объективную оценку всему даст время. Современное могущество и благосостояние Отечества немыслимо без Сибири, поэтому история сибирского казачества заслуживает самого пристального внимания.

В XX веке многие ученые, политики, эксперты говорят об истории и возрождении Сибирского казачьего войска. Проблемам казачества уделяется все больше и больше внимания. Они становятся более актуальными для нынешнего поколения, ученые-историки и писатели на протяжении последнего десятилетия исследуют историю, культуру, одним словом, то, что неразрывно связано с сибирским казачеством, и, анализируя это, пытаются прийти к одному выводу: что же такое казачество?

Отмечая 420-летие Сибирского казачьего войска, все начинают понимать, что казачество в Сибири - не случайное и мимолет­ное явление истории России. Вполне закономерно в конце 1980-х гг. начался процесс его возрождения. Естественно, он вызвал в обществе не только неоднозначные, но порою и прямо противоположные оценки.

Изученность данной темы позволяет выделить два направления: историко-этнографическое и регионально-культурологическое.

Историко-этнографическое направление позволило проследить путь возникновения казачества на территории России и зарождения его в Сибири. Ряд источников позволяет проследить происхождение казачества как сословия.

Заслуга исследователей заключается в попытке проследить формирование, становление и развитие сибирского казачества как социального слоя на территории Западной Сибири выделив этапы: 1) освоение и завоевание казачеством сибирских земель (1581 - 1618 гг); 2) становление казачьих поселений и их хозяйственное развитие (1618-1861 гг); 3) трансформирование и расширение традиций и обычаев казачества среди коренного населения и переселенцев (1861-1917 гг).

Регионально-культурологическое направление в самой культурологии как научное направление только складывается. Но в своей основе оно опирается, с одной стороны на фундаментальные положения культурологии, а с другой стороны конкретные исследования культур в регионах. Регионально-культурологическое направление позволило рассмотреть и изучить материальную и духовную культуру Сибирского казачества.

Целью моей работы является – исследование проблем истории и возрождения сибирского казачества.

Для более четкого и полного раскрытия темы, я выработал следующие задачи:

1. анализ структурных изменений в организации войска;

2. изучение проблем взаимоотношений казачества и правительства на разных этапах развития;

3. определение места казачества в политической и культурной жизни региона.

 

 

ГЛАВА I

СИБИРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО

(XVI -первая четверть XX вв)

Становление, развитие, структура и идеология казачества

Сибирское казачье войско официально вело свое начало от 6 де­кабря 1582 г., когда, по летописному преданию, царь Иван IV Грозный особой грамотой за взятие Сибирского ханства наградил дружину Ер­мака наименованием «Царской Служилой Рати». Оно стало считаться третьим по старшинству ка­зачьим войском России после Донского и Терского.

Сибирское казачье войско - это осо­бое, исторически сложившееся государ­ственное учреждение Российской Им­перии, имевшее собственные террито­рию, управление, военную организа­цию, систему учебных заведений и хозяйственные структуры, которое существовало в XIX - начале XX вв. Казачье население войска, составлявшее отдель­ное войсковое сословие, отбывало осо­бую воинскую повинность, в основе которой лежали принципы: 1) пользо­вания землей за военную службу и 2) материального - полного или частично­го- самообеспечения при выходе каза­ков на эту службу[1].

Хотелось бы отметить основные этапы становления и развития Сибирс­кого казачьего войска.

I. «ГЕРОИЧЕСКИЙ» или «ДОИС­ТОРИЧЕСКИЙ» (конец XVI - начало XVIII вв.). Войско официально, после Высочайшего приказа 1903 г., вело свое начало от дружины Ермака (с того мо­мента, когда она была принята на царс­кую службу). Это старшинство утверж­далось в казачьей официальной и офи­циозной литературе, в том числе в брошюрах для нижних чинов, станичников и уча­щихся. Некоторые фамилии коренных (из бывших городовых) сибирских ка­заков действительно считали себя пря­мыми потомками ермаковцев.

Да, часть городовых казаков стала в XVIII в. яд­ром линейного казачества. Но Сибирс­кое линейное войско комплектовалось отнюдь не одними городовыми казака­ми. Точно так же и последние были об­разованы не из одних ермаковцев, ко­торые уцелели после «первого взятия» всего горсть, а в большей степени из «новоприборных». Поэтому эпоху осво­ения Сибири, когда казаки составляли основную массу военно-служилых лю­дей и вообще населения края, следует считать доисторическим этапом в раз­витии Сибирского войска, в этом пери­оде - его истоки.

Казачество рассматриваемой эпохи, являвшееся низшим слоем военно-слу­жилого сословия, сыграло выдающуюся роль в освоении Сибири. Особенно впечатляет тот факт, что за какие-то 35-40 лет казаки-землепроходцы прошли от Урала до Тихого океана, закрепив этот огромный, богатейший край за Рос­сией!.. Это время и эти дела воистину героические.

II. ПОГРАНИЧНЫЙ или ПРЕДЫСТОРИЯ ВОЙСКА (1715-1808 гг.)

Подэтапы:

А) 1715 г.- первая половина 1740-х гг.- это время основания иртышских крепостей, образования «крепостного» казачества, обеспечивавшего, вместе с казаками – «годовальщиками» из внутренних горо­дов Западной Сибири, коммуникации между крепостями;

Б) 1744 - 1770 гг. - это время созд­ания Сибирских военных (пограничных) линий: Ново-Ишимской, Иртышской и Колывано-Кузнецкой, - формирования «линейного» казачества, использовав­шегося в качестве «рабочих команд» в укреплении и обслуживании границы;

В) 1780 - 1808 гг. - это время, когда линейное казачество, выполняя прежние функции и увеличиваясь числен­но (за счет приписки городовых казаков, «солдатских детей», ссыльных и пр.), начинает приобретать качествен­но новые черты, а именно – появляются элементы войсковой организации: еди­ное наименование («Сибирских линий казаки»), общий атаман (в Омске), де­ление на сотни. В 1770—1780-е гг. все водворенные на линиях казаки получили собирательное наименование «Сибирских линий казаков», а также особое управление с общим атаманом (старшиной) в Омске, подчинявшимся командиру 24-й дивизии. Первым общим атаманом стал сотник Ф. Анциферов.

В XVIII — первой четверти XIX вв. основная задача Сибирского ка­зачьего войска заключалась в охране внутренних округов Западной Сибири, а с 1824 г. оно начинает посылать свои отряды на «внешнюю службу» в степь[2]. Таким образом, из средства защиты России войско превращается в орудие правительственной колонизации Казахстана и выдвигает передовые отряды и станицы в глубь степи.

III. ВОЕННО-ПОСЕЛЕННЫЙ ЭТАП истории войска (1808 - 1861 гг.). Официально Сибирское линейное каза­чье войско возникает с момента Высочайшего утверждения соответствующе­го доклада военного министра в 1808 г. 19 августа 1808 г. был высочайше утвержден доклад военного министра «О новом образовании Сибирского линейного казачьего войска», ставший первым законодательным положением о нем. Положение 1808г. уравняло «оклады» казаков разных линий, увеличило число казачьих офицеров (разрешило войсковому атаману избрать их из урядников), ввело в войске артиллерию, определило организацию войска на слу­чай войны. Во всем остальном положение лишь законодательно оформило ту практи­ку и те черты жизни, что сложились в XVIII в. и были регламентиро­ваны распоряжениями дивизионного начальства.

Основные причины создания: 1) необ­ходимость унификации юридического­ закрепления тех норм казачьей жиз­ни на Сибирских линиях, которые сфор­мировались в течение XVIII в., 2) пос­ле увода, в связи с антинаполеоновски­ми войнами, регулярных полков с ли­ний на запад и оставления границы напопечение одних казаков потребовалось немедленное военно-организационное укрепление линейного казачества[3].

Важным этапом в развитии сибирского казачества стали реформы эпохи Николая I, законодательно обобщенные положением о Сибир­ском линейном казачьем войске от 5 декабря 1846 г. Войско было передано в ведение Департамента военных поселений военного мини­стерства. Главное управление им принадлежало командиру Отдельного Сибирского корпуса (см. Приложение 3). Во главе «местного» управления стоял войско­вой наказной атаман, который руководил войском через войсковое дежурство (военная часть) и войсковое правление (гражданская часть) (см. Приложение 4). В станицах управляли «станичные начальники». Все должностные лица назначались. Сибир­ское войско имело свое казначейство, но особого суда, в отличие от Донского, не получило.

Это период, когда закрепощение го­сударством сибирского казака как лич­ности достигло апогея. Однако это зак­репление позволило создать такую военно-поселенную организацию (войс­ко), которая не только обеспечила стабильность границы, но и стала высоко­ эффективным орудием освоения земель.

IV. ЭТАП РЕФОРМ - ПЕРВЫЙ ШАГ К РАКРЕПОЩЕНИЮ(1861 -1881 гг.)
К 1860-м гг. Сибирское войско выпол­нило свои прежние функции: военные
линии из границы превратились во внутренние районы государства (в 1861г. из названия войска убрали слово «ли­нейное»), а «Степная Сибирь» и Семи­речье были присоединены и замирены. Войско надо было либо переселять на новую границу, либо реформироватьПоэтому правительство в эпоху великих реформ Александра II взяло курс на развитие частных казачьих хозяйств, на усиление эксплуатации естественных богатств войсковых территорий, чтобы превратить казачество из обузы государствен­ной казны в самообеспечивающуюся, самоокупаемую и отчасти самоуправля­емую вооруженную силу. Правительство отказалось от принципа всеобщности воинской повинности казаков.

Военная и гражданская стороны жизни казачьей общины были тесно переплетены. Положение 1870 г., попытавшееся провести разде­ление властей, создало на территории Сибирского к







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.