|
Политический раскол Сибирского казачьего войска: причины и последствияРеформы 1860-1870 годов существенно изменили войско. Они дали толчок бурному экономическому и культурному развитию и в то же время заложили в фундамент войскового организма мину замедленного действия. Казачество превратилось в замкнутое сословие, - правительство попыталось сделать из него самоокупаемую военную силу. Казакам дали наделы по 30 десятин земли на мужскую душу (33 га), а сроки службы сократили. Теперь казак должен был за счет хозяйственной эксплуатации своего надела зарабатывать деньги на приобретение строевого коня, шашки, пики, обмундирования и прочего снаряжения, за исключением винтовки. Из воина-скотовода, воина-торговца он превратился в земледельца, отбывающего воинскую службу на особых основаниях[8]. Так служба отошла на второй план, но роль ее была все же огромна. Военное обучение казака начиналось в семье и станичной школе. В19 лет он поступал в приготовительный разряд, а 21 год уходил на срочную службу, как правило, на границу с Китаем. Вернувшись, домой, казак в течение восьми лет должен был пройти 5 летних лагерных сборов, держать наготове коня и прочее снаряжение, дежурить при станичном правлении и т.д. Часть станиц была еще разбросана «оазисами» по степи. Такая уникальная конфигурация казачьей территории препятствовала развитию правильного войскового хозяйства и замедляло формирование самосознания сибирского казачества. Принудительный труд на войсковых предприятиях был отменен, а сами они были закрыты. Сибирское войско перестало быть пограничным, из его названия убрали слово «линейное», постоянная служба по станицам была отменен, а резервные команды распущены[9]. Изменилась и воинская повинность. Часть казаков, попадавшая по жребию в неслужилый разряд, вообще избавлялось от нее, платя налог в воинскую казну. Казаки же полевого разряда должны были служить 15 лет, но их двухлетнее нахождение в строевой части чередовались с четырехлетними льготами, во время которой они проживали дома, а затем на 7 лет они поступали в разряд внутренне-служащих. Понятие воинского долга, сословное самосознание были развиты настолько сильно, что казаки с гордостью говорили: «Казачья доля- не землю пахать, а саблей махать», «Солдат рождается крестьянином, а казак- казаком» и т.д. Однако следует отметить, что после первой русской революции казачество было обижено монархом и правительством. Подавляя революцию, они старались сочетать репрессивные методы с мерами, облегчавшими положение наиболее активных из враждебных им социальных групп. В частности, был сокращен до 3 лет срок воинской службы, но к казакам это не относилось. Таким образом, хотя и в слабых проявлениях, но волны 1-й русской революции докатились и до казаков. Надо упомянуть, что именно в 1905—1907 гг. произошло политическое становление нескольких казачьих революционеров (Е. Полюдов, В. Вяткин и др.), которые в 1917—1918 гг. проявят себя очень ярко. Наличие офицерского землевладения и тяготы воинской службы стали основными причинами внутреннего раскола в Сибирском войске в годы великой русской революции. Казачество не было единым. Расслоение в нем шло по разным линиям: сословной, земельно-правовой, имущественной, возрастной, но уровню образования. В эпоху Великой Российской революции 1917-1922 годов это расслоение приобрело политический характер и вылилось в противоборство внутри казачьего сословия, а затем и в его политический раскол. События1917 года в Сибирском казачьем войске в этом отношении очень показательны[10], так как именно в этом году расслоение вылилось в противоборство в Сибирском войске двух политических течений: «староказаков» (консерваторы) и «новоказаков» или «трудовых казаков» (демократы). Первые выступали за сохранение казачьего сословия, за углубления его сословной обособленности и борьбу с «германо-большевизмом» до победного конца. Их лозунгами были: неотъемлемая и неприкосновенная собственность войска на его земли и недра, глубокая войсковая автономия, снаряжение казаков на службу за счет войска, передача офицерских участков в войсковой запас, а оттуда- в юрты малоземельных станиц[11]. Вторые былиза отказ от сословности, снаряжение на службу за счет государства, отмены частной собственности на землю, передачи всех казачьих земель (юртовых тоже) в распоряжение органов областного крестьянско-казачьего самоуправления для уравнительного перераспределения их между землевладельцами, за сближение с крестьянством на почве раздела частновладельческих, в том числе офицерских, земель, они ориентировались на «революционную демократию» и страстно желали мира. Оба течения имели во главе представительные учреждения: «староказаки» - Войсковое правительство, избранное Большим кругом; «трудовые казаки» - Войсковой Совет казачьих депутатов, члены которого выбирались строевыми частями войска путем всеобщих, прямых, равных и тайных выборов. Таким образом, политический раскол казачества приобрел черты конфликта между «фронтом» и «тылом». На одной стороне были офицерство, интеллигенция, старики в станицах, на другой - фронтовики, «молодежь» и станичная «голытьба». Между «старо» и «новоказаками» существовал либеральный центр. Политическая платформа либералов была такова: гармоническое сочетание казачьих и общегосударственных интересов; военная служба казаков на равных основаниях с остальными гражданами; отчуждение офицерских земель; общее с крестьянами неказачьих районов земство, но самоуправление Сибирского казачьего войска в земельном отношении[12]. Все политические течения сибирского казачества, ведя идейную борьбу друг с другом, в то же время стремились, искренне и вынужденно, разрешить внутрисословные противоречия конституционно-законодательным путем, то есть путем социального соглашения или гражданского мира. Центральный же Совет казаков решил преобразоваться в «Партию трудового казачества». Ключевые положения проекта программы этой «партии», разработанного в середине августа, были таковы: изъятие земли из товарного оборота и передача ее тем, кто будет обрабатывать ее собственным трудом; отчуждение частновладельческих земель в войсковые земельные фонды; военная служба казаков на равных основаниях с остальными гражданами при снаряжении за счет государства; автономия областей и самоуправление казачьих войск на основе широкого выборного начала. Политическое жульничество со списком кандидатов в Учредительное собрание стало вершиной той политики морального и организационного подавления оппозиции, которую «староказаческий» президиум проводил в течение всего круга и которая вызвала возмущение в строевых частях[13]. Такая политика «староказаков» дала толчок к усилению внутрисословной борьбы. Быть может, при иных внешних условиях либерально-консервативному политическому течению и удалось бы путем парламентского подавления казачьей оппозиции и разночинцев обеспечить порядок и стабильность в войске. Но в условиях осени 1917г. «революционная демократия» не у пустила шанса и воспользовалась трениями между казаками. В условиях Октябрьской революции конфликт внутри казачества приобрел непримиримый характер, то есть размежевание в казачьей среде усилилось. Оппозиция, по свидетельству ее союзников и противников, была явна слаба[14]. Сибирское казачество, как известно, пользовалось некоторыми привилегиями по сравнению с крестьянами, и поэтому реакция летом и осенью 1917г. рассчитывала на него в своих планах борьбы с революционно настроенной частью населения города и села. В первую очередь буржуазия возлагала надежды на казачью верхушку, тесно связанную с монархическими элементами. Войсковая управа Сибирского казачества, находившаяся в Омске, выступала в фарватере буржуазной политики, изо всех сил старалась отвлечь родовое казачество от большевиков, чтобы изолировать казаков от крестьян и рабочих, верхушка войск проводила отдельно съезды и совещания, на которых обсуждались жгучие вопросы текущей политики, вырабатывалась программа действий. С первых же дней революции омские большевики стали бороться за отрыв трудового казачества от зажиточной части казачьего войска и влияния монархически настроенного офицерства. Борьба эта была трудной: предстояло преодолеть иллюзии, бытовавшие в среде казачества, об особом назначении казацкого сословия и его роли в укреплении единства русского государства. Особенно большая работа велась среди казачества в момент корниловского мятежа и во время ликвидации его последствий. Как известно, генерал Корнилов происходил из Сибирских казаков. Это обстоятельство было использовано контрреволюцией в целях воспитания в казачьих войсках доверия к нему и слепого подчинения его приказам и распоряжениям. Решение это, разумеется, не отражало интересов беднейшего казачества, составляющего большинство казачьего войска, а потому представители этой категории делегатов в знак протеста покинули съезд. Военный отдел Совета рабочих и солдатских депутатов горячо одобрил действие депутатов бедноты на съезде и призвал трудовое казачество к объединению с рабочим классом и беднейшим крестьянством под руководством большевистской партии. После этого большой и малый войсковые округа Сибирского казачьего войска также были объявлены контрреволюционными, а те, кто их возглавлял, арестованы. Совет казачьих депутатов 4 октября вынес постановление о своем объединении с Советом рабочих и солдатских депутатов. Итак, в течение лета 1917г. произошла перегруппировка политических течений Сибирского войска, изменились их позиции и масштабы влияния. Либеральный центр отказался от своих проектов реформ и, восприняв консервативные идеи, слился со «староказаками». «Новоказаки» же отказались от идеи саморасказачивания и «черного передела» земли, а после 2-го круга - даже «забыли» о своих обещаниях поделиться излишками офицерских и войсковых запасных участков с разночинцами. «Трудовые казаки» потерпели на 2-м круге поражение, но они консолидировались в рамках парламентской оппозиции и своей борьбой против выкупа и кадетского по составу списка кандидатов в Учредительное собрание создали трещину между лидерами и рядовыми участниками «староказаческого» движения. А омские последователи оппозиции перевели парламентскую борьбу в насильственную. Внутривойсковой политический кризис 4 - 6 октября 1917г. свидетельствовал, что идейный раскол внутри сибирского казачества перерастает в раскол организационно-политический и что внутрисословному «соглашательству» приходит конец[15]. Подпольные противобольшевистские организации существовали в Сибирском войске с января 1918 г. Казачье офицерство, изгнанное из армии и лишенное земельной ренты со своих участков, не желало сдаваться без сопротивления. Но только в мае-июне оно смогло приобрести сколько-нибудь широкую поддержку в станицах. Сибирское войско как автономная единица с приходом красной армии фактически было уничтожено. Сибирским революционным комитетом приказом № 1 от 2 декабря 1919 года по Сибирскому казачьему войску объявил о распространении на казаков общего с остальным населением управления, о передаче войсковых и офицерских участков в государственный земельный фонд. Чуть позже станицы были распределены между уездами и переименованы в волости. Так закончило свое существование Сибирское казачье войско, 300 лет верой и правдой служившей России. Попытка воссоздать Сибирское войско в 1921 г. во время грандиозного Западносибирского восстания, когда восставшие казаки организовали «Главный штаб Объединенного казачьего войска» и 1-ю Сибкавдивизию, успеха не имела. Остатки разгромленных казаков - повстанцев прорвались в Китай, но и там были добиты частями регулярной Красной Армии[16].
ГЛАВА II ВОЗРОЖДЕНИЕ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА НА ТЕРРИТОРИИ СИБИРИ ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|